ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2018/2014 от 28.04.2014 Псковского городского суда (Псковская область)

  Дело№2-2018/2014

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

*** 2014 года город Псков

 Псковский городской суд Псковской области в составе:

 судьи Емельяновой Л.В.

 при секретаре Душевской К.П.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании незаконным отказа Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома,

УСТАНОВИЛ:

 ФИО1 обратился в суд с заявлением, в порядке главы 25 ГПК РФ, о признании незаконным отказа Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области (далее по тексту - ГГУСЗН ПО) в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома и обязании повторно рассмотреть заявление о выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома.

 В обоснование заявленных требований указал, что 30.01.2014 года он (заявитель) обратился в ГГУСЗН ПО с заявлением о выдаче его семье, включенной в сводный список молодых семей – участников областной долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей Псковской области» на 2008-2010 годы, изъявивших желание принять участие в программе и получить социальную выплату в 2010 году, свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома. 10.04.2014 года в его адрес был направлен ответ ГГУСЗН ПО из которого следовало, что заявление рассмотрено на заседании комиссии ГГУСЗН ПО по вопросам предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома и по результатам рассмотрения отказано в выдаче названного свидетельства. Полагает, что основания для принятия решения об отказе в выдаче свидетельства со ссылкой на пункт 2 Положения о порядке выдачи Свидетельства являются незаконными и основанными на неправильном применении норм Положения.

 В связи с чем, заявитель просит суд признать незаконным отказ ГГУСЗН ПО в выдаче его семье свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома и обязать ГГУСЗН ПО повторно рассмотреть его заявление о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома в соответствии с Положением о порядке выдачи свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, утвержденного приказом ГГУСЗН ПО от 20.11.2009 года №456.

 В судебном заседании заявитель ФИО1 требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.

 В судебном заседании представитель заинтересованного лица – ГГУСЗН Псковской области заявленные требования не признала. Указала, что на заседании Комиссии ГГУСЗН ПО было рассмотрено заявление ФИО1 по вопросу выдачи свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома. По данному заявлению было принято решение об отказе в выдаче свидетельства, так как свидетельства выдаются молодым семьям согласно их очередности в Сводном списке молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году. Т.к. очередность семьи заявителя не наступила, то Комиссией было принято решение об отказе в выдаче свидетельства.

 Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

 Постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 N 285 утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" (далее по тексту - Правила).

 Указанные Правила устанавливают порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, которые могут направляться в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или займам, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам (далее - социальные выплаты), в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. N 675 (далее - подпрограмма).

 Правилами регламентирован порядок формирования списков молодых семей - участников подпрограммы.

 Согласно п. 17 Правил орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в документах, указанных в пункте 15 настоящих Правил, и в 10-дневный срок с даты представления этих документов принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы. О принятом решении молодая семья письменно уведомляется органом местного самоуправления.

 В силу п. 23 указанных Правил орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств, формирует заявку на выделение из федерального бюджета средств для софинансирования предоставления социальных выплат по форме согласно приложению N 4 и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по форме согласно приложению N 3 (далее - сводный список).

 Государственный заказчик подпрограммы с учетом средств, предусмотренных на реализацию подпрограммы в проекте федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год, полученных от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации заявок и сводных списков определяет для каждого субъекта Российской Федерации предварительные контрольные цифры в отношении бюджетных средств и доводит их в сроки, установленные государственным заказчиком подпрограммы, до органов исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации (пункт 25 Правил).

 Определение указанных контрольных цифр осуществляется исходя из количества молодых семей, включенных в сводные списки.

 Согласно пункта 26 Правил орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в планируемом году на основании сводного списка и с учетом предварительных контрольных цифр, определенных в соответствии с пунктом 25 настоящих Правил, и размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих такие жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств.

 В соответствии с пунктом 36 Правил орган местного самоуправления в течение 10 рабочих дней после поступления средств из бюджета субъекта Российской Федерации, предназначенных для предоставления социальных выплат, производит оформление свидетельств и выдачу их молодым семьям - претендентам на получение социальных выплат в порядке очередности, определенной списком молодых семей - претендентов на получение социальных выплат, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 26 настоящих Правил.

 В рамках реализации Постановления Правительства РФ от 13.05.2006 N 285 на территории Псковской области Постановлением Псковского областного собрания депутатов от 29 мая 2008 года №381 утверждена областная целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей Псковской области» на 2008-2010 годы.

 Анализ указанных выше норм позволяет сделать вывод, что предоставление социальных выплат путем оформления свидетельств производится в порядке очередности исходя из размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы.

 Из материалов дела следует, что заявитель ФИО1 составом семьи из трех человек: ФИО1, его супруга – К.О. и сын – К.Н. с 16.07.2009 года включены в Сводный список молодых семей – участников областной долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей Псковской области» на 2008-2010 годы, изъявивших желание принять участие в программе и получить социальную выплату в 2010 году по Псковской области, под номером 261 (л.д. 65).

 30 января 2014 года ФИО1 обратился с заявлением на имя начальника ГГУСЗН Псковской области, в котором просил выдать его семье свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома (л.д. 8).

 27 марта 2014 года на заседании Комиссии ГГУСЗН ПО по вопросам предоставления молодым семьям социальной выплаты на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома было рассмотрено заявление о выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома молодой семье К-вых.

 Решением Комиссии семье К-вых отказано в выдаче свидетельства, рекомендовано данный вопрос рассмотреть после наступления очередности молодой семьи (л.д. 66).

 10.04.2014 года в адрес ФИО1 направлен письменный отказ, который оспаривается заявителем (л.д. 6).

 В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

 В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

 нарушены права и свободы гражданина;

 созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

 на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

 Согласно ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

 Оспаривая отказ ГГУСЗН ПО в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, заявитель указывает на то, что данный отказ содержит ссылки на пункт 2 Положения о порядке выдачи Свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, утвержденного Приказом ГГУСЗН ПО, которым предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче оснований. Такого основания для отказа как не наступление очередности данное Положение не содержит. В связи с этим, заявитель полагает, что отказ ГГУСЗН ПО не основан на законе и его заявление подлежит повторному рассмотрению на заседании Комиссии.

 Суд не может согласиться с доводами заявителя, поскольку исходя из пункта 2 Положения о порядке выдачи Свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, утвержденного приказом ГГУСЗН ПО от 06.10.2008 года №414, свидетельства выдаются молодым семьям согласно с их очередностью в Сводном списке молодых семей, изъявивших желание получить субсидию в планируемом году.

 Как установлено судом и никем не оспаривалось, ни на момент обращения ФИО1 в суд, ни на момент судебного разбирательства, какого-либо решения об отказе семье ФИО1 в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты ГГУСЗН ПО не принималось.

 В оспариваемом отказе заявителю разъяснено, что его вопрос будет рассмотрен после наступления очерёдности молодой семьи, что соответствует Правилам предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" и Положению о порядке выдачи Свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома.

 С учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что ГГУСЗН ПО при рассмотрении заявления ФИО1, действовало в рамках возложенных на него полномочий, ответ об отказе в выдаче свидетельства, по мнению суда, не нарушает прав и законных интересов заявителя и не создает препятствий в осуществлении его прав, а лишь указывает на необходимость соблюдения очередности, установленной в Сводном списке молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату.

 На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 321 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

 Заявление ФИО1 оставить без удовлетворения.

 Решение в течение месяца может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд со дня изготовления мотивированного решения.

 Мотивированное решение изготовлено ***2014 года.

 Судья Псковского городского суда: Л.В. Емельянова

 Решение в апелляционном порядке не обжаловано.

 Вступило в законную силу.