Дело № 2-2022/2022
50RS0029-01-2021-003074-04
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ<адрес>
Наро-Фоминский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Бузылевой Н.А.,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2022/22 по иску Комитета лесного хозяйства <адрес> к ФИО1 о расторжении договора аренды лесного участка,
УСТАНОВИЛ:
Комитет лесного хозяйства <адрес> обратился в суд с иском к ФИО1, в котором просит расторгнуть договор аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ФИО1 и Управлением лесного хозяйства по <адрес> и <адрес>.
В обоснование и исковых требований указано, что между ФИО1 и Управлением лесного хозяйства по <адрес> и <адрес> заключен договор аренды лесного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым арендатор (ФИО1) принял во временное пользование лесной участок площадью № га, расположенный по адресу: <адрес>, номер учетной записи в государственном лесном реестре №
В связи с реорганизацией системы и структуры федеральных органов исполнительной власти, функции и полномочия в сфере лесных правоотношений последовательно передавались от Федеральной службы лесного хозяйства России Министерству природных ресурсов Российской Федерации, затем Федеральному агентству лесного хозяйства, которым было создано Управление лесного хозяйства <адрес> и <адрес>, полномочия которого перешли к Комитету лесного хозяйства <адрес>.
Согласно п.п. «а» п. 3.3 Договора Арендатор имеет право приступить использованию лесного участка после представления Арендодателю в установленном порядке разработанного проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы.
В соответствии с пп. «р» п. 3.4 Договора Арендатор обязан выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п. 30 Приказа Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки» проект освоения лесов разрабатывается на срок не более 10 лет, при этом срок действия проекта освоения лесов не должен превышать срок действия соответствующего договора аренды лесного участка и лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка).
Согласно Приказу от ДД.ММ.ГГГГ№ - ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу новый лесохозяйственный регламент Наро-Фоминского лесничества <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес Ответчика направлено уведомление о разработке нового проекта освоения лесов в связи с вступлением в силу нового лесохозяйственного регламента Наро-Фоминского лесничества.
В связи с изложенным, ДД.ММ.ГГГГ в адрес Ответчика направлена претензия от ДД.ММ.ГГГГ № № в соответствии с которой Истец предложил Ответчику в 14-идневный срок предоставить проект освоения лесов для проведения государственной экспертизы или расторгнуть Договор по соглашению сторон.
Однако в установленный срок Ответчиком в адрес Истца проект освоения лесов представлен не был, согласие на расторжение Договора не поступило.
Представитель истца Комитета лесного хозяйства <адрес>, ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержала, по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик ФИО1, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании отсутствовал.
Представитель ответчика ФИО1, ФИО4, действующая на основании доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, представила письменные возражения и пояснения относительно исковых требований.
Исследовав письменные материалы дела, выслушав объяснения представителя истца, представителя ответчика, суд находит требования не подлежащими удовлетворению.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и Управлением лесного хозяйства по <адрес> и <адрес> заключен договор № аренды лесного участка, в соответствии с которым арендатор принял во временное пользование лесной участок площадью № га, находящийся по адресу: <адрес> (л.д. №).
Лесной участок передан арендатору по акту приема-передачи ДД.ММ.ГГГГ (л.д.№).
ДД.ММ.ГГГГ приказом Управления лесного хозяйства по <адрес> и <адрес> утверждено заключение государственной экспертизы по проекту освоения лесов на лесном участке площадью № га, находящегося по адресу: <адрес>, переданного в аренду ФИО1 (л.д. №).
Согласно п. 30 Приказа Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки» проект освоения лесов разрабатывается на срок не более 10 лет, при этом срок действия проекта освоения лесов не должен превышать срок действия соответствующего договора аренды лесного участка и лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка).
Согласно Приказу от ДД.ММ.ГГГГ№ - ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу новый лесохозяйственный регламент Наро-Фоминского лесничества <адрес> (л.д. №).
ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФИО1 направлено уведомление о разработке нового проекта освоения лесов, поскольку срок действия лесохозяйственного регламента лесничества заканчивается ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №).
ДД.ММ.ГГГГ Комитетом лесного хозяйства <адрес> в адрес ФИО1 направлена претензия, в которой предложено в течение 14 календарных дней со дня получения претензии предоставить проект освоения лесов для проведения государственной экспертизы или расторгнуть договор путем подписания соглашения о расторжении договора (л.д. №).
Приказом Комитета лесного хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждено отрицательное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов лесного участка, предоставленного ФИО1 в аренду.
В подтверждение исполнения обязательств по внесению арендной платы по договору аренды лесного участка ФИО1 представлены платежные поручения.
Согласно п. 3 ст. 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено названным Кодексом.
В силу п. п. 1, 3 ст. 615 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества. Если арендатор пользуется имуществом не в соответствии с условиями договора аренды или назначением имущества, арендодатель имеет право потребовать расторжения договора и возмещения убытков.
