ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-201/2022 от 26.04.2022 Москаленского районного суда (Омская область)

Дело № 2-201/2022

УИД 55RS0020-01-2022-000374-33

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Омская область р.п. Москаленки 26 апреля 2022 года

Москаленский районный суд Омской области в составе

председательствующего судьи Барабанов А.Н.,

при секретаре Руденко О.В.,

с участием помощника прокурора района Бакеновой З.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. прокурора Москаленского района Омской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних к МБДОУ детский сад «Тополек», Управлению образования администрации Москаленского муниципального района Омской области об обязании осуществить проведение промывки систем отопления и обязании обеспечить финансирование,

установил:

И.о. прокурора Москаленского района Омской области обратился в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних к МБДОУ детский сад «Тополек», Управлению образования администрации Москаленского муниципального района Омской области об обязании осуществить проведение промывки систем отопления и обязании обеспечить финансирование в срок до 31.08.2022.

В обоснование исковых требований указано, что в феврале 2022 прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о теплоснабжении, законодательства в сфере соблюдения требований охраны жизни и здоровья несовершеннолетних в деятельности МБДОУ детский сад «Тополек», в результате которой было выявлено, что образовательным учреждением после окончания отопительного периода в 2021 году не проводилась промывка систем отопления, удаление воздуха из труб системы отопления внутри здания. Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго России от 24.03.2003 № 115, установлены обязанности потребителя тепловой энергии проводить систематическую работу при эксплуатации системы отопления. Пунктом 3.11.11 «СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические правила и нормы» устанавливается допустимая температура воздуха не ниже: в спальных помещениях +18 °C, в спортивных залах +17 °C, душевых +25 °C, в столовой, в помещениях культурно-массового назначения и для занятий +18 °C. Вместе с тем в ходе проверки, установлено, что данные требования в части осуществления необходимых действий по надлежащей эксплуатации и поддержанию оборудования в исправном стоянии ответственными должностными лицами образовательного учреждения надлежащим образом не исполнялись. Данные нарушения могут явиться причиной несоблюдения температурного режима в образовательном учреждении в период предстоящего отопительного сезона 2022/2023 гг. при наступлении отрицательных температур, и, как следствие, негативно отразиться на жизни и здоровье как несовершеннолетних обучающихся образовательного учреждения, так и работников учреждения. По факту допущения выявленных нарушений прокурором района 25.02.2022 в адрес директора МБДОУ детский сад «Тополек», а также в адрес начальника управления образования Москаленского муниципального района Омской области внесены представления, однако в настоящий момент действенные меры, направленные на устранение выявленных нарушений, не приняты. Более того, до настоящего времени договор о проведении вышеперечисленных работ после окончания отопительного сезона в 2022 году образовательным учреждением со специализированной организацией либо лицом, имеющим лицензию на осуществление соответствующего вида деятельности, не заключен.

В судебном заседании помощник прокурора Москаленского района Омской области Бакенова З.К. заявленные требования поддержала по изложенным в иске основаниям, дополнительно суду пояснив, что нарушения на момент рассмотрения дела не устранены.

Представитель ответчика МБДОУ детский сад «Тополек» в судебное заседание не явился, в заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель ответчика управления образования администрации Москаленского муниципального района Омской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела от него не поступило.

В силу ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, заслушав помощника прокурора, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Статьей 38 Конституции Российской Федерации установлено, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

Согласно ч.1 ст. 4 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», целями государственной политики в интересах детей являются осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений, а также содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях.

Как указано в статье 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства, при этом, в соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии с п.п. 2, 15, 16 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья.

В силу ч. 6 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.

Согласно ч.ч. 1, 2, 4 ст. 41 Федерального закона № 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность и др. Организация охраны здоровья обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.

В соответствии с п. 9 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон № 190-ФЗ) потребитель тепловой энергии (далее - потребитель) - лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления.

Согласно п. 15 ст. 2 Федерального закона № 190-ФЗ режим потребления тепловой энергии - процесс потребления тепловой энергии, теплоносителя с соблюдением потребителем тепловой энергии обязательных характеристик этого процесса в соответствии с нормативными правовыми актами, в том числе техническими регламентами, и условиями договора теплоснабжения.

В соответствии с ч. 3 ст. 23.2 Федерального закона № 190-ФЗ теплоснабжающие организации, теплосетевые организации при осуществлении теплоснабжения и потребители тепловой энергии при потреблении тепловой энергии обязаны соблюдать требования безопасности в сфере теплоснабжения.

Во исполнение Федерального закона № 190-ФЗ Приказом Минэнерго России от 24.03.2003 № 115 утверждены Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок (далее по тексту – Правила).

Согласно п. 1.1 Правил установлены требования по технической эксплуатации систем теплопотребления всех назначений (технологических, отопительных, вентиляционных, горячего водоснабжения, кондиционирования воздуха), теплопотребляющих агрегатов, тепловых сетей потребителей, тепловых пунктов, других сооружений аналогичного назначения.

