ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-201/2013 от 16.04.2013 Верхнесалдинского городского суда (Свердловская область)

Гр.д. № 2-201/2013Изготовлено 16.04.2013 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации    11 апреля 2013 года г. Верхняя Салда

 Верхнесалдинский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Примак А.А.,

 с участием истца Овчаренко Г.В.,

 ответчиков: представителя войсковой части № К., представителя ФКУ «Управления финансового обеспечения Минобороны Российской Федерации по Свердловской области» О.,

 при секретаре Кореневской О.С.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Овчаренко Г.В. к войсковой части №, Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Свердловской области» о признании незаконным отказа в начислении премии, взыскании премии,

У С Т А Н О В И Л :

 Овчаренко Г.В. обратилась с иском к войсковой части №, ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Свердловской области» о признании незаконным отказа войсковой части № в начислении ей премии по итогам работы за 2012 год за проработанный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере хх руб. хх коп., и премии за четвертый квартал 2012 года за проработанный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере хх руб. хх коп.; о взыскании с ответчиков солидарно в ее пользу премии по итогам работы за 2012 год в размере хх руб. хх коп. и премии за четвертый квартал 2012 года в размере хх руб. хх коп., расходов на оплату юридических услуг в размере хх руб..

 В обоснование заявленных требований истец указала, что ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа № была принята на работу в в/ч № <адрес> в службу ракетного вооружения техником по снабжению и учету. ДД.ММ.ГГГГ уволена по собственному желанию на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 26.07.2010 № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации» и его решении от 30.11.2012 о дополнительном материальном стимулировании гражданского персонала воинских частей (организаций) за счет экономии бюджетных средств гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, был издан приказ командира в/ч № от ДД.ММ.ГГГГ о выплате премии с учетом районного коэффициента по итогам работы за 2012 год гражданскому персоналу части и приказ № от ДД.ММ.ГГГГ о выплате премии с учетом районного коэффициента за четвертый квартал 2012 года гражданскому персоналу части. В/ч № состоит на финансовом обеспечении в ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Свердловской области», в соответствии с информационным письмом которого, расчетная сумма для премий установлена для в/ч № в размере хх руб. на четвертый квартал 2012 года и по итогам работы за 2012 год- хх руб. на одного человека. На основании протокола № заседания трудового коллектива в/ч № от ДД.ММ.ГГГГ решено выдавать работникам премии пропорционально отработанному времени. Ей указанные премии выплачены не были, поскольку она уволилась до окончания 2012 года и четвертого квартала 2012 года. Не начисление и невыплату премий считает неправомерным, поскольку на момент формирования объема бюджетных средств заместителем Минобороны РФ и на момент поступления денежных средств на счет ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Свердловской области», она входила в личный состав гражданского персонала в/ч №, в связи с чем, премии должны быть ей выплачены пропорционально фактически отработанному времени, в течение которого она добросовестно выполняла возложенные на нее обязанности, не была привлечена к дисциплинарной ответственности.

 В судебном заседании Овчаренко Г.В. заявленные исковые требования и доводы, изложенные в исковом заявлении в их обоснование, поддержала, указав, что прекращение трудового договора до истечения периода, за который выплачивается премия, не является обстоятельством, позволяющим на законных основаниях полностью ограничить её право на получение стимулирующего вознаграждения. Размер премий должен быть ей определен пропорционально фактически отработанному времени в течение премиального срока работы. Ей должны быть выплачены премии: по итогам работы за 2012 год за проработанный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- за хх дней в размере хх руб. хх коп. (хх.:365  дней в году х хх); за четвертый квартал 2012 года за проработанный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- за хх дней в размере хх руб. хх коп. (хх.: 90 дней в квартале х хх дней), на общую сумму- хх руб. хх коп..

