ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2023/2021 от 14.07.2021 Октябрьского районного суда г. Омска (Омская область)

Дело № 2-2023/2021

55RS0004-01-2021-002351-75

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 июля 2021 года город Омск

Октябрьский районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Бондаренко Е.В., при секретаре ФИО3, при подготовке и организации судебного процесса помощником судьи ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрация г. Омска, Департаменту имущественных отношений Администрации г. Омска, АО «Омскгоргаз» о признании бездействий незаконными, возложении обязанностей,

УСТАНОВИЛ:

Истец ФИО5 обратилась в суд с названным иском к ответчикам, в обоснование указав, что является собственником жилого дома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером .

В мкр. Осташково находится газопровод низкого давления инв. общей протяженностью 3739,27 м, расположенный от ГРПШ-2 до жилых домов по <адрес>, до жилых домов по <адрес>, который внесен в реестр муниципального имущества <адрес> с государственной регистрацией в отношении него права муниципальной собственности.

При обращении в АО «Омскгоргаз» с заявлениями о технологическом присоединении, о выдаче технических условий, получены ответы, согласно которым АО «Омскгоргаз» не является газораспределительной организацией данного газопровода.

При неоднократном обращении в Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска, были получены ответы, согласно которым организация для осуществления эксплуатации газопровода не определена.

Бездействия ответчиков нарушают права истца, исключают возможность газификации дома.

Просила обязать Администрацию города Омска, департамент имущественных отношений Администрации города Омска выполнить все указанные в законе мероприятия по обеспечению подключения жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, расположенного на земельном участке с кадастровым номером к существующей системе газоснабжения - газопроводу низкого давления инв. общей протяженностью 3739,27 м, расположенный от ГРПШ-2 до жилых домов № по <адрес>, до жилых домов по <адрес>; обязать ответчиков предоставить и заключить договор с газораспределительной организацией (АО «Омскгоргаз» или иной газораспределительной организацией) на подключение к указанному газопроводу низкого давления; обязать АО «Омскгоргаз» или иную газораспределительную организацию выдать технические условия на подключение (технологическое присоединение) жилого дома к существующей системе газоснабжения и заключить договор на подключение и обслуживание к данному газопроводу.

В судебном заседании истец ФИО1, ее представитель по устному ходатайству ФИО6 доводы иска поддержали. Дополнительно ФИО6 пояснил, что при обращении в АО «Омскоблгаз» также было предложено подключиться к газопроводу высокого давления, однако для этого необходимо нести большие расходы по установке и обслуживанию сетей.

Представители ответчика департамента имущественных отношений Администрации <адрес> по доверенности ФИО7, в судебном заседании иска не признал. Пояснил, что газопровод низкого давления инв. общей протяженностью 3739,27 м, расположенный от ГРПШ-2 до жилых домов по <адрес>, до жилых домов по <адрес> находится в муниципальной собственности <адрес>. С целью организации обслуживания газопровода неоднократно проводились аукционы на право заключения договора аренды, по результатам проведения которых заявок не поступало, аукционы признаны несостоявшимися. Департаментом организуются, в пределах компетенции, все предусмотренные законом меры для организации обслуживания газопровода, бездействие со стороны департамента имущественных отношений Администрации города Омска отсутствует.

Представитель ответчика Администрации г. Омка по доверенности ФИО8 в судебном заседании просила в иске отказать по аналогичным основаниям.

Представитель ответчика АО «Омскгоргаз» по доверенности ФИО9 в судебном заседании иска не признала. Пояснила, что АО «Омскгоргаз» не владеет указанной в иске сетью газораспределения, сеть АО «Омскгоргаз» не эксплуатируется, в связи с этим у АО «Омскгоргаз» отсутствует обязанность по осуществлению подключения и выдаче технических условий на подключение. Помимо этого, техническая возможность подключения (технологического присоединения) отсутствует, поскольку отсутствует информация о загрузке сетей газораспределения, о характеристиках газопровода.

Представитель третьего лица МП «Тепловая компания» по доверенности ФИО10 в судебном заседании пояснил, что МП «Тепловая компания» не является лицом, владеющим на законном основании газопроводом низкого давления инв. . По техническому обслуживанию, ремонту и аварийному обеспечению газопровода высокого и среднего давления инв. , литера В, расположенного по адресу: <адрес>, от точки подключения до газовой мини-котельной по <адрес> заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ с АО «Омсксетьгаз».

