ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2019/202014 от 14.09.2020 Ломоносовского районного суда г. Архангельска (Архангельская область)

Дело № 2-2019/2020 14 сентября 2020 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ломоносовский районный суд города Архангельска в составе

председательствующего судьи Сафонова Р. С.

при секретаре Поковба А. В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске гражданское дело по иску ФИО1 АлексА.а к обществу с ограниченной ответственностью «Семейный отдых» о расторжении договора возмездного оказания услуг, взыскании уплаченных по договору денежных средств, неустойки, компенсации морального вреда, штрафа,

установил:

ФИО1 обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Семейный отдых» о расторжении договора возмездного оказания услуг, взыскании уплаченных по договору денежных средств, неустойки, компенсации морального вреда, штрафа.

В обоснование требований указал, что забронировал на двух взрослых человек проживание на 7 ночей в период с 7 июня 2020 года по 14 июня 2020 года в гостинице <***> и оплатил ответчику данную услугу. 25 марта 2020 года по причине распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) в адрес ответчика направлено заявление с требованием о возврате денежных средств в размере 50 500 рублей. Установленный законом десятидневный срок для удовлетворения требования потребителя о возврате денежных средств истёк 4 апреля 2020 года, однако ответчик указанное требование не исполнил. Период просрочки составил 67 дней. Потому просил расторгнуть договор возмездного оказания услуг, заключённый с ответчиком, взыскать с ответчика уплаченные по договору денежные средства в размере 50 500 рублей, неустойку в размере 50 500 рублей, компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей, штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требования потребителя в размере 50 процентов от присужденной суммы.

В судебное заседание истец, представитель ответчика не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.

Истец направил в суд заявление с просьбой о рассмотрении дела без его участия. В заявлении он указал, что исковые требования в части взыскания неустойки, компенсации морального вреда и штрафа он поддерживает. 10 июля 2020 года после принятия искового заявления к производству суда денежные средства, уплаченные по договору, возвращены ему ответчиком.

Представителем ответчика в суд направлены возражения на исковое заявление, в которых он указал, что 10 июля 2020 года денежные средства в размере 50 500 рублей за оплату бронирования места в гостинице «Ялта Интурист» возвращены истцу. В дополнениях к возражениям представитель ответчика указал, что установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2020 года № 1078 срок возврата денежных средств не нарушен, а потому отсутствуют основания для взыскания неустойки, компенсации морального вреда и штрафа.

По определению суда дело рассмотрено в отсутствие сторон.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено и материалами дела подтверждено, что 10 марта 2020 года истец оплатил ответчику бронирование места в гостинице <***> (... Республики Крым) на двух взрослых человек на 7 ночей в период с 7 июня 2020 года по 14 июня 2020 года. Стоимость бронирования составила 50 500 рублей.

25 марта 2020 года истец направил в адрес ответчика заявление с требованием о возврате денежных средств в размере 50 500 рублей.

Отношения, возникающие при реализации права граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, регулируются Федеральным законом от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об основах туристской деятельности).

Согласно статье 1 Закона об основах туристской деятельности гостиничные услуги – это комплекс услуг по предоставлению физическим лицам средства размещения и иных услуг, предусмотренных Правилами предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утверждёнными Правительством Российской Федерации, которые предоставляются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами.

Пункт 32 Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 9 октября 2015 года № 1085, предусматривает, что потребитель вправе в любое время отказаться от исполнения договора при условии оплаты исполнителю фактически понесённых им расходов.

Как следует из искового заявления, отказ истца от гостиничных услуг вызван распространением на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19), об этом он указывал и в адресованном ответчику заявлении о возврате денежных средств от 25 марта 2020 года.

Действительно, по решению Всемирной организации здравоохранения 30 января 2020 года эпидемиологической ситуации, вызванной вспышкой новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) присвоен уровень международной опасности, объявлена чрезвычайная ситуация международного значения, 11 марта 2020 года ситуация признана пандемией.

Указом Главы Республики Крым от 17 марта 2020 года № 63-У «О введении режима повышенной готовности на территории Республики Крым» на территории Республики Крым введён режим функционирования «Повышенная готовность» для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Крым с 00 часов 00 минут 17 марта 2020 года и до особого распоряжения.

Согласно названному указу (в редакции с последующими изменениями и дополнениями) приостановлено с 28 марта 2020 года по 1 июля 2020 года бронирование мест, приём и размещение граждан в пансионатах, домах отдыха, санаторно-курортных организациях (санаториях), санаторно-оздоровительных детских лагерях круглосуточного действия и гостиницах, иных средств размещения, расположенных в Республике Крым, за исключением лиц, находящихся в служебных командировках или служебных поездках.

1 апреля 2020 года принят Федеральный закон № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (далее – Федеральный закон № 98-ФЗ), которым Правительство Российской Федерации наделяется делегированными полномочиями по принятию нормативных правовых актов в части урегулирования отношений, возникающих по оперативным вопросам, требующим немедленного реагирования, связанным с распространением новой коронавирусной инфекции, на определённый срок.

В силу пункта 1 статьи 19.4 Федерального закона № 98-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе устанавливать на 2020 и 2021 годы особенности отмены либо переноса бронирования места в гостинице или ином средстве размещения в отношении оснований, порядка, сроков и условий такого переноса и (или) возврата заказчикам (потребителям) денежных сумм, уплаченных ими при бронировании.

