ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2018/2023 от 11.08.2023 Кисловодского городского суда (Ставропольский край)

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

11 августа 2023 года в гор. Кисловодске

Кисловодский городской суд Ставропольского края в открытом судебном заседании под председательством судьи Супрунова В.М. при секретаре судебного заседания Годовых А.А. с участием истца и законного представителя несовершеннолетних истцов ФИО1, Ал.Л. - ФИО2 и её представителя по ордеру адв. ФИО3, представителя ответчика администрации гор. Кисловодска - ФИО4 и третьего лица Управления городского хозяйства администрации гор. Кисловодска - ФИО5 рассмотрел гражданское дело

по иску ФИО2 лично и в интересах несовершеннолетних детей ФИО1 и ФИО1 к администрации гор. Кисловодска и министерству строительства и архитектуры Ставропольского края об оспаривании постановления администрации, восстановлении семьи в списках молодых семей и выдаче свидетельства на получение выплат

у с т а н о в и л:

ФИО2 обратилась в суд с указанными требованиями, в обоснование которых она и её представитель, поддерживая доводы искового заявления, пояснили, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ рождения, имела семью в составе её самой, мужа ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ.р., и сыновей ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ.р., ФИО1, ДД.ММ.ГГГГр., которая состояла на учёте как молодая семья, нуждающаяся в улучшении жилищных условий. Согласно Постановлению администрации гор. Кисловодска от ДД.ММ.ГГГГ, им было выдано свидетельство (жилищный сертификат СК ) на право получения социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства молодым семьям, являющимся участниками мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении доступным и комфортным жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации. ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ. открыл в Сбербанке банковский счет для обслуживания целевых жилищных программ для покупки жилья по жилищному сертификату, а ДД.ММ.ГГГГ он заключил договор купли-продажи в простой письменной форме о приобретении в свою единоличную собственность квартиры по адресу: <адрес> с использованием материнского капитала и жилищного сертификата. Затем в срочном порядке ДД.ММ.ГГГГ. оформили нотариальное соглашение об оформлении купленной квартиры в общую долевую собственность всех членов семьи по <данные изъяты>. Несмотря на это соглашение, перечисление социальной выплаты на банковский счет для обслуживания целевых жилищных программ, управлением городского хозяйства администрации гор. Кисловодска не осуществлено и поскольку оплата за квартиру по программе не поступила, им пришлось расторгнуть договор купли-продажи квартиры и соглашение о распределении долей в силу отсутствия денег. ДД.ММ.ГГГГ истец получила письмо из УГХ администрации гор. Кисловодска (исх.) о том, что семья остается в списке участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» на общих основаниях. В связи с расторжением ДД.ММ.ГГГГ. брака она незамедлительно уведомила администрацию гор. Кисловодска об изменении состава её семьи и администрация гор. Кисловодска изменила её состав, исключив бывшего мужа ФИО8 постановлением от ДД.ММ.ГГГГ. «Об изменении состава семьи» до трёх человек - она и два сына. В ДД.ММ.ГГГГ года ею получено письменное уведомление УГХ администрации гор. Кисловодска от ДД.ММ.ГГГГ года за о снятии семьи с учета нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании п.2 ч.1 ст. 56 ЖК РФ. Также из УГХ получено постановление администрации гор. Кисловодска от ДД.ММ.ГГГГ об исключении её семьи из муниципальной программы и выписка из Протокола от ДД.ММ.ГГГГ. заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации гор. Кисловодска из которых следует, что принято решение об исключении ее семьи из муниципальной программы потому, что снование, что не член их семьи ФИО6 подал документы на покупку квартиры в Управление государственной регистрации кадастра и картографии по СК. Исключение семьи из программы считает незаконным и просит признать незаконным постановление администрации гор. Кисловодска от ДД.ММ.ГГГГ «Об исключении молодых семей из муниципальной программы «Развитие жилищно-коммунального хозяйства», в счет основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» и обязать администрацию гор. Кисловодска восстановить её семью из трёх человек в очереди по списку молодых семей - участников государственной программы Российской Федерации «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» №94; признать право её молодой семьи на участие в 2022 году в ведомственной целевой программе "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации"; возложить на администрацию гор. Кисловодска обязанность после включения молодой семьи в список молодых семей-участников подпрограммы в порядке очередности с учетом даты подачи заявления на получение социальной выплаты в 2022 году, направить уточненный список в министерство строительства и архитектуры Ставропольского края для включения семьи в сводный список; обязать министерство строительства и архитектуры Ставропольского края втечение 15 дней с момента получения уточненного списка молодых семей включить в сводный список молодых семей участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату и в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в 2022 году; обязать министерство строительства и архитектуры Ставропольского края предоставить семье ФИО9 социальную выплату в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг", государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" и выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства.