Представители третьих лиц – департамента городского хозяйства Администрации <адрес>, АО «Омскоблгаз», комитета территориального самоуправления мкр. Осташково участия в судебном заседании не принимали, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Выслушав принимавших участие при рассмотрении дела лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что ФИО5 является собственником земельного участка с кадастровым номером и расположенного на нем индивидуального жилого дома с кадастровым номером , расположенных по адресу: <адрес>, <адрес>

В микрорайоне Осташково в <адрес> находится газопровода низкого давления, инвентарный , местоположение: от ГРПШ-2 до жилых домов по <адрес>, жилых домов по <адрес>, предназначен для транспортирования природного газа для коммунально-бытовых нужд населения.

При обращении истца в АО «Омскгоргаз» с заявлениями о технологическом присоединении, о выдаче технических условий, истцом получены ответы о том, что АО «Омскгоргаз» не является газораспределительной организацией данного газопровода, в связи с чем, было отказано в технологическом присоединении и выдаче технических условий.

При обращении истца в Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска, были получены ответы, согласно которым организация для осуществления эксплуатации газопровода не определена, Департаментом неоднократно проводятся аукционы на право заключения договора аренды муниципального имущества, которые признаны несостоявшимися, газораспределительная организация объекта не определена.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим иском.

Разрешая заявленные требования, суд приходит к следующему.

Согласно положению о департамент имущественных отношений Администрации <адрес>, утвержденным Решением Омского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ, одной из функций департамента является ведение реестра муниципального имущества <адрес>.

Газопровода низкого давления, инвентарный , местоположение: от ГРПШ-2 до жилых домов по <адрес>, жилых домов по <адрес>, находится в <адрес>, принадлежит муниципальному образованию городской округ <адрес>, включён в реестр муниципального имущества.

Согласно п. 1 Решения Омского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ, Департамент имущественных отношений Администрации города Омска является структурным подразделением Администрации города Омска.

Согласно ч. 1, ч. 2 п. 18 Решения Омского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ, департамент в сфере формирования и управления муниципальным имуществом г. Омска в пределах своей компетенции от имени муниципального образования г. Омск осуществляет права собственника в отношении муниципального имущества г. Омска; в установленном законом порядке заключает концессионные соглашения, договоры доверительного управления, безвозмездного пользования, аренды муниципального имущества, договоры залога муниципального имущества, договоры на обеспечение технической эксплуатации имущества муниципальной казны г. Омска, договоры управления многоквартирными домами, помещения в которых являются муниципальной собственностью, и общежитиями, находящимися в муниципальной собственности, договоры хранения движимого и недвижимого муниципального имущества, договоры купли продажи объектов незавершенного строительства.

В соответствии с ч. 3 указанного пункта, департамент имущественных отношений Администрации города Омская является организатором торгов на право заключения концессионных соглашений, договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества, публичных торгов по продаже объектов незавершенного строительства, выполняет функции продавца прав на заключение таких договоров.

Из дела следует, что департаментом имущественных отношений Администрации города Омска ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ были объявлены аукционы на право заключения договора аренды на сети газопровода. Аукционы были признаны несостоявшимися.

Таким образом, Департамент имущественных отношений Администрации города Омска выполняет возложенные на него обязанности, предусмотренные действующим законодательством в пределах своей компетенции, объявляет аукционы на право заключения договора аренды на сети газопровода.

В соответствии с п. 17 Решения Омского городского Совета от 28 сентября 2011 № 443 «О департаменте городского хозяйства Администрации города Омска» департамент городского хозяйства Администрации города Омска осуществляет функции по организации газоснабжения, в том числе координирует деятельность ресурсоснабжающих организаций города Омска по вопросам бесперебойного обеспечения населения города Омска электро-, тепло-, газо- водоснабжением и водоотведением, а также рассматривает и вносит предложения по строительству и эксплуатации сетей и объектов электро-, тепло, газо-, водоснабжения и водоотведения.

Таким образом, вопросы управления муниципальным имуществом отнесены к компетенции департамента имущественных отношений Администрации города Омска, а организация газоснабжения населения города Омска отнесены к компетенции департамента городского хозяйства Администрации города Омска.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 31 марта 1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления городских поселений, городских округов и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.

На основании статьи 8.1 ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации газоснабжения населения относятся: подготовка населения к использованию газа в соответствии с межрегиональными и региональными программами газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций; согласование схем расположения объектов газоснабжения, используемых для обеспечения населения газом.

В целях организации газоснабжения населения мкр. Осташково <адрес> в 2005 году было осуществлено строительство газопровода низкого давления, расположенного от газорегуляторного пункта шкафного ГРПШ-2 до жилых домов по <адрес>, по <адрес>, общей протяженностью 3739,27 метров.

В соответствии с Федеральным законом № 184-ФЗ Технический регламент безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2010 № 870, принят для защиты жизни и (или) здоровья граждан, имущества физических и (или) юридических лиц, государственного и (или) муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни и (или) здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, а также для обеспечения энергетической эффективности.

