ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2019/19 от 10.07.2020 Ивановского районного суда (Ивановская область)

Дело № 2-48/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 июля 2020 года город Иваново

Ивановский районный суд Ивановской области в составе:

председательствующего судьи Алексеевой К.В.,

при секретаре Поспеловой А.Л.,

с участием

представителя истица - ответчика Администрации Коляновского сельского поселения – ФИО1,

ответчика - истца ФИО3,

представителей третьего лица ООО «ЗЕВС» Ритуальные услуги» – Смирновой М.В., Шмыровой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Администрации Коляновского сельского поселения к ФИО3 о сносе сооружения на захоронении и по встречному исковому заявлению ФИО3 к Администрации Коляновского сельского поселения о возложении обязанности по оформлению земельного участка под семейное захоронение,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Коляновского сельского поселения обратилась в суд с настоящим иском, в котором с учетом представленного в порядке ст. 39 ГПК РФ заявления об уточнении требований, просит признать сооружение на захоронении умершего ФИО5 в квартале на кладбище в <адрес>, имеющее параметры: фундамента под ограду 3,57Х2,81Х0,25 м., ограды в виде кирпичной кладки из красного кирпича 3,4Х2,61Х1,45 м. самовольной постройкой и обязать ответчика привести названную самовольную постройку в соответствие с пунктами 2.4, 3.2 Правил работы муниципальных кладбищ и порядка их содержания, утвержденных Решением Совета Коляновского сельского поселения от 28.01.2011 года № 71, а именно – установить ограду в пределах отведенного под захоронение ФИО5 земельного участка площадью 5 кв.м., не превышающую параметры 2,0Х2,5Х1 м.

Заявление мотивировано тем, что <адрес> в соответствии с п. 5 ст. 1 Закона Ивановской области от 25.02.2005 года № 40-ОЗ «О сельских поселениях в Ивановском муниципальном районе» находится на территории Коляновского сельского поселения.

Администрация Коляновского сельского поселения Ивановского муниципального района в соответствии с Уставом Коляновского сельского поселения, абз. 2 ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 4 ст. 2 Соглашения о передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения Ивановского муниципального района Администрации Коляновского сельского поселения от 30.12.2016 года в действующей редакции является исполнительным органом местного самоуправления сельского поселения, уполномоченным на содержание мест захоронения, находящихся в ведении сельских поселений.

Правила работы муниципальных кладбищ и порядка их содержания утверждены Решением Совета Коляновского сельского поселения от 28.01.2011 года № 71 «О мерах реализации закона РФ «О погребении и похоронном деле».

В целях соблюдения требований, установленных решением Совета Коляновского сельского поселения от 28.01.2011 года № 71, распоряжением Администрации Коляновского сельского поселения от 19.06.2019 года № 58 создана временная комиссия по обследованию захоронения на кладбище в <адрес>.

Поводом к созданию комиссии, обследованию захоронений на кладбище в <адрес> послужили многочисленные жалобы физических лиц, имеющих захоронения в непосредственной близости от захоронения ФИО5 в квартале на кладбище в <адрес>. Граждане, имеющие в непосредственной близости с захоронением ФИО5 захоронения своих родных, говорили о том, что ограждение на захоронении ФИО5 выходит за пределы отведенного под него земельного участка, затрудняет проход к захоронениям, делает невозможным установку намогильных сооружений.

По результатам обследования комиссией участка с захоронением умершего ФИО5 установлено, что фундамент под ограду имеет размер 3,57Х2,81Х0,25 м., ограда в виде кирпичной кладки из красного кирпича имеет размер 3,4Х2,61Х1,45 м.

Комиссия пришла к выводу, что общий размер установленного сооружения составляет 3,57Х2,81Х1,7 м., что превышает допустимые размеры намогильных сооружений (2,5Х2,0Х1,0 м.), установленные п. 3.2 Правил работы муниципальных кладбищ и порядка их содержания, утвержденных Решением Совета Коляновского сельского поселения от 28.01.2011 года № 71.

25.06.2019 года в адрес ответчика направлено уведомление о необходимости принять меры по устранению допущенного нарушения (превышения допустимых размеров намогильных сооружений) в течение 20 дней с момента получения уведомления. Уведомление получено ФИО3 04.07.2019 года, однако до настоящего времени требования, изложенные в нем, им не выполнены.

При указанных обстоятельствах, ссылаясь на положения ст. 222 ГК РФ, истец был вынужден обратиться в суд с настоящим иском.

Протокольным определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО «ЗЕВС» Ритуальны услуги».

ФИО3 обратился с встречным иском к Администрации Коляновского сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области, в котором с учетом представленного в порядке ст. 39 ГПК РФ заявления об уточнении требований, просил: 1) признать в актах обследования № 1 от 21.06.2019 года и № 2 от 15.11.2019 года с приложениями №№1,2 записи: а) «мастер кладбища ООО «ЗЕВС» Ритуальные услуги» - ФИО7; б) «фундамент под ограду имеет размер 3,57Х2,81Х0,25»; в) « - ограда в виде кирпичной кладки из красного кирпича имеет размер 3,4Х2,61Х1,45»; г) «Таким образом, общий размер установленного сооружения составляет 3,57Х2,81Х1,7», что превышает допустимые размеры намогильных сооружений (2,5Х2Х1), установленные п. 3.2 Правил работы муниципальных кладбищ и порядка их содержания, которые утверждены Решением Совета Коляновского сельского поселения от 28.01.2011 г. № 71 «О мерах по реализации закона РФ «О погребении и похоронном деле» на территории Коляновского сельского поселения» (В актуальной редакции от 25.07.2013 г. № 219); - недостоверными; 2) признать названные акты с приложениями недействительными; 3) признать земельный участок первого захоронения нового семейного захоронения Ш-вых на кладбище <адрес>, квартал за ФИО5, умершим ДД.ММ.ГГГГ, общей площадью 5 кв.м. и имеющим размер 1,79Х2,81 м.; 4) признать земельный участок второго захоронения нового семейного захоронения Ш-вых на кладбище <адрес>, квартал , как место захоронения под будущее погребение, общей площадью 5 кв.м. и имеющим размер 1,79Х2,81 м.; 5) обязать ФИО4 сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области выдать ФИО3 удостоверение на новое семейное захоронение под две могилы с общей площадью 10 кв.м. и с указанием следующих реквизитов: первое захоронение: ФИО5 – отец; свидетельство о смерти от 22.09.2016 года; выдано Правительство Ивановской области Комитет Ивановской области ЗАГС (Комитет ЗАГС) филиал по регистрации смерти по городу Иваново и Ивановскому району; второе захоронение _____ ФИО, свидетельство о смерти № _____ от ___; Выдано _____: 6) обязать Администрацию Коляновского сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области зарегистрировать первое захоронение нового семейного захоронения Ш-вых на кладбище <адрес>, квартал за ФИО5, общей площадью 5 кв.м. в книге установленной формы и обеспечить ей вечное хранение.

При разрешении судом вопроса о принятии к производству встречного иска, в качестве самостоятельных требований были приняты требования, указанные в настоящем решении под №№ 2,3,4,5,6, требование под № 1 в качестве самостоятельного судом к рассмотрению не принято, согласно протокольного определения суда от 19.03.2020 года, поскольку суд определил рассматривать их в качестве оснований требования о признании актов недействительными.

Встречный иск мотивирован тем, что 21.09.2016 года ФИО3 обратился в филиал ООО «ЗЕВС» Ритуальные услуги» за ритуальными услугами по захоронению ФИО5 Сотрудники названной организации заверили его, что предоставляют земельные участки под семейное захоронение. ФИО3 согласился на выделение ему земельного участка на Панеевском сельском кладбище под семейное захоронение под 2 погребения, что предполагает минимум 2 могилы под 2 захоронения тел в гробах. Общество предоставило ответчику-истцу ранее подготовленный и заполненный Администрацией Коляновского сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области бланк заявления от 21.09.2016 года под семейное захоронение на имя главы Администрации Коляновского сельского поселения, в котором ФИО3 поставил только подпись. В заявлении указано – «первое захоронение: ФИО22.; второе захоронение – не заполнено». 21.09.2016 года истцом-ответчиком выдано разрешение на произведение захоронения ФИО5ДД.ММ.ГГГГ на сельском кладбище в <адрес> Ивановского муниципального района Ивановской области в новое захоронение.

ИП ФИО11 предоставила ФИО3 счет-заказ от 20.09.2016 года на общую сумму 34230 рублей, в п. 4 которого указано – могила, новый участок, площадь участка 5 кв.м., стоимость 4300 рублей. В п. 7 названного документа указано - копка могилы 50% (при заказе лакированного гроба) 2150 рублей. Но 21.09.2016 года ИП ФИО11 предоставила счет-заказ на похороны № 812 от того же числа на общую сумму 28590 рублей, в п. 15 названного документа указано – гроб лакированный В-4, классик, 1 шт. стоимостью 12630 рублей. В данном документе отсутствует указание на предоставление услуги по копке могилы стоимостью 50%, что равно 2150 рублей.

