Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Октябрьский районный суд г. Ставрополя в составе:
председательствующего судьи Эминова А.И.,
при секретаре Ермоленко А.С.,
помощник судьи Вартанова И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по искуФИО1, действующей в своих интересах и в интересах ФИО12 к Администрации г. Ставрополя, Министерству строительства и архитектуры Ставропольского края о признании незаконным постановления, восстановлении нарушенного права,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась в суд с искомв своих интересах и в интересах ФИО2 к администрации г.Ставрополя, Министерству строительства и архитектуры Ставропольского края о признании незаконным постановления, восстановлении нарушенного права, обосновав свои требования тем, что на основании постановления администрации города Ставрополя от 15.07.2010 года № 1914 «О признании граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на период 2010 года» ее семья в составе 2 человек (она - ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ее сын - ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения) была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.Постановлением администрации города Ставрополя от 09.09.2010 года № 2711 её семья была признана участником муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на период 2010 года» согласно приложению.Постановлением администрации города Ставрополя от 14.02.2019 года № 348 «О внесении изменения в приложение к Постановлению были внесены изменения в приложение к Постановлению: пункт 2 исключен. Основание: пункт 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, в связи с чем, она и ее сын были сняты с учета в качестве нуждающихся, о чем она получила уведомление от 19.02.2019 года.Согласно решению Октябрьского районного суда Ставропольского края, вступившего в законную силу 20.08.2019 года, постановление администрации города Ставрополя № 348 от 14.02.2019 года «О внесении изменения в приложение к постановлениюадминистрации города Ставрополя от 15.07.2010года № 1914 «О признании гражданнуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на период 2010 года» было признано незаконным, на администрацию возложена обязанность восстановить её семью в составе 2 человек: мать, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и сын, ФИО14, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в списках на улучшение жилищных условий в качестве участников муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на период 2010 года» под порядковым номером на дату исключения.Во исполнение вышеуказанного судебного акта, постановлением администрации города Ставрополя от 14.11.2019 года № 3224 постановление администрации города Ставрополя от 14.02.2019 года № 348 было отменено. По состоянию на 3 квартал 2019 года в списке участников муниципальной целевой Программы её семья была восстановлена под № 536 согласно уведомлению администрации города Ставрополя от 18.11.2019 года №08/19-8676 с.Восстанавливалась её семья в 2019 году в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и в составе участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Ставропольского края «Развитие градостроительства, строительства и архитектуры» для получения субсидии на улучшения жилищных условий, а не для того, чтобы годами доказывать свое конституционное право на жилье. Из ответа министерства строительства и архитектуры Ставропольского края от 16.12.2019 года № 01-06/7338 на её обращение ей стало известно, что администрация города Ставрополя в установленные сроки не предоставила в министерство информацию о её семье для включения в список участниковгосударственной программы края и не включила её семью в заявку на расчет и распределение в 2019 году субсидий на предоставление социальных выплат семьям, исключенным из числа участников программы.В связи с чем, она обратилась в администрацию города Ставрополя, министерство строительства и архитектуры Ставропольского края с требованиями о внесении изменений и о включении её семьи в дополнительный список получателей субсидий. С такой же просьбой обратилась к заместителю председателя правительства Ставропольского края ФИО3 Е..12.02.2020года она получила ответ из министерства, согласно которому ей стало известно, что в связи с тем, что 10.09.2016 года ей исполнилось 36 лет, с учетом требований федерального и краевого законодательства, правовые основания для включения её семьи в список претендентов на получение социальной выплаты в министерстве отсутствуют с 2016 года. Информация о включении её семьи в число участников государственной программы как семью, исключенную из числа участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» в установленные сроки в министерство от администрации города Ставрополя, не поступала.05.03.2020 года она получила ответ из администрации города Ставрополя, согласно которому ей стало известно следующее: «По состоянию на 1 квартал 2020 года в списке участников Программы семья ФИО1 значится под номером № 530. Вместе с тем, согласно действующему законодательству срок реализации мероприятия в Ставропольском крае был определен 2019 год. Действие мероприятия по настоящее время не продлено. Учитывая вышеизложенное, семья ФИО1 подлежит исключению из числа участников Программы, в связи с превышением ФИО1 возраста 35 лет и утратой статуса молодой семьи».12.06.2020года она получила уведомление от 04.06.2020 года № 08/19-3702с и приложенную к нему копию постановления администрации города Ставрополя от29.05.2020года № 756 об исключении граждан из списка участников муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе», согласно которым в связи с превышением ею возраста 35 лет, её семья утратила основание быть участником Программы.