ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-201/19 от 15.05.2019 Манского районного суда (Красноярский край)

Гражданское дело № 2-201/19

УИД 24RS0034-01-2019-000100-64

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

(мотивированное)

с. Шалинское 15 мая 2019 г.

Манский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего - судьи Мордвинова А.П.,

при секретаре Казанцевой Д.А.,

с участием представителя истца в лице помощника прокурора Манского района Красноярского края Жилиониса Б.А.,

представителя ответчика ООО «Жилпрогресс-1» ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-201/19 по исковому заявлению прокурора Манского района Красноярского края, поданное в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Администрации Унгутского сельского совета Манского района Красноярского края, Обществу с ограниченной ответственностью «Жилпрогресс-1» о прекращении деятельности,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ прокурор Манского района Красноярского края (далее - прокурор) порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в Манский районный суд Красноярского края с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц (с учетом поданных уточнений) к Администрации Унгутского сельсовета Манского района Красноярского края (далее - Унгутский сельсовет), ООО «Жилпрогресс-1» о прекращении деятельности.

Исковые требования прокурора аргументированы тем, что прокуратурой Манского района Красноярского края (далее - прокуратура) проведена проверка муниципальных образований к прохождению отопительного периода 2018-2019 гг., и в ходе этой проверки установлены факты невыдачи Енисейским управлением Ростехнадзора паспортов готовности пяти муниципальным образованиям Манского района Красноярского края к указанному отопительному сезону, в том числе и Унгутскому сельсовету. ДД.ММ.ГГГГ главам сельсоветов прокуратурой вынесены представления, по результатам рассмотрения которых принимались меры к устранению выявленных нарушений, однако по результатам проверки, проведенной специалистами Енисейского управления Ростехнадзора в рамках отопительного периода 2018 - 2019 гг., паспорт готовности муниципальному образованию Унгутский сельсовет вновь не выдан, в связи с аварийным состоянием здания котельной в <адрес>, влекущим угрозу для жизни и здоровья людей. ООО «Жилпрогресс-1», в чьем пользовании находится здание, в 2018 г. проведены работы по усилению и укреплению перекрытия и стен здания котельной, в связи с чем, учитывая недопустимость срыва отопительного периода, прокурор полагает необходимым ввести запрет на эксплуатацию здания котельной в <адрес> после завершения отопительного периода 2018 - 2019 гг.

Основываясь на изложенном, прокурор, просит суд: «запретить ответчику после завершения отопительного периода 2018 - 2019 гг. осуществление эксплуатации аварийного здания котельной, расположенного по адресу: <адрес>, путем установления запрета на нахождение людей в здании котельной в целях обслуживания технического оборудования котельной (в том числе котлов), за исключением нахождения специалистов, осуществляющих ремонтные работы здания котельной».

Определением Манского районного суда Красноярского края от 08 февраля 2019 г. в качестве соответчика привлечено Общество с ограниченной ответственностью «Жилпрогрсс-1», в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Енисейское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Енисейское управление).

Представитель прокуратуры Манского района Красноярского края Жилионис Б.А. исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить по изложенным в иске основаниям, указал на то, что ни Унгутский сельсовет, ни ООО «Жилпрогресс-1» не могут эксплуатировать спорное здание котельной без положительного заключения Енисейского управления о готовности здания к отопительному сезону, в связи с чем запрет на эксплуатацию здания необходимо ввести до получения положительного заключения (паспорта готовности здания и его оборудования к отопительному сезону), выдаваемого Енисейским управлением, иным государственным органом в сфере промышленной безопасности.

Представитель соответчика ООО «Жилпрогресс-1» ФИО3 в судебном заседании заявленные исковые требования прокурора поддержала, указала на то, что в настоящее время здание котельной находится в крайне неудовлетворительном техническом состоянии, в связи с чем ООО «Жилпрогрсс-1» опасается за безопасность своих работников, которые обслуживают задание котельной. ООО «Жилпрогрсс-1» готово само прекратить эксплуатацию спорного здания, поскольку денежные средств на его ремонт нет, какой-либо поддержки ни Районная администрация, на краевые власти ООО «Жилпрогресс-1» не оказывают.

Представитель ответчика Унгутского сельсовета, а также представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Енисейского управления, будучи извещенными о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в зал судебного заседания не явились, согласно поданным ходатайствам просят рассмотреть гражданское дело в их отсутствие..