21.09.2016 года ООО «ЗЕВС» Ритуальные услуги» предоставило счет-заказ на похороны № 653 на общую сумму 6540 рублей, в который включены 3 позиции: 1) могила 3, 1 шт., цена 4300 рублей; 2) увеличение стоимости могилы на 50% при заказе лакированного и расширенного гроба, 1 шт., цена 2150 рублей; 3) удостоверение, 1 шт., цена 90 рублей. Оплата названных позиций была произведена заказчиком в полном объеме, что подтверждается соответствующим чеком от 21.09.2016 года.

Истец указывает, что 21.09.2016 года сотрудник Общества ему пояснил, что оплата позиции 2 последнего из названных счет-заказов является оплатой второго захоронения, которое, как выяснилось позднее, Администрация Коляновского сельского поселения выделяет бесплатно.

С учетом изложенного ответчик-истец считает, что он оплатил земельный участок под новое семейное захоронение (под 2 погребения).

В качестве доказательства, подтверждающего продажу Обществом земельных участков под захоронение, ФИО3 сослался на удостоверение о захоронении от ДД.ММ.ГГГГ, выданное ему на умершего ФИО5 с указание нового земельного участка площадью 5 кв.м. При этом считал, что в данном удостоверении размер земельного участка под захоронение должен быть указан равным, как минимум 7,5 кв.м. в соответствии с содержанием счет-заказа на похороны .

Кроме того, ФИО3 считает, что Общество осуществляет продажу участков, поскольку в п. 5 прейскуранта на похоронные услуги кладбища в <адрес> от 09.12.2015 года, утвержденном руководителем Общества ФИО11, указано следующее – при срочном заказе стоимость могилы увеличивается на 50%.

ФИО3 полагает, что истцу-ответчику было известно о продаже Обществом земельных участков под захоронение, ввиду тесных взаимоотношений между администрацией и Обществом.

Считал, что ООО «ЗЕВС» Ритуальные услуги» не имело право выдавать ему удостоверение на захоронение, поскольку такое удостоверение с указанием площади захоронения 10 кв.м. ему должна была выдать сельская администрация, как собственник земельного участка.

22.09.2016 года сотрудник Общества ФИО2 произвела в журнале захоронений реестровую запись № 440, о том, что 22.09.2016 года на земельном участке под первое захоронение – 5 кв.м. произведено захоронение ФИО5, тогда как такой журнал должна вести администрация, обеспечив ему вечное хранение в силу содержания п. 2.10 Правил работы муниципальных кладбищ и порядка их содержания.

Летом 2017 года персонал Администрации Коляновского сельского поселения указал ответчику-истцу границы земельного участка под новое семейное захоронение под 2 могилы, установив колышки по его периметру. В соответствии с указанными границами ФИО3 установил временное ограждение земельного участка. Летом 2018 года ФИО3 установил опалубку по границам земельного участка нового семейного захоронения, выполненного под 2 могилы, граница которого тогда же дополнительно указал ему персонал администрации.

Указанное позволяет ответчику-истцу сделать вывод, что ему был предоставлен под захоронение земельный участок площадью 10 кв.м.

В судебном заседании представитель истца-ответчика Администрации Коляновского сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области – ФИО1, действующая на основании надлежащим образом оформленной доверенности, заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, с учетом заявления об уточнении его предмета. Против удовлетворения встречного иска возражала по основаниям, изложенным в письменных возражениях на него, приобщенных к материалам дела (т. 2 л.д. 83-85). При этом просила установить ФИО3 срок для исполнения судебного акта, в случае принятия судом положительного решения по требованиям администрации, равным 30 дням с даты его вступления в законную силу.

Ответчик-истец ФИО3 в судебном заседании возражал против удовлетворения требований администрации по основаниям, подробно изложенным в возражениях на него и во встречном иске, поддержал свое встречное исковое заявление. Не отрицал факт возведения им ограды, которая существует и на дату разрешения спора, в параметрах, отраженных в представленном им акте и схемах к нему № 1 и № 2, составленных ООО «ОЛИМП-ПЛАЗА» (т. 2,. д. 156,157).

Представители третьего лица ООО «ЗЕВС» Ритуальные услуги» - адвокаты Смирнова М.В. и Шмырова С.В., действующие на основании надлежащим образом оформленной доверенностей, ордеров, в судебном заседании требования истца-ответчика поддержали, против удовлетворения встречного иска возражала по основаниям, изложенным в письменном отзыве, приобщенном к материалам дела (т. 2, л.д. 103-105).

Суд, выслушав объяснения сторон, представителей третьего лица, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В силу п. 1 ст. 222 ГПК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

Не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.

Как следует из п. 2 той же статьи лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.

Использование самовольной постройки не допускается.

Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных п. 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления.

В силу п. 3.1 ст. 222 ГК РФ решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями принимается судом либо в случаях, предусмотренных п. 4 настоящей статьи, органом местного самоуправления поселения, городского округа (муниципального района при условии нахождения самовольной постройки на межселенной территории).