Считает, что указанное постановление противоречит нормам права и является незаконным, поскольку при включении её семьи в состав участников подпрограммы её семья отвечала установленным требованиям. Неполучение социальной помощи в период действия программ, не может аннулировать право её семьи на получение социальной выплаты, поскольку не зависело от действий её семьи. Само по себе достижение одним из членов её семьи возраста 35 лет не является правовым основанием для исключения семьи из списка участников долгосрочной целевой программы. Отсутствие бюджетного финансирования, позволяющего в полном объеме произвести социальные выплаты для всех участников программы в установленные сроки, не может повлечь для её участников негативные последствия в виде исключения из числа лиц, имеющих право на получение социальной выплаты. Поскольку её семья на момент первоначального включения в Программу в полном объеме соответствовала предъявленным требованиям, оснований для ее исключения не имелось. Более того, если её семья утратила статус молодой семьи в 2016 году и подлежала исключению из числа участников программы в связи с достижением ею возраста 36 лет еще в 2016 году, соответственно исключение её семьи в 2016 году привело бы к иным правовым последствиям для её семьи. Однако её семья с 2010 года и до июня 2020 года продолжала числиться участником Программы, и о том, что её семья подлежит исключениюиз числа участников Программы, в связи с достижением ею предельного возраста, ей стало известно в 2020 году.Также считает, что их право состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за ними до получения соответствующих социальных выплат, то есть реализации ими права на получение субсидии, поскольку нуждающимися в улучшении своих жилищных условий они были признаны еще в 2010 году, а также с учетом того, что по настоящее время она с сыном по-прежнему проживают в квартире её матери, общей площадью 49,5 кв.м., в которой зарегистрированы и проживают 5 человек, следовательно, они обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы и имеют полное право на реализацию своих гражданских прав и законных интересов. Ни её положение (нуждающаяся молодая семья), ни её право участия в программе, не изменились. Просила признать незаконным постановление администрации города Ставрополя от29.05.2020 года № 756 «Об исключении граждан из списка участников муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе», в части исключения на день снятия семьи ФИО1, состоящей из двух человек - ФИО1 и ФИО2 с учета участников муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе», обязать администрацию города Ставрополяустранить допущенное нарушение и восстановить семью в составе 2 человек: мать, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в списках на улучшение жилищных условий в качестве участников муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе» под порядковым номером на дату исключения, передать сведения о семье ФИО1 и ФИО2 в министерство строительства и архитектуры Ставропольского края, включитьв заявку на выплату социальных выплат на приобретение (строительство) жилья сведения о семье ФИО1 и ФИО2 и направить в министерство строительства и архитектуры Ставропольского края, выдатьсемьеФИО1 и ФИО2свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, а также выплатить социальную субсидию на улучшение жилищных условий семье ФИО1 и ФИО2 в размере в соответствии с действующим порядком, обязать министерство строительства и архитектуры Ставропольскогокрая: затребовать у администрации города Ставрополя сведения о семье ФИО1, состоящей из двух человек - ФИО1 и ФИО4; включить семью ФИО1 и ФИО2, как восстановленную молодую семью края, по вступившему в законную силу решению суда, путем внесения изменений в сводный список участников мероприятия «Улучшение жилищных условий иных категорий граждан Ставропольского края» подпрограммы «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан Ставропольского края» государственной программы Ставропольского края «Развитие градостроительства и архитектуры»; включить семью ФИО1 и ФИО2, как восстановленную молодую семью края, в списках участников основного мероприятия по муниципальному образованию края по вступившему в законную силу решению суда в список получателей социальных выплат на приобретение (строительство) жилья в размере в соответствии с действующим порядком;выплатить социальную субсидию на улучшение жилищных условий семье ФИО1 и ФИО2 в размере в соответствии с действующим порядком.
