ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-201/2021 от 04.03.2021 Назрановского районного суда (Республика Ингушетия)

Дело г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Судья Назрановского районного суда Республики Ингушетия Гайсанова М.И., при секретаре ФИО4, с участием ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Департамента транспорта и дорожного хозяйства <адрес> к ФИО2 о взыскании платы в счет возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами автомобильным дорогам <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с указанным исковым заявлением, в котором просит взыскать с ответчика в пользу ОГКУ «Костромаавтодор» (в доход бюджета <адрес>) плату в счет возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами автомобильным дорогам <адрес> в размере 142 414 рублей 00 копеек.

В обоснование иска указано, что ДД.ММ.ГГГГФИО1, управляя автомашиной МАЗ государственный регистрационный знак <***>, прицеп (полуприцеп) МАЗ государственный регистрационный знак АР 0679 46, осуществлял перевозку тяжеловесного груза без специального разрешения, нарушая требования части 1 статей 29, 31 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и допустил превышение допустимых весовых нагрузок на оси и превышение общей допустимой массы автотранспортных средств, установленных Инструкцией по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утвержденной Министерством транспорта Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ. Службой весового контроля Инспекции государственного административно-технического надзора <адрес> по факту взвешивания зафиксировано в акте измерения превышение допустимых весовых параметров при эксплуатации вышеуказанного автотранспортного средства. Согласно Свидетельства о регистрации ТС, предъявленного водителем ФИО1 на СПВК, собственником тягача является ответчик ФИО2 Акт и счет для оплаты были выданы водителю автотранспортного средства на пункте весового контроля, но оплата не последовала. В адрес ответчика была направлена претензия от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости уплаты указанной суммы, однако ущерб в добровольном порядке не возмещен.

Истец, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание своего представителя не направил. В своем письме ДД.ММ.ГГГГ Департамент транспорта и дорожного хозяйства <адрес> просил рассмотреть дело без участия представителя истца, в связи с отсутствием денежных средств на командировочные расходы.

В судебном заседании ответчик ФИО2 требования истца не признал, просил отказать в их удовлетворении, применив срок исковой давности.

Выслушав пояснения ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В соответствии с п. 1 ст. 1079 ГК РФ юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным п. п. 2 и 3 ст. 1083 ГК РФ.

Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Действие настоящего Закона N 257-ФЗ распространяется на все автомобильные дороги в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения.

В соответствии с ч. 1 ст. 29 Закона N 257-ФЗ, пользователям автомобильных дорог запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, и (или) на крупногабаритных транспортных средствах и на транспортных средствах, осуществляющих перевозки опасных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, а также осуществлять движение транспортных средств, имеющих разрешенную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения такими транспортными средствами.

В силу ст. 31 названного Закона N 257-ФЗ движение по автомобильным дорогам крупногабаритного, тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, допускается при наличии специальных разрешений, выдаваемых в соответствии с положениями настоящей статьи.

Для получения специального разрешения требуется согласование маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, в порядке, предусмотренном частью 7 настоящей статьи; возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством, в порядке, предусмотренном частью 12 настоящей статьи.

Перевозка тяжеловесных грузов приводит к преждевременному износу дорожного полотна, что наносит дополнительный ущерб объектам государственной собственности, а также влечет дополнительные затраты, связанные с организацией пропуска движения и осуществлением надзора за техническим состоянием путей следования груза. Такие сверхнормативные расходы должны возмещаться за счет платежей, взимаемых с заинтересованных в особых условиях транспортировки грузов владельцев (пользователей) соответствующих автотранспортных средств (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 22-П).

Порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации" утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов (далее - Правила).

В соответствии с п. 2 Правил вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств. Согласно п. 5 Правил размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от: а) превышения установленных правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, или решением о временном ограничении движения транспортных средств, принимаемом в порядке, предусмотренном ч. 2 ст. 30 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", значений: предельно допустимой массы транспортного средства; предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства; б) размера вреда, определенного соответственно для автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения, частных автомобильных дорог; в) протяженности участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут транспортного средства; г) базового компенсационного индекса текущего года.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ на стационарном пункте весового контроля инспекции Государственного административно-технического надзора <адрес> (СПВК-<адрес>), расположенном на автомобильной дороге общего пользования регионального значения Урень-Шарья-Никольск-Котлас 107 км., на участке, принадлежащем ОГКУ "Костромаавтодор" при измерении в автоматическом режиме весовых параметров, выявлено превышение осевых нагрузок транспортного средства тягача МАЗ 642208-020 государственный регистрационный знак <***>, принадлежащего ФИО2, прицеп (полуприцеп) МАЗ 9758030 государственный регистрационный знак АР 0679 46, принадлежащего также ФИО2, о чем экспертом СПВК-2 Инспекции государственного административно-технического надзора <адрес>ФИО5 составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ о нарушении правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов.

Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ фактическая нагрузка транспортного средства при статическом взвешивании составила: по полной массе 45,6 т. (при допустимой 38,00 т.), превышение 7,6 т.

В связи с превышением допустимых осевых нагрузок транспортного средства сумма ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования регионального значения транспортным средством составила 142 414 рублей 00 копеек, в связи с чем, что послужило поводом для обращения в суд с настоящим иском.

Между тем, ответчиком заявлено ходатайство о применении последствий пропуска срока исковой давности.

В соответствии с ч. 1 ст. 196 ГК РФ, общий срок исковой давности составляет три года, со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 ГК РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 199 ГК РФ, исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

В соответствии со ст. 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Согласно разъяснениям абзаца 2 п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", если иное не установлено законом, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо, право которого нарушено, узнало или должно было узнать о совокупности следующих обстоятельств: о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (п. 1 ст. 200 ГК РФ).

Судом установлено, что акт о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось, составлен должностным лицом учреждения ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, срок исковой давности по требованию о взыскании ущерба автомобильной дороге начал течь с ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, срок исковой давности по требованию с данным основанием истек ДД.ММ.ГГГГ, в то время как истец обратился в суд с рассматриваемым иском ДД.ММ.ГГГГ (согласно почтовому штемпелю на конверте), то есть по истечении трех лет со дня, когда он узнал о нарушении своего права.

Каких-либо доказательств уважительности причин несвоевременного обращения в суд не представлено, в материалах дела не содержится.

Принимая во внимание заявленное ответчиком ходатайство о необходимости применения срока давности в соответствии со статьей 199 ГК РФ, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по мотиву истечения предусмотренного действующим законодательством срока исковой давности.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Департамента транспорта и дорожного хозяйства <адрес> к ФИО2 о взыскании платы в счет возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами автомобильным дорогам <адрес>, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Ингушетия в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий: