ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2023/2021 от 14.01.2022 Московского районного суда г. Рязани (Рязанская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 января 2022 года г. Рязань

Московский районный суд г.Рязани в составе:

председательствующей судьи Сазоновой Л.Б.,

с участием старшего помощника военного прокурора Рязанского гарнизона – ФИО1, действующего на основании доверенности от 22.09.2021 года,

представителя ответчика Министерства обороны РФ – ФИО2, действующего на основании доверенности от 13.11.2020 года,

представителя третьего лица ФКУ «Войсковая часть 41521» - ФИО3, действующего на основании доверенности от 13.01.2022 года,

при секретаре судебного заседания Комаровой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело № 2-78/2022 (77RS0021-02-2021-004288-38) по исковому заявлению военного прокурора Рязанского гарнизона, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к Министерству обороны Российской Федерации об обязании завершить мероприятия по установлению приаэродромной территории,

У С Т А Н О В И Л:

Военный прокурор Рязанского гарнизона, действующий в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением, уточненным в порядке ст.39 ГПК РФ, к Министерству обороны РФ об обязании завершить мероприятия по установлению приаэродромной территории, мотивируя свои требования тем, что военной прокуратурой Рязанского гарнизона была проведена проверка исполнения законодательства о сохранности федеральной собственности, а также воздушного законодательства.

В ходе проверки были выявлены нарушения при эксплуатации аэродрома Рязань (Дягилево), установлено, что вопреки требованиям закона и изданным в их развитие нормативным правовым актам, приаэродромная территория аэродрома до настоящего времени не определена, решение об ее установлении не принято, в связи с чем, эксплуатация государственного аэродрома Рязань (Дягилево) осуществляется с нарушениями действующего законодательства.

Об устранении данных нарушений командиру в/ч 44402, как командиру вышестоящего органа военного управления, выносилось представление от 27.03.2020 № 2/1637, которое рассмотрено, однако до настоящего времени нарушения законодательства не устранены, надлежащие и действенные меры для этого не приняты.

В соответствии с п.2 Правил установления приаэродромной территории, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.12.2017 № 460, решение об установлении приаэродромной территории в отношении аэродромов государственной авиации принимается Министерством обороны РФ.

Согласно ст.3 ФЗ от 11.06.2021 № 191-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в ст.4 ФЗ от 01.07.2017 №135-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны»: 1.1. В случае, если до 1 июля 2021 года приаэродромная территория установлена с выделением с первой по седьмую подзон приаэродромной территории или с выделением с первой по шестую подзон приаэродромной территории, такая приаэродромная территория признается установленной. 8. В случае, если до 1 июля 2021 года седьмая подзона приаэродромной территории аэродромов, введенный в эксплуатацию до указанной даты, не была установлена (в том числе в случае, предусмотренном часть 1.1 настоящей статьи), седьмая подзона приаэродромной территории таких аэродромов подлежит установления до 1 января 2025 года в соответствии с требованиями статьи 47 Воздушного кодекса Российской Федерации.

Министерством обороны РФ решение об установлении приаэродромной территории на государственном аэродроме Рязань (Дягилево) с выделение соответствующих подзон в установленные законом сроки не принято.

Таким образом, при эксплуатации государственного аэродрома Рязань (Дягилево) созданы условия, не отвечающие требованиям безопасности полетов воздушных судов, что может стать причиной вреда здоровью человека и окружающей среде, а также имуществу.

На основании изложенного, с учетом уточнений, прокурор просит суд признать действия Министерства обороны РФ по эксплуатации государственного аэродрома Рязань (Дягилево) в отсутствие утвержденного федеральным органом исполнительной власти решения об установлении приаэродромной территории незаконным; обязать Министерство обороны РФ принять решение об установлении приаэродромной территории государственного аэродрома Рязань (Дягилево) с выделением с первой по шестую подзоны в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

В судебном заседании старший помощник военного прокурора Рязанского гарнизона – ФИО1 заявленные уточненные исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в первоначальном и уточненном исковом заявлении, просил их удовлетворить. При этом пояснил, что указанными действиями нарушаются права неопределенного круга лиц на авиационную безопасность, а также нарушается их право от возможных чрезвычайных ситуаций, поскольку создает угрозу жизни и здоровья граждан, проживающих в г.Рязани и близлежащих населенных пунктах, а также не позволяет обеспечить государственным органам власти, коммерческим организациям, расположенным около аэродрома, понимать решения о дальнейшем развитии территории и бизнеса.

В судебном заседании представитель ответчика Министерства обороны РФ – ФИО2 возражал против удовлетворения заявленных уточненных исковых требований, поддержав письменные возражения, поступившие от представителя МО РФ. Помимо прочего, в возражениях содержится ссылка на отсутствие у военного прокурора Рязанского гарнизона полномочий на предъявление такого рода иска в суд, а также на отсутствие доводов в подтверждение факта нарушения прав неопределенного круга лиц.

