ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2021/13 от 10.10.2013 Истринского городского суда (Московская область)

Гр. дело № 2-2021/13РЕШЕНИЕ   Именем Российской Федерации

"..."

Истринский городской суд Московской области

в составе председательствующего судьи Котовой И.Н.,

при секретаре Урновой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Истринского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Истринская теплосеть», 3-е лицо Администрация Истринского муниципального района, «Газпром межрегионгаз Москва» о приведении в рабочее состояние резервного топливного хозяйства котельной, создании запаса резервного топлива,

УСТАНОВИЛ:

Истринский городской прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ОАО «Истринская теплосеть» о приведении в рабочее состояние резервного топливного хозяйства котельной, создании запаса резервного топлива. В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведения проверки Истринской городской прокуратурой установлено, что в ОАО «Истринская теплосеть» отсутствует работоспособное резервное топливное хозяйство, чем нарушены требования подп. «д», «к» п. 49 Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ 17.05.2002 г. № 317.

В соответствии с постановлением правительства Московской области от 21.08.2012 г. № 1014/31 «О графиках перевода потребителей газа в Московской области на резервные виды топлива в осеннее-зимний период "..."» ОАО «Истринская теплосеть» обязано иметь резервные топливные хозяйства согласно установленному топливному режиму.

Согласно акта проверки технического состояния резервного топливного хозяйства и готовности газоиспользующего оборудования к работе на резервном топливе от "..." г., составленным главным специалистом ООО «Газпром межрегионгаз Москва», резервное топливное хозяйство котельной ОАО «Истринская теплосеть», расположенной по адресу: (...) находится в нерабочем состоянии, не обеспечен нормативный запас резервного топлива, не проведены пробные топки.

По результатам проведенной проверки "..." городским прокурором вынесено представление об устранении нарушений в сфере газоснабжения. "..." в отношении ОАО «Истринская теплосеть» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.11 КоАП РФ. По результатам рассмотрения данного дела Центральным управлением Ростехнадзора вынесено постановление о привлечении ОАО «Истринская теплосеть» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. *** КоАП РФ, и назначено наказание в виде штрафа в размере *** руб.

Однако, несмотря на принятые Истринской городской прокуратурой меры, ОАО «Истринская теплосеть» данные нарушения не устранило, готовность котельной к возможному переводу газоиспользующего оборудования на резервное топливо в дни похолоданий и при авариях не обеспечено. Данные нарушения не допустимы т.к. могут привести к прекращению теплоснабжения населения при авариях на газовых сетях и ставят под угрозу бесперебойное теплоснабжение жилых домов, социально значимых объектов, а также промышленных объектов.

Просит суд обязать ОАО «Истринская теплосеть»: привести в рабочее состояние резервное топливное хозяйство котельной, расположенной по адресу: (...) создать запас резервного топлива; произвести указанные мероприятия в течение *** месяцев со дня принятия судом решения.

В судебном заседании помощник Истринского городского прокурора Лисицына А.А. поддержала заявленные требования и просила суд их удовлетворить.

Представитель ответчика ОАО «Истринская теплосеть» по доверенности Бузятов В.И. признал законность и обоснованность заявленных требований, однако поскольку для обеспечения финансирования создания резервного топливного хозяйства необходимо вносить изменения в инвестиционную программу то просил суд увеличить срок исполнения решения суда до *** лет.

Представитель 3-го лица Администрации Истринского муниципального района по доверенности Донских Н.В. поддержала заявленные требования и просила суд их удовлетворить. Поддержала представителя ответчика в вопросе увеличения срока исполнения решения суда - до *** лет.

Представитель 3-го лица «Газпром межрегионгаз Москва» в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, просили дело рассмотреть в их отсутствие, исковые требования поддерживают.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст. 18 Федерального закона Российской Федерации от 31.03.1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», поставки газа проводятся на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными Правительством Российской Федерации правилами поставок газа и правилами пользования газом в Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами, изданными во исполнение настоящего Федерального закона.

Преимущественное право на заключение договоров поставки газа имеют его покупатели для государственных или муниципальных нужд, коммунально-бытовых и социальных нужд граждан, а также его покупатели, в отношении которых продлеваются действующие договоры поставки газа.

Для организаций, деятельность которых финансируется за счет средств федерального бюджета, Правительство Российской Федерации вводит порядок обязательного заключения государственных контрактов на поставки газа в соответствии с порядком поставок продукции для федеральных государственных нужд, установленным законодательством Российской Федерации.

При заключении государственного или муниципального контракта на поставки газа для государственных или муниципальных нужд в нем должен учитываться объем потребления газа, согласованный государственным или муниципальным заказчиком в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления ежегодно предусматриваются в соответствующих бюджетах средства на финансирование поставок газа, объем потребления которого согласован.

Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 17.05.2002 N 317 "Об утверждении Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации":

Настоящие Правила действуют на всей территории Российской Федерации и обязательны для юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, которые являются потребителями газа или осуществляют следующую деятельность (далее именуются - организации):

а) добыча, производство, переработка, транспортировка, хранение, распределение и поставка газа (за исключением организаций, осуществляющих управление жилым фондом, жилищно-строительных кооперативов и товариществ собственников жилья);

б) проектирование систем газоснабжения предприятий, котельных и оборудования, использующих газ в качестве топлива или сырья;

в) конструирование, изготовление, сертификация, наладка и эксплуатация газоиспользующего и теплоутилизирующего оборудования, средств контроля и автоматического регулирования процессов сжигания и учета расхода газа и учета продукции, вырабатываемой с использованием газа, в том числе тепловой и электрической энергии.

Согласно п. 27 Постановления Правительства РФ от 17.05.2002 N 317 "Об утверждении Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации":

Для тепловых электростанций и источников тепловой энергии обязательным условием получения разрешения на пуск газа на газоиспользующее оборудование являются наличие запасов топлива в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере электроэнергетики и теплоснабжения, а также наличие принятого в эксплуатацию резервного топливного хозяйства и готовность газоиспользующего оборудования к работе на газе и на резервном (аварийном) топливе.

В соответствии с подп. «д», «к» п. 49 Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ 17.05.2002 г. № 317, в редакции, действующей на дату подачи иска, в целях эффективного и рационального пользования газом организации, эксплуатирующие газоиспользующее оборудование, обязаны: обеспечивать готовность резервных топливных хозяйств и оборудования к работе на резервном топливе; соблюдать топливный режим.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 05.02.1998 N 162 "Об утверждении Правил поставки газа в Российской Федерации":

19. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают графики:

перевода потребителей на резервные виды топлива при похолодании и порядок ввода этих графиков в действие в целях обеспечения исполнения государственного контракта на поставку газа для государственных нужд, экспортных контрактов по международным обязательствам, договоров поставки газа для коммунально-бытовых нужд и населения;

ограничения снабжения газом покупателей и очередности их отключения в случае нарушения технологического режима работы газотранспортной системы при аварии.

Указания о введении в действие упомянутых графиков и соответствующем изменении суточного объема передаваемого покупателям газа дает Центральный производственно-диспетчерский департамент открытого акционерного общества "Газпром".

Такие указания Центрального производственно-диспетчерского департамента открытого акционерного общества "Газпром" о режиме транспортировки, поставки и отбора газа являются обязательными для поставщиков, газотранспортных и газораспределительных организаций и покупателей газа.

Порядок подготовки указаний о введении в действие упомянутых графиков утверждается Министерством энергетики Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 21.08.2012г. №1014/31 «О графиках перевода потребителей газа в Московской области на резервные виды топлива в осенне-зимний период "..." года» утверждены графики:

перевода потребителей газа на резервные виды топлива при похолодании в осенне-зимний период "..." года;

ограничения снабжения газом потребителей газа и очередности их отключения в случае нарушения технологического режима газотранспортной системы при аварии в осенне-зимний период "..." года;

перевода тепловых электростанций, расположенных на территории Московской области, на резервные виды топлива при похолодании в осенне-зимний период "..." года и ограничения снабжения газом тепловых электростанций, расположенных на территории Московской области, и очередности их отключения в случае нарушения технологического режима газотранспортной системы при аварии.

Согласно Постановлению Правительства МО от 21.08.2012 N 1014/31 "О графиках перевода потребителей газа в Московской области на резервные виды топлива в осенне-зимний период "..." года":

2. Руководителям организаций, обязанным иметь резервные топливные хозяйства согласно установленным топливным режимам, привести в рабочее состояние резервные топливные хозяйства, создать необходимый запас резервного топлива, в дни похолоданий и при возможных авариях на газовых сетях переводить газоиспользующее оборудование на резервное топливо в соответствии с Порядком ввода в действие графиков перевода потребителей газа в Московской области на резервные виды топлива при похолодании в осенне-зимние периоды, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 09.09.2002 N 393/32 "О графиках перевода потребителей газа в Московской области на резервные виды топлива в осенне-зимний период "..." года и Порядке ввода в действие указанных графиков".

Согласно Постановлению Правительства МО от 09.09.2002 N 393/32 "О графиках перевода потребителей газа в Московской области на резервные виды топлива в осенне-зимний период "..." года и Порядке ввода в действие указанных графиков" (вместе с "Порядком ввода в действие графиков перевода потребителей газа в Московской области на резервные виды топлива при похолодании в осенне-зимние периоды"):

1.1. Графики перевода потребителей газа на резервные виды топлива при похолодании в осенне-зимний период (далее - Графики) разрабатываются в целях:

- обеспечения надежной поставки газа на объекты социальной сферы и населению Московской области при похолодании в осенне-зимний период;

- предотвращения разрегулирования работы газотранспортной системы и исключения возможности возникновения аварийных ситуаций в сетях газораспределительных организаций.

