ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2021/2018 от 27.02.2018 Петропавловска-камчатского городского суда (Камчатский край)

Дело № 2-2021/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 февраля 2018 года г. Петропавловск-Камчатский

Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе:

председательствующего судьи Демьяненко Т.А.,

при секретаре Попрядухиной И.С.,

с участием представителя истца ФИО1,

представителей ответчика ФИО2,

ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя Елизовского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к публичному акционерному обществу «Камчатскэнерго» о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель Елизовского городского прокурора обратился в суд с иском в защиту интересов неопределённого круга лиц к публичному акционерному обществу «Камчатскэнерго» (далее – ПАО «Камчатскэнерго») о возложении обязанности обеспечить неснижаемый нормативный запас топлива на котельных Елизовского района. Указал на то, что Елизовской городской прокуратурой проведена проверка по факту ненадлежащего прохождения на территории Камчатского края отопительного периода 2017-2018 годов. По итогам проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации в области теплоснабжения. В ходе проверки установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ запас твердого топлива на котельных Елизовского муниципального района составлял 2 169,097 тонн. Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ неснижаемый нормативный запас топлива на котельных района также не был обеспечен (1 093,918 т. и 2 638,434 т. соответственно), что меньше установленного приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края от 03 марта 2017 года № 138 «Об утверждении нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии филиала ПАО «Камчатскэнерго» Коммунальная энергетика на отопительный период 2017-2018 гг.» (далее – Приказ № 138) размера - 2 831,1 т. Указанные обстоятельства свидетельствуют о ненадлежащем исполнении должностных обязанностей сотрудниками ПАО «Камчатскэнерго», ответственными за организацию бесперебойной эксплуатации тепловых пунктов, а также своевременной и достаточной поставки топлива на котельные. Просит обязать ПАО «Камчатскэнерго» обеспечить в течение 2017-2018 годов неснижаемый нормативный запас топлива на котельных, расположенных на территории Елизовского муниципального района и находящихся в эксплуатации ПАО «Камчатскэнерго», в объеме 2 831,1 т., установленном Приказом № 138.

В судебном заседании представитель истца ФИО1, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, сроком до ДД.ММ.ГГГГ, поддержал заявленные требования в полном объёме и просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Полагал, что, несмотря на отсутствие на дату рассмотрения дела судом нарушения ответчиком требований вышеназванного Приказа, вынесение решения, обязывающего его обеспечить неснижаемый нормативный запас топлива на котельных, позволит в дальнейшем избежать нарушений требований Приказа № 138.

Представитель ответчика ПАО «Камчатскэнерго» ФИО2, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, сроком по ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании исковые требования не признал в полном объёме, в соответствии с письменным отзывом на исковое заявление. Пояснил суду, что с ДД.ММ.ГГГГ на котельных Елизовского муниципального района ПАО «Камчатскэнерго» обеспечивает неснижаемый нормативный запас топлива в объеме 2 831,1 т., установленном Приказом № 138, о чем свидетельствуют справки о фактических остатках топлива. Полагал, что ответственность за соблюдение прав жителей муниципального образования по их обеспечению тепловой энергией несут органы местного самоуправления. ПАО «Камчатскэнерго» свои обязанности по поддержанию надлежащего температурного режима в жилых домах, а также по заключению договоров на поставку топлива исполняет надлежащим образом. Пояснил, что в указанные прокурором даты неснижаемый нормативный запас был снижен в связи с нарушением поставщиком угля сроков поставки. В настоящее время оснований для снижения нормативного запаса угля не имеется, обязательства по поставкам угля поставщиком исполняются.

Представитель ответчика ФИО3, действующая на основании доверенности, поддержала доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление.

Заслушав представителей истца и ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 года № 2202-1, предметом прокурорского надзора является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения относится утверждение нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более.

Приказом Минэнерго России от 24 марта 2003 года № 115 утверждены Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок.

Указанные Правила согласно Письму Минтопэнерго РФ от 25 марта 2003 года № 32-01-05/130 «О введении в действие Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок», распространяются на организации, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих действующие тепловые энергоустановки (производственные, производственно-отопительные и отопительные котельные, паровые и водяные тепловые сети, системы теплопотребления всех назначений).

Пункт 4.1.1. Правил устанавливает, что эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами.

Пунктом 11.9 указанных Правил установлено, что энергоснабжающие организации, имеющие источники теплоты, своевременно обеспечивают создание нормативных запасов топлива.