В судебном заседании представитель третьего лица ФКУ «Войсковая часть 41521» - ФИО3 пояснил, что во исполнение Приказа Министра обороны РФ от 17.01.2020г. командованием войсковой части были разработаны 1-3 и 6 подзоны, схема границ 4 подзоны и пояснительная записка, с графической частью расчета 1-4, 6 подзон, разработаны и направлены проекты решения, тактико-технические задания на выполнение работ по расчету 5 и 7 подзон в адрес командующего войсками Западного военного округа. Т.о., круг мероприятий в рамках установления приаэродромной территории, по установлению подзон, который должен быть выполнен ФКУ «Войсковая часть 41521», выполнен полностью. Соответственно, решение об установлении приаэродромной территории должно принять МО РФ.

Представители третьих лиц ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны РФ», Главного командования Воздушно-космических сил, Администрации г.Рязани, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела от них не поступало, в связи с чем, в соответствии со ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Суд‚ выслушав участников процесса, изучив исковое заявление, уточненное исковое заявление, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что государственный аэродром Рязань (Дягилево) расположен в 10 км северо-западнее г.Рязани, зарегистрирован в Государственном реестре аэродромов государственной авиации РФ за № 44 и допущен к эксплуатации, собственником аэродрома является Министерство обороны РФ.

На аэродроме базируются войсковые части №№ 41521, 41485, 41495-2, служба наземных и летных испытаний (СНиЛИ) 360 АРЗ. Старшим авиационным начальником аэродрома является командир войсковой части 41521. Почтовым адресом аэродрома является: <адрес>.

Данные обстоятельства подтверждаются копией свидетельства о государственной регистрации и годности аэродрома к эксплуатации № 44, копией пояснительной записки к решению об установлении приаэродромной территории аэродрома Рязань (Дягилево).

Согласно пункту 1 статьи 47 Воздушного кодекса Российской Федерации приаэродромная территория устанавливается решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду в соответствии с настоящим Кодексом, земельным законодательством, законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Порядок установления приаэродромной территории и порядок выделения на приаэродромной территории подзон, в которых устанавливаются ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности, утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 47 Воздушного кодекса Российской Федерации).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2017 года №1460 утверждены Правила установления приаэродромной территории, Правила выделения на приаэродромной территории подзон и Правила разрешения разногласий, возникающих между высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти, при согласовании проекта решения об установлении приаэродромной территории.

Пунктом 2 Правил установлено, что решение об установлении приаэродромной территории принимается в отношении аэродромов государственной авиации - Министерством обороны Российской Федерации.

Решение включает:

а) текстовое и графическое описания местоположения границ приаэродромной территории и выделенных на ней подзон, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости (границы приаэродромной территории устанавливаются по внешним границам выделяемых на такой территории подзон, при этом границы приаэродромной территории и выделенных на ней подзон могут пересекаться с границами территориальных зон, установленных правилами землепользования и застройки, и границами земельных участков);

б) перечень ограничений использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности в соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации (далее - ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности) (пункт 3 Правил).

Согласно пункту 4 Правил проект решения подготавливается оператором аэродрома - в отношении аэродромов, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны». Под оператором аэродрома в настоящих Правилах понимается оператор аэродрома гражданской авиации (для аэродромов гражданской авиации), организация, осуществляющая эксплуатацию аэродрома экспериментальной авиации (для аэродромов экспериментальной авиации), федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится аэродром государственной авиации, или организация, уполномоченная указанным федеральным органом исполнительной власти (для аэродромов государственной авиации).

В соответствии с пунктом 7 лицо, осуществляющее подготовку проекта решения в соответствии с пунктом 4 настоящих Правил, направляет проект решения с прилагаемой пояснительной запиской в целях получения санитарно-эпидемиологического заключения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека о соответствии проекта решения требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в соответствующий территориальный орган указанной Службы.

Из приведенных положений нормативно-правовых актов следует, что Министерство обороны Российской Федерации является уполномоченным органом исполнительной власти, которым принимается решение об установлении приаэродромной территории.

В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Федерального закона от 1 июля 2017 года № 135-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны» по истечении 360 дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона нарушение требований Воздушного кодекса Российской Федерации об установлении приаэродромных территорий и соответствующих ограничений использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности и эксплуатация такого аэродрома признаются нарушением требований безопасности полетов воздушных судов.