Отношения, связанные с погребением умерших, регулирует Федеральный закон от 12.01.1996 года № 8-ФЗ «О похоронном деле».

В соответствии с положениями ст. 18 указанного закона общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления определяют порядок деятельности общественных кладбищ.

Согласно ст. 21 того же закона гражданам могут предоставляться участки земли на общественных кладбищах для создания семейных (родовых) захоронений в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

Как следует из ч. 5 ст. 16 указанного Федерального закона размер бесплатно предоставляемого участка земли на территориях других кладбищ для погребения умершего устанавливается органом местного самоуправления таким образом, чтобы гарантировать погребение на этом же участке земли умершего супруга или близкого родственника. При этом согласно положениям названной нормы земельный участок для погребения предоставляется органом местного самоуправления бесплатно.

В силу п. 6.2 Указа Губернатора Ивановской области от 04.02.2005 года № 13-УГ «О мерах по реализации на территории Ивановской области Федерального закона «О погребении и похоронном деле» (в редакции указа от 27.11.2017 года № 203-УГ) на территории Ивановской области гражданам могут предоставляться участки земли на общественных кладбищах для создания семейных родовых захоронений по разрешению органа местного самоуправления. Пунктом 7 данного Указа органам местного самоуправления Ивановской области рекомендовано установить размер бесплатно предоставляемого участка земли на территории кладбища для погребения умершего, чтобы гарантировать погребение на этом же участке умершего супруга или близкого родственника не более 2Х3 кв.м. То есть не более 6 кв.м.

Администрация Коляновского сельского поселения Ивановского муниципального района в соответствии с Уставом Коляновского сельского поселения, абз. 2 ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 4 ст. 2 Соглашения о передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения Ивановского муниципального района Администрации Коляновского сельского поселения от 30.12.2016 года в действующей редакции является исполнительным органом местного самоуправления сельского поселения, уполномоченным на содержание мест захоронения, находящихся в ведении сельских поселений.

Правила работы муниципальных кладбищ и порядка их содержания утверждены Решением Совета Коляновского сельского поселения от 28.01.2011 года № 71 «О мерах реализации закона РФ «О погребении и похоронном деле». В настоящее время указанные Правила действуют в редакции решения Совета Коляновского сельского поселения от 25.07.2013 года № 219.

Пунктом 1.1. Правил установлено, что общественные муниципальные кладбища Коляновского сельского поселения находятся в ведении Администрации Коляновского сельского поселения. Администрация названного поселения организует предоставление ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

На основании Постановления Администрации Ивановского муниципального района Ивановской области от 21.09.2012 года № 1656 в собственность Коляновского сельского поселения передан земельный участок с разрешенным использованием «под муниципальное сельское кладбище» площадью 73870 кв.м. по адресу ФИО9<адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 22.06.2013 года.

В силу п. 1.8 Правил земельный участок для захоронения умершего или урны с прахом отводится по установленным нормам. В пределах отведенного земельного участка после погребения могут устанавливаться намогильные сооружения в соответствии с утвержденными размерами. Согласно п. 1.9 строительство зданий и сооружения на территории мест погребения запрещается.

Как следует из п. 2.2 тех же Правил место под захоронение предоставляется Администрацией Коляновского сельского поселения бесплатно. Отвод земельных участков для захоронения на кладбищах оформляется посредством выдачи разрешения на захоронение согласно установленным нормам.

В силу п. 2.3 Правил отвод земельных участков для захоронения на кладбищах оформляется Администрацией Коляновского сельского поселения посредством выдачи разрешения на захоронение согласно установленным нормам.

Пункт 2.4. Правил устанавливает нормы земельных участков для погребения под захоронение тела в гробу – 2,5 Х2 м, то есть 5 кв.м. Указанное соответствует требованиям ч. 5 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1996 года № 8-ФЗ «О похоронном деле», а также положениям п. 7 Указа Губернатора Ивановской области от 04.02.2005 года № 13-УГ «О мерах по реализации на территории Ивановской области Федерального закона «О погребении и похоронном деле» (в редакции указа от 27.11.2017 года № 203-УГ)

Контроль за осуществлением захоронения производит Администрация Коляновского сельского поселения (п.2.10 Правил)

Каждое захоронение регистрируется администрацией в книге установленной формы с указанием номеров участка захоронения и могилы. Книги подлежат вечному хранению (п. 2.11 Правил)

В силу п. 3.1 Правил все работы на кладбище, связанные с установкой намогильных сооружений (памятников, цветников, оград, цоколей и т.п.) и благоустройством мест захоронения производятся только с разрешения Администрации Коляновского сельского поселения и при предъявлении документов на их изготовление (приобретение).

