ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2016/2014 от 12.02.2014 Сернурского районного суда (Республика Марий Эл)

 Дело №2-2016/2014

 Р Е Ш Е Н И Е

 И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

 пос. Параньга                         12 февраля 2014 года

 Сернурский районный суд Республики Марий Эл в составе:

 председательствующего судьи Гайнанова Р.Н.,

 при секретаре Валиевой Ф.С.,

 с участием заместителя прокурора Параньгинского района

 Республики Марий Эл Гилязева Р.Ф.,

 представителя ответчика - администрации муниципального образования

 «Городское поселение <данные изъяты>» <адрес>

 Республики Марий Эл в лице <данные изъяты> Тухватуллиной Г. Р.,

 представителей третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: – ОНД по <адрес> Республики Марий Эл в лице <данные изъяты> Сафина Т.Я.,

 - МУП «Водоканал» в лице <данные изъяты> Хасанова И.Т.,

 - администрации МО «<данные изъяты> муниципальный район»

 Республики Марий Эл Шайхутдиновой И.И.,

 участвующей по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ года,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Параньгинского района Республики Марий Эл в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Городское поселение <данные изъяты>» <адрес> Республики Марий Эл об обязании обеспечить меры по надлежащему содержанию пожарных гидрантов на территории муниципального образования «Городское поселение <данные изъяты>» <адрес> Республики Марий Эл,

 У С Т А Н О В И Л:

 Прокурор Параньгинского района Республики Марий Эл в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском, указанным выше, просит обязать администрацию муниципального образования «Городское поселение <данные изъяты>» <адрес> Республики Марий Эл обеспечить принятие мер по надлежащему содержанию пожарных гидрантов на территории муниципального образования «Городское поселение <данные изъяты>» <адрес> Республики Марий Эл, мотивируя тем, что прокурорской проверкой, проведенной ДД.ММ.ГГГГ совместно с ОНД по <адрес> РМЭ в деятельности администрации МО «Городское поселение <данные изъяты>» « выявлены нарушения требований федерального законодательства о пожарной безопасности: не принимается необходимые и достаточные меры, направленные на исполнение законодательства в сфере пожарной безопасности, по обеспечению в границах сельских населенных пунктов первичных мер пожарной безопасности, надлежащему содержанию пожарных гидрантов.

 В нарушение требований ч. 6 ст. 63, ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 г. №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» п. 8.6 СП 8.13130.2009, пожарные гидранты, расположенные на территории населенных пунктов МО «Городское поселение <данные изъяты>», не утеплены и не очищены от снега и льда. У гидрантов, а также по направлению к ним, не установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий, стойких к воздействию атмосферных осадков и солнечной радиации), на которых должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника. Просит обязать администрацию МО «Городское поселение <данные изъяты>» <адрес> утеплить и очистить гидранты от снега и льда_, - в двухдневный срок со дня вступления решения суда в законную силу; а также установить возле гидрантов, и по направлению к ним, соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий, стойких к воздействию атмосферных осадков и солнечной радиации) с четко нанесенными цифрами, указывающими расстояние до водоисточника, - в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

 В судебном заседании заместитель прокурора Параньгинского района Республики Марий Эл Гилязов Р.Ф. исковые требования уточнил, отказался от искового требования об установлении ответчику конкретных сроков для исполнения решения суда по настоящему иску. Уточненный иск поддержал полностью, по основаниям, изложенным в иске и просил суд удовлетворить уточненные исковые требования в полном объеме: обязать ответчика - администрацию МО «Городское поселение <данные изъяты>» <адрес> Республики Марий Эл очистить от снега и льда_, утеплить пожарные гидранты, расположенные в <адрес> по следующим адресам: - <адрес> - не очищен от снега, не утеплен, нет указателя; <адрес> - не очищен от снега, не утеплен, нет указателя; <адрес> - не утеплен, нет указателя; <адрес>, - не очищен от снега, не утеплен, нет указателя; <адрес> - не утеплен, нет указателя; <адрес> - не очищен от снега, не утеплен, нет указателя; <адрес> - не утеплен, нет указателя; <адрес> - не очищен от снега, не утеплен, нет указателя; <адрес> - не очищен от снега, не утеплен, нет указателя; <адрес> - не утеплен, нет указателя, <адрес> - нет указателя; <адрес> - не очищен от снега, не утеплен, нет указателя; <адрес> - не утеплен, нет указателя; <адрес> - указатель не соответствует требованиям; <адрес> – не очищен от снега, не утеплен, нет указателя; <адрес> - не очищен от снега, не утеплен, нет указателя; <адрес>, 3,5,13,19 - не очищен от снега, не утеплен, нет указателя; <адрес>,18 - не очищен от снега, не утеплен, нет указателя; <адрес>, 19 - не очищен от снега, не утеплен, нет указателя; <адрес> - не очищен от снега, не утеплен, нет указателя; <адрес> - не утеплен, пет указателя; <адрес> - не утеплен, нет указателя; <адрес> - не утеплен, нет указателя; <адрес> - не очищен от снега, не утеплен, нет указателя; <адрес> (<данные изъяты>) - не очищен от снега, не утеплен, нет указателя. Также просит суд обязать ответчика установить возле гидрантов, и по направлению к ним, соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий, стойких к воздействию атмосферных осадков и солнечной радиации) с четко нанесенными цифрами, указывающими расстояние до водоисточника. Считает, что в случае не принятия администрацией МО «Городское поселение <данные изъяты>» мер по надлежащему содержанию пожарных гидрантов в населенных пунктах данного муниципального образования, вызывает угрозу чрезвычайных ситуаций в случае возникновения пожаров в населенных пунктах.

