Дело № 2-2020/16
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ
Ленинский районный суд г. Н. Новгорода в составе председательствующего федерального судьи Бердниковой С. И., при секретаре Солодковой И.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г.Н.Новгорода в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Ленинского района г.Н.Новгорода, Администрации г.Н.Новгорода об обязании организовать работы по сносу расселенного аварийного дома,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Ленинского района г.Н.Новгорода в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации Ленинского района г.Н.Новгорода, Администрации г.Н.Новгорода об обязании в течение 2-х месяцев вступления решения суда в законную силу с целью обеспечения безопасных условий граждан организовать работы по сносу расселенного аварийного дома по адресу: <адрес>
Представитель Администрации Ленинского района г.Н.Новгорода выразила не согласие с иском.
Представитель Администрации г.Н.Новгорода выразила не согласие с иском.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению частично.
Судом установлено, что прокуратурой Ленинского района г.Нижнего Новгорода по обращению председателя Совета <адрес> ФИО1 проведена проверка соблюдения жилищных прав администрацией города Нижнего Новгорода по вопросу сноса аварийного <адрес>.
Статьей 2 ЖК РФ закреплено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» - при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.
В соответствии со ст. ст. 1, 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относиться организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, а именно мероприятий направленных на рациональное использование природных ресурсов, ликвидацию последствий негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.
Кроме того, пунктами 5.1.1, 5.1.2, 5.1.4, 5.2.1 Правил благоустройства в городе Нижнем Новгороде, утв. постановлением городской Думы города Нижнего Новгорода от 20.06.2007 №56 закреплено, что собственники, владельцы и пользователи зданий должны обеспечивать содержание зданий и их конструктивных элементов в исправном состоянии, обеспечивать надлежащую эксплуатацию зданий. Требования настоящего раздела обязательны для исполнения всеми собственниками зданий, расположенных на территории города, а также лицами, владеющими зданиями на ином вещном праве, праве аренды, ином законном праве, и должны исполняться указанными лицами за свой счет.
Повреждения конструктивных элементов зданий, не влияющие на их прочностные характеристики, должны устраняться в течение 6 месяцев с момента повреждения. Фасады зданий не должны иметь видимых повреждений строительной части, декоративной отделки и инженерных элементов и должны поддерживаться в надлежащем эстетическом состоянии.
Согласно постановлению администрации город Нижнего Новгорода № № от ДД.ММ.ГГГГ «О признании жилого дома <адрес> аварийным и подлежащим сносу» <адрес> признан аварийными и подлежит сносу, срок отселения установлен 30.12.2010, срок предъявления собственникам помещений дома требования о сносе аварийного дома- ДД.ММ.ГГГГ.
Установлено, что в ДД.ММ.ГГГГ году администрацией Ленинского района Г.Н.Новгорода данный дом был расселен и в настоящее время в данном доме никто не зарегистрирован.
В ДД.ММ.ГГГГ году аукционная документация на снос указанного дома была подготовлена администрацией Ленинского района и направлена в департамент жилья и инженерной инфраструктуры администрации города на согласование и выделение целевых денежных средств на выполнение работ. Однако, согласование аукционной документации не состоялось ввиду неоформленного в муниципальную собственность земельного участка, на котором расположен вышеуказанный дом.
Администрацией района было направлено обращение в Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Нижнего Новгорода с просьбой подготовки письма в департамент градостроительного развития и архитектуры об утверждении схемы расположения земельного участка под домом. Комитетом по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Нижнего Новгорода до сведения администрации Ленинского района была доведена информация о том, что в департамент градостроительного развития и архитектуры администрации города Нижнего Новгорода направлена заявка о формировании границ земельного участка, занятого жилым домом №7 по ул. Менделеева в Ленинском районе города Нижнего Новгорода.
Для ускорения работ по формированию границ земельного участка, занятого жилым <адрес>, администрация района обратилась с письмом в департамент градостроительного развития и архитектуры администрации города Нижнего Новгорода. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ получен ответ, что комитету по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Нижнего Новгорода поручено обеспечить осуществление государственного кадастрового учета земельного участка под данным домом.