Пункт 3.2 Правил устанавливает размеры намогильных сооружений. Так, из его содержания следует, что намогильные сооружения должны устанавливаться в пределах отведенного земельного участка и не должны превышать следующие размеры: памятники – длина 1,6 м, ширина 0,8 м., высота 2 м.; цоколи – 2Х2,5Х0,3 м; намогильные ограждения – 1,3Х2,Х0,3 м.; ограды – 2Х2,5Х1 м.

Установка намогильных сооружений не на месте захоронения запрещается (п. 3.4 Правил).

Согласно п. 3.6 Правил граждане, установившие превышающие утвержденные размеры намогильные сооружения без разрешения Администрации Коляновского сельского поселения, предупреждаются о допущенном нарушении, после чего по истечении 20 дней принимается решение о сносе.

Установка памятников и других намогильных сооружений подлежит обязательной регистрации (п. 3.7. Правил).

Под погребением понимаются обрядовые действия по захоронению тела, останков, праха умершего или погибшего в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими этическим требованиям, путем предания земле, огню или воде в порядке, определенном нормативными правовыми актами и другими нормативными документами, действующими на территории государства, принявшего стандарт (п. 2.10.1 ГОСТа 32609-2014 «Услуги бытовые. Услуги ритуальные. Термины и определения»). Примечание - Захоронение может осуществляться путем предания тела или останков земле в гробу или без гроба, помещения гроба в склеп, саркофаг, мавзолей, пантеон, путем помещения урны с прахом в могилу, колумбарную нишу, а также путем развеивания праха на специально отведенных участках.

Пункт 2.10.3того же ГОСТа говорит о том, что захоронение останков умерших или погибших - процесс предания земле останков умерших или погибших в гробу или без гроба, помещения гроба с останками в склеп, саркофаг, мавзолей, пантеон.

Место захоронения - часть пространства объекта похоронного назначения (кладбища, колумбария и т.п.), предназначенная для захоронения останков или праха умерших или погибших (п. 2.11.2 ГОСТа 32609-2014) Примечания: 1 Места захоронения организуются в виде могил, склепов, мавзолеев, пантеонов, зданий-кладбищ, колумбарных ниш, специальных участков для развеивания праха. 2 Место захоронения может предоставляться под будущие погребения.

Могила:Место, находящееся на участке для погребения в земле, склепе, ином ритуальном сооружении, кроме колумбария, и предназначенное для захоронения останков умершего или погибшего в гробу или без него, или урн с прахом (п. 2.11.3).

Пунктом 2.6.10 названного документа под могильной оградой понимается ограждающее линейное сооружение, устанавливаемое по периметру могильного участка.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ умер ФИО5 согласно свидетельства о смерти серии II-ФО (т. 1, л.д. 119).

21.09.2016 года ФИО3 на имя главы Администрации Коляновского сельского поселения подано заявление о выделении земельного участка под семейное захоронение размером 2Х2,5 м. на Панеевском сельском кладбище, в котором заявитель дал обязательство установить ограду размером 2Х2,5 м. Также из заявления следует, что в случае, если ограда не будет установлена, то подзахоронение будет производиться без согласия заявителя по решению Администрации после чего размер участка уменьшится до размера 15Х2 м. При установке ограды ФИО3 обязался зарегистрировать ее в ООО «ЗЕВС» Ритуальные услуги» и производить такую установку в присутствии администрации кладбища. При самовольном захвате государственной земли администрация кладбища вправе демонтировать ограду в соответствии с ФЗ «О погребении и похоронном деле. С правилами работы кладбища заказчик ознакомлен. Также в заявлении указано - первое захоронение – ФИО5 – отец, свидетельство о смерти – – II- ФО; второе захоронение – раздел не заполнен. Настоящее заявление выполнено на печатном бланке, в него от руки заявителем внесены указания на размер земельного участка, предоставляемого под захоронение 2Х2,5 м., дата, подпись и ФИО умершего (т. 2, л.д. 97).

Главой Администрации Коляновского сельского поселения 21.09.2016 года подписано распоряжение № 171, согласно которого администрация названного сельского поселения разрешает произвести захоронение ФИО5ДД.ММ.ГГГГ на сельском кладбище в <адрес> Ивановского муниципального района в новое захоронение (т. 1, л.д. 47).

