ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2025/2021 от 22.11.2021 Красногорского районного суда г. Каменск-Уральского (Свердловская область)

№ 2-2025/2021

УИД:66RS0011-01-2021-002176-51

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Каменск-Уральский 22 ноября 2021 года

Красногорский районный суд г. Каменска-Уральского Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Пастуховой Н.А.,

при секретаре Пунане Е.М.,

с участием истца Масленникова С.Ю., представителя истца Иванова И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Масленникова С.Ю. к публичному акционерному обществу «Сбербанк России» о защите прав потребителей,

УСТАНОВИЛ:

Истец Масленников С.Ю. обратился в суд с иском к публичному акционерному обществу «Сбербанк России» (далее – ПАО «Сбербанк России») о защите прав потребителей.

В обоснование своих требований истец указал на то, что он ДД.ММ.ГГГГ воспользовался услугами ответчика, при этом ему были оказаны ненадлежащие услуги, т.е. не безопасные для жизни и здоровья, а именно: неиспользование сотрудниками банка масок и перчаток. Кроме того, ему было отказано в предоставлении выписки по кредитному счету, что ухудшило его физиологическое и психологическое состояние, испытал обиду, досаду. Просит взыскать с ответчика компенсацию 50 000 рублей и штраф в размере 25 000 рублей.

В судебном заседании истец и его представитель Иванов И.В., действующий по устному ходатайству, поддержали заявленные требования.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. В материалах дела имеются возражения, в которых просит отказать в удовлетворении требований истца.

Суд, выслушав истца, его представителя, исследовав доказательства по делу, приходит к следующему.

Указами Президента Российской Федерации от 02.04.2020 № 269, от 28.04.2020 № 294, от 11.05.2020 № 316 введены меры по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

В статьях 71 и 72 Конституции Российской Федерации закреплено, что регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина находится в ведении Российской Федерации, а осуществление мер по борьбе с эпидемиями, ликвидация их последствий, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий, реализации мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях.

Новая коронавирусная инфекция (COVID-19) является острым респираторным заболеванием, вызванным новым коронавирусом (SARS-CoV-2).

30.01.2020 Всемирная организация здравоохранения присвоила эпидемиологической ситуации, вызванной вспышкой новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), уровень международной опасности; объявлена чрезвычайная ситуация международного значения; 11.03.2020 Всемирная организация здравоохранения, оценив ситуацию с распространением коронавируса COVID-19, объявила пандемию (распространение нового заболевания в мировых масштабах).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 715 утвержден перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих; начиная с 11.02.2020, в этот перечень заболеваний включена коронавирусная инфекция (2019-nCoV).

На обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения направлен Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 51 названного Федерального закона при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, главные государственные санитарные врачи и их заместители наделены полномочием выносить постановления. В том числе, может быть вынесено постановление об изоляции больных инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и лиц с подозрением на такие заболевания.

Так постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 02.03.2020 № 5 и от 18.03.2020 № 7 предписывали высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации в регионе и прогноза ее развития своевременно вводить ограничительные мероприятия; принимать меры по введению режима повышенной готовности.

Специальным нормативным правовым актом, определяющим общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, является Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон № 68-ФЗ). Действие приведенного закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (преамбула).

Под чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера Федеральным законом № 68-ФЗ понимается сложившаяся обстановка, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Начиная с 01.04.2020 распространение заболевания, представляющего опасность для окружающих, включено законодателем в число обстоятельств, которые влекут возможность возникновения чрезвычайной ситуации.

Президент Российской Федерации принимает решения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (подпункт «а» статьи 8 Федерального закона № 68-ФЗ). Указ Президента Российской Федерации от 02.04.2020 № 239 предписывал высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации установить особый порядок передвижения лиц на соответствующей территории (подпункт «в» пункта 2).

Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт «а.2» пункта «а» статьи 10 Федерального закона № 68-ФЗ в редакции от 01.04.2020). Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 № 417 (далее - Правила).

Правила предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункт «ю» пункта 3, подпункты «в»,«г» пункта 4 Правил).

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации уполномочены вводить режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (пункт «м» части 4 статьи 11 Федерального закона № 68-ФЗ). Эти же органы наделены правом принимать в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом «а.2» пункта «а» статьи 10 названного федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт «б» пункта 6 статьи 4.1, пункт ы «а», «у», «ф» части 1 статьи 11 Федерального закона № 68-ФЗ (в редакции от 01.04.2020).

Тем самым, федеральный законодатель установил право регионального органа государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно (то есть, с учетом складывающейся ситуации) предусматривать действующие на территории субъекта Российской Федерации дополнительные и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности.

В развитие приведенных выше положений законодательства Российской Федерации во всех субъектах Российской Федерации приняты и действуют региональные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Непосредственно для Свердловской области, как субъекта Российской Федерации, таким нормативным правовым актом является Указ Губернатора Свердловской области от 18.03.2020 № 100-УГ «О введении на территории Свердловской области режима повышенной готовности и принятия дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции (2019-NCOV)».

Свердловская область находится в составе Российской Федерации (статья 65 Конституции Российской Федерации).

Указом Губернатора Свердловской области от 18.03.2020 № 100-УГ на территории Свердловской области введен режим повышенной готовности и приняты дополнительные меры по защите населения от новой коронавирусной инфекции.