В ДД.ММ.ГГГГ году администрацией Ленинского района г.Н.Новгорода планировалось выполнить работы по сносу нескольких, признанных аварийными и расселенными, многоквартирных домов в жилищном фонде района, в том числе и <адрес>.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ «О проверке сметной документации», администрация района обратилась в департамент экономического развития, инвестиций и предпринимательства администрации города Нижнего Новгорода с просьбой проверить и согласовать сметную документацию для проведения работ по сносу аварийных домов в Ленинском районе города Нижнего Новгорода в ДД.ММ.ГГГГ году по трем адресам: <адрес> на сумму <данные изъяты> руб. Предполагалось, что данные сметы будут проходить в конкурсной документации на проведение работ по сносу аварийных домов одним лотом. Указанная документация ДД.ММ.ГГГГ была проверена и согласована департаментом экономического развития, инвестиций и предпринимательства администрации города Нижнего Новгорода. Комитетом по управлению городским имуществом и земельными ресурсами письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ было сообщено, что проведение работ по сносу <адрес> возможно лишь после осуществления постановки земельного участка под домом на государственный кадастровый учет и регистрации права муниципальной собственности на землю.
В соответствии постановлением администрации города Нижнего Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане по <адрес> города Нижнего Новгорода», осуществление государственного кадастрового учета земельного участка и регистрации права муниципальной собственности было поручено комитету по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Нижнего Новгорода. В связи с этим, администрацией района в администрацию города Нижнего Новгорода и в КУГИ был направлен запрос об указании планируемого срока осуществления мероприятий по постановке земельного участка под данным домом на государственный кадастровый учет и регистрации права муниципальной собственности на землю для последующего проведения открытого аукциона и определения подрядной организации по выполнению указанных работ. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ сообщено, что с этой целью комитетом был заключен с ООО «Перспектива» муниципальный контракт на выполнение кадастровых работ по данному земельному участку. Дата окончания контракта ДД.ММ.ГГГГ. После постановки земельного участка на государственный кадастровый учет КУГИ в управление Росреестра по Нижегородской области предоставит пакет документов для государственной регистрации права муниципальной собственности на землю.
Установлено, что выполнить снос данного дома в ДД.ММ.ГГГГ году, также не представилось возможным, поскольку отсутствовала информация о наличии межевого плана земельного участка, занимаемого этим аварийным домом, и подтверждения регистрации права муниципальной собственности на него.
В связи с чем, администрация Ленинского района г.Н.Новгорода вновь обратилась в Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Нижнего Новгорода и в департамент градостроительного развития и архитектуры администрации города Нижнего Новгорода с просьбой ускорить осуществление мероприятий по постановке земельного участка под <адрес> города Нижнего Новгорода на государственный кадастровый учет для последующего проведения открытого аукциона и определения подрядной организации по выполнению работ по его сносу.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ КУГИ проинформировал о том, что земельный участок по адресу: <адрес> поставлен на государственный кадастровый учет; комитетом проводится работа по регистрации права муниципальной собственности на указанный земельный участок.
В ДД.ММ.ГГГГ году администрация района письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ обратилась в департамент жилья и инженерной инфраструктуры администрации города Нижнего Новгорода с просьбой о выделении бюджетных средств на снос 4-х аварийных домов в Ленинском районе, в том числе, <адрес>. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ департаментом было сообщено о приостановке резервирования бюджетных средств на снос строений в ДД.ММ.ГГГГ году. Поскольку, из-за отсутствия финансирования в ДД.ММ.ГГГГ году выполнить данные работы не представилось возможным, администрацией района в департамент жилья и инженерной инфраструктуры администрации города Нижнего Новгорода письмом от ДД.ММ.ГГГГ было направлено обращение включить в бюджет ДД.ММ.ГГГГ года ассигнования на снос 6-ти расселенных домов, в том числе, на снос <адрес>.
Вместе с тем, в <адрес> г.Н.Новгорода, конструктивные элементы значительно повреждены пожаром, имеется угроза обрушения. Здание в целом также находится в ненадлежащем эстетическом состоянии. Здание фактически не эксплуатируется.