За получением ритуальных услуг ответчик-истец обратился в ООО «ЗЕВС» Ритуальные услуги», которое осуществляет деятельность в области похоронного дела и оказывает ритуальные услуги потребителям. На основании счет-заказа № 653 от 21.09.2016 года Общество предоставило ФИО3 услуги по копке могилы для лакированного гроба с выдачей соответствующего удостоверения на общую сумму 6540 рублей (т. 1, л.д. 138). Цена за услуги определена в соответствии с прейскурантом на похоронные услуги на кладбище <адрес>, утвержденным 09.12.2015 года генеральным директором Общества ФИО8(т. 2, л.д. 135-136)

Также ФИО3 ИП ФИО8 были оказаны услуги по продаже лакированного гроба, ритуальных принадлежностей и атрибутики, транспортные услуги и услуги по установке креста. На основании счет-заказа № 812 потребитель оплатил денежные средства в размере 28500 рублей (т. 1, л.д. 126).

ФИО3 оплатил услуги по копке могилы, увеличение стоимости которой произошло по причине захоронения ФИО5 в лакированном гробу. Так, стоимость данной услуги составила 6450 (4300 копка могила +2150 дополнительная оплата), поскольку при заказе лакированного гроба стоимость услуг по копке могилы увеличивается на 50%, в связи с чем, в счет заказ № 653 и была включена дополнительная оплата в вышеуказанном размере.

21.09.2016 года Общество как исполнитель ритуальной услуги в силу сложившегося порядка взаимоотношений между хозяйствующим субъектом и потребителем, для удобства потребителя и исполнителя услуг выдало ФИО3 удостоверение о захоронении, содержащее информацию о потребителе ритуальной услуги, участке захоронения, умершем, сведения об исполнителе ритуальной услуги. При этом в названном удостоверении размер земельного участка, предоставленного под захоронение, также указан – 2Х2,5 м. (т. 1, л.д. 140).

В целях соблюдения требований, установленных решением Совета Коляновского сельского поселения от 28.01.2011 года № 71, распоряжением Администрации Коляновского сельского поселения от 19.06.2019 года № 58 создана временная комиссия по обследованию захоронения на кладбище в <адрес> (т. 1, л.д. 43)

Поводом к созданию комиссии, обследованию захоронений на кладбище в <адрес> послужили многочисленные жалобы физических лиц, имеющих захоронения в непосредственной близости от захоронения ФИО5 в квартале на кладбище в <адрес>. Граждане, имеющие в непосредственной близости с захоронением ФИО5 захоронения своих родных, говорили о том, что ограждение на захоронении ФИО5 выходит за пределы отведенного под него земельного участка, затрудняет проход к другим захоронениям, делает невозможным установку намогильных сооружений. В подтверждение наличия жалоб суду представлены заявления ФИО14 от 04.10.2019 года и от 17.02.2020 года, ФИО15 от 17.02.2020 года, ФИО16, ФИО17 от 15.02.2020 года, ФИО18 от 18.08.2019 года (т. 1, л.д. 48, т.2, л.д. 98, 99, 100, 101, 102)

По результатам обследования комиссией участка с захоронением умершего ФИО5 составлен акт № 1 от 21.06.2019 года, из которого следует, что фундамент под ограду имеет размер 3,57Х2,81Х0,25 м., ограда в виде кирпичной кладки из красного кирпича имеет размер 3,4Х2,61Х1,45 м. (т. 1, л.д. 44).

Комиссия пришла к выводу, что общий размер установленного сооружения составляет 3,57Х2,81Х1,7 м., что превышает допустимые размеры надмогильных сооружений (2,5Х2,0Х1,0 м.), установленные п. 3.2 Правил работы муниципальных кладбищ и порядка их содержания, утвержденных Решением Совета Коляновского сельского поселения от 28.01.2011 года № 71.

25.06.2019 года в адрес ответчика направлено уведомление о необходимости принять меры по устранению допущенного нарушения (превышения допустимых размеров намогильных сооружений) в течение 20 дней с момента получения уведомления. Уведомление получено ФИО3 04.07.2019 года, однако до настоящего времени требования, изложенные в нем, им не выполнены (т. 1 л.д. 45, 46 и обратная сторона).

15.11.2019 года комиссией повторно произведен осмотр участка с захоронением ФИО5, в ходе которого установлена, что ситуация на месте захоронения не изменилась, о чем составлен акт № 2 с приложениями в виде схемы расположения участка с захоронением ФИО5 и фототаблиц (т. 1, л.д. 59-65).