Раздел 9 Правил «Теплопотребляющие энергоустановки» устанавливает требования к потребителям тепловой энергии, касающиеся оборудования, используемого потребителем, а также обязанностей потребителей по поддержанию указанного оборудования в исправном состоянии.

Согласно п. 9.1 Правил технические решения, производство строительно-монтажных работ на системах теплопотребления, а также средства автоматизации теплопотребляющих энергоустановок должны соответствовать требованиям действующих норм, правил, инструкций и стандартов.

В соответствии с п. 9.2.9 Правил промывка систем проводится ежегодно после окончания отопительного периода, а также после монтажа, капитального ремонта, текущего ремонта с заменой труб.

Согласно п. 9.3.22 Правил в процессе эксплуатации систем отопления следует:

- осматривать элементы систем, скрытых от постоянного наблюдения (разводящих трубопроводов на чердаках, в подвалах и каналах), не реже 1 раза в месяц;

- осматривать наиболее ответственные элементы системы (насосы, запорную арматуру, контрольно-измерительные приборы и автоматические устройства) не реже 1 раза в неделю;

- удалять периодически воздух из системы отопления согласно инструкции по эксплуатации;

- очищать наружную поверхность нагревательных приборов от пыли и грязи не реже 1 раза в неделю;

- промывать фильтры. Сроки промывки фильтров (грязевиков) устанавливаются в зависимости от степени загрязнения, которая определяется по разности показаний манометров до и после грязевика;

- вести ежедневный контроль за параметрами теплоносителя (давление, температура, расход), прогревом отопительных приборов и температурой внутри помещений в контрольных точках с записью в оперативном журнале, а также за утеплением отапливаемых помещений (состояние фрамуг, окон, дверей, ворот, ограждающих конструкций и др.);

- проверять исправность запорно-регулирующей арматуры в соответствии с утвержденным графиком ремонта, а снятие задвижек для их внутреннего осмотра и ремонта - не реже 1 раза в 3 года, проверка плотности закрытия и смену сальниковых уплотнений регулировочных кранов на нагревательных приборах - не реже 1 раза в год;

- проверять 2 раза в месяц закрытием до отказа с последующим открытием регулирующие органы задвижек и вентилей;

- производить замену уплотняющих прокладок фланцевых соединений - не реже 1 раза в пять лет.

Таким образом, Правилами установлены обязанности потребителя тепловой энергии, проводить систематическую работу потребителя при эксплуатации систем отопления.

Согласно п.п. 1.13 Устава управления образования администрации Москаленского муниципального района Омской области, утвержденному постановлением главы Москаленского муниципального района Омской области от 09.11.2015 № 128 (далее – Устав) Управление образования осуществляет распорядительно-исполнительные функции и координирует деятельность созданных муниципальных учреждений Москаленского муниципального района Омской области в сфере образования, в том числе, дошкольных образовательных учреждений, образовательных учреждений основного и среднего общего образования.

Управление образования является главным распорядителем бюджетных средств Москаленского муниципального района Омской области, выделяемых муниципальным учреждениям Москаленского муниципального района Омской области в сфере образования (п.п. 1.15 Устава).

Управление образования осуществляет информационно-методическое, финансово-экономическое и хозяйственно-эксплуатационное сопровождение деятельности муниципальных учреждений Москаленского муниципального района Омской области в сфере образования (п.п. 2.5.17. Устава).

В соответствии с п. 1.1 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – «СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические правила и нормы») настоящие санитарные правила направлены на охрану здоровья детей и молодежи, предотвращение инфекционных, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению безопасных условий образовательной деятельности, оказания услуг по воспитанию и обучению, спортивной подготовке, уходу и присмотру за детьми, включая требования к организации проведения временного досуга детей в помещениях (специально выделенных местах), устроенных в торговых, культурно-досуговых центрах, аэропортах, железнодорожных вокзалах и иных объектах нежилого назначения, отдыху и оздоровлению, предоставлению мест временного проживания, социальных услуг для детей, а также к условиям проведения спортивных, художественных и культурно-массовых мероприятий с участием детей и молодежи и определяют санитарно-противоэпидемические (профилактические) меры при организации перевозок организованных групп детей железнодорожным транспортом.

Пунктом 3.11.11 «СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические правила и нормы» устанавливается допустимая температура воздуха не ниже: в спальных помещениях +18 °C, в спортивных залах +17 °C, душевых +25 °C, в столовой, в помещениях культурно-массового назначения и для занятий +18 °C.

Из материалов дела следует и судом установлено, что в феврале 2022 года прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о теплоснабжении, законодательства в сфере соблюдения требований охраны жизни и здоровья несовершеннолетних в деятельности МБДОУ детский сад «Тополек», в результате которой было выявлено, что образовательным учреждением после окончания отопительного периода в 2021 году не проводилась промывка систем отопления, удаление воздуха из труб системы отопления внутри здания.

