ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2021/2017 от 21.06.2017 Братского городского суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

21 июня 2017 года г. Братск

Братский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Вершининой О.В.,

при секретаре Шестеровой О.М.,

с участием истца ФИО1, представителя ответчика Областного государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по городу Братску» ФИО2, представителя ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Братске и Братском районе Иркутской области ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2021/2017 по иску ФИО1 к Областному государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по городу Братску», Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в г. Братске и Братском районе Иркутской области о признании незаконным распоряжения об отказе в назначении меры социальной поддержки, признании права на получение ежемесячной денежной выплаты неработающим пенсионерам,

У С Т А Н О В И Л:

Истец ФИО1 обратилась в суд с исковыми заявлением к ответчикам Областному государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по городу Братску» (далее по тексту – ОГКУ «УСЗН»), Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в г. Братске и Братском районе Иркутской области (далее по тексту – УПФР в г. Братске и Братском районе Иркутской области), в котором, с учетом уточненного иска от 25.05.2017, просит суд признать незаконным распоряжение ОГКУ «УСЗН по г. Братску» от 30.12.2016 № 1 об отказе в назначении меры социальной поддержки «Ежемесячная денежная выплата неработающим пенсионерам»; признать за ФИО1 право на получение ежемесячной денежной выплаты неработающим пенсионерам в соответствии с Законом Иркутской области от 17.12.2008 № 128-оз «О ежемесячной денежной выплате неработающим пенсионерам в Иркутской области».

В обоснование своих требования истец указала на то, что с 11.03.2011 она является получателем досрочной трудовой пенсии по старости в размере 11 593,79 руб. На момент установления указанного вида пенсии общая продолжительность ее страхового стажа составила 29 лет 3 месяца и 4 дня. Однако при назначении пенсии ей не был включен в указанный стаж период прохождения профессионального обучения в г. Ленинграде, хотя запись об обучении имелась в трудовой книжке. 09.12 2016 она обратилась в УПФР в г. Братске и Братском районе Иркутской области с заявлением о перерасчете размера пенсии, предоставив документы, подтверждающие период ее обучения с 01.09.1977 по 25.06.1980. Указанный период был зачтен в общий стаж, в связи с чем на данный момент он составляет более 30 лет. 26.12.2016 истец обратилась в ОГКУ «УСЗН по г. Братску» с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Законом № 128-оз. Однако, распоряжением от 30.12.2016 *** ей было отказано в назначении указанной ежемесячной выплаты по причине отсутствия у нее стажа 30 лет, установленного при назначении в 2011 году досрочной пенсии. Состоявшее решение ответчика истец считает незаконным.

Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования по доводам иска поддержала.

Представитель ответчика ОГКУ «УСЗН по г. Братску» ФИО2 в судебном заседании требования иска не признала, указала на то, что продолжительность страхового стажа, учтенного при назначении пенсии, составляет 29 лет 03 месяца 4 дня. ОГКУ «УСЗН по г. Братску» принято решение об отказе ФИО1 в назначении меры социальной поддержки «Ежемесячная денежная выплата», так как отсутствуют условия назначения и предоставления выплаты, установленные в ст. 2 Закона № 128-оз (распоряжение *** от 30.12.2016 «Об отказе в назначении МСП «Ежемесячная денежная выплата»). Правовые основания для назначения ФИО1 ежемесячной денежной выплаты, в соответствии с Законом Иркутской области от 17 декабря 2008 г. № 128-оз «О ежемесячной денежной выплате неработающим пенсионерам в Иркутской области» отсутствуют.

Представитель УПФР в г. Братске и Братском районе Иркутской области по доверенности ФИО3 в судебном заседании предъявленный иск не признала, указала на то, что согласно документам пенсионного дела ФИО1, трудовая пенсия истцу назначена с 11.03.2011. Стаж для права на пенсию составил в календарном исчислении 27 лет 7 месяцев 4 дня. 09.12.2016 ФИО1 было подано заявление на перерасчет размера пенсии, к которому приложен диплом, подтверждающий период учебы в СГПТУ- 48 г. Кронштадта с 01.09.1977 по 25.06.1980. С учетом учебы, включенной в общий стаж истца, был исчислен размер ее пенсии по п. 4 ст. 30 Закона № 173-ФЗ с 01.01.2017. Таким образом, понятие страхового стажа не совпадает с понятием общего трудового стажа. По данным пенсионного дела ФИО1 продолжительность страхового стажа у истца составляет 29 лет 3 месяца 4 дня. Период учебы истца с 01.09.1977 по 25.06.1980 включению в страховой стаж не подлежит.

Выслушав доводы истца, представителей ответчиков, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Закон Иркутской области от 17.12.2008 № 128-оз «О ежемесячной денежной выплате неработающим пенсионерам в Иркутской области» (далее – Закон № 128-оз) устанавливает ежемесячную денежную выплату, являющуюся социальной выплатой, неработающим пенсионерам в Иркутской области (далее - область), определяет ее размер, а также условия и порядок назначения, предоставления и прекращения предоставления данной выплаты.