Ответчики иск не признали.

Представитель ответчика администрации гор. Кисловодска - ФИО4 полагает оспариваемое истцами постановление администрации гор. Кисловодска от ДД.ММ.ГГГГ «Об исключении молодых семей из муниципальной программы «Развитие жилищно-коммунального хозяйства», в счет основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», а также все совершённые в этой связи действия администрации и управления городского хозяйства законными и обоснованными. Просит в иске отказать.

Представитель третьего лица управления городского хозяйства администрации гор. Кисловодска - ФИО5 пояснила, что постановлением администрации гор. Кисловодска от ДД.ММ.ГГГГ. семья ФИО10 составом из 4 человек: она, муж, двое детей была признана нуждающейся в жилом помещении, применительно к основному мероприятию «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», а постановлением администрации гор. Кисловодска от ДД.ММ.ГГГГ. семья была включена в муниципальную программу «Развитие жилищно-коммунального хозяйства», в счет основного мероприятия «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в очередь под . Постановлением администрации гор. Кисловодска от ДД.ММ.ГГГГ. семье ФИО10 из 4 человек было выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещение или создание объекта индивидуального жилищного строительства как участникам мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», на сумму <данные изъяты> руб. А ДД.ММ.ГГГГ. ФИО7 по договору купли-продажи купил в собственность у ФИО11 квартиру по адресу: <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м. ДД.ММ.ГГГГ. ими было заключено дополнительное соглашение к договору от ДД.ММ.ГГГГ. о том, что покупателями по данному договору являются ФИО7, ФИО10, ФИО12 и ФИО12 в общедолевую собственность. Также ДД.ММ.ГГГГ. ФИО7, ФИО10, ФИО12, ФИО12 заключили между собой соглашение об оформлении этой квартиры в общую долевую собственность, а ДД.ММ.ГГГГ. расторгли его. Затем ДД.ММ.ГГГГ. ФИО11 и ФИО7 заключено соглашение о расторжении их договора купли-продажи После этого ДД.ММ.ГГГГ. ФИО11 снова заключила квартиры от ДД.ММ.ГГГГ. с ФИО7, Н.В., А.Л. и А.Л. договор купли-продажи квартиры, находящейся по адресу: <адрес> в общедолевую собственность. Постановлением администрации гор. Кисловодска от ДД.ММ.ГГГГ. состав семьи ФИО10 в связи с расторжением брака был изменен и считается в количестве 3 человек. По сведениям ЕГРН ФИО7, Н.В., А.Л. и А.Л. принадлежала на праве общедолевой собственности указанное жилое помещение - квартира. площадью <данные изъяты> кв.м. и постановлением администрации гор. Кисловодска от ДД.ММ.ГГГГ. семья ФИО10 в числе других исключена из программы «Развитие жилищно-коммунального хозяйства», в счет основного мероприятия «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» на основании ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации. Исковые требования не обоснованы и не подлежат удовлетворению в полном объеме.