Истец ФИО1, действующая в своих интересах, и в интересах несовершеннолетнего ФИО2, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, о причинах неявки, которые могли быть судом признаны уважительными, не сообщила, не просила о приостановлении производства по делу, об отложении рассмотрения дела и о рассмотрении дела в её отсутствие.
Представитель истца ФИО1 по доверенности ФИО8 в судебном заседании исковые требования поддержала и просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель администрации г. Ставрополя по доверенности ФИО5 в судебном заседании исковые требования не признала, представив письменные возражения, в которых указала, что постановлением администрации города Ставрополя от 15.07.2010 года № семья ФИО1 в составе 2 человек (мать - ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын - ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения) признана нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на период 2010 года». Постановлением администрации города Ставрополя от 09.09.2010 года № 2711 семья ФИО1 признана участником Программы. В связи с установленным фактом нарушения норм жилищного законодательства в рамках самоконтроля на основании п. 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением администрации города Ставрополя от 14.02.2019 года № внесено изменение в приложение к постановлению администрации города Ставрополя от 15.07.2010 года № 1914 в части исключения пункта 2, в соответствии с которым семья ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в составе 2 человек: она, сын - ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в Программе. Позднее, ФИО1, ФИО2 обратились в Октябрьский районный суд города Ставрополя с исковым заявлением о признании незаконным постановления Администрации от 14.02.2019 года № 348 и возложении на орган местного самоуправления обязанности восстановить нарушенные права истцов. Решением Октябрьского районного суда города Ставрополя от 10 июля 2019 года по делу № 2-1819/2019, требования семьи В-вых удовлетворены в полном объеме. Во исполнение решения Октябрьского районного суда города Ставрополя от 10 июля 2019 года по делу № 2-1819/2019, вступившего в законную силу 20.08.2019 года, постановление администрации города Ставрополя от 14.02.2019 года№ 348 признано незаконным. Семья ФИО1 восстановлена в качестве нуждающейся в жилом помещении для участия в Программе, о чем уведомлена в установленном законом порядке уведомлением от 18.11.2019 года № 08/19-8676с. По состоянию на I квартал 2020 года (дата опубликования списка 14.01.2020 года) в списке участников Программы семья ФИО1 значилась под № 530. В связи с превышением ФИО1 возраста 35 лет и утратой статуса молодой семьи постановлением администрации города Ставрополя от 29.05.2020 года № 756 семья ФИО1 исключена из списка участников основного мероприятия. ФИО1 направлено уведомление от 04.06.2020 года № 08/19-3702с. В 2019 году на территории Ставропольского края реализовывалось мероприятие «Улучшение жилищных условий иных категорий граждан» подпрограммы «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан в Ставропольском крае» государственной программы Ставропольского края «Развитие градостроительства, строительства и архитектуры», утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края от 29 декабря 2018 года № 625-п. В рамках мероприятия социальные выплаты на приобретение (строительство) жилья предоставлялись в 2019 году семьям, исключенным из числа участников основного мероприятия, в связи с превышением одним из супругов либо родителем в неполной семье возраста 35 лет, и в которых возраст каждого из супругов либо родителя в неполной семье в 2018 году не превысил 39 лет, соответствующим в совокупности следующим условиям: признание органом местного самоуправления муниципального образования Ставропольского края семьи, исключенной из числа участников основного мероприятия, семьей, нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации; признание органом местного самоуправления муниципального образования Ставропольского края семьи, исключенной из числа участников основного мероприятия, семьей, имеющей достаточные доходы, позволяющие получить ипотечный кредит (заем), либо иные денежные средства, достаточные для оплаты расчетной (средней) стоимости жилого помещения в части, превышающей размер социальной выплаты. После осуществления указанных действий информация о семье ФИО1 могла быть направлена в Министерство. В отношении IV квартала 2019 года изменения в сводный список вносились Министерством в срок до 25 ноября 2019 года, что предусмотрено пунктом 5 Порядка формирования в 2019 году Министерством списка семей края, исключенных из числа участников основного мероприятия, в связи с превышением одним из супругов либо родителем в неполной семье возраста 35 лет, и в которых возраст каждого из супругов либо родителя в неполной семье в 2018 году не превысил 39 лет в рамках реализации подпрограммы «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан в Ставропольском крае» государственной программы Ставропольского края «Развитие градостроительства, строительства и архитектуры», утвержденным приказом министерства строительства и архитектуры Ставропольского края от 18.01.2019 года № 19. В связи с отсутствием правовых оснований для участия в мероприятии, сведения о семье ФИО1 не были направлены в Министерство. Вместе с тем, администрацией города Ставрополя в адрес Министерства направлена информация о семьях, включая семью ФИО1, с целью рассмотрения возможности участия семей по городу Ставрополю Ставропольского края в Мероприятии в случае продления его реализации в 2020 году (исх. от 20.07.2020 № 01/1-14-1157). Признание оспариваемого правового акта органа местного самоуправления незаконным не позволит семье В-вых реализовать право на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, поскольку согласно Правилам семья В-вых утратила статус молодой семьи в связи с превышением предельного возраста, предусмотренного условиями вышеуказанной Программы. Просила суд отказать в удовлетворении заявленных ФИО1 требований в полном объеме.