 Представитель войсковой части № К. иск не признала. В возражение против иска указала, что Овчаренко Г.В. работала в в/ч № в должности техника по снабжению и учёту с ДД.ММ.ГГГГ. Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ уволена по собственному желанию, из списков личного состава части исключена. В конце 2012 года гражданскому персоналу войсковой части была произведена выплата стимулирующего характера по приказу Министерства обороны Российской Федерации от 26.07.2010 № 1010. Данный вид премии, представляющий собой дополнительное материальное стимулирование лиц гражданского персонала, дополнительным соглашением к трудовому договору, приказом Министра обороны Российской Федерации от 10.11.2008 № 555 не предусмотрен. Расходы на материальное стимулирование осуществляются за счет высвободившейся в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил РФ экономии бюджетных средств в пределах доводимых Министерством обороны Российской Федерации на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лицам гражданского персонала. В соответствии с п. 6 Порядка определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим и премии лицам гражданского персонала, работающим в воинских частях, утвержденного приказом Минобороны РФ от 26.07.2010 № 1010, дополнительное материальное стимулирование личного состава производится на основании приказов командиров, начальников, руководителей, издаваемых в свою очередь на основании рапортов непосредственных командиров. Оспариваемая выплата призвана усилить материальную заинтересованность работников в повышении качества работы, добросовестного отношения к труду, в связи с чем претендовать на ее получение могут лишь лица гражданского персонала, работающие в организациях Вооруженных Сил РФ. Право давать оценку указанным обстоятельствам принадлежит полномочным командирам и начальникам, которые вправе решать, кого из работников можно поощрить дополнительно, что не противоречит Положению о системе оплаты труда гражданского персонала, утвержденному Приказом Минобороны РФ от 10.11.2008 № 555. При распределении объемов денежных средств лицам гражданского персонала работодатель обоснованно не включил в расходное расписание Овчаренко Г.В., с которой трудовые отношения были прекращены.

 Представитель ФКУ «Управления финансового обеспечения Минобороны Российской Федерации по Свердловской области» О. считает заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению по доводам, приведенным представителем ответчика К. Оспариваемая выплата назначается решением командира войсковой части лицам, состоящих в списке личного состава части на момент премирования.

 Заслушав объяснения сторон, исследовав все доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.

 В соответствии с положениями ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации, исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признается обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы.

 Согласно ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан, в том числе, соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

 В соответствии с п.1 ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

 Статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что системы оплаты труда (включая системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования) устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

 В силу ст. 348 Трудового кодекса Российской Федерации на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в части первой настоящей статьи, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества.

 Из материалов дела следует, что Овчаренко Г.В. на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ была принята на работу в войсковую часть № техником по снабжению и учету службы ракетного вооружения (л.д.).

 Согласно заключенному ДД.ММ.ГГГГ между истцом и в/ч № трудовому договору № истец была принята на работу в качестве гражданского служащего (л.д.). В соответствии с п.п. 4.1-4.4 указанного трудового договора истцу была установлена заработная плата, состоящая из должностного оклада, компенсационных выплат и стимулирующих выплат; премии и иные выплаты устанавливаются в соответствии с коллективным договором, локальными нормативными актами работодателя; на работника распространяются льготы, гарантии и компенсации, установленные законодательством РФ и локальными актами работодателя.

 Приказом командира в/ч № № от ДД.ММ.ГГГГ Овчаренко Г.В. уволена по п.3 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации – по собственному желанию с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.).