Перечень оснований к досрочному расторжению договора аренды по требованию арендодателя определен п. 1 ст. 619 Гражданского кодекса Российской Федерации. Пунктом 2 этой статьи предусмотрено, что договором аренды могут быть установлены и другие основания досрочного расторжения договора по требованию арендодателя в соответствии с п. 2 ст. 450 названного Кодекса.
В силу указанной правовой нормы, по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, другими законами или договором. При этом существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Статьей 88 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В силу ст. 89 Лесного кодекса РФ проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со статьей 26 Лесного кодекса Российской Федерации законное освоение лесного участка и изъятие лесных ресурсов осуществляются только при наличии у лесопользователя проекта освоения лесов и последующем представлении лесопользователем лесной декларации.
Согласно п. 2 ст. 24 Лесного Кодекса РФ невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды.
Оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Договор аренды лесного участка с ответчиком был заключен ДД.ММ.ГГГГ. По акту-приема-передачи лесной участок был передан ФИО1ДД.ММ.ГГГГ.
В ДД.ММ.ГГГГ. ответчиком был подготовлен и представлен прошедший государственную экспертизу и получивший положительное заключение проект освоения лесов со сроком действия в течение 10 лет.
ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу приказ комитета лесного хозяйства № от ДД.ММ.ГГГГ, которым утвержден новый лесохозяйственный регламент Звенигородского лесничества <адрес>, в связи с чем срок действия проекта освоения лесов, ранее предоставленный ответчиком, истек ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно подпункту "в" пункта 3.4 договора аренды арендатор обязан разработать и представить арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы.
Ответчиком ФИО1 был подготовлен новый проект освоения лесов.
Приказом Комитета лесного хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждено отрицательное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов лесного участка, предоставленного ФИО1 в аренду.
ДД.ММ.ГГГГ ответчиком в Комитет лесного хозяйства <адрес> сдан доработанный проект освоения лесов.
В соответствии с пунктом 30 Приказа Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ N 69 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки" проект освоения лесов разрабатывается на срок не более 10 лет - для всех видов использования лесов, за исключением видов использования лесов, определенных статьями 43 - 45 Лесного кодекса Российской Федерации, но при этом срок действия проекта освоения лесов не должен превышать срок действия соответствующего договора аренды лесного участка, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка).
На основании Приказа Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N 513 "Об утверждении Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов" экспертиза проводится в срок не более чем 30 дней со дня поступления проекта освоения лесов в уполномоченные федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления.
В Письме Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ N ИК-03-27/8209 "О разъяснении законодательства в части внесения изменений в проект освоения лесов" разъяснено, что внесение изменений в проект освоения лесов допускается при изменении лесохозяйственного регламента лесничества, лесопарка или условий договора аренды. В случае, когда в проект требуется внести изменения, которые не влекут за собой изменения лесохозяйственного регламента или договора аренды, не требуется переработка всего проекта, а достаточно внесения изменений в отдельные приложения к нему. При этом действующим законодательством не установлен запрет на представление только той части проекта, которая вносит в него изменения. Однако после внесения изменений проект должен пройти государственную или муниципальную экспертизу.
Право определения срока, в течение которого действует проект освоения лесов, принадлежит арендатору лесного участка, но ограничено максимальным сроком, указанным в Приказе Рослесхоза N 69.
Ответчиком ФИО1ДД.ММ.ГГГГ было получено положительное заключение на проект освоения лесов со сроком действия в течение 10 лет, срок действия которого истек в связи с утверждением нового лесохозяйственного регламента. Ответчиком было направлено новый проект освоения лесов, который получил отрицательное заключение экспертизы, ДД.ММ.ГГГГ ответчиком в Комитет лесного хозяйства <адрес> сдан доработанный проект освоения лесов.
Согласование проекта освоения лесов и получение положительного заключения экспертизы, поставленные в зависимость от действие уполномоченных органов, в том числе и Комитета лесного хозяйства, от воли ответчика не зависят.
Кроме того, суд отмечает, что в соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, выраженной им в Определении N 303-КГ15-4265 от ДД.ММ.ГГГГ, действующее законодательство не ограничивает право арендатора неоднократно разрабатывать проект освоения лесов, которое может быть реализовано в период действия договора аренды лесного участка, а сохранение конкретного первоначального срока действия проекта освоения лесов не влечет нарушение прав арендатора. Аналогичная правовая позиция содержится также и в Определении Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 303-КГ15-2534 (Апелляционное определение №).
Принимая во внимание, что ответчиком ФИО1 ранее был предоставлен проект освоения лесов, получивший положительное заключение, предприняты все необходимые меры к урегулированию спора, подготовлен новый проект освоения лесов, вносится платежи в счет арендной плате по договору, оснований для расторжения договора аренды суд не находит.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Комитета лесного хозяйства <адрес> к ФИО1 о расторжении договора аренды лесного участка №, заключенный ДД.ММ.ГГГГ между Управлением лесного хозяйства по <адрес> и <адрес> и ФИО1, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Наро-Фоминский городской суд в течение месяца с даты принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.А. Бузылева
Решение в окончательной форме изготовлено 15.06.2022.