 Ответчик – администрация МО «Городское поселение <данные изъяты>» <адрес> Республики Марий Эл в лице ее <данные изъяты> Тухватуллиной Г.Р. в судебном заседании исковые требования признала частично, суду пояснила, что как должностное лицо она согласна с иском в части необходимости установить указатели к пожарным гидрантам и водоемам, но в части содержания пожарных гидрантов, имеющихся на территории городского поселения <данные изъяты>, в надлежащем рабочем состоянии и очистки, утеплении их, она не согласна. На балансе администрации поселения водопроводная сеть с пожарными гидрантами отсутствует, у администрации городского поселения <данные изъяты> в собственности такого имущества не имеется. Водопроводные сети, имеющиеся в <адрес>, в соответствии с Актом приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ года, переданы в хозяйственное ведение МУП «Водоканал», на основании распоряжения главы администрации <данные изъяты> муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ года. Поскольку пожарные гидранты в собственности у ответчика отсутствуют, то в бюджете <данные изъяты> городской администрации денежных средств, необходимых на цели обеспечения надлежащего содержания пожарных гидрантов не предусмотрены; просит суд в удовлетворении иска прокурора отказать.

 Представитель третьего лица - <данные изъяты> ОНД по <адрес> РМЭ <данные изъяты> Сафин Т.Я. с уточненным иском прокурора согласен, просил суд удовлетворить иск. Суду пояснил, что по поручению прокуратуры Параньгинского района, ДД.ММ.ГГГГ года, а также дополнительно ДД.ММ.ГГГГ года, проводилась проверка исполнения ответчиком требований законодательства о пожарной безопасности в населенных пунктах данного сельского поселения. В ходе проверки путем объезда улиц поселка изучалось состояние источников наружного противопожарного водоснабжения, было установлено, что администрацией городского поселения <данные изъяты> не соблюдаются требования пожарной безопасности в части обеспечения надлежащего рабочего состояния пожарных гидрантов. Считает, что имеющиеся на территории городского поселения пожарные гидранты нельзя считать соответствующими требованиям пожарной безопасности и подготовленными к эксплуатации, т.к. у гидрантов, а также по направлению к ним, не установлены соответствующие указатели, на которых должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до пожарного гидранта (водоисточника).

 Представитель третьего лица - МУП «Водоканал Хасанов И.Т. в судебном заседании поддержал уточненные исковые требования прокурора, просил суд удовлетворить иск прокурора.

 Представитель третьего лица – администрации МО «<данные изъяты> муниципальный район» Республики Марий Эл Шайхутдинова И.И., участвующая по доверенности, с уточненным иском прокурора согласна, просила суд исковые требования удовлетворить.

 Выслушав объяснения сторон, представителей третьих лиц, исследовав материалы дела, заключение заместителя прокурора Параньгинского района РМЭ Гилязова Р.Ф., суд считает уточненные исковые требования прокурора в интересах неопределенного круга лиц необходимым удовлетворить, по следующим основаниям.

 Российская Федерация гарантирует судебную защиту прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, что закреплено ч.1 ст.46 Конституции РФ.

 Статьей 18 Конституции РФ установлено, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

 На основании ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

 Согласно п.п.8,9 ст.14 Федерального Закона от 06 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся в том числе обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

 Статья 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее Закон №69-ФЗ), определяет первичные меры пожарной безопасности как реализацию принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров, а также ч. 3 ст. 10, в соответствии с которой финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования является расходным обязательством муниципального образования.

 Статьей 19 Федерального Закона №69-ФЗ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских и сельских поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится в том числе: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем.

 В силу ч.4 ст.6 Федерального закона от 22.07.2008 г. №123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пожарная безопасность городских и сельских поселений, обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со ст.63 этого Закона.