По факту допущения выявленных нарушений прокурором района 25.02.2022 в адрес директора МБДОУ детский сад «Тополек», а также в адрес начальника управления образования Москаленского муниципального района Омской области внесены представления, однако в настоящий момент действенные меры, направленные на устранение выявленных нарушений, не приняты.

Данный факт свидетельствует о невыполнении ответчиками возложенной на них действующим законодательством обязанности по созданию безопасных условий обучения, воспитания несовершеннолетних.

Выполнение этих обязанностей направлено на обеспечение безопасности граждан, в том числе несовершеннолетних, а также работников учреждения.

МБДОУ детский сад «Тополек» является юридическим лицом, что подтверждается Уставом образовательного учреждения, при этом, согласно Уставу, учредителем данного юридического лица является администрация Москаленского муниципального района Омской области, чьи полномочия от имени учредителя осуществляет управление образования администрации Москаленского муниципального района Омской области.

Поскольку МБДОУ детский сад «Тополек» является некоммерческой организацией, осуществляющей оказание муниципальных услуг, выполнение работ и (или) исполнение муниципальных функций в целях обеспечения реализации полномочий Москаленского муниципального района Омской области в сфере образования, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств местного бюджета на основании субсидий, финансирование образовательного учреждения осуществляется за счет средств бюджета муниципального района, обязанность по устранению выявленных нарушений в равной степени возложена как на образовательное учреждение, так и на органы местного самоуправления.

Согласно части 5 ст. 123.22 ГК РФ, бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.

По обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения.

Таким образом, орган местного самоуправления, являющийся учредителем общеобразовательного учреждения, должен закрепить за ним имущество, пригодное для ведения образовательного процесса в соответствии с установленными правилами и нормами.

Отсутствие в бюджете денежных средств не освобождает ответчиков от решения вопросов местного значения, отнесенных к их компетенции, поскольку действующее законодательство не связывает реализацию полномочий, возложенных на них законом с наличием финансовой возможности.

Осуществление деятельности МБДОУ детский сад «Тополек» при указанных обстоятельствах не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью обучающихся несовершеннолетних граждан.

Решение суда в первую очередь признает за детьми право на реализацию конституционного принципа приоритета интересов ребенка, его жизни и здоровья, путем обеспечения определенных условий для обучения, соответствующих требованиям законодательства по обеспечению безопасных условий для обучения и воспитания детей.

Разрешая гражданско-правовой спор в условиях конституционных принципов состязательности и равноправия сторон и связанного с ним принципа диспозитивности, осуществляя правосудие как свою исключительную функцию (ч. 1 ст. 118 Конституции РФ), суд не может принимать на себя выполнение процессуальных функций сторон.

В силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности, эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается, в первую очередь, поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности, стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, принять на себя все последствия совершения или не совершения процессуальных действий.

С учетом установленных в судебном заседании фактических обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению в полном объеме, поскольку именно на ответчиков законом возложена обязанность защиты детства и несовершеннолетних, в том числе и защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

Согласно статьи 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

В случае если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

Основываясь на приведенной норме Закона, суд полагает возможным при удовлетворении заявленных исковых требований, указать в резолютивной части решения на срок, в течение которого ответчикам необходимо выполнить действия – до 31.08.2022, находя указанный срок обоснованным, целесообразным и разумным с учетом характера заявленных исковых требований, а также на основе исследованных в судебном заседании материалов дела.

Вместе с тем, суд полагает возможным отметить, что ответчики не лишены возможности обращения в суд в порядке ст.ст. 203 и 434 ГПК РФ о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения решения суда при наличии к тому уважительных обстоятельств.

Применение отсрочки исполнения решения суда допустимо после вступления решения суда в законную силу.

На основании пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ суд считает необходимым освободить Управление образования администрации Москаленского муниципального района Омской области от уплаты государственной пошлины.

При решении вопроса о взыскании государственной пошлины, суд исходит из требований части 2 статьи 333.20 НК РФ, которая предусматривает, что суды общей юрисдикции, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины.

Учитывая финансовое положение МБДОУ детский сад «Тополек», существа иска в интересах граждан, в том числе несовершеннолетних, суд считает возможным снизить размер государственной пошлины до 150 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

решил:

Исковые требования и.о. прокурора Москаленского района Омской области удовлетворить.

Обязать МБДОУ детский сад «Тополек» осуществить проведение промывки систем отопления, удаление воздуха из труб системы отопления внутри здания и обязать Управление образования администрации Москаленского муниципального района обеспечить финансирование вышеназванных мероприятий в срок не позднее 31.08.2022.

Взыскать с МБДОУ детский сад «Тополек» государственную пошлину в местный бюджет Москаленского муниципального района Омской области в размере 150 (сто пятьдесят) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд путем подачи жалобы через Москаленский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

ВЕРНО

Судья А.Н. Барабанов