Кроме того по результатам проведённой ДД.ММ.ГГГГ проверки совместно со специалистом административно-технической инспекции по благоустройству г.Н.Новгорода в деятельности администрации Ленинского района г.Н.Новгорода, администрации г.Н.Новгорода выявлены нарушения п. 5.1.1, 5.1.2, 5.1.4, 5.2.1 Правил благоустройства г.Н.Новгорода, утв. постановлением Городской Думы г.Н.Новгорода от 20.06.2007 № 56, выразившиеся в ненадлежащем обеспечении содержания зданий и их конструктивных элементов в исправном состоянии, не обеспечении надлежащей эксплуатации подлежащего сносу аварийного здания <адрес>, а именно сгоревшее здание до настоящего времени не снесено, полусгоревшее здание не огорожено, имеется доступ посторонних лиц, включая детей, тем самым представляет угрозу жизни людей, во внутрь здания сбрасывается различный бытовой и строительный мусор, что подтверждается актом от 11.02.2016 № 3-42, схемой, фототаблицей к акту проверки.
Статьей 13 Федерального закона РФ от 24.06.1998 №89-ФЗ названного закона закреплено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов, организацию указанной деятельности осуществляют органы местного самоуправления.
В соответствии с п. 11, п. 25 ст. 8 Устава города Нижнего Новгорода к вопросам местного значения города относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды и организация благоустройства в границах города.
Статьей 43 Устава города Нижнего Новгорода обеспечение исполнения вопросов местного значения отнесено к полномочиям администрации города.
В соответствии со ст.44 Устава г.Н.Новгорода и Положением об администрации Ленинского района г.Н.Новгорода, утв. постановлением городской Думы г.Н.Новгорода от 25.01.2006 № 2, администрация Ленинского района г.Н.Новгорода является территориальным органом администрации города Нижнего Новгорода, организующим реализацию предусмотренных Уставом г.Н.Новгорода, Положением об администрации района задач и полномочий органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления на территории района.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством организация мероприятий по сносу аварийных домов и организация благоустройства в границах Ленинского района г. Н.Новгорода является полномочием администрации Ленинского района г.Н.Новгорода, администрации г.Н.Новгорода. Однако администрацией г.Н.Новгорода, администрацией Ленинского района г.Н.Новгорода в рамках полномочий, предоставленных ей действующим законодательством, по организации работы по сносу расселенного аварийного дома по адресу: <адрес> не принимаются с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно информации администрации Ленинского района г.Н.Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ№1 бис в настоящее время на выполнение работ по сносу <адрес> изготавливается сметная документация. При условии целевого бюджетного финансирования работы по сносу данного дома будут выполнены в ДД.ММ.ГГГГ году.
Вместе с тем составление смет на выполнение работ по сносу аварийного дома, отсутствие денежных средств в бюджете муниципального образования, не являются основаниями для отказа в удовлетворении данного иска, поскольку смета определяет стоимость работ, а снос - это прекращение существования здания, тогда как фактически аварийный дом существуют, дефицит бюджета городского округа не освобождает ответчика от обязанности по ликвидации существующего аварийного жилищного фонда, предусмотренной как Федеральным законом РФ от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Федеральным законом РФ от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», так и вышеуказанным постановлением администрации г.Н.Новгорода от 09.08.2010 № 4410.
Как следует из письма департамента жилья и инженерной инфраструктуры Администрации г.Н.Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ года, письма Администрации г.Н.Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ г., администрации Ленинского района г.Н.Новгорода перераспределены бюджетные ассигнования в сумме <данные изъяты> руб. на проведение работ по сносу аварийных, расселенных жилых домов по <адрес>.
В силу ч.1 ст. 11 ГК РФ защита нарушенных гражданских прав осуществляется судом в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством.
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязательств в натуре.
С учетом вышеуказанных обстоятельств, суд считает исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст.206 ГПК РФ суд устанавливает для исполнения решения суда двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12,56, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать администрацию Ленинского района Г.Н.Новгорода, администрацию Г.Н.Новгорода в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу, с целью обеспечения безопасных условий граждан организовать работы по сносу расселенного аварийного дома по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Федеральный судья С. И. Бердникова