В судебном заседании установлено, что согласно протоколу совещания у Председателя Правительства РФ от 15.10.2019г. Минтрансу России, Минобороны России, Минпромторгу России предложено в срок 15.12.2019г. доложить о сроках установления приаэродромных территорий аэродромов гражданской, военной и экспериментальной авиаций во всех субъектах РФ. Из письма первого заместителя Министра обороны РФ в адрес Аппарата Правительства РФ от 14.12.2019г. следует, что Минобороны России спланировано завершение подготовки решений об установлении приаэродромных территорий для аэродромов, находящихся вблизи крупных населенных пунктов до 01.12.2020г.

Согласно перечню аэродромов, аэродром Рязань (Дягилево) относится к аэродромам, находящихся вблизи крупных населенных пунктов (п.58).

27.03.2020г. Военным прокурором Рязанского гарнизона в адрес Командира войсковой части 44402 вынесено представление об устранении нарушений закона, предложено принять дополнительные меры по устранению нарушений закона и потребовать от командования в/ч 41521 организовать работу по разработке проекта решения об установлении приаэродромной территории аэродрома Рязань (Дягитево), пояснительной записки к нему, а также получению санитарно-эпидемиологического заключения в соответствии с требованиями Правил и Порядка.

27.08.2020г. начальником Генерального штаба вооруженных сил РФ в адрес Главнокомандующего Воздушно-космическими силами, Главнокомандующего Военно-Морским флотом, Командующим войсками военных округов, Командующему Северным флотом направлено требование об организации подготовки расчетов границ подзон приаэродромных территорий до 01.10.2020г., направлению до 15.10.2020г. а адрес командующих войсками расчетов указанных границ.

10.12.2020г. командиром в/ч 41521 в адрес командира войсками Западного военного округа представлен на согласование проект решения об установлении приаэродромной территории.

11.01.2021г. начальником войск ПВО и авиации Западного военного округа направлено письмо в адрес командира в/ч 41521, в котором указано, что организована работа по проведению аукционных мероприятий в целях дальнейшего заключения госконтракта, для чего необходимо подготовить документы для формирования проекта решения на выполнение работ по расчету 5 и 7 подзон и направить в штаб западного военного округа.

28.01.2021г. командир в/ч 41521 предоставил вышеуказанные документы в адрес командира войсками Западного военного округа.

04.02.2021г. необходимые документы для формирования проекта решения были направлены командиром в/ч 41521 в адрес начальника войск ПВО и авиации Западного военного округа.

06.07.2021г. начальником штаба в/ч 41521 был направлен запрос в адрес командира войсками Западного военного округа о ходе рассмотрения проекта решения об установлении приаэродромной территории.

06.08.2021г. в адрес командира в/ч 41521 поступил ответ от начальника войск ПВО и авиации Западного военного округа о рассмотрении проекта, отсутствии по нему замечаний и направлении бюджетной заявки на выделение бюджетных ассигнований для проведения мероприятий по установлению в 2021-2023г.г. приаэродромных территорий.

Согласно ответам начальника управления-заместителя главнокомандующего Воздушно-космическими силами по материально-техническому обеспечению от 08.12.2021г., от 19.12.2021г., Министром обороны РФ 27.08.2021г. принято решение по дополнительному выделению бюджетных средств на установление приаэродромной территории аэродрома Рязань (Дягилево) в 2023г., денежные средства на установление 5 и 7 подзон планируются к доведению в ноябре 2022г.

Т.о., суд приходит к выводу, что командиром в/ч 41521 все необходимые от него мероприятия по составлению и сбору документов, необходимых для составления проекта решения об установлении приаэродромной территории, подготовлены, направлены в МО РФ, которое, в свою очередь, запланировало доведение бюджетных ассигнований для реализации данного мероприятия в конце 2022г.

Т.е., приаэродромная территория на аэродроме Рязань (Дягилево) до настоящего времени не установлена, решение об установлении приаэродромной территории, как это предусмотрено статьей 47 Воздушного кодекса Российской Федерации, пунктом 7 Правил, не утверждено и не принято.

Срок, установленный Федеральным законом от 1 июля 2017 года № 135-ФЗ, для исполнения требований воздушного законодательства в части определения приаэродромной территории и установления особых зон истек 26 июня 2018 года.

В соответствии со ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законами и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц. Одним из таких оснований, согласно пп. 2 абзаца 2 п. 1 ст. 8 ГК РФ, являются акты государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.

В силу пункта 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года № 1082, Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.

Согласно Положению Минобороны России осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты) (пункт 5).

Минобороны России осуществляет в качестве органа в области обороны полномочия по государственному регулированию деятельности в области государственной авиации; государственному контролю за деятельностью авиационного персонала государственной авиации (подпункт 7 пункта 7 Положения).

Министерство обороны Российской Федерации является собственником аэродрома Рязань (ФИО4) и уполномоченным Правительством Российской Федерации органом исполнительной власти, на который в соответствии с требованиями, изложенными в Постановлении Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2017 года № 1460, возложена обязанность принять решение об установлении приаэродромной территории аэродрома государственной авиации (подпункт «а» пункта 2 Правил установления приаэродрмной территории).