Представитель Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края в судебное заседание не явился, представив заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, а также письменные возражения на исковые требования, в которых указал, что постановлением администрации города Ставрополя от 09.09.2010 года № 2711 семья ФИО1 признана участницей Программы. Постановлением администрации города Ставрополя от 14.02.2019 года № 348 семья ФИО1 исключена из числа участников Программы, в связи с отсутствием нуждаемости. Решением Октябрьского районного суда города Ставрополя от 10 июля 2019 года по делу № 2-1819/2019, вступившего в законную силу 20.08.2019 года, постановление администрации города Ставрополя от 14.02.2019 года № 348 признано незаконным. Нуждаемость семьи ФИО1 в жилом помещении восстановлена, и семья признана участником Программы с даты подачи заявления. В соответствии с пунктом 6 Правил предусмотрено, что реализовать свое право на получение социальной выплаты может молодая семья, соответствующая ряду условий. Одним из таких условий является то, что возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия решения о включении молодой семьи - участника основного мероприятия в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат (далее - список претендентов) не превышает 35 лет. В связи с тем, что 10 сентября 2016 года ФИО1 исполнилось 36 лет, с учетом требований федерального и краевого законодательства, правовые основания для включения семьи ФИО6 в список претендентов на получение социальной выплаты отсутствуют с 2016 года. При достижении одним из супругов 36 лет семья утрачивает статус молодой, и не может быть участницей программы, в которой участвовать могут исключительно молодые семьи, соответствующие ее условиям. Утверждение, что достижение предельного возраста в период действия программы не может служить основанием для исключения из списка молодых семей-участников подпрограммы, является несостоятельным и противоречит нормам действующего законодательства. Кроме того, неверно и не имеет правовых оснований и утверждение, что необеспеченность семьи социальной выплатой не зависит от действий членов семьи и само по себе достижение 36 лет не является правовым основанием для исключения семьи из списков участников ведомственной целевой программы. В соответствии с ст. 27 Правил, в случае, если на момент формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей - участников основного мероприятия в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Включение семьи ФИО6 в 2019 году в государственную программу Ставропольского края «Развитие градостроительства, строительства и архитектуры», утвержденную постановлением Правительства Ставропольского края от 29 декабря 2018 года № 625-п, которой были установлены Правила предоставления в 2019 году социальных выплат на приобретение (строительство) жилья семьям, исключенным из числа участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» (далее - государственная программа) в связи с превышением одним из супругов либо родителем в неполной семье возраста 35 лет, и в которых возраст каждого из супругов либо родителя в неполной семье в 2018 году не превысил 39 лет, возможно было только в случае соблюдения всех установленных требований для участия в государственной программе, а именно молодая семья должна быть: исключена из числа участников основного мероприятия «Обеспечение молодых семей жильем», в связи с превышением предельного возраста установленного для участников Программы; признана нуждающейся в улучшении жилищных условий на момент включения семьи в участники государственной программы; признание платежеспособной семьей. Признание молодых семей нуждающимися в жилых помещениях, а также участниками государственной программы проводится органами местного самоуправления по месту постоянной регистрации молодой семьи в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Согласно приказу министерства от 18 января 2019 года № 18, органы местного самоуправления в срок до 01 февраля 2019 года предоставляют в министерство списки семей, исключенных из числа участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» - претендентов на получение социальной выплаты в 2019 году. Информация о включение семьи ФИО6 в число участников государственной программы как семью, исключенную из числа участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей», в установленные сроки в министерство не поступала. Действие государственной программы на 