В силу пункта 1(2) статьи 4 указанного Закона для назначения выплаты необходимы следующие документы:

1) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность пенсионера;

2) документ, удостоверяющий личность и полномочия представителя пенсионера, - в случае обращения с заявлением представителя пенсионера;

3) трудовая книжка пенсионера;

4) документ, выданный территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, содержащий сведения об установлении пенсии и продолжительности страхового стажа пенсионера, учтенного при установлении пенсии.

В силу ч. 1 ст. 2 Закона № 128-оз, ежемесячная денежная выплата (далее - выплата) назначается проживающим на территории области неработающим пенсионерам из числа следующих категорий:

1) получающие страховую пенсию по старости при наличии у них страхового стажа, учтенного при установлении пенсии, не менее 39 лет для мужчин и не менее 34 лет для женщин;

2) получающие страховую пенсию по старости в связи с досрочным назначением трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" либо досрочным назначением страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30, 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", при наличии у них страхового стажа, учтенного при установлении соответствующей пенсии, не менее 35 лет для мужчин и не менее 30 лет для женщин.

Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", введенный в действие с 1 января 2002 г., устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии.

В соответствии со ст. 31 указанного Федерального закона со дня вступления его в силу утрачивают силу Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и Федеральный закон "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий", а другие федеральные законы, принятые до дня вступления в силу данного Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей Федеральному закону "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Согласно абзацу 3 статьи 2 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" страховой стаж - учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Как предусмотрено пунктом 1 статьи 10 указанного Федерального закона, в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 13 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

При подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (п. 2 ст. 13 173-ФЗ). Данная норма, действуя во взаимосвязи с положениями Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", закрепляет общий порядок подтверждения страхового стажа за период после регистрации в качестве застрахованного лица, направлена на обеспечение реализации пенсионных прав граждан в системе обязательного пенсионного страхования.

Аналогичные положения предусмотрены Законом о страховых пенсиях, действующим с 01.01.2015.

В страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности засчитываются следующие периоды, указанные в статье 11 Федерального закона N 173-ФЗ. Перечень данных периодов является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит, и время учебы в профессиональном училище не входит в данный перечень.

В целях сохранения ранее приобретенных прав на трудовую пенсию статьей 30 Закона № 173-ФЗ предусмотрена оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.

Расчетный размер трудовой пенсии в силу пункта 2 статьи 30 Закона № 173-ФЗ определяется по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 названной статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 названной статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 названной статьи.

В силу п. 3, п. 4 ст. 30 Закона № 173-ФЗ в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года. В названных пунктах приведены конкретные перечни трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, которые учитываются в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с указанными пунктами.

При этом в пунктах 3 и 4 ст. 30 Закона № 173-ФЗ приведен разный перечень периодов, которые включаются в общий трудовой стаж для определения расчетного размера трудовой пенсии по конкретному пункту.

Так, пункт 3 ст. 30 Закона № 173-ФЗ не предусматривает учет в общий трудовой стаж периодов учебы (подготовки к профессиональной деятельности).

При оценке пенсионных прав по пункту 4 ст. 30 Закона № 173-ФЗ в общий трудовой стаж учитываются периоды подготовки к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования (в средних специальных и высших учебных заведениях), пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре.

Судом из письменных материалов дела, в том числе материалов пенсионного дела ФИО1, материалов личного дела получателя мер социальной поддержки ФИО1 ОГКУ «УСЗН по г. Братску», установлено, что по сведениям трудовой книжки серии ******, выданной 01.07.1980, на имя ФИО1, ранее имела фамилию ФИО4, истец является неработающей с 20.12.2004.

В трудовой книжке имеется запись о том, что до поступления на работу обучалась в СПТУ-48 города Кронштадт с 01.09.1977 по 25.06.1980. Диплом Б *** от 25.06.1980.

В соответствии с пенсионным удостоверением ***, выданным 21.03.2011, ФИО1 является получателем пенсии по старости с 11.03.2011.

Истцом в дело представлена копия диплома серии Б ***, выданного 25.06.1980 на имя ФИО4, в том, что она 01 сентября 1977 года поступила и 25 июня 1980 года окончила полный курс среднего профессионально-технического училища *** г. Ленинграда по профессии портной по пошиву военной и ведомственной одежды (массовый пошив) и получила общее среднее образование.

13 августа 2015 года ФИО1 обратилась с заявлением в ОГКУ «УСЗН по г. Братску» о назначении ей ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной Законом Иркутской области № 128-ОЗ от 17.12.2008 «О ежемесячной денежной выплате неработающим пенсионерам в Иркутской области».

На основании решения *** от 25.08.2015 ФИО1 было отказано в назначении МСП «Ежемесячная денежная выплата», поскольку в соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона 128-оз, страховой стаж, учтенный при назначении пенсии, должен составлять не менее 30 лет для женщин и не менее 35 лет для мужчин. Продолжительность страхового стажа ФИО1, учтенного при назначении пенсии, составляет 29 лет 03 месяца 04 дня.