Приказом Минэнерго России от 10 августа 2012 года № 377 утвержден порядок определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), в том числе в целях государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Порядок).

Согласно п. 2 указанного Порядка норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива (далее - ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее - ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее - НЭЗТ).

В соответствии с п.п. 3, 4 Порядка неснижаемый нормативный запас топлива определяется для котельных в размере, обеспечивающем поддержание плюсовых температур в главном корпусе, вспомогательных зданиях и сооружениях в режиме «выживания» с минимальной расчетной тепловой нагрузкой по условиям самого холодного месяца года. Неснижаемый нормативный запас топлива на отопительных котельных определяется в размере, рассчитываемом в соответствии с пунктом 3 настоящего Порядка, а также с учетом необходимости обеспечения их работы в условиях непредвиденных обстоятельств при невозможности использования или исчерпании нормативного эксплуатационного запаса топлива.

Пунктом 11 Порядка установлено, что нормативный эксплуатационный запас топлива необходим для надежной и стабильной работы котельных и обеспечивает плановую выработку тепловой энергии в случае введения ограничений поставок основного вида топлива.

Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края от 03 марта 2017 года № 138 «Об утверждении нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии филиала ПАО «Камчатскэнерго» Коммунальная энергетика на отопительный период 2017-2018 гг.» в редакции приказа Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края от 28 июля 2017 года № 519 для ПАО «Камчатскэнерго» на 01 октября 2017 года для Елизовского муниципального района общий нормативный запас твердого топлива установлен в размере 20 778,2 т., эксплуатационный запас твердого топлива в размере 17 947 т., неснижаемый нормативный запас твердого топлива установлен в размере 2 831,1 т.

В судебном заседании установлено, что Елизовской городской прокуратурой проведена проверка по факту ненадлежащего прохождения на территории Камчатского края отопительного периода 2018 года.

В ходе проверки установлено, что фактический запас твердого топлива на котельных Елизовского муниципального района по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составлял 2 169,097 т., на ДД.ММ.ГГГГ составлял 1 093,918 т., на ДД.ММ.ГГГГ составлял 2 638,434 т., что меньше установленного Приказом № 138 норматива запасов топлива на источниках тепловой энергии филиала ПАО «Камчатскэнерго» Коммунальная энергетика на отопительный период 2017-2018 гг.

Суд соглашается с мнением истца о том, что указанные обстоятельства свидетельствуют о ненадлежащем исполнении ПАО «Камчатскэнерго» обязанности по обеспечению наличия запасов топлива в соответствии с нормативами в указанные периоды.

Вместе с тем, оснований для возложения на ответчика обязанности обеспечить неснижаемый нормативный запас топлива на котельных, расположенных на территории Елизовского муниципального района и находящихся в эксплуатации ПАО «Камчатскэнерго», суд не усматривает.

Согласно п.1 ст.3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Согласно справке о фактических остатках топлива на котельных Елизовского муниципального района в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, представленной ответчиком, которую представитель прокурора не оспаривал, в указанный период неснижаемый нормативный запас твердого топлива составил 2 831,1 т., что соответствует объему, установленному Приказом № 138. Анализ данных указанной справки позволяет сделать вывод о том, что оснований для снижения указанного нормативного запаса, исходя из планируемых поставок твердого топлива, а также его расхода, не имеется. Представителем истца доказательств обратного, а именно, отсутствия на котельных Елизовского района на дату рассмотрения дела судом неснижаемого нормативного запаса твердого топлива, а также возможного нарушения ПАО «Камчатскэнерго» объемов неснижаемого нормативного запаса твердого топлива в будущем суду не представлено,

Таким образом, на момент рассмотрения дела судом, как и на момент обращения прокурора в суд с указанным иском, требования вышеназванного нормативно-правового акта ответчиком не нарушены.

На основании вышеизложенного требования прокурора не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования заместителя Елизовского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц о возложении на публичное акционерное общество «Камчатскэнерго» обязанности в течение отопительного сезона 2017-2018 годов обеспечить неснижаемый нормативный запас топлива на котельных, расположенных на территории Елизовского муниципального района и находящихся в эксплуатации ПАО «Камчатскэнерго», в объеме 2 831,1 т., установленном приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края от 03 марта 2017 года № 138 «Об утверждении нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии филиала ПАО «Камчатскэнерго» Коммунальная энергетика на отопительный период 2017-2018 гг.» оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд, через Петропавловск-Камчатский городской суд в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

В окончательной форме решение вынесено 05 марта 2018 года.

Председательствующий:

судья Т.А. Демьяненко