Во исполнение требований федерального законодателя Правительством Российской Федерации принято постановление от 20 июля 2020 года № 1078, утвердившее Положение об особенностях отмены либо переноса бронирования места в гостинице или ином средстве размещения в отношении оснований, порядка, сроков и условий такого переноса и (или) возврата заказчикам (потребителям) денежных сумм, уплаченных ими при бронировании, на 2020 и 2021 годы (далее – Положение).

Положение устанавливает особенности отмены либо переноса бронирования места в гостинице или ином средстве размещения в отношении оснований, порядка, сроков и условий такого переноса и (или) возврата заказчикам (потребителям) денежных сумм, уплаченных ими при бронировании, на 2020 и 2021 годы при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на её части (пункт 1 Положения).

В абзаце первом пункта 3 Положения определено, что в связи с введением режимов, указанных в пункте 1 настоящего Положения, исполнитель обеспечивает предоставление гостиничных услуг и (или) услуг по временному размещению (проживанию) физических лиц в средстве размещения, указанных в бронировании, осуществлённом заказчиком (потребителем) до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 20 июля 2020 года № 1078 «Об утверждении Положения об особенностях отмены либо переноса бронирования места в гостинице или ином средстве размещения в отношении оснований, порядка, сроков и условий такого переноса и (или) возврата заказчикам (потребителям) денежных сумм, уплаченных ими при бронировании, на 2020 и 2021 годы», или равнозначных услуг размещения путём переноса бронирования на более поздний срок, определяемый дополнительно по соглашению между исполнителем и заказчиком (потребителем).

В силу пункта 4 Положения в случае принятия решения о предоставлении равнозначных услуг размещения путём переноса бронирования (в том числе если на дату вступления в силу постановления, указанного в абзаце первом пункта 3 настоящего Положения, наступили сроки предоставления услуг размещения, указанных в бронировании) исполнитель не позднее 60 календарных дней с даты вступления в силу указанного постановления направляет заказчику (потребителю) уведомление, содержащее обязательство исполнителя по предоставлению заказчику (потребителю) равнозначных услуг размещения в течение 18 месяцев с даты, на которую заказчиком (потребителем) было осуществлено бронирование, но не позднее 31 декабря 2021 года. В течение срока действия обязательства исполнитель обязан осуществить оказание равнозначных услуг размещения в согласованные с заказчиком (потребителем) сроки с сохранением цены места и (или) номера в гостинице и (или) ином средстве размещения.

Согласно пункту 7 Положения в случае если на дату вступления в силу постановления, указанного в абзаце первом пункта 3 настоящего Положения, наступил срок оказания услуг размещения, предусмотренный бронированием, и исполнителем не направлено уведомление, предусмотренное пунктом 4 настоящего Положения, исполнитель осуществляет возврат заказчику (потребителю) уплаченных им при осуществлении бронирования денежных сумм не позднее 31 декабря 2020 года.

По делу судом установлено, что уплаченные истцом денежные средства за оплату бронирования места в гостинице фактически возвращены ему ответчиком 10 июля 2020 года, то есть до наступления срока возврата потребителю уплаченных им при осуществлении бронирования денежных сумм, определённого в пункте 7 Положения.

Истцом факт возврата ему денежных средств в полном объёме не оспаривается.

При этом из материалов дела не усматривается обстоятельств, свидетельствующих об обязанности исполнителя возвратить уплаченные потребителем за предоставление гостиничных услуг денежные средства ранее срока, установленного пунктом 7 Положения. Наличие у истца трудной жизненной ситуации не доказано.

Поскольку ответчиком не нарушен срок возврата денежных средств потребителю в связи с его отказом от бронирования места в гостинице, оснований для привлечения ответчика к гражданско-правовой ответственности и взыскания с него неустойки не имеется.

Кроме того, из системного толкования статьи 31, пунктов 1 и 5 статьи 28, пунктов 1 и 4 статьи 29, статьи 32 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» следует, что заявленная истцом неустойка в размере трёх процентов цены выполнения работы (оказания услуги) подлежит взысканию только в случае отказа потребителя от выполнения работ (оказания услуг) в связи с нарушением исполнителем сроков выполнения работы (оказания услуги) или при обнаружении недостатков работы (услуги). Указанные нормы не применимы к возникшим между сторонами правоотношениям, поскольку исковые требования заявлены не в связи с ненадлежащим оказанием ответчиком гостиничных услуг, а по иному основанию.

На основании статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинён моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Согласно статье 15 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» моральный вред, причинённый потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортёром) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.

Поскольку судом не установлено фактов нарушения ответчиком прав истца как потребителя, нарушения его личных неимущественных прав либо посягательства на принадлежащие истцу нематериальные блага, в удовлетворении исковых требований о взыскании компенсации морального вреда надлежит отказать.

Принимая во внимание, что заключённый между сторонами договор возмездного оказания услуг расторгнут в одностороннем порядке, отказ от исполнения договора принят другой стороной и всё, что этой стороной получено по договору, возвращено, исковые требования ФИО1 о расторжении договора удовлетворению не подлежат.

При установленных обстоятельствах в удовлетворении иска надлежит отказать в полном объёме.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований ФИО1 АлексА.а к обществу с ограниченной ответственностью «Семейный отдых» о расторжении договора возмездного оказания услуг, взыскании уплаченных по договору денежных средств, неустойки, компенсации морального вреда, штрафа отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд города Архангельска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Р. С. Сафонов