Разбирательство гражданского дела суд, согласно ст. ст. 167, 233 ГПК РФ, проводит с согласия стороны истца в заочном порядке при имеющейся явке сторон, в отсутствие неявившихся лиц, которые не пожелали воспользоваться своим правом на личное участие судебном заседании.

Рассмотрев представленные материалы, суд приходит к выводу о том, что заявленные исковые требования прокурора подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Правилами ст. 210 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Нормой подп. 3 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» регламентировано, что к вопросам местного значения сельского поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

Федеральным законом от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» в ст. 7 предусмотрено, что строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде.

12 марта 2013 г. Минэнерго России издан приказ № 103, которым утверждены Правила оценки готовности к отопительному периоду (далее - Правила), и в соответствии с п. 2 этих Правил введена обязательная проверка готовности муниципальных образований к отопительному периоду, сама проверка муниципальных образований осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Положениями пп. 7, 9 Правил предусмотрено, что: 1) результаты проверки оформляются актом проверки готовности к отопительному периоду (далее - акт), который составляется не позднее одного дня с даты завершения проверки; 2) в акте содержатся следующие выводы комиссии по итогам проверки: объект проверки готов к отопительному периоду; объект проверки будет готов к отопительному периоду при условии устранения в установленный срок замечаний к требованиям по готовности, выданных комиссией; объект проверки не готов к отопительному периоду; 3) паспорт готовности к отопительному периоду (далее - паспорт) составляется по рекомендуемому образцу и выдается уполномоченным органом, образовавшим комиссию, по каждому объекту проверки в течение 15 дней с даты подписания акта в случае, если объект проверки готов к отопительному периоду, а также в случае, если замечания к требованиям по готовности, выданные комиссией, устранены в срок, установленный Перечнем.

Нормой п. 12 Правил регламентировано, что: 1) организация, не получившая по объектам проверки паспорт готовности до даты, установленной п. 10 Правил, обязана продолжить подготовку к отопительному периоду и устранение указанных в Перечне к акту замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности; 2) после уведомления комиссии об устранении замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности осуществляется повторная проверка; 3) при положительном заключении комиссии оформляется повторный акт с выводом о готовности к отопительному периоду, но без выдачи паспорта в текущий отопительный период.

ГК РФ в ст. 1065 установлены правила, согласно которым: 1) опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность (п. 1); 2) если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность; 3) суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам; 4) отказ в приостановлении либо прекращении такой деятельности не лишает потерпевших права на возмещение причиненного этой деятельностью вреда (п. 2).

ООО «Жилпрогресс-1» как установлено судом, является юридическим лицом и в соответствии с его Уставом, утвержденным решением учредителя ДД.ММ.ГГГГ, общество вправе осуществлять любые виды деятельности, незапрещенные законом, при этом предметом деятельности общества являются: деятельность по обеспечению работоспособности котельных; текущий ремонт строительных конструкций, элементов зданий, инженерного оборудования общего пользования; текущее техническое обслуживание, аварийно-техническое обслуживание и содержание жилых и нежилых зданий и их внутридомового инженерного оборудования.

Унгутский сельсовет является владельцем здания котельной, расположенного по адресу: <адрес>, и это здание эксплуатируется ООО «Жилпрогресс-1».

ДД.ММ.ГГГГ ООО «СФ «Пирамида»» подготовлено заключение , основанное на результатах обследования несущих и ограждающих строительных конструкций нежилого здания (котельной), расположенного по адресу: пер. Гайдара, зд. 6 в <адрес>а <адрес>, степени их аварийности, а так же возможности дальнейшей эксплуатации здания по прямому назначению, и из этого заключения следует, что нежилое помещение - котельная возведено в 1969 г., находится в аварийном состоянии, его дальнейшая эксплуатация в существующем виде сопряжена с угрозой для жизни и здоровья людей, оборудования.

Енисейским управлением основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ-р/кр была создана Комиссия, которой оставлен акт от ДД.ММ.ГГГГ о готовности муниципальных образований <адрес> к отопительному периоду 2018-2019 гг., при этом из данного акта следует, что: 1) сельское поселение «Унгутский сельсовет» не выполнены требований подп. 4 п. 18 требований Правил, а именно здание котельной <адрес> находится в аварийном состоянии, что не обеспечивает безаварийную работу котельной и надежного теплоснабжения потребителей тепловой энергии; 2) сделан вывод о том, что муниципальное образование сельское поселение «Унгутский сельсовет» не готово к отопительному периоду 2018 - 2019 гг.

