ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2026/17 от 07.02.2017 Ульяновского районного суда (Ульяновская область)

Дело № 2-2026/17

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

07 февраля 2017 года с.Б.Нагаткино

Ульяновский районный суд Ульяновской области

в составе председательствующего судьи Шапаревой И.А., с участием помощника прокурора Цильнинского района Ульяновской области Малкина И.Н.,

при секретаре Саловой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Цильнинского района Ульяновской области в интересах Саликова Ф.Н. к МУ Комплексный центр социального обслуживания населения МО «Цильнинский район» Ульяновской области, Министерству здравоохранения, семьи и благополучия Ульяновской области, Министерству промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области о признании незаконным бездействия отдела органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних МУ КЦСОН МО «Цильнинский район» Ульяновской области, восстановлении права на обращение о признании факта невозможности проживания в ранее занимаемом помещении, признании незаконным решения комиссии по установлению факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении, обязании включить в список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенным жилым помещением специализированного государственного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения и предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Цильнинского района Ульяновской области обратился в суд с уточненным иском в интересах Саликова Ф.Н.,*** г.р., к Отделу органа опеки и попечительства МУ КЦСОН МО «Цильнинский район» Ульяновской области, Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, Министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области о признании незаконным бездействия отдела органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних МУ КЦСОН МО «Цильнинский район» Ульяновской области, восстановлении права на обращение о признании факта невозможности проживания в ранее занимаемом помещении, признании незаконным решения комиссии по установлению факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении, обязании включить в список и предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

В обоснование иска указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки было установлено, что Саликов Ф.Н. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения в собственности не имеет.

Мать Саликова Ф.Н.- С.С.Ф. и его отец С.Н.П. лишены родительских прав в отношении сына решением *** районного суда Ульяновской области от 30.06.2004 года. Отец С.Н.П. умер *** года.

В настоящее время Саликов Ф.Н. зарегистрирован по адресу: ***, в жилом помещении, которое является муниципальным, основным квартиросъемщиком является Сидорова К.П., в данном помещении зарегистрированы 4 человека. Общая площадь данного жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, составляет менее учетной нормы площади ( 12 кв.м. на одного человека).

Постановлением Главы *** сельской администрации Ульяновской области от 04.03.2003 года №4 Сидорова К.П. назначена опекуном над несовершеннолетним Саликовым Ф.Н. В период времени с 04.03.2003 года по 18.05.2011 года Саликов Ф.Н. находился под опекой Сидоровой К.П.

Постановлением администрации МО «Цильнинский район» Ульяновской области от 20.10.2010 №1145-П за несовершеннолетним Саликовым Ф.Н. закреплено право пользования жилым помещением по адресу: ***

Жилых помещений в собственности Саликов Ф.Н. не имеет, в настоящий момент проживает по адресу: ***, у своей бывшей жены С.Е.В. Желая реализовать свое право на обеспечение жилым помещением специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области, Саликов Ф.Н. обращался в орган опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних администрации МО « Цильнинский район» с вопросом о предоставлении ему жилого помещения, но в силу не зависящих от него причин собрать все необходимые документы для предоставления ему жилого помещения специализированного государственного жилищного фонда в срок до того как ему исполнилось 23 года, он не смог.

09.08.2016 года комиссией по установлению факта невозможности проживания детей-сирот в ранее занимаемом жилом помещении было принято решение отказать в рассмотрении вопроса об установлении факта невозможности проживания Саликова Ф.Н. в ранее занимаемом жилом помещении, в связи с тем, что Саликов Ф.Н. в установленный законом срок с заявлением о признании нуждающимся в предоставлении жилого помещения в орган местного самоуправления не обращался.

Вместе с тем, Саликов Ф.Н. в орган местного самоуправления до достижения им возраста 23 лет обращался неоднократно.

Прокурор просит признать незаконным бездействие отдела органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних МУ КЦСОН МО «Цильнинский район» Ульяновской области, восстановить Саликову Ф.Н. право на обращение о признании факта невозможности проживания в ранее занимаемом помещении, признать незаконным решение комиссии об отказе установления факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении, включении в список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенным жилым помещением специализированного государственного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения в Цильнинском районе Ульяновской области.

Прокурор Малкин И.Н. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал, в обоснование привел вышеуказанные доводы.