 Статья 63 Федерального закона от 22.07.2008 г. №123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" предусматривает, что первичные меры пожарной безопасности включают в себя реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования, осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования, в том числе обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения,

 В соответствии со ст. 126 и ч.1 ст.127 указанного Закона, пожарный гидрант относится к пожарному оборудованию, которое должно обеспечивать возможность подачи огнетушащих веществ к месту пожара с требуемым расходом и рабочим давлением, необходимым для тушения пожара в соответствии с тактикой тушения пожаров, а также проникновения личного состава подразделений пожарной охраны в помещения зданий, сооружений и строений. Пожарные гидранты должны устанавливаться на сетях наружного водопровода и обеспечивать подачу воды для целей пожаротушения.

 В соответствии с п.80 Правил противопожарного режима в РФ органами местного самоуправления поселений и городских округов для целей пожаротушения создаются условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях в соответствии со статьей 19 Федерального закона «О пожарной безопасности».

 Согласно п.8.6 «Свода правил. Системы противопожарной защиты, источники наружного пожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности СП 8.13130.2009», утвержденных Приказом МЧС РФ от 25 марта 2009 года №178, пожарные гидранты должны находиться в исправном состоянии, а в зимнее время должны быть утеплены и очищаться от снега и льда. Дороги и подъезды к источникам противопожарного водоснабжения должны обеспечивать проезд пожарной техники к ним в любое время года. У гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий, стойких к воздействию атмосферных осадков и солнечной радиации). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника.

 Анализируя вышеуказанные нормы закона, определяющие основные положения регулирования в области пожарной безопасности, определяют, что поддержание пожарных гидрантов в исправном состоянии является одной из первичных мер пожарной безопасности, обеспечение которых в границах населенных пунктов поселения отнесено к полномочиям, и входит в обязанности администрации поселения, как исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления, в рамках организации мер пожарной безопасности, включая приведении пожарных гидрантов в исправное состояние, утепление и очистке их от снега и льда, установке к ним указателя.

 Таким образом, вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.

 Судом установлено, что ответчиком – администрацией «Городского поселения <данные изъяты>» не принимаются необходимые и достаточные меры, направленные на исполнение федерального законодательства в сфере пожарной безопасности, поскольку в случае неподготовленности имеющихся пожарных гидрантов, при не обеспечении населенных пунктов достаточным количеством источников наружного противопожарного водоснабжения, в случае возникновения пожара создается угроза жизни и здоровью людей и окружающей среде, что подтверждается следующими доказательствами.

 Как усматривается из материалов дела, в ходе прокурорской проверки, проведенной ДД.ММ.ГГГГ г., и дополнительно ДД.ММ.ГГГГ ОНД по <адрес> на территории «Городского поселения <данные изъяты>», пожарные гидранты в <адрес> и дер. <адрес> не очищены от снега и льда, не утеплены, в нарушении Свода Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. №390 п.55, СП 8.13130.2009 п.8.6. Возле гидрантов, а также по направлению к ним, не установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий, стойких к воздействию атмосферных осадков и солнечной радиации), на которых должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника.

 Указанные обстоятельства подтверждаются также справкой - сообщением начальника ОНД <адрес> РМЭ ФИО1 прокурору Параньгинского района по результатам проведенной проверки(л.д.4,5); с письменным пояснением суду третьего лица - ОНД <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о выявленных недостатках по содержанию пожарных гидрантов, с протоколом осмотра и перечнем пожарных гидратов, находящихся в состоянии ненадлежащего содержания, с приложенной фототаблицей.

 Как следует из Справки от ДД.ММ.ГГГГ г., представленной прокурору Параньгинского района начальником ОНД <адрес> майором внутренней службы ФИО1 с дополнительным письменным пояснением от ДД.ММ.ГГГГ г., с приложенной фототаблицей, проведенной проверкой источников наружного противопожарного водоснабжения населенных пунктов, расположенных на территории Муниципального образования «Городское поселение <данные изъяты>» <адрес> выявлены нарушения требований федерального законодательства о пожарной безопасности в деятельности ответчика - администрации МО «Городское поселение <данные изъяты>»: не принимается необходимые и достаточные меры, направленные на исполнение законодательства в сфере пожарной безопасности, по обеспечению в границах населенных пунктов поселения первичных мер пожарной безопасности, надлежащему содержанию пожарных гидрантов, в том числе имеющихся в <адрес> по следующим адресам: - <адрес> - не очищен от снега, не утеплен, нет указателя; <адрес> - не очищен от снега, не утеплен, нет указателя; <адрес> - не утеплен, нет указателя; <адрес>, - не очищен от снега, не утеплен, нет указателя; <адрес> - не утеплен, нет указателя; <адрес> - не очищен от снега, не утеплен, нет указателя; <адрес> - не утеплен, нет указателя; <адрес> - не очищен от снега, не утеплен, нет указателя; <адрес> - не очищен от снега, не утеплен, нет указателя; <адрес> - не утеплен, нет указателя, <адрес> - нет указателя; <адрес> - не очищен от снега, не утеплен, нет указателя; <адрес> - не утеплен, нет указателя; <адрес> - указатель не соответствует требованиям; <адрес> – не очищен от снега, не утеплен, нет указателя; <адрес> - не очищен от снега, не утеплен, нет указателя; <адрес> - не очищен от снега, не утеплен, нет указателя; <адрес> - не очищен от снега, не утеплен, нет указателя; <адрес> - не очищен от снега, не утеплен, нет указателя; <адрес> - не очищен от снега, не утеплен, нет указателя; <адрес> - не утеплен, пет указателя; <адрес> - не утеплен, нет указателя; <адрес> - не утеплен, нет указателя; <адрес> - не очищен от снега, не утеплен, нет указателя; <адрес> (<данные изъяты>) - не очищен от снега, не утеплен, нет указателя.