2020 год и последующие года не распространяется, финансирование данного мероприятия также не предусмотрено. Требование к министерству о выплате семье ФИО1 субсидии не законно ввиду следующего. Социальная выплата предоставляется владельцу свидетельства о праве на получение социальной выплаты в безналичной форме путем зачисления соответствующих средств на специальный банковский счет, открытый в банке, на основании заявки банка на перечисление бюджетных средств. Основанием для перечисление социальной выплаты является извещение (свидетельство) о получение социальной выплаты. Извещение (свидетельство) предоставляется молодой семье, включенной в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в планируемом году. В случае удовлетворения исковых требований, решение суда не будет законным и обоснованным, что противоречит требованиям статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 года № 23 «О судебном решении». В данном случае, использование социальной выплаты истцом не представляется возможным. Иначе нарушаются цели и задачи подпрограммы, права и законные интересы молодых семей, полностью соответствующих условиям подпрограмм, которые вынуждены будут ждать своей очереди дольше из-за получения социальных выплат теми, кто условиям не соответствует, это также приведет к нецелевому расходованию бюджетных средств, что повлечет за собой предусмотренную законом ответственность. Просила отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, находит требования неподлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. ст. 55, 56, 59, 60, 67 ГПК РФ, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом, суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса РФ, ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным. Предъявление требования о признании недействительным акта органа местного самоуправления является одним из способов защиты гражданского права.
В соответствии со ст. 14 Жилищного кодекса РФ, к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе, ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 22 Гражданского процессуального кодекса РФ, дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений рассматриваются и разрешаются в рамках гражданского судопроизводства.
Согласно абз. 6 п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 года № 36 не подлежат рассмотрению по правилам Кодекса административного судопроизводства РФ дела, связанные с реализацией гражданами социальных прав.
Судом установлено, что постановлением администрации города Ставрополя от 15.07.2010 года № 1914 семья ФИО1 в составе 2 человек (мать - ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын - ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения) признана нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на период 2010 года».
Постановлением администрации города Ставрополя от 09.09.2010 года № № 2711 семья ФИО1 признана участником Программы.
В связи с установленным фактом нарушения норм жилищного законодательства в рамках самоконтроля, на основании п. 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, постановлением администрации города Ставрополя от 14.02.2019 года № 348 внесено изменение в приложение к постановлению администрации города Ставрополя от 15.07.2010 года № 1914 в части исключения пункта 2, в соответствии с которым семья ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в составе 2 человек: она, сын - ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в Программе.
Позднее, ФИО1, ФИО4 обратились в Октябрьский районный суд города Ставрополя с исковым заявлением о признании незаконным постановления Администрации от 14.02.2019 года № 348 и возложении на орган местного самоуправления обязанности восстановить нарушенные права истцов. Решением Октябрьского районного суда города Ставрополя от 10 июля 2019 года по делу № 2-1819/2019, требования семьи В-вых удовлетворены в полном объеме.
Во исполнение решения Октябрьского районного суда города Ставрополя от 10 июля 2019 года по делу № 2-1819/2019, вступившего в законную силу 20.08.2019 года, постановление администрации города Ставрополя от 14.02.2019 года № 348 признано незаконным. Семья ФИО1 восстановлена в качестве нуждающейся в жилом помещении для участия в Программе, о чем уведомлена в установленном законом порядке уведомлением от 18.11.2019 года № 08/19-8676с.
По состоянию на I квартал 2020 года (дата опубликования списка 14.01.2020 года) в списке участников Программы семья ФИО1 значилась под № 530.
