Дело № 2-201/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Усть-Большерецк 4 октября 2012 года
Усть-Большерецкий районный суд Камчатского края в составе председательствующего судьи Архиповича А.А.
при секретаре Никитиной Е.В.
с участием заместителя прокурора Усть-Большерецкого района Гвоздева А.А.,
третьего лица представителя Усть-Большерецкого муниципального района ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Усть-Большерецкого района Камчатского края, в интересах неопределенного круга лиц к администрации Апачинского сельского поселения о возложении обязанности провести оценку технического состояния автомобильных дорог, проходящих по улицам Северная, Строительная, Школьная, Юбилейная, Садовая, Дорожная, находящихся в границах Апачинского сельского поселения, в соответствии с требованиями Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного приказом Минтранса РФ от 27.08.2009 № 150, а также технический учет и паспортизацию автомобильных дорог, проходящих по улицам Северная, Строительная, Школьная, Юбилейная, Садовая, Дорожная, находящихся в границах Апачинского сельского поселения,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор обратился в суд с вышеуказанными требованиями к администрации Усть-Большерецкого сельского поселения, ссылаясь на то, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки исполнения администрацией Апачинского сельского поселения законодательства об автомобильных дорогах установлено, что в силу ст. 1 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ, действие настоящего Федерального закона распространяется на все автомобильные дороги в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения. В соответствии с п. 12 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ, для целей данного Федерального закона используются следующие основные понятия: содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. Согласно ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ, содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. В целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. В соответствии с ч. 8 ст. 62 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ, до вступления в силу в установленном порядке предусмотренных данным Федеральным законом технических регламентов строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог, являющихся сооружениями пересечений, примыканий, подъездов к автомобильным дорогам, съездов с автомобильных дорог, оценка соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог, эксплуатация железнодорожных переездов, размещение объектов дорожного сервиса, установка рекламных конструкций осуществляются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, нормативными техническими документами в части, не противоречащей Федеральному закону от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании». Соответственно, до принятия технических регламентов действует ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденный постановлением Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 11.10.1993 № 221. В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Согласно п.п. 1-4 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного приказом Минтранса РФ от 27.08.2009 № 150, данный Порядок проведения оценки технического состояния автомобильных дорог определяет состав и периодичность работ по определению соответствия комплекса характеристик технического уровня автомобильной дороги и ее эксплуатационного состояния, обеспечивающего требуемые потребительские свойства автомобильной дороги, полученного на основании результатов комплекса работ по обследованию, сбору и анализу информации о параметрах, характеристиках и условиях функционирования автомобильной дороги, о наличии повреждений ее элементов и причин их появления, о характеристиках транспортных потоков, требованиям технических регламентов. Оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения - органом местного самоуправления не реже одного раза в год. Согласно ч. 9 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. К собственности поселения, согласно ч. 8 ст. 6 указанного Федерального закона относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Согласно п. 5 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В нарушение указанных выше положений действующего законодательства администрацией Апачинского сельского поселения в 2011 году оценка технического состояния в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения не проводилась, что подтверждается информацией заместителя Главы администрации поселения. Помимо этого, в соответствии с п. 1.2. Ведомственных строительных норм ВСН 1-83 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования», утвержденных 5 февраля 1982 года Минавтодором РСФСР, техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности. Технический учет и паспортизация автомобильных дорог производятся с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности и техническом состоянии для рационального планирования работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог (п. 1.1. Ведомственных строительных норм ВСН 1-83). Согласно информации администрации Апачинского сельского поселения от 21.05.2012 паспортизация и техническая инвентаризация дорог местного значения Апачинского сельского поселения не проводилась. Поскольку, индивидуализировать круг лиц, чьи права нарушены ответчиком не представляется возможным в связи с тем, что к таким лицам относятся как жители с. Апача, так и участники дорожного движения, приезжающие на территорию поселка с других населенных пунктов района и Камчатского края, прокурор просил обязать администрацию Апачинского сельского поселения провести оценку технического состояния автомобильных дорог, проходящих по улицам Северная, Строительная, Школьная, Юбилейная, Садовая, Дорожная, находящихся в границах Апачинского сельского поселения, в соответствии с требованиями Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного приказом Минтранса РФ от 27.08.2009 № 150, технический учет и паспортизацию автомобильных дорог, проходящих по улицам Северная, Строительная, Школьная, Юбилейная, Садовая, Дорожная, находящихся в границах Апачинского сельского поселения.