В дальнейшем 26.12.2016 ФИО1 вновь обратилась в ОГКУ «УСЗН по г. Братску» с заявлением о назначении ей ежемесячной денежной выплаты предусмотренной Законом Иркутской области № 128-ОЗ от 17.12.2008 «О ежемесячной денежной выплате неработающим пенсионерам в Иркутской области».

В соответствии с распоряжением *** от 30.12.2016 ФИО1 было вновь отказано в назначении МСП «Ежемесячная денежная выплата», поскольку в соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона № 128-оз, страховой стаж, учтенный при назначении пенсии, должен составлять не менее 30 лет для женщин и не менее 35 лет для мужчин. Продолжительность страхового стажа ФИО1, учтенного при назначении пенсии, составляет 29 лет 03 месяца 04 дня.

Согласно справке УПФР в г. Братске и Братском районе Иркутской области от 23.05.2017 на имя ФИО1, с учетом периодов работы и(или) иной деятельности, включенные (засчитанные) в страховой стаж при установлении страховой пенсии, продолжительность страхового стажа, учтенного при установлении страховой пенсии, составляет 29 лет 3 мес. 4 дня. При этом период учебы истца с 01.09.1977 по 25.06.1980, учитывается в общем трудовом стаже, ст. 91 № 340-1 ФЗ.

Как следует из справки УПФР в г. Братске и Братском районе Иркутской области от 24.08.2015 ФИО1 является получателем трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 28 п. 1.6 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Продолжительность страхового стажа, учтенного при назначении пенсии, составляет 29 лет 03 месяца 04 дня.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что с 11.03.2011 ФИО1 является получателем пенсии по старости на основании ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Продолжительность страхового стажа, учтенного при назначении пенсии, составляет 29 лет 03 месяца 04 дня, при этом в указанный стаж не включен период учебы истца с 01.09.1977 по 25.06.1980, поскольку указанный период включен в общий трудовой стаж, с учетом которого и был исчислен истцу размер ее пенсии по п. 4 ст. 30 Закона № 173-ФЗ с 01.01.2017.

Разрешая заявленные исковые требования, суд соглашается с доводами ответчиков. Истец необоснованно отождествляет институты страхового стажа, о котором говорится, в частности, в статьях 2 и 12 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и общего трудового стажа (пункт 4 статьи 30 того же Федерального закона). Под страховым стажем понимается учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж; его величина не влияет на размер трудовой пенсии. Понятие же "общий трудовой стаж" применяется для определения порядка исчисления расчетного размера трудовой пенсии, величины расчетного пенсионного капитала, а также стажевого коэффициента, влияющего на расчетный размер трудовой пенсии. Трудовой стаж также учитывается при досрочном назначении пенсий отдельным категориям граждан (пункты 2, 3 и 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").

Таким образом, период обучения истца с 01.09.1977 по 25.06.1980 не подлежит включению в страховой стаж, поскольку включение периода обучения в страховой стаж законодательством не предусмотрено, при этом судом установлено, что указанный период обучения был включен в общий стаж истца, исходя из чего и был исчислен размер ее пенсии.

В силу Закона № 128-оз ежемесячная денежная выплата назначается проживающим на территории области неработающим пенсионерам получающих страховую пенсию по старости в связи с досрочным назначением трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" либо досрочным назначением страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30, 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", при наличии у них страхового стажа, учтенного при установлении соответствующей пенсии, не менее 35 лет для мужчин и не менее 30 лет для женщин. Судом установлено, что продолжительность страхового стажа истца ФИО1, учтенного при назначении пенсии, составляет 29 лет 03 месяца 04 дня, что составляет менее установленного срока для женщин 30 лет.

В соответствии с пп. 4.1 части 4 ст. 4 Закона № 128-оз основанием отказа в назначении выплаты является отсутствие условий назначения и предоставления выплаты, установленных в статье 2 настоящего Закона.

При таких обстоятельствах, суд соглашается с доводами ответчиков о том, что правовых оснований для назначения истцу ФИО1 ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной указанной законом, не имеется. Следовательно, вынесенное ответчиком ОГКУ «УСЗН по г. Братску» распоряжение ОГКУ «УСЗН по г. Братску» от 30.12.2016 *** об отказе в назначении меры социальной поддержки «Ежемесячная денежная выплата неработающим пенсионерам» ФИО1, не противоречит требованиям закона. Оснований для признания указанного решения незаконным, и признании за ФИО1 права на получение ежемесячной денежной выплаты неработающим пенсионерам в соответствии с Законом № 128-оз у суда не имеется.

Других доказательств судом не представлено.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать в удовлетворении иска ФИО1 к Областному государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по городу Братску», Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в г. Братске и Братском районе Иркутской области о признании незаконным распоряжения ОГКУ «Управление социальной защиты населения по г. Братску» *** от 30.12.2016 об отказе в назначении меры социальной поддержки «Ежемесячная денежная выплата неработающим пенсионерам», о признании за ФИО1 права на получение ежемесячной денежной выплаты неработающим пенсионерам в соответствии с законом Иркутской области от 17.12.2008 № 128-оз «О ежемесячной денежной выплате неработающим пенсионерам в Иркутской области».

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Братский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья О. В. Вершинина