В судебное заседание не явился ответчик министерство строительства и архитектуры Ставропольского края, его полномочный представитель представил письменное ходатайство о рассмотрении дела без их участия и свои возражения, в которых указала о несогласии министерства с исковыми требованиями, полагая их незаконными и необоснованными. Обеспечение жильем молодых семей регламентировано действующим законодательством. Социальные выплаты молодым семьям - участникам мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» предоставляютсяв соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010г. №1050. Финансирование мероприятий осуществляется за счет трех бюджетов - федерального, регионального и местного. Предоставление социальных выплат молодым семьям осуществляется с учетом размера субсидии из федерального бюджета Ставропольского края на основании списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году, сформированных исходя из сводного списка молодых семей - участников мероприятия, изъявивших желание получить социальную составленного министерством на основании предоставленных местного самоуправления списков молодых семей - участников о мероприятия, получить социальную выплату. Право молодой семьи на получение социальной выплаты удостоверяется именным документом - свидетельством о праве на получение социальной выплаты. Выдача свидетельства о праве на получение социальной выплатыосуществляется органом местного самоуправления муниципальногообразования на основании решения о включении молодой семьи в список участников основного мероприятия в соответствии с выпиской из списка претендентов. Согласно п.5 Правил, срок действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты составляет не более 7 месяцев с даты его выдачи, указанной в этом свидетельстве. Социальная выплата предоставляется владельцу свидетельства в безналичной форме путем зачисления соответствующих средств банковский счет, открытый в банке, на основании заявки банка на перечисление бюджетных средств. В соответствии с п. 24 Правил, орган местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом Российской Фед для участия в основном мероприятии, до 01 июня года, предшествующего планируемому формирует списки молодых семей - участников основного мероприятия изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта РФ. Одним из условий для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы является ее несоответствие требованиям, предусмотренным п.7 Правил, а именно: отсутствие у молодой семьи нуждаемости в жилом помещении. В Правилах под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.03.2005г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 01.03.2005г. по тем же основаниям, которые установлены ст. 51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.При определении уровня обеспеченности молодой семьи общей площадью жилого помещения, учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и/или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности.Согласно п.2 ч.1 ст. 56 ЖК РФ, граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.Таким образом, решения о признание молодой семьи нуждающейся вулучшении жилищных условий и её исключении из списка нуждающихся вулучшении жилищных условий, принимаются органами местногосамоуправления самостоятельно, без участия министерства.В соответствии с п.43 Правил, приобретаемое жилое помещение или построенный жилой дом оформляются в общую собственность всех членовмолодой семьи, указанных в свидетельстве о праве на получение социальнойвыплаты.Согласно п.47 Правил, орган местного самоуправления в течение 7 рабочих дней со дня получения от банка заявки на перечисление средств из местного бюджета на банковский счет проверяет ее на соответствие данным о выданных свидетельствах о праве на получение социальной выплаты и при их соответствии перечисляет банку средства, предоставляемые в качестве социальной выплаты, при условии соответствия представленных документов настоящим Правилам. При несоответствии заявки данным о выданных свидетельствах о праве на получение социальной выплаты либо при несоответствии представленных документов настоящим Правилам, перечисление указанных средств не производится, о чем орган местного самоуправления в указанный срок письменно уведомляет банк.В силу п.48 Правил, перечисление средств с банковского счета лицу, в пользу которого распорядитель счета должен осуществить платеж, осуществляется в безналичной форме в течение 3 рабочих дней со дня поступления средств из местного бюджета для предоставления социальной выплаты на банковский счет.Исходя из материалов, представленных органом местного самоуправления, свидетельство было выдано органами местного самоуправления молодой семье Егиазарян на срок до 11.12.2020г. (с учетом продления). Однако в указанный срок молодая семья договор купли-продажи не заключила. Представленный истцом договор купли-продажи датирован ДД.ММ.ГГГГ., т.е. заключён за пределами установленного свидетельством срока. Согласно п.52 Правил, в случае если владелец свидетельства о праве на получение социальной выплаты по какой-либо причине не смог в установленный срок действия этого свидетельства воспользоваться правом на получение выделенной ему социальной выплаты, он представляет в орган местного самоуправления, выдавший свидетельство, справку о закрытии договора банковского счета без перечисления средств социальной выплаты и сохраняет право на улучшение жилищных условий, в том числе на дальнейшее участие в мероприятии на общих основаниях. Иначе предоставление социальной выплаты будет являться нецелевым использованием бюджетных средств. На основании предоставленной администрацией гор. Кисловодска информации, семья ФИО2 включена министерством в сводный список на 2022г. под ( по гор. Кисловодску). Вместе с тем, с учетом размера субсидии из федерального бюджета бюджету Ставропольского края в список претендентов на 2022 года ФИО2 включена не была в связи с недостаточностью средств бюджета.Постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ. , в связи выявленными обстоятельствами об обеспеченности жильем, семья истца исключена из списка участников основного мероприятия на основании п.2 ч.1 ст. 56 ЖК РФ - отсутствие нуждаемости. Министерство не участвует в принятии органом местного самоуправления решения о признании молодой семьи нуждающейся в жилом помещении и об исключении её из списка нуждающихся. Сводные списки формируются министерством также на основании поступающей от органов местного самоуправления информации.Требование истца о возложении на министерство обязанности предоставить семье ФИО2 социальную выплату в рамках реализации программы является некорректным и не может быть удовлетворено также в cвязи отсутствием правовых оснований, подтверждающих нуждаемость, как один из основных критериев для участников Программы.Требование истца о включении в сводный список молодых семей участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату и в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в 2022 году является некорректным и не может быть удовлетворено, так как субсидии из федерального бюджета бюджету Ставропольского края на 2022 год уже выделены и распределены с учетом средств, которые планировалось выделить на софинансирование ochoвного мероприятия из бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов на 2022 год. Требование истца о выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплатытак же является незаконным, необоснованным и не может быть удовлетворено, так как выдача свидетельства о праве на получение социальной выплаты осуществляется органом местного самоуправления муниципального образования, в соответствии с п. 30 Правил. Таким образом, министерство действовало в рамках возложенных на него полномочий и обязанностей в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации. Просит в удовлетворении заявленных исковых требований отказать.С учётом ходатайства ответчика и мнения участвующих в деле лиц, дело рассмотрено судом в отсутствии стороны - министерство строительства и архитектуры Ставропольского края, согласно положениям ч.5 ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав участвующих в деле лиц и исследовав материалы дела, суд пришёл к следующему.

