Гр. дело № 2-2021/13РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации
"..."
Истринский городской суд Московской области
в составе председательствующего судьи Котовой И.Н.,
при секретаре Урновой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Истринского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Истринская теплосеть», 3-е лицо Администрация Истринского муниципального района, «Газпром межрегионгаз Москва» о приведении в рабочее состояние резервного топливного хозяйства котельной, создании запаса резервного топлива,
УСТАНОВИЛ:
Истринский городской прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ОАО «Истринская теплосеть» о приведении в рабочее состояние резервного топливного хозяйства котельной, создании запаса резервного топлива. В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведения проверки Истринской городской прокуратурой установлено, что в ОАО «Истринская теплосеть» отсутствует работоспособное резервное топливное хозяйство, чем нарушены требования подп. «д», «к» п. 49 Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ 17.05.2002 г. № 317.
В соответствии с постановлением правительства Московской области от 21.08.2012 г. № 1014/31 «О графиках перевода потребителей газа в Московской области на резервные виды топлива в осеннее-зимний период "..."» ОАО «Истринская теплосеть» обязано иметь резервные топливные хозяйства согласно установленному топливному режиму.
Согласно акта проверки технического состояния резервного топливного хозяйства и готовности газоиспользующего оборудования к работе на резервном топливе от "..." г., составленным главным специалистом ООО «Газпром межрегионгаз Москва», резервное топливное хозяйство котельной ОАО «Истринская теплосеть», расположенной по адресу: (...) находится в нерабочем состоянии, не обеспечен нормативный запас резервного топлива, не проведены пробные топки.
По результатам проведенной проверки "..." городским прокурором вынесено представление об устранении нарушений в сфере газоснабжения. "..." в отношении ОАО «Истринская теплосеть» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.11 КоАП РФ. По результатам рассмотрения данного дела Центральным управлением Ростехнадзора вынесено постановление о привлечении ОАО «Истринская теплосеть» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. *** КоАП РФ, и назначено наказание в виде штрафа в размере *** руб.
Однако, несмотря на принятые Истринской городской прокуратурой меры, ОАО «Истринская теплосеть» данные нарушения не устранило, готовность котельной к возможному переводу газоиспользующего оборудования на резервное топливо в дни похолоданий и при авариях не обеспечено. Данные нарушения не допустимы т.к. могут привести к прекращению теплоснабжения населения при авариях на газовых сетях и ставят под угрозу бесперебойное теплоснабжение жилых домов, социально значимых объектов, а также промышленных объектов.
Просит суд обязать ОАО «Истринская теплосеть»: привести в рабочее состояние резервное топливное хозяйство котельной, расположенной по адресу: (...) создать запас резервного топлива; произвести указанные мероприятия в течение *** месяцев со дня принятия судом решения.
В судебном заседании помощник Истринского городского прокурора Лисицына А.А. поддержала заявленные требования и просила суд их удовлетворить.
Представитель ответчика ОАО «Истринская теплосеть» по доверенности Бузятов В.И. признал законность и обоснованность заявленных требований, однако поскольку для обеспечения финансирования создания резервного топливного хозяйства необходимо вносить изменения в инвестиционную программу то просил суд увеличить срок исполнения решения суда до *** лет.
Представитель 3-го лица Администрации Истринского муниципального района по доверенности Донских Н.В. поддержала заявленные требования и просила суд их удовлетворить. Поддержала представителя ответчика в вопросе увеличения срока исполнения решения суда - до *** лет.
Представитель 3-го лица «Газпром межрегионгаз Москва» в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, просили дело рассмотреть в их отсутствие, исковые требования поддерживают.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона Российской Федерации от 31.03.1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», поставки газа проводятся на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными Правительством Российской Федерации правилами поставок газа и правилами пользования газом в Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами, изданными во исполнение настоящего Федерального закона.
Преимущественное право на заключение договоров поставки газа имеют его покупатели для государственных или муниципальных нужд, коммунально-бытовых и социальных нужд граждан, а также его покупатели, в отношении которых продлеваются действующие договоры поставки газа.
Для организаций, деятельность которых финансируется за счет средств федерального бюджета, Правительство Российской Федерации вводит порядок обязательного заключения государственных контрактов на поставки газа в соответствии с порядком поставок продукции для федеральных государственных нужд, установленным законодательством Российской Федерации.
При заключении государственного или муниципального контракта на поставки газа для государственных или муниципальных нужд в нем должен учитываться объем потребления газа, согласованный государственным или муниципальным заказчиком в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления ежегодно предусматриваются в соответствующих бюджетах средства на финансирование поставок газа, объем потребления которого согласован.
Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 17.05.2002 N 317 "Об утверждении Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации":
Настоящие Правила действуют на всей территории Российской Федерации и обязательны для юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, которые являются потребителями газа или осуществляют следующую деятельность (далее именуются - организации):
а) добыча, производство, переработка, транспортировка, хранение, распределение и поставка газа (за исключением организаций, осуществляющих управление жилым фондом, жилищно-строительных кооперативов и товариществ собственников жилья);
б) проектирование систем газоснабжения предприятий, котельных и оборудования, использующих газ в качестве топлива или сырья;
в) конструирование, изготовление, сертификация, наладка и эксплуатация газоиспользующего и теплоутилизирующего оборудования, средств контроля и автоматического регулирования процессов сжигания и учета расхода газа и учета продукции, вырабатываемой с использованием газа, в том числе тепловой и электрической энергии.
Согласно п. 27 Постановления Правительства РФ от 17.05.2002 N 317 "Об утверждении Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации":
Для тепловых электростанций и источников тепловой энергии обязательным условием получения разрешения на пуск газа на газоиспользующее оборудование являются наличие запасов топлива в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере электроэнергетики и теплоснабжения, а также наличие принятого в эксплуатацию резервного топливного хозяйства и готовность газоиспользующего оборудования к работе на газе и на резервном (аварийном) топливе.
В соответствии с подп. «д», «к» п. 49 Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ 17.05.2002 г. № 317, в редакции, действующей на дату подачи иска, в целях эффективного и рационального пользования газом организации, эксплуатирующие газоиспользующее оборудование, обязаны: обеспечивать готовность резервных топливных хозяйств и оборудования к работе на резервном топливе; соблюдать топливный режим.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 05.02.1998 N 162 "Об утверждении Правил поставки газа в Российской Федерации":
19. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают графики:
перевода потребителей на резервные виды топлива при похолодании и порядок ввода этих графиков в действие в целях обеспечения исполнения государственного контракта на поставку газа для государственных нужд, экспортных контрактов по международным обязательствам, договоров поставки газа для коммунально-бытовых нужд и населения;
ограничения снабжения газом покупателей и очередности их отключения в случае нарушения технологического режима работы газотранспортной системы при аварии.
Указания о введении в действие упомянутых графиков и соответствующем изменении суточного объема передаваемого покупателям газа дает Центральный производственно-диспетчерский департамент открытого акционерного общества "Газпром".
Такие указания Центрального производственно-диспетчерского департамента открытого акционерного общества "Газпром" о режиме транспортировки, поставки и отбора газа являются обязательными для поставщиков, газотранспортных и газораспределительных организаций и покупателей газа.
Порядок подготовки указаний о введении в действие упомянутых графиков утверждается Министерством энергетики Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 21.08.2012г. №1014/31 «О графиках перевода потребителей газа в Московской области на резервные виды топлива в осенне-зимний период "..." года» утверждены графики:
перевода потребителей газа на резервные виды топлива при похолодании в осенне-зимний период "..." года;
ограничения снабжения газом потребителей газа и очередности их отключения в случае нарушения технологического режима газотранспортной системы при аварии в осенне-зимний период "..." года;
перевода тепловых электростанций, расположенных на территории Московской области, на резервные виды топлива при похолодании в осенне-зимний период "..." года и ограничения снабжения газом тепловых электростанций, расположенных на территории Московской области, и очередности их отключения в случае нарушения технологического режима газотранспортной системы при аварии.
Согласно Постановлению Правительства МО от 21.08.2012 N 1014/31 "О графиках перевода потребителей газа в Московской области на резервные виды топлива в осенне-зимний период "..." года":
2. Руководителям организаций, обязанным иметь резервные топливные хозяйства согласно установленным топливным режимам, привести в рабочее состояние резервные топливные хозяйства, создать необходимый запас резервного топлива, в дни похолоданий и при возможных авариях на газовых сетях переводить газоиспользующее оборудование на резервное топливо в соответствии с Порядком ввода в действие графиков перевода потребителей газа в Московской области на резервные виды топлива при похолодании в осенне-зимние периоды, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 09.09.2002 N 393/32 "О графиках перевода потребителей газа в Московской области на резервные виды топлива в осенне-зимний период "..." года и Порядке ввода в действие указанных графиков".
Согласно Постановлению Правительства МО от 09.09.2002 N 393/32 "О графиках перевода потребителей газа в Московской области на резервные виды топлива в осенне-зимний период "..." года и Порядке ввода в действие указанных графиков" (вместе с "Порядком ввода в действие графиков перевода потребителей газа в Московской области на резервные виды топлива при похолодании в осенне-зимние периоды"):
1.1. Графики перевода потребителей газа на резервные виды топлива при похолодании в осенне-зимний период (далее - Графики) разрабатываются в целях:
- обеспечения надежной поставки газа на объекты социальной сферы и населению Московской области при похолодании в осенне-зимний период;
- предотвращения разрегулирования работы газотранспортной системы и исключения возможности возникновения аварийных ситуаций в сетях газораспределительных организаций.