 Установленные в ходе прокурорской проверки недостатки в состоянии вышеуказанных пожарных гидрантов ответчиком в лице <данные изъяты> администрации <данные изъяты> городского поселения Тухватуллиной Г. Р. в судебном заседании не отрицались и подтверждаются материалами дела.

 Анализируя доводы представителя ответчика Тухватуллиной Г.Р. о том, что поскольку вышеуказанные пожарные гидранты на балансе у ответчика не состоят, то обязанности по утеплению пожарных гидрантов, очистке их от снега и льда, следует возлагать на собственника данного имущества, суд считает несостоятельными, поскольку из вышеприведенных положений Законов № 69-ФЗ, №123-ФЗ, №131-ФЗ и Правил пожарной безопасности следует, что поддержание находящихся на территории сельских поселений первичных средств пожаротушения в исправном надлежащем состоянии является публично-правовой обязанностью соответствующих органов местного самоуправления.

 Также несостоятельными суд считает доводы представителя ответчика Тухватуллиной Г.Р. о том, что для устранения всех недостатков, выявленных в ходе прокурорской проверки, у ответчика нет финансовых средств, ввиду отсутствия отдельной строки в расходной части бюджета поселковой администрации, не выделения необходимых денег из районного бюджета. Такие доводы ответчика суд оценивает критически, поскольку отсутствие денежных средств в бюджете администрации городского поселения, само по себе не является основанием для неисполнения надлежащим образом требований по обеспечению пожарной безопасности населенных пунктов и жителей, в них проживающих. Таким образом, суд считает, что данное обстоятельство не имеет правового значения и не может служить основанием для отказа в удовлетворении уточненного иска прокурора в интересах неопределенного круга лиц.

 Суд считает, что исполнение ответчиком обязанности по соблюдению требований пожарной безопасности не может быть поставлено в зависимость от наличия у него в собственности необходимого имущества или достаточности бюджетного финансирования, хотя и не лишает указанный орган права требовать от собственника имущества возмещения расходов, понесенных в связи с приведением такого имущества в надлежащее состояние и содержанием.

 С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что прокурор обоснованно обратился с иском в интересах неопределенного круга лиц в соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ и п.3 ст.35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации». Следовательно, требования прокурора законны и обоснованны, в связи с чем, подлежат удовлетворению.

 При вынесении решения суд исходит из положений ч.3 ст.123 Конституции Российской Федерации, которая предусматривает, что производство в суде осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

 Судом иск рассмотрен в пределах заявленных исковых требований. На основании ст. 56 ГПК РФ каждой стороне суд предоставил возможность доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Судом оценены представленные доказательства на основании ст. 67 ГПК РФ по своему внутреннему убеждению, основанном на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании их в ходе судебного разбирательства. При этом никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

 В соответствии со ст.196 ГПК РФ суд разрешил спор в пределах заявленного иска. Иных требований, иных доказательств, кроме изложенных выше, суду не представлено.

 На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

 Р Е Ш И Л:

 Исковые требования прокурора Параньгинского района Республики Марий Эл в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

 Обязать администрацию муниципального образования «Городское поселение <данные изъяты>» <адрес> Республики Марий Эл:

 - утеплить, очистить от снега и льда пожарные гидранты, находящиеся по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> (<данные изъяты>) в <адрес> Республики Марий Эл;

 - установить возле вышеуказанных пожарных гидрантов, и по направлению к ним, соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий, стойких к воздействию атмосферных осадков и солнечной радиации) с четко нанесенными цифрами, указывающими расстояние до указанных пожарных гидрантов.

 На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Марий Эл через Сернурский районный суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.

 Судья:                 Р.Н.Гайнанов

 Мотивированное решение составлено 17 февраля 2014 года.