В судебном заседании заместитель прокурора Усть-Большерецкого района Камчатского края Гвоздев А.А. исковые требования поддержал в полном объёме.
Ответчик о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представителя в суд не направил.
Представитель третьего лица полагал, что требования прокурора необоснованны в виду фактического отсутствия дорог. Считал, что необходимо вначале провести техническую паспортизацию дорог, которая даст возможность ответчику определиться с наличием дорог и возможностью постройки новых дорог.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы данного гражданского дела, суд полагает, что исковые требования заместителя прокурора подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.
В силу ст. 1 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ, действие настоящего Федерального закона распространяется на все автомобильные дороги в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения.
В соответствии с п. 12 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ, для целей данного Федерального закона используются следующие основные понятия: содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ, содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог.
В соответствии с ч. 8 ст. 62 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ, до вступления в силу в установленном порядке предусмотренных данным Федеральным законом технических регламентов строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог, являющихся сооружениями пересечений, примыканий, подъездов к автомобильным дорогам, съездов с автомобильных дорог, оценка соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог, эксплуатация железнодорожных переездов, размещение объектов дорожного сервиса, установка рекламных конструкций осуществляются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, нормативными техническими документами в части, не противоречащей Федеральному закону от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании».
Соответственно, до принятия технических регламентов действует ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденный постановлением Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 11.10.1993 № 221.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Согласно п.п. 1-4 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного приказом Минтранса РФ от 27.08.2009 № 150, данный Порядок проведения оценки технического состояния автомобильных дорог определяет состав и периодичность работ по определению соответствия комплекса характеристик технического уровня автомобильной дороги и ее эксплуатационного состояния, обеспечивающего требуемые потребительские свойства автомобильной дороги, полученного на основании результатов комплекса работ по обследованию, сбору и анализу информации о параметрах, характеристиках и условиях функционирования автомобильной дороги, о наличии повреждений ее элементов и причин их появления, о характеристиках транспортных потоков, требованиям технических регламентов.
Оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения - органом местного самоуправления не реже одного раза в год.
На основании ч. 9 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
К собственности поселения, согласно ч. 8 ст. 6 указанного Федерального закона относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В соответствии п. 5 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Помимо этого, в соответствии с п. 1.2. Ведомственных строительных норм ВСН 1-83 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования», утвержденных 5 февраля 1982 года Минавтодором РСФСР, техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности.
Технический учет и паспортизация автомобильных дорог производятся с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности и техническом состоянии для рационального планирования работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог (п. 1.1. Ведомственных строительных норм ВСН 1-83).
Исходя из п. 5 ч. 1 ст. 8 Устава Апачинского сельского поселения - дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них относится к вопросам местного значения Апачинского сельского поселения.
Согласно ч. 1 ст. 36 Устава Апачинского сельского поселения администрация Апачинского сельского поселения - исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления Апачинского сельского поселения, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения.
В судебном заседании установлено, что согласно информации администрации Апачинского сельского поселения от 21.05.2012 паспортизация и техническая инвентаризация дорог местного значения Апачинского сельского поселения не проводилась.
При таких обстоятельствах суд считает необходимым обязать ответчика к принятию мер по проведению оценки технического состояния автомобильных дорог, проходящих по улицам Северная, Строительная, Школьная, Юбилейная, Садовая, Дорожная, находящихся в границах Апачинского сельского поселения, в соответствии с требованиями Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного приказом Минтранса РФ от 27.08.2009 № 150, технического учета и паспортизации автомобильных дорог, проходящих по улицам Северная, Строительная, Школьная, Юбилейная, Садовая, Дорожная, находящихся в границах Апачинского сельского поселения.
В соответствии с п/п 9, 19 п.1 ст.333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины процессуальный истец и ответчик освобождены.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск заместителя прокурора Усть-Большерецкого района Камчатского края - удовлетворить.
Обязать администрацию Апачинского сельского поселения, провести оценку технического состояния автомобильных дорог, проходящих по улицам Северная, Строительная, Школьная, Юбилейная, Садовая, Дорожная, находящихся в границах Апачинского сельского поселения, в соответствии с требованиями Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного приказом Минтранса РФ от 27.08.2009 № 150.
Обязать администрацию Апачинского сельского поселения провести технический учет и паспортизацию автомобильных дорог, проходящих по улицам Северная, Строительная, Школьная, Юбилейная, Садовая, Дорожная, находящихся в границах Апачинского сельского поселения.
Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Усть-Большерецкий районный суд Камчатского края.
Председательствующий А.А. Архипович