ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2023/2022 от 05.04.2022 Вахитовского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

... Дело № 2-2023/2022

16RS0046-01-2022-002317-09

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

5 апреля 2022 года г. Казань

Вахитовский районный суд г. Казани Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Я.В. Малковой, при секретаре Б.З. Нургалиеве, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан о включении периодов работы в специальный трудовой стаж и назначении пенсии

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к ГУ – Отделение Пенсионного фонда России по Республике Татарстан о включении периодов работы в специальный трудовой стаж и назначении пенсии, указав в обоснование требований, что ...., обратилась в Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Решением от ... г. № ... ответчиком отказано в назначении страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого стажа 25 лет педагогической деятельности. По мнению ответчика, ею выработано только 23 года 06 мес. 02 д. педагогического стажа. Считает, что отказ ответчика в назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости на основании п.п. 19 п. 1 ст. 30 Ф3№ 400 от 28.12.2013 года, является незаконным. Отказывая в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, ответчик необоснованно исключил из специального страхового стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, следующие периоды ее трудовой деятельности: период работы в должности воспитателя в ДОУ №401 Ново-Савиновского района г. Казани с ... г. по ... г. Истец указывает, что исключение трудового стажа в периода работы в ДОУ №401 Ново-Савиновского района г. Казани по причине отсутствия наименования учреждения - «ДОУ» в Списке учреждений, дающих право на досрочную пенсию, является незаконным, поскольку из приложенных к материалам дела справок (также представленных ответчику) и копии трудовой книжки следует, что ею непрерывно весь этот период велась трудовая педагогическая деятельность. Период работы в ДОУ №401 Ново-Савиновского района г. Казани подлежит включению в стаж и потому основанию, что главной целью указанного учреждения являлось обеспечение реализации права граждан на получение дошкольного образования, т.е. ДОУ №401 Ново-Савиновского района г. Казани являлось дошкольным образовательным учреждением, что подтверждается уставом ДОУ №401 Ново-Савиновского района г. Казани.

Исключение трудового стажа периода работы в должности учителя в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №170» г. Казани с ... г. по ... г по причине отсутствия у МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №170» г. Казани в указанный период статуса юридического лица, по мнению истца, является незаконным и необоснованным, поскольку МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №170» г. Казани в указанный период функционировало и осуществляло образовательную деятельность в соответствии с ФЗ «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266-1, при этом производились все необходимые отчисления в Пенсионный фонд, соответствующие записи в трудовой книжке имеются.

Периоды нахождения в учебных отпусках с ... г. в должности учителя в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №170» г. Казани являются одним из видов дополнительного оплачиваемого отпуска, возможность предоставления которого предусмотрена ст. 116 ТК РФ.

Просит обязать ответчика включить в специальный трудовой стаж истца: период работы в должности воспитателя в ДОУ №401 Ново-Савиновского района г. Казани с ... г., период работы в должности учителя в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №170» г. Казани с ... г., период нахождения в учебных отпусках с ... г. Обязать ответчика произвести перерасчет ее трудового стажа с момента обращения к ответчику и назначить досрочную страховую пенсию по старости.

В судебном заседании истец уточнила требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, просила обязать ответчика включить в специальный трудовой стаж истца: период работы в должности воспитателя в ДОУ №401 Ново-Савиновского района г. Казани с ... г., период нахождения в учебных отпусках с ... г., с ... г., обязать ответчика произвести перерасчет ее трудового стажа с момента обращения к ответчику, назначить досрочную страховую пенсию по старости.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, согласно представленного отзыва просил отказать в удовлетворении требований.

Выслушав истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее Федеральный закон N 400-ФЗ), право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к указанному Федеральному закону).

В соответствии с пунктом 19 части 1, частями 2, 3, 4 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 указанной статьи.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 указанной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу указанного Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу указанного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Как следует из материалов дела, .... истец (... обратился в ГУ ОПФР по РТ с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ГУ ОПФР по РТ от .... № ... истцу отказано в назначении страховой пенсии но старости, ввиду отсутствия требуемого стажа 25 лет педагогической деятельности в учреждениях для детей.

Страховой стаж, исчисленный в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Закона №400-ФЗ для определения права составил 23года 06 месяцев 2 дня (при условии представления индивидуальных сведений на 17.12.2021г. продолжительность стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей составит 24 года 5 месяцев 18 дней).

В специальный стаж ответчиком не были включены периоды работы истца в должности воспитателя в ДОУ №401 Ново-Савиновского района г. Казани с ... г. по ... г., периоды нахождения в учебных отпусках с ...

Согласно подпункту "м" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости" в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";

Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно.

Исходя из положений п. 1 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 01.07.1995 N 677, деятельность государственных, муниципальных дошкольных образовательных учреждений всех видов регулируется настоящим Типовым положением (далее - Типовое положение). Пунктом 5 указанного Типового положения устанавливалось, что дошкольные образовательные учреждения в соответствии с их направленностью делятся на следующие виды: детский сад, детский сад общеразвивающего вида, детский сад компенсирующего вида, детский сад комбинированного вида, детский сад присмотра и оздоровления, центр развития ребенка - детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников. Согласно п. 12 Типового положения, статус учредителя определяет организационно-правовую форму дошкольного образовательного учреждения, в частности, учредителем муниципального дошкольного образовательного учреждения являются органы местного самоуправления.

Таким образом, в спорный период в организационно-правовой форме дошкольного образовательного учреждения, а в случае истца - в форме дошкольного образовательного учреждения, могли существовать только поименованные и определенные в Типовом положении виды детских садов (поименованные в Списках как типы).