Факт возведения ограды на площади земельного участка 10,030 кв.м. для двух захоронений, а именно захоронения ФИО5 и будущего захоронения путем возведения ленточного бетонного фундамента с армированием, а затем ограды из красного кирпича ФИО3 не оспаривался (т. 2 л.д. 64). Он не отрицал, что на приложенных к акту № 2 фотографиях запечатлена возведенная им ограда. Также считал, что параметры намогильного сооружения, возведенного им на месте захоронения ФИО5, следует принимать в соответствии с актом № А-2 осмотра земельного участка семейного захоронения от 29.11.2019 года, составленного ООО «ОЛИМП-ПЛАЗА» и представленного ФИО3 в материалы дела (т. 2 л.д. 155). Из названного акта следует, что фундамент намогильного сооружения выполнен единым монолитным ленточным способом из железобетона и имеет следующие размеры: длина 3,57 м, ширина 2,81 м, глубина 0,65 м. Размер видимой верхней части данного фундамента от существующего уровня почвы (от черновой отметки) составляет 0,25 м. Цоколь и ограждение выполнены из глиняного красного полнотелого полуторно кирпича в 14 рядов. Высота цоколя и ограждения от указанного фундамента составляет 1,14-1,16 м, из которых 0,3 м. высота цоколя, 0,86 м. высота ограды. В сфере строительства за нулевую отметку принято считать отметку чистого пола первого этажа при том, что цоколь – это нижняя часть наружной стены здания (сооружения), расположенная непосредственно на фундаменте. Вместе с актом суду представлены 2 схемы сооружения – вид сверху и в разрезе А-А и В-В (т. 2, л.д. 156,157).

Указанные обстоятельства позволяют суду придти к выводу о том, что намогильное сооружение, называемое ответчиком-истцом оградой, установлено на площади земельного участка в 10,030 кв.м., что превышает размер предоставленного под захоронение ФИО5 земельного участка площадью 5 кв.м., а параметры этого сооружения не отвечают требованиям относительно размеров, установленных для любого вида намогильных сооружений, возведение которых предусмотрено п. 3.2 вышеуказанных Правил, при том, что в нарушение п. 3.1 Правил ФИО3 не получено соответствующее разрешение на проведение работ, связанных с установкой намогильного сооружениям и благоустройства места захоронения. Соответственно возведенное строение является самовольной постройкой в силу содержания п. 1 ст. 222 ГК РФ.

Таким образом, на ФИО3 должна быть возложена обязанность привести названную самовольную постройку в соответствие с пунктами 2.4, 3.2 Правил работы муниципальных кладбищ и порядка их содержания, утвержденных Решением Совета Коляновского сельского поселения от 28.01.2011 года № 71, путем установления любого из намогильных сооружений, указанных в п. 3.2 Правил, получив соответствующее разрешение, как это предусмотрено п. 3.1., в пределах отведенного под захоронение ФИО5 земельного участка площадью 5 кв.м.

В указанной части требования Администрации Коляновского сельского поселения подлежат удовлетворению. При этом суд не находит оснований для удовлетворения требований истца-ответчика об обязании ответчика-истца возвести на могиле ФИО5 намогильное сооружение именно в виде ограды, поскольку как уже было указано выше п. 3.2 Правил предусматривает самостоятельный выбор лицом вида намогильного сооружения, подлежащего установлению на захоронении, в качестве таковых могут выступать памятники, цоколи, намогильные ограждения, ограды. То обстоятельство, что в заявлении на захоронение от 21.09.2016 года ФИО3 принял на себя обязанность установить именно ограду на захоронении своего отца, не лишает его права на установление любого намогильного сооружения в соответствии с п. 3.2 Правил в разрешенных параметрах.

Приходя к указанному выводу, суд отклоняет доводы ФИО3 со ссылкой на заявление о предоставлении земельного участка под захоронение от 21.09.2016 года и счет-заказ № 653 относительно того, что ему предоставлено захоронение площадью 10 кв.м., поскольку из всех представленных в материалы дела документов можно сделать однозначный вывод, что ФИО3 под захоронение ФИО10 предоставлено семейное захоронение на участке площадью 2Х2,5 м, что равно 5 кв.м. Собственное понимание ответчиком-истцом содержания указанных документов является неверным, соответственно на выводы суда повлиять не может. Доказательств, свидетельствующих о том, что сотрудниками Администрации Коляновского сельского поселения летом 2017 года на основании обращения ФИО3 были определены границы захоронения путем установления колышков по его периметру, в материалы дела, как того требуют положения ст. 56 ГПК РФ, не представлено. Отклоняется судом как неверный и довод ФИО3 о том, что возведенное им сооружение на захоронении площадью земельного участка, превышающей площадь предоставленной земли под захоронение его отца, соответствует установленным Правилами параметрам, поскольку измерение высоты ограды следует производить не от земли, а от уровня цоколя, ввиду следующего. Обосновывая свою позицию, ответчик-истец указывает, что в сфере строительства за нулевую отметку принимается отметка чистого пола первого этажа при том, что цоколь – это нижняя часть наружной стены здания (сооружения), расположенная непосредственно на фундаменте. Однако данные нормы не могут применены к намогильному сооружению, поскольку оно не является объектом строительства и не предполагает наличие у него первого и последующих этажей. Кроме того, как верно указано представителем истца-ответчика в отзыве на встречный иск, в силу п. 3.2 Правил применительно к захоронению цоколь следует рассматривать как самостоятельное намогильное сооружение, а не как часть сооружения как такового.