Доводы иска о том, что семья истца была признана молодой семьёй, нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена в очередь на получение социальной выплаты не оспариваются и подтверждены материалами дела:

- постановлением администрации гор. Кисловодска от ДД.ММ.ГГГГ. о включении семьи в муниципальную программу «Развитие жилищно-коммунального хозяйства», в счет основного мероприятия «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» и в очередь под ;

- постановлением администрации гор. Кисловодска от ДД.ММ.ГГГГ. о признании семьи ФИО10 на тот момент составом из 4 человек: она, муж и двое детей была признана нуждающейся в жилом помещении, применительно к основному мероприятию «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»;

- постановлением администрации гор. Кисловодска от ДД.ММ.ГГГГ. о признании нуждающейся семьи Егиазарян (4 человека) претендентами на получение в 2020г. социальных выплат в пределах средств краевого бюджета, включая субсидии, поступившие из федерального бюджета и бюджета гор. Кисловодска, очередь которых на ДД.ММ.ГГГГ. была ;

- постановлением администрации гор. Кисловодска от ДД.ММ.ГГГГ. о выдаче семье ФИО10 из 4 человек свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещение или создание объекта индивидуального жилищного строительства на основании их участия в мероприятии по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», на сумму <данные изъяты> руб.;

- самим свидетельством о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещение или создание объекта индивидуального жилищного строительства ДД.ММ.ГГГГ. на четырёх членов семьи Егиазарян, выданным ДД.ММ.ГГГГ. за подписью главы администрации гор. Кисловодска на сумму <данные изъяты> руб. со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ., а с учётом продления этого срока - до ДД.ММ.ГГГГ.

На основании данного свидетельства право на получение социальной выплаты Егиазарян не реализовано при следующих обстоятельствах.

ДД.ММ.ГГГГ. ФИО6 по договору от ДД.ММ.ГГГГ. купил у ФИО11 квартиру по адресу: <адрес> а ДД.ММ.ГГГГ. ими заключено дополнительное соглашение к договору о том, что покупателями по данному договору являются ФИО7, ФИО10, ФИО12 и ФИО12 в общедолевую собственность.