Приказом Минтруда России от 24.09.2015 N 661н "Об установлении тождественности профессиональной деятельности, выполняемой в образовательных организациях" в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2014 г. N 869 "Об установлении тождественности профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования учреждений (организаций), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, в целях досрочного пенсионного обеспечения по старости" приказано установить по представлению Министерства образования и науки Российской Федерации и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации тождественность профессиональной деятельности, выполняемой в дошкольных образовательных организациях для детей независимо от их наименований, в том числе структурных подразделениях организаций, осуществляющих в качестве основной цели деятельности образовательную деятельность детей по образовательным программам дошкольного образования, профессиональной деятельности, выполнявшейся в дошкольных образовательных учреждениях (детские сады всех наименований; центр развития ребенка - детский сад; ясли-сад (сад-ясли); детские ясли), предусмотренных пунктом 1.8 раздела "Наименование учреждений" Списка, и профессиональной деятельности, выполнявшейся в структурных подразделениях организаций (независимо от того, предусмотрены эти организации в Списке или нет) (детский сад; ясли-сад (сад-ясли); детские ясли), указанных в пункте 13 Правил.

Конституционный Суд РФ в определениях от 20 октября 2005 года N 392-0, от 18 апреля 2006 года N 83-0, от 21 декабря 2006 года N 584-0, от 19 июня 2007 года N 436-0-0 указал, что в действующей системе пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости, направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером профессиональной деятельности, а именно деятельности, связанной с воспитанием детей (педагогической деятельности). Названная правовая позиция подлежит применению и в отношении лиц, работавших в иных государственных и муниципальных учреждениях для детей, при определении их права на досрочное назначение трудовой пенсии согласно пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Таким образом, для возникновения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности решающим является характер данной деятельности.

В спорный период истец осуществляла деятельность, связанную с обучением детей, то есть педагогическую деятельность, в образовательном учреждении, предусмотренном Списком.

Таким образом, сведения о работе истца в ДОУ N 401 в должности воспитателя подтверждает факт работы истца в спорный период в одном из установленных действовавшим законодательством видов (типов) детских садов в должности воспитателя, и, соответственно, право истца на включение спорного периода в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периода работы в должности воспитателя ДОУ № 401.

В соответствии с п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года №516, в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, кроме периодов работы включаются также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.

В соответствии со ст.174 Трудового кодекса Российской Федерации работникам, успешно осваивающим имеющие государственную аккредитацию образовательные программы среднего профессионального образования по заочной и очно-заочной формам обучения, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка для: прохождения промежуточной аттестации на первом и втором курсах - по 30 календарных дней, на каждом из последующих курсов - по 40 календарных дней.

Такие отпуска предоставляются работникам ежегодно на всем протяжении обучения в образовательном учреждении.

На основании вышеизложенного, периоды нахождения ФИО1 в отпусках с сохранением среднего заработка в связи с обучением в период с ... г. должны быть включены в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

С 1 января 2019 года вступили в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 3 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсии», в том числе в части сроков назначения страховых пенсий.

В частности, для лиц, которым страховая пенсия по старости устанавливалась независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 – 21 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, в том числе в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, законодатель, не изменяя требований к продолжительности специального страхового стажа, предусмотрел, что пенсия им назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к Федеральному закону «О страховых пенсиях» (с постепенным увеличением данного срока с 12 месяцев в 2019 году и на 12 месяцев ежегодно с достижением к 2023 году величины 60 месяцев), то есть ввел период ожидания возможности реализовать возникшее исходя из продолжительности соответствующего вида деятельности право на пенсию по старости.

Таким образом, начиная с ... право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» считается отложенным и возникает при совокупности двух условий – наличия требуемого стажа на соответствующих видах работ и истечения упомянутого ранее периода ожидания.

Как установлено пунктом 4 статьи 5 Федерального закона «О страховых пенсиях», обращение за назначением страховой пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на страховую пенсию без ограничения каким-либо сроком.

В силу положений частей 1, 2, 7, 9 статьи 22 названного Федерального закона страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.

Заявление о назначении страховой пенсии, заявление о переводе на страховую пенсию или заявление о переводе с одного вида страховой пенсии на другой рассматривается не позднее чем через 10 рабочих дней со дня приема этого заявления органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, которые он вправе представить по собственной инициативе с учетом положений части 8 статьи 21 настоящего Федерального закона, либо со дня представления дополнительно документов в соответствии с частями 3 и 4 настоящей статьи, либо со дня поступления документов, запрошенных органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях.

В случае отказа в удовлетворении заявления о назначении страховой пенсии, заявления о переводе на страховую пенсию или заявления о переводе с одного вида страховой пенсии на другой орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, не позднее чем через пять рабочих дней после дня вынесения соответствующего решения извещает об этом заявителя с указанием причины отказа и порядка его обжалования и одновременно возвращает все представленные им документы.

Согласно пунктам 18 и 19 Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с Федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 года № 884н, граждане могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее без ограничения каким-либо сроком.

На день обращения ФИО1 в пенсионный орган – .... года, предусмотренный действующим законодательством период ожидания, составляющий 36 месяцев, не истек.

Принимая во внимание, что на дату обращения .... с соответствующим заявлением в пенсионный орган права на назначение пенсии по рассматриваемому основанию у ФИО1 не возникло, то оснований для назначения истцу досрочной страховой пенсии в судебном порядке с 17.12.2021г. не имеется.

При таких обстоятельствах, исковые требования подлежат частичному удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.98, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан включить в специальный стаж ФИО1, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности период работы в должности воспитателя в ДОУ №401 Ново-Савиновского района г. Казани с ... г., период нахождения в учебных отпусках с ...

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РТ через данный суд в течении 1 месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.

...

...

Судья Я.В. Малкова

Решение26.04.2022