Согласно Правилам предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», участником Программы может быть молодая семья, возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы Подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 16 Порядка формирования органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края списка молодых семей края - участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» по муниципальному образованию Ставропольского края, утвержденного приказом министерства строительства и архитектуры Ставропольского края от 18 января 2019 года № 16 молодые семьи края исключаются из списков молодых семей края в случае, если возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной молодой семье края на день принятия Министерством решения о включении молодой семьи края - участницы основного мероприятия в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году превышает 35 лет.
Исходя из целей и задач федеральной подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» и с учетом имеющихся финансово-экономических возможностей на период ее действия предусматривается предоставление данной социальной выплаты тем участвующим в подпрограмме семьям, которые на момент включения их органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в список претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году отвечают всем установленным названными Правилами требованиям к молодой семье, в том числе возрастному критерию.
Таким образом, в связи с превышением ФИО1 возраста 35 лет и утратой статуса молодой семьи постановлением администрации города Ставрополя от 29.05.2020 года № 756 семья ФИО1 исключена из списка участников основного мероприятия. ФИО1 направлено уведомление от 04.06.2020 года № 08/19-3702с.
В 2019 году на территории Ставропольского края реализовывалось мероприятие «Улучшение жилищных условий иных категорий граждан» подпрограммы «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан в Ставропольском крае» государственной программы Ставропольского края «Развитие градостроительства, строительства и архитектуры», утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края от 29 декабря 2018 года № 625-п.
В рамках мероприятия социальные выплаты на приобретение (строительство) жилья предоставлялись в 2019 году семьям, исключенным из числа участников основного мероприятия, в связи с превышением одним из супругов либо родителем в неполной семье возраста 35 лет, и в которых возраст каждого из супругов либо родителя в неполной семье в 2018 году не превысил 39 лет, соответствующим в совокупности следующим условиям: признание органом местного самоуправления муниципального образования Ставропольского края семьи, исключенной из числа участников основного мероприятия, семьей, нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации; признание органом местного самоуправления муниципального образования Ставропольского края семьи, исключенной из числа участников основного мероприятия, семьей, имеющей достаточные доходы, позволяющие получить ипотечный кредит (заем), либо иные денежные средства, достаточные для оплаты расчетной (средней) стоимости жилого помещения в части, превышающей размер социальной выплаты.
В рамках мероприятия социальные выплаты на приобретение (строительство) жилья предоставлялись в 2019 году семьям, исключенным из числа участников основного мероприятия, в связи с превышением одним из супругов либо родителем в неполной семье возраста 35 лет, и в которых возраст каждого из супругов либо родителя в неполной семье в 2018 году не превысил 39 лет, соответствующим в совокупности следующим условиям: признание органом местного самоуправления муниципального образования Ставропольского края семьи, исключенной из числа участников основного мероприятия, семьей, нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации; признание органом местного самоуправления муниципального образования Ставропольского края семьи, исключенной из числа участников основного мероприятия, семьей, имеющей достаточные доходы, позволяющие получить ипотечный кредит (заем), либо иные денежные средства, достаточные для оплаты расчетной (средней) стоимости жилого помещения в части, превышающей размер социальной выплаты. После осуществления указанных действий информация о семье ФИО1 могла быть направлена в Министерство.
В отношении IV квартала 2019 года изменения в сводный список вносились Министерством в срок до 25 ноября 2019 года, что предусмотрено пунктом 5 Порядка формирования в 2019 году Министерством списка семей края, исключенных из числа участников основного мероприятия, в связи с превышением одним из супругов либо родителем в неполной семье возраста 35 лет, и в которых возраст каждого из супругов либо родителя в неполной семье в 2018 году не превысил 39 лет в рамках реализации подпрограммы «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан в Ставропольском крае» государственной программы Ставропольского края «Развитие градостроительства, строительства и архитектуры», утвержденным приказом министерства строительства и архитектуры Ставропольского края от 18.01.2019 года № 19.
В связи с отсутствием правовых оснований для участия в мероприятии, сведения о семье ФИО1 не были направлены в Министерство.
Вместе с тем, администрацией города Ставрополя в адрес Министерства направлена информация о семьях, включая семью ФИО1, с целью рассмотрения возможности участия семей по городу Ставрополю Ставропольского края в Мероприятии в случае продления его реализации в 2020 году (исх. от 20.07.2020 года № 01/1-14-1157).