Также ДД.ММ.ГГГГ. ФИО13 заключили соглашение об оформлении этой квартиры в общую долевую собственность, а ДД.ММ.ГГГГ. это соглашение расторгли.

ДД.ММ.ГГГГ. ФИО11 и ФИО7 заключили соглашение о расторжении договора купли-продажи и после этого ДД.ММ.ГГГГ. ФИО11 названной квартиры от ДД.ММ.ГГГГ. снова заключила с ФИО6, Н.В., А.Л. и А.Л. договор купли-продажи квартиры <адрес> в общедолевую собственность покупателей.

Согласно представленных в дело выписок из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ. , , и право каждого покупателя на <данные изъяты> долю в праве на эту квартиру было зарегистрировано в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. и соглашения покупателей об общей долевой собственности от ДД.ММ.ГГГГ. а ДД.ММ.ГГГГ. совершена запись о прекращении их прав.

После прекращения зарегистрированных прав Егиазарян на квартиру, постановлением администрации гор. Кисловодска от ДД.ММ.ГГГГ. №72 состав семьи ФИО2 в связи с расторжением брака (свидетельство о расторжении брака от ДД.ММ.ГГГГ.) был изменён и постановлено считать в количестве трёх человек.

После чего в этом составе ФИО2 и двое детей, семья продолжала состоять на учёте как участница указанной Программы.

ФИО2 утверждает, что их права на квартиру,в т.ч. выбывшего из состава семьи ФИО6, и сам договор купли-продажи прекращены сторонами в связи с тем, что, оформляя данный договор, они (покупатели) надеялись получить социальную выплату как молодая семья и вместе с материнским капиталом оплатить стоимость квартиры продавцу ФИО11. Однако, несмотря на то, что такой договор был заключён и права всех (4) Егиазарян были зарегистрированы в ЕГРН, они покупку квартиры в полном объёме оплатить не смогли и поэтому договор купли-продажи расторгли. Вначале эти обстоятельства были восприняты администрацией правильно, но затем спустя длительное время на их основании и выписки из Протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации гор. Кисловодска от ДД.ММ.ГГГГ. принято оспариваемое постановление от ДД.ММ.ГГГГ об исключении её семьи из трёх человек из муниципальной программы «Развитие жилищно-коммунального хозяйства», в счет основного мероприятия «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

Основанием принятия оспариваемого постановления без изложения обстоятельств и мотивации указан п.2 ч.1 ст. 56 ЖК РФ. Согласно названной нормы, граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.

В представленной в дело выписке из Протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации гор. Кисловодска от ДД.ММ.ГГГГ. указано о принятии комиссией без участия Егиазарян решения об исключении из очереди молодой семьи Егиазарян на основании следующих изложенных в нём обстоятельств.

Постановлением администрации гор. Кисловодска от ДД.ММ.ГГГГ. семья ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ., составом семьи из 4-х человек признана нуждающейся в жилом помещении, применительно к основному мероприятию «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»; постановлением администрации гор. Кисловодска от ДД.ММ.ГГГГ. семья Егиазарян включена в муниципальную программу «Развитие жилищно-коммунального хозяйства», в счет основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

Молодая семья Егиазарян получила свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства . от ДД.ММ.ГГГГ. сроком до ДД.ММ.ГГГГ. (включительно). На основании писем управления городского хозяйства администрации гор. Кисловодска срок действия договора банковского счета для обслуживания целевых жилищных программ был продлён до ДД.ММ.ГГГГ. и до ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно представленному договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. супруг ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ приобрёл в собственность жилое помещение жилого общей площадью <данные изъяты> кв.м., где он являлся единоличным собственником помещения. Квартира была приобретена с использованием социальной выплаты, а также за счёт материнского (семейного) капитала.

