ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2025/13 от 06.11.2013 Куйбышевского районного суда г. Самары (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Самара «06» ноября 2013 года

Куйбышевский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего Гараевой Р.Р.,

при секретаре Челомбитко О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2025/13 по заявлению Калугиной Т.А. об оспаривании решения Министерства имущественных отношений Самарской области об отказе в предоставлении земельного участка.

УСТАНОВИЛ:

Калугина Т.А. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения Министерства имущественных отношений Самарской области об отказе в предоставлении земельного участка.

В судебном заседании заявитель Калугина Т.А. заявленные требования поддержала по доводам изложенным в заявлении, пояснив, что на основании требований п. 3 ст. 9 Закона Самарской области «О земле», она обратилась 14.02.2013 года в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении ей в собственность бесплатно земельного участка под садоводство общей площадью 195,00 кв.м., который граничит со смежным земельным участком с кадастровым №, принадлежащим ей на праве собственности. Данное заявление было подано с приложением всех документов, подтверждающих право на предоставление испрашиваемого земельного участка, что также подтверждается распиской о принятии заявления и приложенных к нему документов. Министерство имущественных отношений Самарской области не приняло решение о возврате документов в соответствии с требованиями п. 2.3 Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, тем самым, признав представленные ею документы соответствующими установленным требованиям. ДД.ММ.ГГГГ в нарушении сроков рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка предусмотренных п. 2.4 Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, Министерство имущественных отношений Самарской области уведомило ее об отказе в предоставлении земельного участка на том основании, что по сведениям государственного кадастра недвижимости, собственником земельного участка с кадастровым № т.е. смежным с испрашиваемым, является иное лицо Т. С данным решением она не согласна, считая его противоречащим и нарушающим ее права. С момента государственной регистрации права собственности, она стала собственником земельного участка с кадастровым номером 63:01:0415006:606. При подаче заявления о предоставлении земельного участка в собственность, в министерство ею были представлены свидетельство о государственной регистрации права собственности и договор дарения. При вынесении отказа в предоставлении испрашиваемого ею земельного участка Министерство имущественных отношений не дало надлежащей оценке представленным ею документам. В соответствии с п.1 ст. 2 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Согласно п.п. 8 п.2 ст. 7 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о вещных правах на объект недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, в случае, если указанные права не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а именно вносятся в качестве дополнительных сведений об объекте недвижимости. Законом Самарской области от 15.07.2013 года № 69-ГД «О внесении изменений в Закон Самарской области «О земле», были внесены изменения в Закон Самарской области «О земле» вследствие которых утратил силу п. 3 ст. 9 Закона Самарской области «О земле», согласно которого предусматривалось бесплатное предоставление земельных участков, размер которых меньше установленных минимальных размеров, гражданам, обладающим смежными земельными участками на праве собственности. В тоже время согласно п.2 ст. 2 Закона Самарской области
«О внесении изменений в Закон Самарской области «О земле», действие настоящего закона не распространяется на отношения, связанные с предоставлением земельных участков, в отношении которых до ДД.ММ.ГГГГ в орган, осуществляющий распоряжение земельными участками, поданы заявления о предоставлении земельных участков. При подаче ДД.ММ.ГГГГ заявления о предоставлении ей земельного участка, она в силу положений п.3 ст. 9 Закона Самарской области «О земле», имела право на бесплатное предоставление испрашиваемого ею земельного участка по ранее действовавшему законодательству, и дальнейшее вправо утратила в связи с внесенными изменениями в закон. В связи с этим, оценка законности принятого Министерством имущественных отношений Самарской области имеет для нее принципиальное и существенное значение, поскольку фактически она лишена повторного обращения с таким же заявлением. Руководствуясь ст. 254 ГПК РФ просит признать незаконным и нарушающим ее права решение Министерства имущественных отношений Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении земельного участка по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ вх. №. Обязать Министерство имущественных отношений Самарской области устранить в полном объеме допущенные нарушения ее прав и обязать предоставить в установленном законом порядке в ее собственность бесплатно земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> общей площадью 195,00 кв.м., для садоводства.

Представитель заинтересованного лица Министерства имущественных отношений Самарской области Ф., действующая на основании доверенности, заявленные требования не поддержала, пояснив, что согласно в министерство представлена выписка из государственного кадастра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которой правообладателем земельного участка с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес>, имеющего общую границу с испрашиваемым земельным участком, является Т. Поскольку были выявлены препятствия для предоставления земельного участка, министерство в соответствии с действующим законодательством отказало в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка и возвратило заявителю представленный пакет документов.

Изучив материалы дела, выслушав доводы заявителя и представителя заинтересованного лица, суд приходит к выводу, что заявление заявителя является необоснованным и удовлетворению не подлежит.