Действие поименованного Технического регламента распространяется на сеть газораспределения и сеть газопотребления, а также на связанные с ними процессы проектирования (включая инженерные изыскания), строительства, реконструкции, монтажа, эксплуатации (включая техническое обслуживание, текущий ремонт), капитального ремонта, консервации и ликвидации.

На основании пункта 7 Технического регламента под эксплуатацией сети газораспределения и сети газопотребления понимается использование сети газораспределения и сети газопотребления по назначению, определенному в проектной документации. При этом эксплуатационная организация – это юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию сети газораспределения и сети газопотребления и (или) оказывающее услуги по их техническому обслуживанию и ремонту на законных основаниях. Обязанности, предусмотренные положениями поименованного выше Технического регламента, возлагаются на эксплуатационную организацию.

В силу подпункта «и» пункта 3 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2000 № 878, эксплуатационная организация газораспределительной сети – это специализированная организация, осуществляющая эксплуатацию газораспределительной сети и оказывающая услуги, связанные с подачей газа потребителям. Эксплуатационной организацией может быть организация – собственник этой сети либо организация, заключившая с организацией – собственником сети договор на ее эксплуатацию.

ДД.ММ.ГГГГ между департамент имущественных отношений Администрации города Омска и АО «Омскгоргаз» был заключен договор краткосрочной аренды сетей газоснабжения , по которому АО «Омскгоргаз» был передан во временное владение и пользование газопровод низкого давления от ГРПШ-2 до жилых домов по <адрес>, жилых домов по <адрес>, находящийся в <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ данный договор был расторгнут.

Администрация г. Омска, как и департамент имущественных отношений Администрации г. Омска организациями, осуществляющими эксплуатацию газораспределительной сети, не являются.

В соответствии с ч. 8 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ, организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана обеспечить правообладателю земельного участка в установленные сроки подключение (технологическое присоединение) построенного или реконструированного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с техническими условиями и информацией о плате за подключение (технологическое присоединение), предоставленными правообладателю земельного участка.

В соответствии с ч. 10 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение (технологическое присоединение), а также порядок подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации.

Такой порядок установлен Правилами подключения N 83 и Правилами N 1314.

Правила подключения N 83 регулируют отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, органами местного самоуправления и правообладателями земельных участков, возникающие в процессе определения и предоставления технических условий подключения строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, включая порядок направления запроса, порядок определения и предоставления технических условий, а также критерии определения возможности подключения (пункт 1).

Подключением объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения является процесс, дающий возможность осуществления подключения строящихся (реконструируемых) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, а также к оборудованию по производству ресурсов (пункт 2 Правил подключения N 83).

Согласно пункту 4 Правил подключения N 83 подключение строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства осуществляется в порядке, который включает следующие этапы:

- подача заказчиком заявления о подключении с указанием требуемого объема подключаемой нагрузки;

- заключение договора о подключении с учетом технических условий, ранее полученных заказчиком от исполнителя или органа местного самоуправления либо от предыдущего правообладателя земельного участка, при условии, что срок действия технических условий не истек;

- исполнение сторонами условий договора о подключении в части выполнения мероприятий, необходимых для фактического присоединения объектов заказчика к сетям инженерно-технического обеспечения, и проверка сторонами выполнения этих мероприятий;

- присоединение объектов заказчика к сетям инженерно-технического обеспечения и подписание сторонами акта о присоединении, фиксирующего техническую готовность к подаче ресурсов на объекты заказчика;

- выполнение условий подачи ресурсов.

Аналогичные условия подключения предусмотрены действующими в настоящее время Правилами N 1314 (пункт 3).

Организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана в течение 14 рабочих дней с даты получения запроса органа местного самоуправления или правообладателя земельного участка определить и предоставить технические условия или информацию о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения либо предоставить мотивированный отказ в выдаче указанных условий при отсутствии возможности подключения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (пункт 9 Правил предоставления технических условий N 83).

Согласно пункту 6 Правил N 1314 заявитель в целях определения технической возможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения направляет исполнителю запрос о предоставлении технических условий.

В соответствии с пунктом 15 Правил предоставления технических условий N 83 подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется на основании договора.

Плата за подключение не взимается, если для подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения не требуется проведение мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности (пункт 11 Правил предоставления технических условий N 83).