ДД.ММ.ГГГГ. было составлено дополнительное соглашение к договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. об определении общедолсвой собственности по <данные изъяты> доле на состав семьи (супруг, супруга и 2 сына), а ДД.ММ.ГГГГ. составлено нотариальное соглашение об оформлении жилого помещения в общедолевую собственность семьи, которое расторгнуто ДД.ММ.ГГГГ.

Семьёй Егиазарян был оформлен договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ., таким образом, основания для перечисления социальной выплаты отсутствовали. ДД.ММ.ГГГГ. ФИО6 расторгает договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением администрации города-курорта Кисловодска состав семьи был изменён в связи с разводом от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно выпискам ЕГРН право собственности у семьи Егиазарян на жилое помещение прекратилось ДД.ММ.ГГГГ.

Из содержания оспариваемого постановления и положенной в его обоснование выписки из Протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что обстоятельства заключения и причины расторжения Егиазарян договора купли-продажи квартиры, а также довод о том, что без получения социальной выплаты семье не хватило денег оплатить стоимость квартиры комиссией и администрацией города (ответчиком) при принятии решения об исключении семьи из Программы в форме постановления от ДД.ММ.ГГГГ. не проверялись и надлежащей оценки не получили. Объяснения Егиазарян не были заслушаны и в протоколе не отражены.

Решения, принятые комиссией и администрацией, являются формальными и ошибочными по существу. Так, в названном протоколе указано, что квартира была приобретена Егиазарян с использованием социальной выплаты, а также за счёт материнского (семейного) капитала.

Это действительности не соответствует, - семья хотела приобрести квартиру с использование социальной выплаты и в п.5 договора купли-продажи квартиры стороны согласовали уплату цены как за счёт материнского (семейного) капитала, так и за счёт социальной выплаты в сумме <данные изъяты> руб., но фактически эта выплата не получена и не использована для оплаты квартиры. При неполной оплате приобретаемого недвижимого имущества (неисполнении встречного обязательства покупателем) сделка купли-продажи порочна по безденежности и потому расторгнута самими сторонами.

При таких обстоятельствах не было у администрации гор. Кисловодска законного оснований считать семью Егиазарян обеспеченной жилым помещением в виде указанной квартиры общей площадью <данные изъяты> кв.м., которую по факту они не приобрели в силу объективных причин - отсутствия финансовой возможности и применять к ней положения п.2 ч.1 ст. 56 ЖК РФ для исключения молодой семьи Егиазарян из муниципальной программы «Развитие жилищно-коммунального хозяйства», в счет основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

Согласно п.52 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010г. №1050, в случае если владелец свидетельства о праве на получение социальной выплаты по какой-либо причине не смог в установленный срок действия этого свидетельства воспользоваться правом на получение выделенной ему социальной выплаты, он представляет в орган местного самоуправления, выдавший свидетельство, справку о закрытии договора банковского счета без перечисления средств социальной выплаты и сохраняет право на улучшение жилищных условий, в том числе на дальнейшее участие в мероприятии на общих основаниях.

Эта норма, подлежавшая применению и позволявшая в рассматриваемом случае законно сохранить право семьи Егиазарян в изменённом составе (3 чел.) на участие в Программе, администрацией гор. Кисловодска неосновательно не была применена, а принято постановление, лишающее её таких прав.

Поэтому оспариваемое постановление администрации гор. Кисловодска от 30.11.2022г. в той части, в которой оно касается семьи Егиазаран (п. 1.10) следует признать незаконным, а семью восстановить в очереди молодых семей участников муниципальной программы «Развитие жилищно-коммунального хозяйства», в счет основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». и исковые требования истцов об этом удовлетворить.

Удовлетворение выше указанных исковых требований является восстановлением права данной молодой семьи на участие в ведомственной целевой программе "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", принимать отдельное решение и указывать его в резолютивной части о признании за семьёй такого права не требуется.

В остальной части исковые требования Егиазарян удовлетворению не подлежат.

Нельзя признать за истцами право на участие в прошедшем 2022 году в качестве молодой семьи в ведомственной целевой программе "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" и в этих целях возлагать на администрацию гор. Кисловодска обязанность после восстановления молодой семьи в списке участников подпрограммы на получение социальной выплаты в 2022 году направить уточненный список в министерство строительства и архитектуры Ставропольского края для включения семьи в сводный список прошлого года.