Согласно п. 3 ст. 9 Закона Самарской области «О земле» в ред. Закона Самарской области от 12.02.2007 N 8-ГД, земельный участок из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, размер которого менее минимальных размеров земельных участков, установленных статьей 13 настоящего Закона и муниципальным правовым актом об установлении предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства, крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства и индивидуального жилищного строительства, может быть предоставлен гражданину в собственность бесплатно однократно в случае одновременного соблюдения следующих условий:

1) отсутствуют споры о границах земельного участка со смежными землепользователями. При этом гражданином представляется акт согласования местоположения границ испрашиваемого земельного участка, оформленный в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

2) земельный участок имеет общую границу с земельным участком, которым гражданин обладает на праве собственности, или постоянного (бессрочного) пользования, или пожизненного наследуемого владения;

2.1) земельный участок по фактически сложившимся границам должен быть со всех сторон ограничен смежными земельными участками и (или) территориями общего пользования;

3) минимальный размер земельного участка соответствует требованиям абзаца пятого настоящей части.

Судом установлено, что заявитель Калугина Т.А. является собственником земельного участка, общей площадью 600 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>

Право собственности на земельный участок за заявителем Калугиной Т.А. зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 63-АК № /л.д. 11/

Установлено, что Калугина Т.А. вышеуказанный земельный участок приобрела на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ года, заключенного между дарителем Т. и одаряемой Калугиной Т.А. /л.д. 12/

В соответствии с требованиями п. 3 ст. 9 Закона Самарской области «О земле», заявитель Калугина Т.А. решила приобрети прилегающий земельный участок, вследствие чего ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность под садоводство земельного участка общей площадью
195,00 кв.м.

На основании уведомления об отказе в предоставлении земельного участка, № от ДД.ММ.ГГГГ года, вынесенного Министерством имущественных отношений Самарской области, Калугиной Т.А. в связи с выявленными препятствиями, было отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка (л.д. 9-10)

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

Оспаривая законность действий Министерства имуще6ственны отношений Самарской области заявитель Калугина Т.А. указала, что решение об отказе в предоставлении земельного участка в связи с выявленными препятствиями, связанными с указанием в выписке из государственного кадастра недвижимости иного лица в качестве правообладателя земельного участка имеющего общую границу с испрашиваемым земельным участком не мотивировано.

Однако, указанные доводы не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.

В соответствии с пунктом 2.1. Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области
от 21.06.2006 года № 74 «О Порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством (далее - заявитель), подают в министерство имущественных отношений Самарской области (далее - министерство) заявление о предоставлении земельного участка по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку.

Заявитель вправе подать заявление о предоставлении земельного участка любым способом, предусмотренным соответствующим административным регламентом предоставления государственной услуги.

В соответствии с пунктом 2.2. вышеуказанного Порядка, в заявлении о предоставлении земельного участка указываются цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Местоположение земельного участка определяется в соответствии с прилагаемым к заявлению о предоставлении земельного участка планом-схемой. Данный план-схема должен быть оформлен в соответствии с требованиями, установленными в отношении геодезической и картографической основы государственного кадастра недвижимости в статье 6 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости».

К заявлению, указанному в пункте 2.1 настоящего Порядка, заявителем в обязательном порядке прилагаются только те документы и информация, необходимость представления которых является исключительно обязанностью заявителя в соответствии с приложением N 2 к настоящему Порядку. При этом заявитель вправе представить и иные необходимые для принятия решения о предоставлении земельного участка документы и информацию по собственной инициативе. Документы должны быть надлежащим образом оформлены.

Согласно Перечня документов, необходимых для принятия решения о предоставлении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством

Согласно пункта 2.3 вышеуказанного Порядка, министерство проводит проверку документов, указанных в пунктах 2.1 и 2.2 настоящего Порядка, на соответствие требованиям к их укомплектованности и оформлению, установленным действующим законодательством, а также на наличие противоречий в сведениях, содержащихся в представленных документах.

Несоблюдение установленных требований является основанием для принятия министерством решения об отказе в приеме документов и возвращении заявления о предоставлении земельного участка со всеми прилагаемыми документами заявителю.

Согласно Перечня документов, необходимых для принятия решения о предоставлении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, при предоставлении земельного участка в собственность гражданина бесплатно в случаях, установленных частями 2,3 статьи 9 Закона Самарской области «О земле», заявителем представляются:

выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о принадлежащих заявителю земельных участках. В случае, если указанный документ не представлен заявителем, он запрашивается министерством в порядке межведомственного информационного взаимодействия;

сведения из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области о предоставлении земельных участков, расположенных по адресу, указываемому заявителем в качестве предполагаемого местоположения испрашиваемого земельного участка, в период с 1992 по 1998 годы.