1.2. Правовую основу Порядка ввода в действие графиков перевода потребителей газа в Московской области на резервные виды топлива при похолодании в осенне-зимние периоды (далее - Порядок) составляют Федеральный закон "О газоснабжении в Российской Федерации", Правила поставки газа в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.98 N 162, иные нормативные правовые акты Российской Федерации и нормативные правовые акты Московской области.
Судом установлено, что в ходе проведения проверки Истринской городской прокуратурой выявлено, что в ОАО «Истринская теплосеть» отсутствует работоспособное резервное топливное хозяйство.
В соответствии с постановлением правительства Московской области от 21.08.2012 г. № 1014/31 «О графиках перевода потребителей газа в Московской области на резервные виды топлива в осенне-зимний период "..."» ОАО «Истринская теплосеть» обязано иметь резервные топливные хозяйства согласно установленному топливному режиму.
Согласно акта проверки технического состояния резервного топливного хозяйства и готовности газоиспользующего оборудования к работе на резервном топливе от "..." г., составленным главным специалистом ООО «Газпром межрегионгаз Москва», резервное топливное хозяйство котельной ОАО «Истринская теплосеть», расположенной по адресу: (...) находится в нерабочем состоянии, не обеспечен нормативный запас резервного топлива, не проведены пробные топки.
По результатам проведенной проверки "..." городским прокурором вынесено представление об устранении нарушений в сфере газоснабжения. "..." в отношении ОАО «Истринская теплосеть» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. *** КоАП РФ. По результатам рассмотрения данного дела Центральным управлением Ростехнадзора вынесено постановление о привлечении ОАО «Истринская теплосеть» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. *** КоАП РФ, и назначено наказание в виде штрафа в размере *** руб.
Однако, несмотря на принятые Истринской городской прокуратурой меры, ОАО «Истринская теплосеть» данные нарушения не устранило, готовность котельной к возможному переводу газоиспользующего оборудования на резервное топливо в дни похолоданий и при авариях не обеспечено, что в судебном заседании не отрицал представитель ответчика.
Из материалов дела также следует, что ОАО "Истринская теплосеть", является юридическим лицом. (л.д. №). Согласно п. *** Устава ОАО «Истринская теплосеть» единственным акционером общества является муниципальное образование «Истринский муниципальный район» Московской области, в лице Комитета по управлению имуществом Истринского муниципального района. Согласно п. 3.1, 3.2 Устава ОАО «Истринская теплосеть», предприятие создано для удовлетворения общественных потребностей в результатах его деятельности и получения прибыли, а также предприятие осуществляет производство тепловой энергии с использованием паровых и водогрейных котлов, распределение тепловой энергии между потребителями, техническое обслуживание, капитальный ремонт, реконструкцию и строительство отопительных котельных, тепловых сетей, эксплуатацию объектов газового хозяйства и др.
Таким образом, учитывая, что судом установлен факт допущенных ОАО «Истринская теплосеть» вышеуказанных недостатков в сфере газоснабжения, суд удовлетворяет заявленные Истринским городским прокурором требования и обязывает ответчика привести в рабочее состояние резервное топливное хозяйство котельной, расположенной по адресу: (...), а также создать запас резервного топлива для возможного перевода газоиспользующего оборудования на резервное топливо в дни похолоданий и при авариях на газовых сетях.
Однако поскольку приведение в рабочее состояние резервное топливное хозяйство котельной, расположенной по адресу: (...), и создание запаса резервного топлива требует дополнительных финансовых вложений, суд видит возможным установить срок выполнения указанных действий – "..." месяца.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Истринского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц о приведении в рабочее состояние резервного топливного хозяйства котельной, создании запаса резервного топлива – удовлетворить.
Обязать ОАО «Истринская теплосеть» привести в рабочее состояние резервное топливное хозяйство котельной, расположенной по адресу: (...)
Обязать ОАО «Истринская теплосеть» в течение "..." месяцев с момента вступления решения суда в законную силу создать запас резервного топлива для возможного перевода газоиспользующего оборудования на резервное топливо в дни похолоданий и при авариях на газовых сетях в соответствии с требованиями, установленными постановлением Правительства РФ от 21.08.2012г. №1014/31 «О графиках перевода потребителей газа в Московской области на резервные виды топлива в осенне-зимний период "..." года».
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Истринский городской суд в течение одного месяца.
Председательствующий: Решение составлено "...".