 В соответствии с п.7 Указа Президента Российской Федерации № 1459 от 26.12.2006 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти» руководителям федеральных органов исполнительной власти предоставлено право использовать средства федерального бюджета на оплату труда и денежное довольствие, высвободившиеся в результате сокращения численности работников, лиц рядового и начальствующего составов и гражданского персонала, на выплату работникам, лицам рядового и начальствующего состава и гражданского персонала премий по результатам службы (работы), Министру обороны РФ предоставлено право использовать разницу между средствами, выделяемыми из федерального бюджета на соответствующий год на денежное довольствие военнослужащих Вооруженных Сил РФ, и средствами федерального бюджета, предназначенными на содержание фактической численности указанных лиц, имеющейся на 1 января соответствующего года, на материальное стимулирование военнослужащих и лиц гражданского персонала в виде дополнительной выплаты наряду с дополнительными выплатами, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 Приказом Министра обороны Российской Федерации от 26.07.2010 № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил РФ» предусмотрены за счет бюджетных средств, выделенных на денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и оплату труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил в соответствии с прилагаемым порядком военнослужащим (лицам гражданского персонала), проходящим военную службу (работающим) в центральном аппарате Министерства обороны, военных округах, на флотах, в объединениях, соединениях, воинских частях и организациях Вооруженных Сил, сметно-бюджетное финансирование которых осуществляется Министерством обороны, дополнительные выплаты (премии) по результатам службы (работы).

 В соответствии с п.п. 1,2,7 Порядка определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, дополнительные выплаты военнослужащим и премии лицам гражданского персонала выплачиваются ежеквартально в пределах сумм, доведенных на эти цели до центральных органов военного управления, видов Вооруженных сил, военных округов, флотов, родов войск Вооруженных Сил, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил. Размер дополнительного материального стимулирования военнослужащим и лицам гражданского персонала (за исключением командиров (начальников, руководителей) и их заместителей со штатным воинским званием по занимаемой воинской должности от генерал-лейтенанта, вице-адмирала и выше) не может превышать пятикратного размера расчетной суммы исходя из объемов высвобожденных денежных средств за квартал и численности личного состава.

 Таким образом, данные правовые акты устанавливают дополнительные гарантии для истца, как лица гражданского персонала войсковой части, и являются дополнительным основанием для выплаты премий по итогам работы, кроме тех обязательных премиальных выплат по итогам работы, которые предусмотрены Приказом Министра Обороны РФ от 10.11.2008 № 555. Спорные премии для выплаты гражданскому персоналу, являются материальным стимулированием и выплачиваются в пределах фондов оплаты труда, соответственно входят в систему оплаты труда как дополнительное вознаграждение по результатам работы.

 В материалах дела имеется письмо ФКУ «Управления финансового обеспечения Минобороны Российской Федерации по Свердловской области», поступившее ДД.ММ.ГГГГ в адрес командира в/ч №, в котором указано о принятии Министром обороны РФ 30.11.2012 решения о дополнительном материальном стимулировании гражданского персонала воинских частей за 4 квартал 2012 года и по итогам работы за 2012 год, из расчета хх руб. за 4 квартал 2012 года, хх руб. по итогам работы за 2012 год на одного работника (л.д.).

 На общем собрании трудового коллектива в/ч № (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ) принято решение о выплате премий по итогам работы за 2012 год и за 4 квартал 2012 года пропорционально отработанному времени (л.д.). ДД.ММ.ГГГГ командиром в/ч № вынесен приказ № о выплате премии с учетом районного коэффициента за 4 квартал 2012 года гражданскому персоналу войсковой части согласно приложению (л.д.). Также вынесен приказ № от ДД.ММ.ГГГГ о выплате премии с учетом районного коэффициента за 2012 год гражданскому персоналу войсковой части согласно приложению (л.д.). Истец в списки на выплату премий не была включена.

 Согласно п.11 Порядка определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, определены основания, по которым не представляется к дополнительному материальному стимулированию гражданский персонал: наличие дисциплинарных взысканий, наличие нарушений, повлекших ущерб для Вооруженных Сил.

 В судебном заседании установлено, что истец не относится к установленному п.11 вышеуказанного Порядка перечню лиц, которые не предоставляются к дополнительному материальному стимулированию, дисциплинарные взыскания на неё не накладывались. Несмотря на это работодатель не включил истца в списки для дополнительного материального стимулирования, премии за спорные периоды истцу не выплачены, что не оспаривается ответчиками.

 То обстоятельство, что на момент поступления денежных средств на выплату материального стимулирования за указанные периоды истец была уволена, не может повлиять на право истца на выплату стимулирующего вознаграждения за отработанные ею периоды.