В силу прямого указания пункта 5 статьи 4 Федерального закона от 1 июля 2017 года № 135-ФЗ приаэродромная территория должна была быть установлена по истечении 360 дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона в полном объёме и принято решение об установлении приаэродромной территории, как это предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2017 года №1460.

Вместе с тем, положения статьи 47 Воздушного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 1 июля 2017 года № 135-ФЗ возлагают обязанность о необходимости совершения органом исполнительной власти указанных действий в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Т.о., Министерством обороны РФ, возложенные на него законом обязанности по установлению приаэродромной территории в срок, установленный до 26 июня 2018 года, не выполнило.

Поскольку в судебном заседании бесспорно установлен факт неисполнения требований закона в установленный в нем срок, то требования Военного прокурора Рязанского гарнизона о возложении обязанности на Министерство обороны РФ принять решение об установлении приаэродромной территории государственного аэродрома Рязань (Дягилево) с выделением с первой по шестую подзоны, обоснованы и подлежат удовлетворению.

Принимая во внимание положения части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определяя конкретный срок, обеспечивающий соблюдение баланса интересов сторон, суд принимает во внимание, что кроме составления проекта решения по установлению приаэродромной территории аэродрома, необходимо его согласование и принятие в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2017 года № 1460 «Об утверждении Правил установления приаэродромной территории, Правил выделения на приаэродромной территории подзон и Правил разрешения разногласий, возникающих между высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченными Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти при согласовании проекта решения об установлении приаэродромной территории.

Учитывая, что командиром в/ч 41521 все необходимые мероприятия по составлению и сбору документов, необходимых для составления проекта решения об установлении приаэродромной территории, подготовлены, направлены в МО РФ, суд считает срок, предложенный Военным прокурором Рязанского гарнизона для исполнения решения суда – 6 месяцев, разумным и достаточным.

При этом, судом также учитывается, что со дня истечения срока, установленного законом, прошло более 3,5 лет, в связи с чем планирование указанных мероприятий на 2023г. приведет к значительному увеличению данных сроков.

Что касается требований Военного прокурора Рязанского гарнизона о признании действий Министерства обороны РФ по эксплуатации государственного аэродрома в отсутствие утверждённого федеральным органом исполнительной власти решения об установлении приаэродромной территории незаконными, то оно, в рамках выбранного истцом способа защиты права, в соответствии с нормами ГПК РФ, не является самостоятельным требованием материально-правового характера, подлежащим рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства. Оно является юридически значимым обстоятельством по делу, подлежащим доказыванию в рамках разрешения исковых требований, по которому не требуется вынесения отдельного решения.

При этом, данный факт нашел подтверждение в рамках рассмотрения дела, и послужил одним из оснований для удовлетворения иска.

Довод представителя ответчика о том, что Военным прокурором Рязанского гарнизона не доказан факт нарушения прав неопределенного круга лиц, в связи с чем, он не вправе обращаться с данным иском, в суд судом не принимается, по следующим основаниям.

В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно п.1 ст. 47 Воздушного кодекса Российской Федерации приаэродромная территория устанавливается в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду.

Указанные цели направлены на защиту интересов лиц, проживающих и осуществляющих деятельность как непосредственно вблизи аэродрома, так и в городе в целом, а также на обеспечение экологической безопасности вблизи аэродрома.

Т.о. нарушение законодательства в данной сфере влечет нарушение прав не только неопределенного круга лиц, но и муниципального образования в целом.

Довод ответчика о том, что возложение на Министерство обязанности по принятию подобного решения является вмешательством в его деятельность, судом не принимается, поскольку в данном случае прокурор действует в публичных интересах, требуя от государственного органа исполнения возложенных на него обязанностей и полномочий по обеспечению соблюдения законодательства РФ о безопасности полетов воздушных судов, в соответствии с требованиями закона.

Иных аргументов, опровергающих доводы прокурора, в соответствии со ст. 56 ГПК РФ, ответчиком не представлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ‚ суд

Р Е Ш И Л:

Уточненные исковые требования военного прокурора Рязанского гарнизона к Министерству обороны Российской Федерации об обязании завершить мероприятия по установлению приаэродромной территории – удовлетворить.

Обязать Министерство обороны Российской Федерации принять решение об установлении приаэродромной территории государственного аэродрома Рязань (Дягилево) с выделением с первой по шестую подзоны в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

Решение может быть обжаловано в Рязанский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Московский районный суд г. Рязани.

Решение изготовлено в окончательной форме 21 января 2022 года.

Судья/подпись/

Копия верна: Судья Л.Б. Сазонова