Дело № 2-2017/2017
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«19» октября 2017 года город Севастополь
Балаклавский районный суд города Севастополя в составе председательствующего судьи Анашкиной И.А., при секретаре Ткач А.Р., с участием представителя истца ФИО1 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя к ФИО2 о признании права собственности на земельный участок отсутствующим, истребовании имущества из чужого незаконного владения, исключении сведений о границах земельного участка из государственного кадастра недвижимости,
Установил:
Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя обратился в Балаклавский районный суд города Севастополя с указанным исковым заявлением и просит суд признать отсутствующим право собственности ответчика на земельный участок общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №, истребовать его из незаконного владения ответчика в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Севастополя, а также исключить из Государственного кадастра недвижимости сведения о границах данного земельного участка.
Иск обоснован тем, что решением Инкерманского городского Совета Балаклавского района города Севастополя № 20/525 от «10» августа 2012 года «О даче согласия гражданам-членам ОК «<данные изъяты>» на разработку проекта землеустройства по отводу земельных участков общей ориентировочной площадью 10,0 га, расположенных в районе <адрес>, для строительства и обслуживания жилых домов, хозяйственных построек и сооружений (приусадебные участки)» дано согласие гражданам-членам ОК «<данные изъяты>» на разработку комплексного проекта землеустройства по отводу земельных участков общей ориентировочной площадью 10,0 га, для строительства и обслуживания жилых домов, хозяйственных построек и сооружений (приусадебные участки), расположенных в районе <адрес>.
На основании решения Инкерманского городского Совета Балаклавского района города Севастополя № 36/853 от «7» марта 2014 года «Об утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка и передаче в собственность гражданам-членам ОК «<данные изъяты>» земельных участков площадью по 0,06; 0,08 и 0,1 га для строительства и обслуживания жилых домов, хозяйственных построек и сооружений (приусадебные участки) по <адрес>» ответчику в собственность передан спорный земельный участок.
Между тем, согласно материалам проверки, предоставленным Прокуратурой Балаклавского района города Севастополя, Решение Инкерманского городского Совета Балаклавского района города Севастополя № 36/853 от «7» марта 2014 года «Об утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка и передаче в собственность гражданам-членам ОК «<данные изъяты>» земельных участков площадью по 0,06; 0,08 и 0,1 га для строительства и обслуживания жилых домов, хозяйственных построек и сооружений (приусадебные участки) по <адрес>» является незаконным, заявления членов ОК «<данные изъяты>» о выделении земельных участков в порядке бесплатной приватизации не поступали, проект землеустройства от граждан-членов кооператива не предоставлялся, не разрабатывался и не согласовывался органами государственной власти, по представленному кооперативом проекту отвода земельного участка согласования с Главным управлением Госкомзема в г. Севастополе и Управлением градостроительства и архитектуры Севастопольской городской государственной администрации отсутствуют. Указанное свидетельствует о том, что земельный участок, находящийся в собственности ответчика незаконно был поставлен на кадастровый учет, то есть он выбыл из государственной собственности в нарушение норм законодательства, действующего на момент возникновения правоотношений.
Представитель истца в судебном заседании заявленные требования поддержал, по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке, о причинах неявки суд не уведомил.
Поскольку ответчик в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом суд, с учётом отсутствия возражений представителя истца, руководствуясь положениями статьи 233 ГПК РФ, суд рассмотрел дело по правилам заочного производства.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения был извещен в установленном процессуальным законом порядке, о причинах неявки суд не уведомил.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившегося предстаивтеля тертьего лица.
Выслушав представителя истца, исследовав представленные лицами, участвующими в деле, доказательства, оценив их по своему внутреннему убеждению на предмет относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в совокупности, суд заключил о следующем.
Судом установлено, что на основании решения Инкерманского городского Совета Балаклавского района города Севастополя № 36/853 от «07» марта 2014 года «Об утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка и передаче в собственность гражданам-членам ОК «<данные изъяты>» земельных участков площадью по 0,06; 0,08 и 0,1 га для строительства и обслуживания жилых домов, хозяйственных построек и сооружений (приусадебные участки) по <адрес>» ответчику в собственность передан земельный участок общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №.
Согласно части 1 статьи 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
В соответствии с пунктом 1 части 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, вследствие чего применению к спорным правоотношениям подлежит действующее на момент их возникновения на территории города Севастополя и Республики Крым законодательство Украины.
Статьей 116 Земельного кодекса Украины предусмотрено, что граждане и юридические лица приобретают право собственности и право пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти либо органов местного самоуправления в рамках их полномочий, определенных настоящим кодексом, или по результатам аукциона.