Кроме того, согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, указанные в определениях от 29 марта 2016 года № 699-0, от 19 декабря 2019 года № 3449-0 само по себе включение органом местного самоуправления и (или) органом исполнительной власти молодой семьи в список (сводный список) молодых семей - участников Программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, не означает безусловного возникновения права на получение социальной выплаты, поскольку семья должна отвечать возрастному критерию на весь период участия в указанной Программе и такие молодые семьи обладают субъективным правом на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья (указанная правовая позиция подтверждается так же определениями Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 2015 года № 3-0 и от 23 апреля 2015 года № 997-0). В случае утраты статуса молодой семьи по возрастному критерию, семья утрачивает основания для дальнейшего участия в программе.
Таким образом, признание оспариваемого правового акта органа местного самоуправления незаконным не позволит семье В-вых реализовать право на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, поскольку согласно Правилам семья В-вых утратила статус молодой семьи в связи с превышением предельного возраста, предусмотренного условиями вышеуказанной Программы.
В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Исковое заявление о признании недействительным ненормативного акта может быть удовлетворено только при наличии двух условий: несоответствие закону или иному нормативному правовому акту обжалуемого ненормативного правового акта, а также нарушение обжалуемым ненормативным правовым актом, прав и законных интересов истца.
Учитывая отсутствие совокупности предусмотренных действующим законодательством условий для признания оспариваемого постановления администрации города Ставрополя недействительным, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1
Вышеуказанное свидетельствует о
том, что обжалуемое постановление принято в соответствии с нормами действующего законодательства. Следовательно, исковые требования не подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд, оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, с учетом пояснений в судебном заседании участников процесса, суд приходит к изложенным выводам.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л :
исковые требования ФИО1, действующей в своих интересах и в интересах ФИО2 о признании незаконным постановления администрации города Ставрополя от 29.05.2020 года № 756 «Об исключении граждан из списка участников муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе», в части исключения на день снятия семьи ФИО1, состоящей из двух человек - ФИО1 и ФИО2 с учета участников муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе», – оставить без удовлетворения.
Исковые требования ФИО1, действующей в своих интересах и в интересах ФИО2 о возложении обязанности на администрацию города Ставрополя: устранить допущенное нарушение и восстановить семью в составе 2 человек: мать, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и сын, ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в списках на улучшение жилищных условий в качестве участников муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе» под порядковым номером на дату исключения, передать сведения о семье ФИО1 и ФИО2 в министерство строительства и архитектуры Ставропольского края; включить в заявку на выплату социальных выплат на приобретение (строительство) жилья сведения о семье ФИО1 и ФИО2 и направить в министерство строительства и архитектуры Ставропольского края; выдать семье ФИО1 и ФИО2 свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, а также выплатить социальную субсидию на улучшение жилищных условий семье ФИО1 и ФИО2 в размере в соответствии с действующим порядком, – оставить без удовлетворения.
Исковые требования ФИО1, действующей в своих интересах и в интересах ФИО2 о возложении обязанности на Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края: затребовать у администрации города Ставрополя сведения о семье ФИО1, состоящей из двух человек - ФИО1 и ФИО2; включить семью ФИО1 и ФИО2, как восстановленную молодую семью края, по вступившему в законную силу решению суда, путем внесения изменений в сводный список участников мероприятия «Улучшение жилищных условий иных категорий граждан Ставропольского края» подпрограммы «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан Ставропольского края» государственной программы Ставропольского края «Развитие градостроительства и архитектуры»; включить семью ФИО1 и ФИО2, как восстановленную молодую семью края, в списках участников основного мероприятия по муниципальному образованию края по вступившему в законную силу решению суда в список получателей социальных выплат на приобретение (строительство) жилья в размере в соответствии с действующим порядком; выплатить социальную субсидию на улучшение жилищных условий семье ФИО1 и ФИО2 в размере в соответствии с действующим порядком, – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Ставрополя Ставропольского края в течение месяца со дня его изготовления в мотивированной редакции.
Мотивированное решение суда изготовлено 27 ноября 2020 года.
Судья А.И.Эминов