61RS0023-01-2023-001379-23
№ 2-2019/2023
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 июля 2023 г. г. Шахты
Шахтинский городской суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Кузнецовой Ю.А., при помощнике судьи Павловой С.В., с участием старшего помощника прокурора г. Шахты Кулинич Н.Ю,, представителя МКУ «ДГХ» г. Шахты на основании доверенности – Лыткиной А.В., представителе Администрации г. Шахты на основании доверенности - Добряшкус О.К.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Администрации <адрес>, МКУ «Департамент городского хозяйства» <адрес> об обязании выделить денежные средства и выполнить ремонт жилого помещения муниципального жилого фонда,
У С Т А Н О В И Л:
Шахтинский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации <адрес>, МКУ «Департамент городского хозяйства» <адрес> об обязании выделить денежные средства и выполнить ремонт жилого помещения муниципального жилого фонда по адресу: <адрес>, ком. 3,4. Муниципальный жилищный фонд, в том числе специализированный жилищный фонд, находится в оперативном управлении МКУ «Департамент городского хозяйства» <адрес>. Обследование свободных жилых помещений муниципального жилищного фонда, а именно: помещения, расположенного по адресу: <адрес>, ком. 3,4, показало, что помещение находится в неудовлетворительном состоянии: санитарно-техническое оборудование частично отсутствует, окна не окрашены, отсутствует ванная комната, раковина и туалет, входная дверь деформирована, помещение сильно захламлено. Указанная квартира нуждается в проведении ремонта, так как выявленные недостатки и неисправности оборудования являются причиной невозможности передачи жилого помещения нанимателю. На учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставленных по договору социального найма в <адрес>, состоит более 500 семей, в связи с чем, бездействие Администрации <адрес> по приведению жилого помещения в состояние, отвечающее требованиям пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим, экологическим и иным требованиям, нарушает жилищные права нуждающихся граждан города. По результатам проведенной проверки 26.09.2022 Главе Администрации <адрес> внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства, до настоящего времени указанное жилое помещение не приведено в соответствие с требованиями действующего законодательства и не представлено гражданам в порядке очередности.
Уточнив свои исковые требования просит суд обязать Администрацию <адрес> в течение трёх месяцев с момента вступления решения суда в законную силу выделить за счет средств местного бюджета денежные средства для проведения ремонта жилого помещения муниципального жилого фонда <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, ком. 3,4; обязать МКУ «Департамент городского хозяйства» <адрес> в течение шести месяцев с момента выделения денежных средств выполнить ремонт жилого помещения муниципального жилого фонда <адрес>, расположенного по адресу: <адрес> ком. 3,4.
В судебном заседании старший помощник прокурора <адрес> Кулинич Н.Ю. уточненные исковые требования поддержала, просила суд их удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации <адрес> по доверенности Добряшкус О.К. в судебное заседание явилась, просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель ответчика МКУ «Департамент городского хозяйства» <адрес> Лыткина А.В., в судебное заседание явилась, исковые требования не оспаривала, в случае если будет удовлетворено требование об обязании администрации <адрес>. выделить денежные средства необходимые для ремонта.
Выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ч. 1 ст. 296 ГК РФ, учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно ч. 6 ст. 2 ЖК РФ органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами прав на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан и осуществляют контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В силу требований п. 9 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ, к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Согласно ч. 2 ст. 15 ЖК РФ, жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 19 ЖК РФ, муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
В силу п. 2 ст. 676 ГК РФ, ч. 2 ст. 65 ЖК РФ, наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан передать нанимателю свободное от прав иных лиц жилое помещение; принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение; осуществлять капитальный ремонт жилого помещения; обеспечивать предоставление нанимателю необходимых коммунальных услуг надлежащего качества.
Наймодатель жилого помещения по договору социального найма помимо указанных в части 2 настоящей статьи обязанностей несет иные обязанности, предусмотренные жилищным законодательством и договором социального найма жилого помещения (ч. 3 ст. 65 ЖК РФ).
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 67 ЖК РФ, наниматель жилого помещения по договору социального найма имеет право в установленном порядке требовать от наймодателя своевременного проведения капитального ремонта жилого помещения, надлежащего участия в содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг.