Порядок бесплатной приватизации земельных участков гражданами определен частями 6-9 статьи 118 Земельного Кодекса Украины, в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, согласно которым граждане, заинтересованные в получении бесплатно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности для индивидуального дачного строительства в пределах норм бесплатной приватизации, подают ходатайство в соответствующую районную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственную администрацию или сельский, поселковый, городской совет по местонахождению земельного участка. В ходатайстве указывается целевое назначение земельного участка и его ориентировочные размеры. К ходатайству прилагаются графические материалы, на которых указано желаемое место расположения земельного участка. Уполномоченное учреждение рассматривает ходатайство в месячный срок и дает разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка или предоставляет мотивированный отказ в его предоставлении. Проект отвода земельного участка разрабатывается по заказу граждан лицами, имеющими соответствующие разрешения (лицензии) на выполнение этих видов работ, в сроки, которые оговариваются соглашением сторон. Разработанный проект землеустройства по отводу земельного участка подается Комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с согласованием документации по землеустройству. Районная, Киевская или Севастопольская городская государственная администрация или сельский, поселковый, городской совет в двухнедельный срок со дня получения согласованного проекта землеустройства по отводу земельного участка принимает решение об утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка и предоставления его в собственность.
Из статьи 9 Земельного кодекса Украины, в редакции, действовавшей на момент принятия распоряжения, следовало, что к полномочиям Инкерманского городского Совета в области земельных отношений на его территории относились, в частности, полномочия относительно распоряжения землями территориальной громады города, а также передаче земельных участков коммунальной собственности в собственность граждан и юридических лиц.
Документом, который устанавливает правоотношения по приобретению, прекращению, изменению права собственности на земельный участок в соответствии с действовавшим ранее на территории города Севастополя законодательством, является решение официального органа, который уполномочен передавать такие земельные участки в собственность.
Указанными нормами устанавливаются требования, согласно которым на момент принятия решения о передаче земельного участка в частную собственность, земельный участок должен быть сформирован, как отдельный объект гражданских прав, иметь установленные границы, определенное месторасположение.
Материалы дела не содержат доказательств обращения ответчика в Инкерманский городской Совет Балаклавского района города Севастополя с ходатайством о предоставлении в собственность спорного земельного участка, сведений о получении ответчиком соответствующего разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, а также утверждения уполномоченным органом проекта землеустройства по отводу земельного участка ответчику и предоставления его в собственность ответчика.
Таким образом, на момент принятия решения Инкерманского городского Совета Балаклавского района города Севастополя № 36/853 от «7» марта 2014 года, земельный участок не был сформирован в соответствии с требованиями земельного законодательства, соответственно, на основании статьи 79 Земельного кодекса Украины спорный земельный участок не мог быть объектом гражданских прав.
В силу положений части 4 статьи 123 Земельного кодекса Украины, проект землеустройства относительно отвода земельного участка согласовывается в порядке, установленном статьей 186-1 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 186-1 Земельного кодекса Украины, проект землеустройства относительно отвода земельных участков всех категорий и форм собственности подлежит обязательному согласованию с территориальным органом центрального органа исполнительной власти, осуществляющего реализацию государственной политики в сфере земельных отношений.
Проект землеустройства относительно отвода земельного участка в пределах населенного пункта или земельного участка за пределами населенного пункта, на котором расположен объект строительства или планируется размещение такого объекта, подается также на согласование в структурные подразделения районных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций в сфере градостроительства и архитектуры, а если город не входит в территории определенного района - в исполнительный орган городского совета в сфере градостроительства и архитектуры, а в случае, если такой орган не образован - в орган исполнительной власти Автономной Республики Крым по вопросам градостроительства и архитектуры или структурного подразделения облгосадминистрации по вопросам градостроительства и архитектуры (ч. 2 ст. 186-1 Земельного кодекса Украины).
Согласно части 4 статьи 186-1 Земельного кодекса Украины, разработчик представляет на согласование в орган, определенный в части первой статьи, по месту расположения земельного участка оригинал проекта землеустройства по отводу земельного участка, а в органы, указанные в частях второй и третьей настоящей статьи - заверенные им копии проекта.
В нарушение требований части 6, 7 статьи 118 Земельного кодекса Украины, статьи 186-1 Земельного кодекса Украины, решением Инкерманского городского Совета Балаклавского района города Севастополя № 20/525 от «10» августа 2012 года «О даче согласия гражданам-членам ОК «<данные изъяты>» на разработку проекта землеустройства по отводу земельных участков общей ориентировочной площадью 10,0 га, расположенных в районе <адрес>, для строительства и обслуживания жилых домов, хозяйственных построек и сооружений (приусадебные участки)» разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка предоставлено не гражданам-членам кооператива, а кооперативу, проект отвода земельного участка утвержден также кооперативу.
Согласно протоколу заседания постоянной комиссии по вопросам градостроительной политики, регулировании земельных и водных отношений, было принято решение отказать в утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка общей площадью 10,0 га и передаче в собственность гражданам-членам ОК «<данные изъяты>» (согласно приложению) земельных участков площадью по 0,1 га для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) в районе <адрес>. В графе альтернативное решение указано: утвердить проект, передать в собственность граждан (рукописный текст).