В случае, если земельный участок испрашивается на основании части 3 статьи 9 Закона Самарской области «О земле» заявитель также представляет документы, подтверждающие право на земельный участок, с которым испрашиваемый земельный участок имеет общую границ (далее - основной земельный участок).

В случае, если право на основной земельный участок зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, заявитель представляет сообщение, содержащее информацию о кадастровом номере основного земельного участка, а также выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о зарегистрированных правах на основной земельный участок. В случае, если выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним не представлена заявителем, она запрашивается министерством в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 7 ФЗ от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственный кадастр недвижимости вносятся дополнительные сведения об объекте недвижимости - сведения о вещных правах на объект недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, в случае, если указанные права не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В соответствии с абзацем 1  ст. 18 ФЗ от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.

Согласно п. 2 ст. 16 ФЗ от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы необходимые для ее проведения.

В соответствии с п. 3 ст. 12 ФЗ от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», идентификация земельного участка в Едином государственном реестре прав осуществляется по кадастровому номеру, который присваивается ему в порядке, установленном Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Согласно ст. 16 ФЗ от 24.07.2007г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости осуществляется, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов.

В соответствии с ч. 3 ст. 20 ФЗ от 24.07.2007г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица.

В соответствии с п. 2.4 Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 года № 74 «О Порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» министерство в рамках осуществления межведомственного информационного взаимодействия в течение 14 рабочих дней с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка направляет межведомственные запросы в органы и организации в целях получения документов и информации, необходимых для принятия решения о предоставлении земельного участка, в соответствии с приложением N 2 к настоящему Порядку.

Судом установлено, что министерство в рамках осуществления межведомственного информационного взаимодействия запросило кадастровую выписку о земельном участке с кадастровым номером 63:01:0415006:606.

Из поступившей в министерство кадастровой выписки о земельном участке от 17.06.2013 года №, следует, что правообладателем земельного участка с кадастровым номером 63:01:0415006:606, является Т..

Согласно свидетельства о государственной регистрации права серии 63-АК № от ДД.ММ.ГГГГ года, земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, «Кряжский массив КНПЗ», участок № «а», по линии «0», правообладателем которого является Калугина Т.А. имеет кадастровый №.

Согласно п. 2.4 вышеуказанного Порядка, при выявлении в процессе рассмотрения заявления препятствий для предоставления земельного участка, предусмотренных действующим законодательством, министерство в течение 14 дней принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка и направляет его в адрес заявителя с указанием причин невозможности предоставления земельного участка.

Министерство имущественных отношений при вынесение заявителю Калугиной Т.А. отказа в предоставлении испрашиваемого ею земельного участка руководствовалось тем, что при осуществлении межведомственного информационного взаимодействия были выявлены препятствия в предоставлении испрашиваемого земельного участка, связанные с содержащейся в документах противоречивой информации о правообладателях земельного участка с кадастровым №

Согласно ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Судом установлено и не оспаривается сторонами процесса, что заявитель Калугина Т.А. не обращалась с заявлением о внесении изменений в дополнительные сведения об объекте недвижимости, относительно сведений о вещных правах на объект недвижимости –земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> Также, заявитель не обжаловала действия (бездействия) филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Самарской области и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, по кадастровому учету данного земельного участка.

Учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение вынесенное Министерством имущественных отношений Самарской области вынесено им в пределах компетенции и в рамках действующего законодательства, поскольку в представленных документах содержалась противоречивая информация о правообладателях земельного участка с кадастровым №, с которым испрашиваемый земельный участок имеет общую границ,   права и свободы заявителя указанным решением не были нарушены, в связи с чем, суд считает необходимым заявление Калугиной Т.А. оставить без удовлетворения.

Довод заявителя о том, что в связи с внесенными изменениями в законодательство, при ее повторном обращении с аналогичным заявлением утрачивается право на бесплатное предоставление испрашиваемого земельного участка, не имеет преюдициального значения, поскольку заявитель при нарушении министерством сроков рассмотрения заявления не был лишен права обжалования бездействия министерства.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 197 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Калугиной Т.А. об оспаривании решения Министерства имущественных отношений Самарской области об отказе в предоставлении земельного участка за исходящим номером № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении земельного участка, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Самарского областного суда через суд Куйбышевского района г. Самары в течение месяца со дня его вынесения.

Решение изготовлено в окончательной форме 11.11.2013 года.

Судья

Куйбышевского районного суда

г. Самары Р.Р. Гараева