В данном случае не имеет правового значения довод ФИО3 о том, что захоронение его отца начинает новый ряд захоронений, а опалубка им была установлена после того, как персонал администрации установил ограды на земельных участках смежных захоронений с нарушением расстояний от захоронения ФИО3, следовательно, действиями ответчика-истца не нарушаются права иных лиц, в том числе посещающих могилы, являющиеся смежными с могилами его отца, ввиду следующего. Наличие сооружения, возведенного ФИО3 на земельном участке большей площадью в параметрах, не отвечающих установленным, само по себе является нарушением, а установление спорного сооружения на площади, больше предоставленной, априори влечет сужение расстояния от захоронения ФИО5 до смежных захоронений, как минимум на площадь еще одного захоронения.

При этом судом не принимаются и не оцениваются доводы ответчика-истца относительно нарушений, по его мнению, допущенных, ООО «ЗЕВС» Ритуальные услуги», поскольку требований к указанной организации в рамках настоящего спора не заявлено.

Так как судом удовлетворены требования администрации в названной части, то оснований для удовлетворения встречных требований истца о признании земельного участка первого захоронения нового семейного захоронения Ш-вых на кладбище <адрес>, квартал за ФИО5, умершим ДД.ММ.ГГГГ, общей площадью 5 кв.м. и имеющим размер 1,79Х2,81 м., а также о признании земельного участка второго захоронения нового семейного захоронения Ш-вых на кладбище <адрес>, квартал , как место захоронения под будущее погребение, общей площадью 5 кв.м. и имеющим размер 1,79Х2,81 м., обязании Администрации Коляновского сельского поселения выдать ФИО6 удостоверение на новое семейное захоронение под две могилы с общей площадью 10 кв.м. и с указанием следующих реквизитов: первое захоронение: ФИО5 – отец; свидетельство о смерти от ДД.ММ.ГГГГ; выдано Правительство Ивановской области Комитет Ивановской области ЗАГС (Комитет ЗАГС) филиал по регистрации смерти по городу Иваново и Ивановскому району; второе захоронение _____ ФИО, свидетельство о смерти № _____ от ___; Выдано _____; не имеется.

Разрешая встречное требование ФИО3 к Администрации Коляновского сельского поселения об обязании последней зарегистрировать первое захоронение нового семейного захоронения Ш-вых на кладбище <адрес>, квартал за ФИО5, общей площадью 5 кв.м. в книге установленной формы и обеспечить ей вечное хранение, суд также не усматривает правовых оснований для его удовлетворения, поскольку в материалах дела имеется копия титульного листа Журнала регистрации умерших <адрес> и страница с записями с № 169 по № 177, среди которых под № 171 значатся сведения об умершем ФИО5 Из записи следует, что под захоронение указанного лица предоставлен новый участок 2Х2,5 м., дата захоронения ДД.ММ.ГГГГ, указаны реквизиты свидетельства о смерти II-ФО , ФИО заказчика – ФИО3 и номер телефона последнего.

Доказательств, свидетельствую о том, что данная книга подлежит уничтожению в какую-либо дату в материалах дела не имеется.

Администрация Коляновского сельского поселения в силу содержания ст. 333.36 НК РФ освобождена от уплаты государственной пошлины за подачу настоящего иска, соответственно в силу содержания ст.ст. 88, 103 ГПК РФ, государственная пошлина, размер которой в настоящем случае в силу содержания ст. 333.19 НК РФ составляет 300 рублей, подлежит взысканию с ФИО3 в доход бюджета Ивановского муниципального района Ивановской области.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

исковые требования Администрации Коляновского сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области к ФИО3 о сносе сооружения на захоронении удовлетворить частично.

Обязать ФИО3 привести самовольную постройку - сооружение на захоронении умершего ФИО5 в соответствие с п. 2.4, 3.2 Правил работы муниципальных кладбищ и порядка их содержания, утвержденных Решением Совета Коляновского сельского поселения от 28.01.2011 года № 71.

В удовлетворении остальной части иска Администрации Коляновского сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области отказать.

Встречные требования ФИО3 к Администрации Коляновского сельского поселения о возложении обязанности по оформлению земельного участка под семейное захоронение оставить без удовлетворения.

Взыскать с ФИО3 в доход бюджета Ивановского муниципального района Ивановской области государственную пошлину 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Ивановский районный суд Ивановской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья К.В. Алексеева.

Решение суда в окончательной форме принято 17.07.2020 года.