Унгутским сельсоветом в адрес суда предоставлена копия письма на имя и.о. заместителя губернатора Красноярского края, в котором Унгутский сельсовет: 1) просит оказать Манскому району дополнительную финансовую поддержку в 2018 г. в сумме 8 750 280 руб. 00 коп. на строительство в <адрес> автоматической блочномодульной, двухконтурной угольной котельной «Терморобот 800» мощностью 2*400кВт (0,688 Гкал), включить данный объект в долгосрочную целевую Государственную программу "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности 2014-2018 гг.»; 2) указывает на то, что строительство новой котельной с монтажом нового оборудования за счет собственных средств бюджету района не посильно, потому что собственных средств у <адрес> нет, а бюджет Унгутского сельсовета минимален, так как на его территории практически отсутствуют предприятия, от которых бы поступали налоговые отчисления в бюджет.

Неготовность спорного здания к отопительному сезону вследствие его аварийности, а также непредоставление Унгутским сельсоветом, ООО «Жилпрогресс-1» доказательств осуществления ремонтных работ спорного здания в целях исключения угрозы для жизни и здоровья людей, находящихся внутри здания, в своей совокупности позволяют суду в соответствии с положениями ст. 1065 ГК РФ, пп. 2, 7, 9, 12 Правил принять решение о прекращении деятельности Унгутского сельсовета и ООО «Жилпрогресс-1» по эксплуатации аварийного здания котельной после завершении отопительного сезона 2018 - 2019 гг. путем установления запрета на нахождение людей в здании этой котельной, в том числе и в целях обслуживания находящегося внутри здания технического оборудования котельной, за исключением лиц, производящих ремонтные здания котельной и находящегося в нем оборудования, до получения положительного заключения (паспорта готовности к отопительному периоду), выдаваемого Енисейским управлением, иным государственным органом, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере безопасного ведения работ, связанных с промышленной безопасностью.

ГПК РФ в ч. 1 ст. 103 предусмотрено, что издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований, и в этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством РФ.

ДД.ММ.ГГГГ прокурор при подаче искового заявления не уплатил государственную пошлину в размере 6 000 руб. 00 коп., воспользовавшись льготой, предусмотренной подп. 9 ч. 1 ст. 333-36 НК РФ, а поскольку ООО «Жилпрогресс-1» отличие от Унгутского сельсовета и прокурора не имеет льгот при уплате государственной пошлины, то половина от этой суммы подлежит взысканию с ООО «Жилпрогресс-1» в пользу бюджета муниципального образования «Манский район Красноярского края»

Основываясь на изложенном и руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Манского района Красноярского края в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Унгутского сельсовета Манского района Красноярского края, Обществу с ограниченной ответственностью «Жилпрогресс-1» - удовлетворить частично.

Прекратить деятельность Администрации Унгутского сельсовета Манского района Красноярского края, Общества с ограниченной ответственностью «Жилпрогресс-1» по эксплуатации аварийного здания котельной, расположенного по адресу: <адрес>, по завершении отопительного сезона 2018 - 2019 гг. путем установления запрета на нахождение людей в здании этой котельной, в том числе и в целях обслуживания находящегося внутри здания технического оборудования котельной, за исключением лиц, производящих ремонтные здания котельной и находящегося в нем оборудования, до получения положительного заключения (паспорта готовности к отопительному периоду), выдаваемого Енисейским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, иным государственным органом, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере безопасного ведения работ, связанных с промышленной безопасностью.

В остальной части исковые требования прокурора Манского района Красноярского края к Администрации Унгутского сельсовета Манского района Красноярского края, Обществу с ограниченной ответственностью «Жилпрогресс-1» - оставить без удовлетворения.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Жилпрогресс-1» в пользу муниципального образования «Манский район Красноярского края» государственную пошлину в размере 3 000 руб. 00 коп.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда путем подачи жалобы, представления через Манский районный суд Красноярского края в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий А.П. Мордвинов

Резолютивная часть решения оглашена 15 мая 2019 г.

Мотивированное решение изготовлено 20 мая 2019 г.

Копия верна

судья Манского районного суда Красноярского края А.П. Мордвинов