1.2. Правовую основу Порядка ввода в действие графиков перевода потребителей газа в Московской области на резервные виды топлива при похолодании в осенне-зимние периоды (далее - Порядок) составляют Федеральный закон "О газоснабжении в Российской Федерации", Правила поставки газа в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.98 N 162, иные нормативные правовые акты Российской Федерации и нормативные правовые акты Московской области.

Судом установлено, что в ходе проведения проверки Истринской городской прокуратурой выявлено, что в ОАО «Истринская теплосеть» отсутствует работоспособное резервное топливное хозяйство.

В соответствии с постановлением правительства Московской области от 21.08.2012 г. № 1014/31 «О графиках перевода потребителей газа в Московской области на резервные виды топлива в осенне-зимний период "..."» ОАО «Истринская теплосеть» обязано иметь резервные топливные хозяйства согласно установленному топливному режиму.

Согласно акта проверки технического состояния резервного топливного хозяйства и готовности газоиспользующего оборудования к работе на резервном топливе от "..." г., составленным главным специалистом ООО «Газпром межрегионгаз Москва», резервное топливное хозяйство котельной ОАО «Истринская теплосеть», расположенной по адресу: (...) находится в нерабочем состоянии, не обеспечен нормативный запас резервного топлива, не проведены пробные топки.

По результатам проведенной проверки "..." городским прокурором вынесено представление об устранении нарушений в сфере газоснабжения. "..." в отношении ОАО «Истринская теплосеть» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. *** КоАП РФ. По результатам рассмотрения данного дела Центральным управлением Ростехнадзора вынесено постановление о привлечении ОАО «Истринская теплосеть» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. *** КоАП РФ, и назначено наказание в виде штрафа в размере *** руб.

Однако, несмотря на принятые Истринской городской прокуратурой меры, ОАО «Истринская теплосеть» данные нарушения не устранило, готовность котельной к возможному переводу газоиспользующего оборудования на резервное топливо в дни похолоданий и при авариях не обеспечено, что в судебном заседании не отрицал представитель ответчика.

Из материалов дела также следует, что ОАО "Истринская теплосеть", является юридическим лицом. (л.д. №). Согласно п. *** Устава ОАО «Истринская теплосеть» единственным акционером общества является муниципальное образование «Истринский муниципальный район» Московской области, в лице Комитета по управлению имуществом Истринского муниципального района. Согласно п. 3.1, 3.2 Устава ОАО «Истринская теплосеть», предприятие создано для удовлетворения общественных потребностей в результатах его деятельности и получения прибыли, а также предприятие осуществляет производство тепловой энергии с использованием паровых и водогрейных котлов, распределение тепловой энергии между потребителями, техническое обслуживание, капитальный ремонт, реконструкцию и строительство отопительных котельных, тепловых сетей, эксплуатацию объектов газового хозяйства и др.

Таким образом, учитывая, что судом установлен факт допущенных ОАО «Истринская теплосеть» вышеуказанных недостатков в сфере газоснабжения, суд удовлетворяет заявленные Истринским городским прокурором требования и обязывает ответчика привести в рабочее состояние резервное топливное хозяйство котельной, расположенной по адресу: (...), а также создать запас резервного топлива для возможного перевода газоиспользующего оборудования на резервное топливо в дни похолоданий и при авариях на газовых сетях.

Однако поскольку приведение в рабочее состояние резервное топливное хозяйство котельной, расположенной по адресу: (...), и создание запаса резервного топлива требует дополнительных финансовых вложений, суд видит возможным установить срок выполнения указанных действий – "..." месяца.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Истринского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц о приведении в рабочее состояние резервного топливного хозяйства котельной, создании запаса резервного топлива – удовлетворить.

Обязать ОАО «Истринская теплосеть» привести в рабочее состояние резервное топливное хозяйство котельной, расположенной по адресу: (...)

Обязать ОАО «Истринская теплосеть» в течение "..." месяцев с момента вступления решения суда в законную силу создать запас резервного топлива для возможного перевода газоиспользующего оборудования на резервное топливо в дни похолоданий и при авариях на газовых сетях в соответствии с требованиями, установленными постановлением Правительства РФ от 21.08.2012г. №1014/31 «О графиках перевода потребителей газа в Московской области на резервные виды топлива в осенне-зимний период "..." года».

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Истринский городской суд в течение одного месяца.

Председательствующий:   Решение составлено "...".