На основании пункта 17 Правил предоставления технических условий Правил N 83 в случае, если подключение объекта капитального строительства возможно только к существующим сетям инженерно-технического обеспечения, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании лицу, которое является потребителем соответствующего вида ресурсов (далее - основной абонент), технические условия такого подключения могут быть выданы основным абонентом по согласованию с ресурсоснабжающей организацией, к чьим объектам присоединены принадлежащие основному абоненту сети инженерно-технического обеспечения. По соглашению между ресурсоснабжающей организацией и основным абонентом технические условия может разработать ресурсоснабжающая организация.

В соответствии со статьей 27 Закона о газоснабжении организации - собственники систем газоснабжения обязаны обеспечить недискриминационный доступ любым организациям, осуществляющим деятельность на территории Российской Федерации, к свободным мощностям принадлежащих им газотранспортных и газораспределительных сетей в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В силу пункта 11 Положения об обеспечении доступа организаций к местным распределительным сетям, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 N 1370, поставщики и покупатели газа имеют право на подключение газопроводов-отводов и подводящих газопроводов к местной газораспределительной сети при наличии свободной мощности на ее соответствующих участках.

В соответствии с пунктом 13 Правил предоставления технических условий N 83 и пунктом 14 Правил N 1314 основанием для отказа в выдаче технических условий является отсутствие технической возможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения исполнителя.

В соответствии с п. 32 названных Правил, исполнитель определяет технические условия: а) на основе анализа пропускной способности сети газораспределения; б) с учетом оценки альтернативных вариантов подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к существующим сетям газораспределения; в) с учетом принятых исполнителем в соответствии с ранее выданными техническими условиями обязательств по обеспечению подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения.

Пункт 34 названных Правил устанавливает, что в случае если подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства возможно только к существующим сетям газораспределения и (или) газопотребления, принадлежащим основному абоненту, технические условия такого подключения (технологического присоединения) выдаются газораспределительной организацией, к сети газораспределения и (или) газопотребления которой присоединена сеть газораспределения и (или) газопотребления, принадлежащая основному абоненту. При этом заявителем может быть как лицо, являющееся правообладателем земельного участка, намеренное осуществить строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства с последующим его подключением (технологическим присоединением) к существующей сети газораспределения и (или) газопотребления основного абонента или подключение (технологическое присоединение) построенного на его земельном участке объекта капитального строительства к существующей сети газораспределения и (или) газопотребления основного абонента, так и основной абонент. В случае если заявителем является лицо, являющееся правообладателем земельного участка, намеренное осуществить строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства с последующим его подключением (технологическим присоединением) к существующей сети газораспределения и (или) газопотребления основного абонента, запрос о предоставлении технических условий должен содержать согласие основного абонента на подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства заявителя к своей сети газораспределения и (или) газопотребления.

По результатам обращения ДД.ММ.ГГГГФИО1 в АО «Омскгоргаз» с заявкой на подключение, АО «Омскгоргаз» дан ответ , согласно которому объект капитального строительства, расположенный по адресу: <адрес>, не может быть подключен к сетям газоснабжения по причине отсутствия сетей газораспределения, расположенных в указанном районе г. Омска и находящихся в распоряжении АО «Омскгоргаз».

Таким образом, АО «Омскгоргаз» не является газораспределения организацией, эксплуатирующей сеть газоснабжения в <адрес>, соответственно у АО «Омскгоргаз» отсутствует обязанность, в соответствии с изложенными выше нормами по подключению истца к газопроводу, выдаче технических условий на подключение и заключения с ним договора газоснабжения.

Поскольку лицом, осуществляющим технологическое присоединение объектов к газопроводу низкого давления инв. в микрорайоне Осташково АО «Омскгоргаз», как и иная организация, не являются, Департамент имущественных отношений Администрации города Омска, Администрация города Омска, не оказывают услуги по транспортировке газа, не являются газораспределительными организациями, организациями, осуществляющими эксплуатацию газопровода, Департамент имущественных отношений Администрации города Омска, Администрация города Омска предпринимают возложенные на них законом меры по проведению аукциона для сдачи газопровода в аренду, делать вывод об их бездействии у суда не имеется, как и оснований для возложения на ответчиков истребуемых истцом обязанностей. В этой связи суд оснований для удовлетворения иска не усматривает, в связи с чем, в иске отказывает.

При этом суд отмечает, что в микрорайоне Осташково имеются и иные газопроводы, обслуживаемые газораспределительными организациями, в которые истец либо не обращалась, либо отказывается от заключения с ними соответствующего договора в связи с высокой для истца стоимостью подключения.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к Администрация г. Омска, Департаменту имущественных отношений Администрации г. Омска, АО «Омскгоргаз» о признании бездействий незаконными, возложении обязанностей, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Октябрьский районный суд города Омска в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья Е.В. Бондаренко

Мотивированное решение изготовлено 21 июля 2021 года.