Исходя из смысла Постановления Правительства РФ от 21.05.2005г. № «Об утверждении Типового договора социального найма жилого помещения» и Методического пособия по содержанию и ремонту жилищного фонда. МДК 2-04.2004, утвержденного Госстроем России, наймодатель обязан передать нанимателю по акту в течение 10 дней со дня подписания настоящего договора свободное от прав иных лиц и пригодное для проживания жилое помещение в состоянии, отвечающем требованиям пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим, экологическим и иным требованиям; принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное по договору социального найма жилое помещение; осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.
Текущий ремонт общего имущества жилого дома - ремонт, выполняемый в плановом порядке с целью восстановления исправности или работоспособности жилого дома, частичного восстановления его ресурса с заменой или восстановлением его составных частей ограниченной номенклатуры, установленной нормативной и технической документацией.
Перечень работ, входящих в плату за ремонт жилья (текущий ремонт), приведен в Приложении 2 к настоящему Пособию (п. 2.2 Методического пособия по содержанию и ремонту жилищного фонда. МДК 2-04.2004).
Муниципальный жилищный фонд, в том числе специализированный жилищный фонд, находится в оперативном управлении МКУ «Департамент городского хозяйства» <адрес>.
Прокуратурой <адрес> в соответствии с полномочиями ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре РФ» проведена проверка соблюдения МКУ «Департамент городского хозяйства» <адрес> и Администрацией <адрес> законодательства РФ при содержании муниципального жилищного фонда.
Согласно актов обследования свободного муниципального жилищного фонда от 17.11.2022., составленному специалистами МКУ «Департамент городского хозяйства» <адрес> установлено следующее: полы деревянные, стены оштукатурены, обои, оконные блоки деревянные, дверные блоки деревянные, система отопления централизованная, санитарно-техническое оборудование в местах общего пользования, общее состояние жилого помещения неудовлетворительное, имеются вещи домашнего обихода, необходим ремонт, течь в кровле, осыпание штукатурки, электропроводка требует замены, на стенах трещины.
Таким образом, проверкой установлено, что квартира нуждается в проведении ремонта, так как выявленные недостатки и неисправности оборудования являются причиной невозможности передачи жилого помещения нанимателю.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой <адрес> вынесено главе Администрации <адрес> представление об устранении нарушений жилищного законодательства.
Согласно письму Администрации <адрес>№ от 31.10.2022г. на представление прокурора <адрес>, в целях устранения выявленных нарушений составлен график обследования жилых помещений для определения объема и видов работ, необходимых для выполнения текущего и капитального ремонта.
Однако до настоящего времени указанное жилое помещение не приведено в соответствие с требованиями действующего законодательства и не представлено гражданам в порядке очередности.
Доказательств, подтверждающих принятие ответчиком мер по устранению выявленных в ходе прокурорской проверки нарушений, не представлено.
Бездействие ответчика по приведению жилого помещения в состояние, отвечающее требованиям пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим, экологическим и иным требованиям, нарушает жилищные права нуждающихся граждан города.
Согласно п. 5.1.9 Устава МКУ «Департамент городского хозяйства» <адрес>, обязанность по осуществлению управления эксплуатацией жилого и нежилого муниципальных фондов возложена на МКУ «Департамент городского хозяйства» <адрес>.
Таким образом, работы по ремонту должны быть осуществлены МКУ «Департамент городского хозяйства» <адрес>, исходя из целей деятельности и полномочий указанного учреждения, предусмотренных его уставом.
При таких обстоятельствах, требования Шахтинского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц об обязании МКУ «Департамент городского хозяйства» <адрес>, выполнить ремонт, то есть привести помещение в состояние, отвечающее требованиям пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим и техническим требованиям, в жилом помещении муниципального жилого фонда <адрес>, расположенного по адресу: <адрес> ком. 3,4 подлежат удовлетворению.