Между тем, из материалов дела усматривается, что вопреки положениям ст. ст. 81, 116, 186-1 Земельного кодекса Украины, проект землеустройства по отводу земельных участков гражданам-членам ОК «<данные изъяты>» не согласован с Главным управлением Госкомзема в г. Севастополе и Управлением градостроительства и архитектуры Севастопольской городской государственной администрации, обязательная государственная экспертиза проекта землеустройства по отводу земельных участков ОК «<данные изъяты> не проводилась, положительное заключение государственной экспертизы проекта не получено.
Согласно статье 301 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник имеет право истребовать своё имущество из чужого незаконного владения.
Установленные факты свидетельствуют о том, что спорный земельный участок выбыл из государственной собственности вопреки нормам законодательства, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений в связи с чем на основании ст. 301 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник имеет право истребовать своё имущество из чужого незаконного владения.
На основании изложенного, исковые требования об истребовании спорного земельного участка в государственную собственность субъекта федерации – города федерального значения Севастополя из чужого незаконного владения ответчика подлежат удовлетворению, поскольку он выбыл из собственности помимо его воли собственника.
Относительно полномочий Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя по обращению с данным иском суд отмечает следующее.
Согласно части 2 статьи 10 Земельного кодекса Российской Федерации субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
Законом города Севастополя от 25.07.2014 № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» установлено, что право на объекты недвижимого имущества, независимо от государственной регистрации данных прав, возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории города Севастополя в соответствии с нормативными актами, действовавшими до указанного момента, признается правами, установленными законодательством Российской Федерации, в частности - все земли, кроме частной и муниципальной собственности, признаются собственностью города Севастополя (пп.4 п.1 ст. 2 Закона № 46-ЗС).
Статьей 34 Устава города Севастополя предусмотрено, что Правительство Севастополя управляет и распоряжается собственностью города Севастополя в соответствии с законами города Севастополя, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление города Севастополя в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно статье 27 Закона города Севастополя «О Правительстве Севастополя» № 5-ЗС от 30.04.2014 (далее - Закон № 5-ЗС), Правительство Севастополя осуществляет контроль за использованием и охраной земель и других объектов недвижимости на территории города Севастополя, осуществляет управление в области земельных отношений.
В соответствии со статьей 23 Закона № 5-ЗС Правительство осуществляет свои полномочия непосредственно или через подведомственные ему исполнительные органы.
Пункт 1.1. Положения о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя» (далее - Положение), которое утверждено Постановлением Правительства Севастополя от 17.03.2015 № 188-ПП, указывает, что Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, реализующим государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере имущественных и земельных отношений, отраслевое и межотраслевое управление в сфере имущественных и земельных отношений, управление и распоряжение государственным имуществом, которое находится в собственности города Севастополя.
В соответствии с пунктами 2.1, 2.10, 2.13 указанного Положения основными задачами Департамента являются, в частности, проведение единой государственной политики в сфере управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами города Севастополя, осуществление контроля за использованием и сохранностью имущества и земельных участков, находящихся в собственности города Севастополя, осуществление защиты имущественных прав города Севастополя.
Таким образом, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в силу вышеприведенных положений закона наделен правом на обращение в суд с иском, направленным в защиту прав города Севастополя.
Исковые требования о признании отсутствующим права собственности на спорный земельный участок и исключении сведений о границах земельного участка из государственного кадастра недвижимости подлежат оставлению без удовлетворения как излишне заявленные, поскольку решение суда об истребовании у ответчика спорного земельного участка уже влечет наступление соответствующих правовых последствий в силу Закона.
Правовое значение государственной регистрации прав на недвижимость по Закону Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их ограничений» было аналогичным значению, которое придается этому акту Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в также Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав.на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
По смыслу названной статьи Закона в судебном порядке может быть оспорено зарегистрированное право, а не государственный акт о праве собственности, как заявлено истцом.
Государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» (ст. 70 ЗК РФ).
В соответствии с п. 5 ст. 4, ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом; кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в п. 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», истребование имущества из чужого незаконного владения ответчиков является основанием для погашения Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя записи о правах на спорный земельный участок, снятия его с кадастрового учета и аннулирования записи в государственном кадастре недвижимости.
По смыслу разъяснений, содержащихся в пункте 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010, оспаривание зарегистрированного права может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права отсутствующим тогда, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем истребования имущества из чужого незаконного владения, тогда как, в данном случае, право истца может быть защищено именно таким способом.
При указанных обстоятельствах, исковые требования законны, обоснованы и подлежат частичному удовлетворению.
В соответствии со статьей 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 300 рублей.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 103, 194-199, 233-235 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации,
Решил:
Исковые требования Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя удовлетворить частично.
Истребовать из незаконного владения ФИО2 земельный участок общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №, в собственность субъекта Российской Федерации– города федерального значения Севастополя.
В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.
Взыскать с ФИО2 в доход бюджета города Севастополя государственную пошлину в сумме 300 рублей.
Ответчик вправе подать в Балаклавский районный суд города Севастополя заявление об отмене заочного решения в течение 7 дней со дня получения его копии.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд путем подачи апелляционной жалобы через Балаклавский районный суд города Севастополя в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья И.А. Анашкина
Решение принято в окончательной форме «24» октября 2017 года.