Согласно изменениям, внесенным Указом Губернатора Свердловской области от 29.04.2020 № 219-УГ внесены дополнения относительно требования к жителям Свердловской области об использовании индивидуальных средств защиты дыхательных путей (санитарно-гигиенические маски, респираторы).

Масленников С.Ю. указал на то, что у проходившего мимо него сотрудника банка маска была одета не надлежащим образом, в связи с чем, он заболел гриппом.

Свои требования Масленников С.Ю. заявляет из нарушения Федерального закона «О защите прав потребителей».

Согласно п. 1 ст. 7 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя.

В абз. 10 преамбулы Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» установлено, что под безопасностью товара (работы, услуги) понимается безопасность товара (работы, услуги) для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги).

В силу абзаца третьего пункта 2 статьи 7 Закона о защите прав потребителей вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие необеспечения безопасности товара (работы), подлежит возмещению в соответствии со статьей 14 данного закона.

Согласно пункту 1 статьи 14 Закона о защите прав потребителей вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков товара (работы, услуги), подлежит возмещению в полном объеме.

В соответствии с пунктом 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при рассмотрении дел о возмещении вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков товара (работы, услуги), необходимо учитывать, что в соответствии со статьями 1095 - 1097 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 3 статьи 12 и пунктами 1 - 4 статьи 14 Закона о защите прав потребителей такой вред подлежит возмещению продавцом (исполнителем, изготовителем либо импортером) в полном объеме независимо от их вины (за исключением случаев, предусмотренных, в частности, статьями 1098, 1221 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 5 статьи 14, пунктом 6 статьи 18 Закона о защите прав потребителей) и независимо от того, состоял потерпевший с ними в договорных отношениях или нет.

В ходе рассмотрения дела было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Масленников С.Ю. находился в помещении дополнительного офиса ПАО «Сбербанк России» Свердловского отделения , расположенного по адресу: <адрес>.

Как следует из видеозаписи, представленной ответчиком, оператор, работавшая с Масленниковым С.Ю., находилась в маске и перчатках.

На фотографии, представленной истцом, изображен работник ПАО «Сбербанк России», у которого маска надета ненадлежащим образом, также это следует из видеозаписи.

При этом следует, что указанный работник никаких услуг Масленникову С.Ю. не оказывал.

Доказательств, подтверждающих возникновение у Масленникова С.Ю. каких-либо заболеваний после посещения дополнительного офиса ПАО «Сбербанк России» в судебном заседании не установлено.

При таких обстоятельствах, требования Масленникова С.Ю. в этой части удовлетворению не подлежат.

Также Масленников С.Ю. указывает на то, что ему не выдана выписка по его кредитному счету.

В судебном заседании Масленников С.Ю. пояснил, что у него был арестован кредитный счет, и он хотел узнать задолженность по кредиту. При обращении к ответчику ему было отказано, с указанием на то, что якобы произошел какой-то технический сбой.

Из видеозаписи, просмотренной в ходе судебного заседания, усматривается, что при обращении Масленникова С.Ю. к оператору банка, ему не выдано никаких документов. Масленниковым С.Ю. была в тот же день подана претензия, что не отрицается ответчиком. Масленников С.Ю. указывает на то, что ему не был дан ответ на претензию от ДД.ММ.ГГГГ, также не был дан ответ на претензию, которую он отправил ДД.ММ.ГГГГ в ПАО «Сбербанк России» в г. Москве.

В материалы дела истцом и ответчиком представлено обращение Масленникова С.Ю. от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении задолженности по кредитной карте.

При этом, в обращении не указан способ получения ответа, что суд признает злоупотреблением со стороны истца.

Также истцом в ходе судебного заседания представлены почтовые квитанции об отправлении ДД.ММ.ГГГГ Масленниковым С.Ю. претензии в адрес ПАО «Сбербанк России», находящегося в г. Москве. При этом в судебное заседание не представлен сам текст претензии, что лишает суд в полном объеме оценить требования истца.

Как пояснил Масленников С.Ю., он обратился в банк для того, чтобы узнать задолженность по своему счету.

В силу п. 6.1 Общих условий выпуска и обслуживания кредитной карты ПАО Сбербанк информирование клиента об операциях, совершенных с использованием карты, производится путем предоставления банком клиенту отчета в подразделении банка по месту ведения счета. Согласно п. 6.7 Общих условий выпуска и обслуживания кредитной карты ПАО Сбербанк клиент вправе обратиться в банк для получения отчета в любой период времени, но не более чем за последние 12 месяцев.

Банком представлен ответ Масленникову С.Ю., однако не указано, каким видом отправлений он был направлен истцу. Истец отрицает получение данного ответа.

Законодательством не предусмотрена ответственность за несвоевременное предоставление отчета.

Ссылка стороны истца в судебном заседании на то, что ответчиком нарушены требования статей 8,10 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», основана на неверном толковании норм права.

При таких обстоятельствах, требования истца в этой части также удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Масленникова С.Ю. к публичному акционерному обществу «Сбербанк России» о защите прав потребителей оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано сторонами в Свердловский областной суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения суда путём подачи апелляционной жалобы через Красногорский районный суд города Каменска – Уральского Свердловской области.

Мотивированное решение вынесено 29 ноября 2021 года.

Судья: Н.А. Пастухова