После восстановление прав молодой семьи на участие в Программе она в ней участвует на общих основаниях в порядке своей очереди и реализовать право на получение социальной выплаты может в будущем. Та социальная выплата (<данные изъяты> руб.), на получение которой ДД.ММ.ГГГГ. выдавалось свидетельство ДД.ММ.ГГГГ за Егиазарян в счёт бюджетных (консолидированных) обязательств не зарезервирована и не может быть выплачена без нарушения бюджетного законодательства.

Кроме того, с изменением состава семьи изменяется и размер социальной выплаты.

Нет законных оснований обязывать министерство строительства и архитектуры Ставропольского края втечение 15 дней с момента получения уточненного списка молодых семей включить в сводный список молодых семей участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату и в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в 2022 году. Все действия, подлежащие совершению министерством в рамках Программы, урегулированы законом и действующими Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (утв. Пост. Правительства РФ от 17.12.2010г. №1050). В данном деле не доказано и судом не установлено нарушение данным ответчиком указанных и иных правовых норм в ущерб интересам истцов. Обязывать министерство к соблюдению правовых предписаний по требованиям Егиазарян на будущее оснований не имеется.

Суд также отказывает в удовлетворении искового требования об обязании министерства строительства и архитектуры Ставропольского края предоставить семье ФИО9 социальную выплату в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг", государственной программы РФ "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" и выдать истцам свидетельство о праве на получение социальной выплаты.

Решение о выплате конкретной молодой семье социальной выплаты и выдача на её получение соответствующего свидетельства производится на уровне местного самоуправления в пределах выделенных на то муниципальному образованию бюджетных средств. Семья Егиазарян проходила эти процедуры и получала свидетельство ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ. за подписью главы администрации гор. Кисловодска, а не должностного лица министерства строительства и архитектуры Ставропольского края.

Так же значимо и то обстоятельство, указанное в возражениях представителя министерства, что на основании предоставленной администрацией гор. Кисловодска информации семья ФИО2 включена в сводный список на 2022г. под №922 (№27 по гор. Кисловодску), однако, с учетом размера субсидии из федерального бюджета бюджету Ставропольского края в список претендентов на 2022 года семья Егиазарян не включена за недостаточностью средств бюджета.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковые требования, предъявленные ФИО2 лично и в интересах несовершеннолетних детей ФИО1 и ФИО1 к администрации гор. Кисловодска и министерству строительства и архитектуры Ставропольского края об оспаривании постановления администрации, восстановлении семьи в списках молодых семей и выдаче свидетельства на получение выплат - удовлетворить частично.

П р и з н а т ь незаконным с момента принятия постановление администрации гор. Кисловодска от ДД.ММ.ГГГГ «Об исключении молодых семей из муниципальной программы «Развитие жилищно-коммунального хозяйства», в счет основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»;

О б я з а т ь администрацию гор. Кисловодска восстановить семью ФИО2 из трёх человек (она и двое несовершеннолетних детей - ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ., и ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ.) в очереди по списку молодых семей - участников названной Программы с учётом даты подачи Егиазарян заявления на участие в данной Программе.

В удовлетворении исковых требований ФИО2, ФИО1 и ФИО1: о возложении на администрацию гор. Кисловодска обязанности после включения истцов в список молодых семей - участников Программы направить уточненный список в министерство строительства и архитектуры Ставропольского края для включения семьи в сводный список; об обязании министерства строительства и архитектуры Ставропольского края втечение 15 дней с момента получения уточненного списка молодых семей включить истцов в сводный список молодых семей участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в 2022 году; об обязании министерства строительства и архитектуры Ставропольского края предоставить семье Егиазарян социальную выплату в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг", государственной программы РФ "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" и выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты - о т к а з а т ь.

Решение можно обжаловать в Ставропольский краевой суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

П р е д с е д а т е л ь с т в у ю щ и й,

судья Кисловодского городского суда В.М. Супрунов