 Выплата премии (материального стимулирования) по итогам работы не должна носить произвольный характер в отношении отдельных работников, при этом, лишение работника указанной премии должно быть мотивированным, основанным на фактах неудовлетворительного исполнения им своих трудовых обязанностей, иных отрицательных причин и обстоятельств.

 Довод представителей ответчиков о том, что истец не являлась работником войсковой части на момент выделения лимитов бюджетных обязательств, приказ о ее премировании командиром в/ч № не издавался, соответственно объем дополнительного материального стимулирования был рассчитан распорядителем бюджетных средств только с учетом работающего гражданского персонала, является несостоятельным и не может быть принят судом во внимание, поскольку противоречит обозначенным выше правовым нормам, а также положениям ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации и ст. 3 Трудового кодекса Российской Федерации. Кроме того,   премии выплачивались за конкретный период: за 4 квартал 2012 года и по итогам работы за 2012 года, а истец состояла в трудовых отношениях с в/ч № до ДД.ММ.ГГГГ.

 Поскольку факт работы Овчаренко Г.В. в в/ч № в 2012 году и 4 квартале 2012 года, за которые выплачивалось материальное стимулирование, установлен, на наличие оснований для отказа в представлении истца к выплате представители ответчиков не ссылаются, доказательств совершения истцом проступков, которые могли бы повлиять на размер стимулирующих выплат, не представили, суд находит требования истца о взыскании невыплаченной премии за 4 квартал 2012 года и по итогам работы за 2012 год законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

 В связи с тем, что командиром в/ч № фактически решение об отказе Овчаренко Г.В. в начислении премий не принималось, признания судом несуществующего решения незаконным не требуется.

 Представленный Овчаренко Г.В. расчет размера подлежащих взысканию премий пропорционально фактически отработанному времени: за 4 квартал 2012 года в сумме хх руб. хх коп., по итогам работы за 2012 год в сумме хх руб. хх коп., суд проверен, является правильным, ответчиками не оспаривается.

 Поскольку войсковая часть № находится на финансовом обеспечении Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Свердловской области», с последнего в пользу истца подлежат взысканию невыплаченные суммы премий. Предусмотренных законом оснований для взыскания спорной денежной суммы солидарно с ответчиков не имеется.

 В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона доказывает те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. В судебном заседании исследованы все представленные доказательства. Ходатайств о необходимости истребования иных доказательств от сторон не поступило.

 Согласно ст. ст. 94, 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

 В соответствии со ст. 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по её письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

 Помощь представителя оказывалась истцу в виде консультаций и составления искового заявления, что подтверждается материалами дела. Квитанцией (л.д.) подтверждены понесенные истцом расходы в сумме хх рублей по оплате услуг представителя. Учитывая объем оказанных представителем истца услуг и требования разумности, суд находит подлежащими взысканию с ФКУ «Управления финансового обеспечения Минобороны Российской Федерации по Свердловской области» в пользу истца расходы по оплате услуг представителя в размере хх рублей.

 На основании ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ФКУ «Управления финансового обеспечения Минобороны Российской Федерации по Свердловской области» в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой в силу закона истец освобожден, в сумме хх руб. хх коп..

 С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

 Исковые требования Овчаренко Г.В. к войсковой части №, Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Свердловской области» о признании незаконным отказа в начислении премии, взыскании премии- удовлетворить частично.

 Взыскать с Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Свердловской области» в пользу Овчаренко Г.В. невыплаченную премию за 4 квартал 2012 года в сумме хх рублей хх копеек, премию по итогам работы за 2012 год в сумме хх рублей хх копеек; расходы на оплату услуг представителя в размере хх рублей; государственную пошлину по делу в доход местного бюджета в размере хх рублей хх копеек.

 В удовлетворении остальной части иска Овчаренко Г.В.- отказать.

 Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Верхнесалдинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 Судья - Примак А.А.