Однако, с учетом обстоятельств дела, суд считает обоснованным и достаточным срок выполнения работ двенадцать месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
Что же касается требования Шахтинского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц об обязании Администрации <адрес>, в течение трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, выделить денежные средства на проведение ремонта жилого помещения муниципального жилого фонда <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, ком. 3,4, то данные требования подлежат отклонению.
В силу ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Взаимодействие казенного учреждения при осуществлении им бюджетных полномочий получателя бюджетных средств с главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, в ведении которого оно находится, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом. Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации лимит бюджетных обязательств - объем прав в денежном выражении на принятие бюджетным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году и плановом периоде.
Следовательно, главный распорядитель (распорядитель) средств федерального бюджета вправе доводить лимиты бюджетных обязательств до находящихся в их ведении распорядителей и получателей бюджетных средств по мере необходимости принятия получателями бюджетных средств соответствующих бюджетных обязательств.
При этом в соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств.
В соответствии с п. 5 ст. 65 Устава муниципального образования «<адрес>» - городского округа <адрес>, утв. Решением Шахтинской городской Думы N 106 от 08.11.2005 (далее - Устав) Проект решения городской Думы о местном бюджете вносится на рассмотрение городской Думы главой Администрации <адрес> в сроки, установленные решением городской Думы, принимаемым в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Одновременно с проектом решения городской Думы о местном бюджете в городскую Думу предоставляются документы и материалы в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Согласно п. 6 ст. 65 Устава Порядок рассмотрения и утверждения: решения о местном бюджете устанавливается городской Думой. Данный порядок должен предусматривать вступление в силу решения городской Думы о местном бюджете с 1 января очередного финансового года, а также, утверждение указанным решением показателей и характеристик (приложений) в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, исходя из изложенных норм действующего законодательства и уставных положений ответчика, Администрация <адрес> является обособленным юридическим лицом, в чьи полномочия входят, в том числе обращение к главному распорядителю бюджетных средств с целью формирования бюджета, с целью финансирования мероприятий по содержанию и обслуживанию дорог в <адрес>. При этом, главным распорядителем средств местного бюджета является представительный орган местного самоуправления (Городская Дума), в исключительной компетенции которого находится утверждение местного бюджета.
При этом понуждение администрации <адрес> к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета и реализацию возложенных на него функций на самостоятельное решение вопросов, отнесенных компетенции данного органа, и нарушает установленный ст. 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.
Возложение на Администрацию <адрес> обязанности организовать финансовое обеспечение расходов на проведение мероприятий по ремонту жилого помещения муниципального жилого фонда <адрес> является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность государственного органа.
Данная позиция отражена в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 23.08.2022г. №-КГ22-5-К8, а также в определении Судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 13.02.2023г. №.
Поскольку в данном случае необходимо определить суммы затрат для исполнения решения суда, составление сметы и утверждение городской думой местного бюджета, выполнение иных организационных вопросов, требования об обязании Администрацию <адрес> в течение трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, выделить денежные средства на проведение ремонта жилого помещения муниципального жилого фонда <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, ком.3,4, являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
При рассмотрении дела суд исходил из доказательств, представленных сторонами, иных доказательств суду не представлено.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Шахтинского городского прокурора (ИНН: 6164045555, ОГРН: 1026103302972, дата присвоения ОГРН: 30.12.2002), действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации <адрес> (ИНН: 6155027630, ОГРН: 1026102773751, дата присвоения ОГРН: 05.11.2002), МКУ «Департамент городского хозяйства» <адрес> (ИНН: 6155045140, ОГРН: 1066155050037, дата присвоения ОГРН: 26.12.2006) об обязании выделить денежные средства и выполнить ремонт жилого помещения муниципального жилого фонда <адрес> – удовлетворить частично.
Обязать МКУ «Департамент городского хозяйства» <адрес> (ИНН: 6155045140, ОГРН: 1066155050037, дата присвоения ОГРН: 26.12.2006) в течении двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить ремонт, то есть привести помещение в состояние, отвечающее требованиям пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим и техническим требованиям, в жилом помещении муниципального жилого фонда <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, ком.3,4.
В остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Шахтинский городской суд.
Судья (подпись) Ю.А. Кузнецова
Мотивированное решение суда изготовлено 14.07.2023.