Истец Саликов Ф.Н. в судебном заседании просил иск удовлетворить по уточненным исковым требованиям, предоставить ему благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма в Цильнинском районе Ульяновской области. Также пояснил, что у него имеется малолетний ребенок и беременная гражданская супруга, однако до настоящего времени он жильем не обеспечен. Кроме того, пояснил суду, что еще в период с 2012- по 2014 года он периодически обращался в орган опеки и попечительства Цильнинского района Ульяновской области к специалисту Г.М.А. по вопросу обеспечения жилым помещением, поскольку являлся ребенком- сиротой. Ему были даны неверные консультации о том, что такого права у него не имеется. Поскольку за ним закреплено жилое помещение общей площадью 48 кв.м. Однако позднее ему стало известно, что площадь жилого помещения составляет менее учетной нормы на человека, общая площадь составила 35 кв.м, на которой прописано четверо человек. Весной 2016 года, до исполнения ему возраста 23 лет, он вновь обратился в орган опеки и попечительства, где все- таки выяснил, что он действительно может претендовать на право обеспечения жильем. Собрав документы, он обратился в Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия, где сначала не приняли от него документы, после чего был вынужден вновь подать пакет документов через органы опеки и попечительства Цильнинского района Ульяновской области. 04.08.2016 года было вынесено решение Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области об отказе установления факта невозможности его проживания в ранее занимаемом жилом помещении. Отказ был мотивирован тем, что в установленный законом срок с заявлением о признании нуждающимся в предоставлении жилого помещения в орган местного самоуправления до достижения 23- летнего возраста он не обращался. Считает данные доводы необоснованными. Просил исковые требования удовлетворить.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области в судебном заседании не участвовал, извещен надлежащим образом. В отзыве, представленном в адрес суда, пояснил, что Постановлением главы администрации МО «Цильнинский район» Ульяновской области №1145 от 20.10.2010 года за Саликовым Ф.Н. закреплено право пользования жилым помещением по адресу: *** Общая площадь жилого помещения 35 кв., зарегистрировано 4 человека,следовательно общая площадь жилого помещения,приходящаяся на одного человека составляет 8.75 кв.м, что менее учетной нормы. Саликов Ф.Н. своевременно не обратился по вопросу установления факта невозможности проживания в ранее занимаемом помещении до 23 лет, в связи с чем Саликову было отказано в реализации его права. Просил провести судебное заседание без его участия.

Представитель ответчика- Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен. В отзыве на иск указал, что заявленные требования не признает, так как оснований для внеочередного обеспечения Саликова Ф.Н. жилым помещением не имеется, по причине отсутствия квартир в специализированном государственном жилищном фонде Ульяновской области. Жилое помещение специализированного жилищного фонда Ульяновской области будет предоставлено Саликову Ф.Н. по договору найма специализированного жилого помещения после приобретения в собственность Ульяновской области квартир в муниципальном образовании г.Ульяновск в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель ответчика - отдела опеки и попечительства МУ Комплексный центр социального обслуживания населения МО «Цильнинский район» Ульяновской области Куликова И.Ф. в судебном заседании иск не признала, считала, что учреждение является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку не обеспечивает детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями. Саликову Ф.Н. была оказана помощь и содействие в сборе документов, необходимых для обращения в Министерство здравоохранения, семьи и благополучия Ульяновской области. Однако со сбором документов вопрос затянулся, именно поэтому сроки обращения, до исполнения лицу 23 летнего возраста, были сорваны. Вместе с тем, пояснила, что ей известно, что ранее Саликов Ф.Н. обращался в органы опеки и попечительства по Цильнинскому району для получения консультаций по возможности обеспечения жильем, однако, в связи с тем, что в документах были внесены неверные сведения, предыдущим работником была дана неверная консультация, которая и привела к ошибке.

Третье лицо Сидорова К.П. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.

В судебном заседании свидетель Г.М.А. пояснила, что ранее работала в органах опеки и попечительства по Цильнинскому району Ульяновской области, также подтвердила тот факт, что ранее, примерно весной или летом 2014 года, более точное время она не помнит, к ней обращался Саликов Ф. по вопросу об обеспечения жильем как ребенок- сирота. Ей было известно, что Ф. закончил техникум, служил в армии, при этом, поскольку его родители были лишены родительских прав, то его опекуном была назначена бабушка Сидорова К.П. Постановлением главы администрации МО «Цильнинский район» Ульяновской области №1145 от 20.10.2010 года за Саликовым Ф.Н. закреплено право пользования жилым помещением по адресу: ***, то есть по месту жительства бабушки. Ей было известно, что на данной площади были также прописаны иные родственники, однако, поскольку не была уточнена общая площадь помещения, то в тот момент Саликов Ф.Н. получил неверную информацию, однако в тот момент она не обратила внимание на данный факт, а позднее была переведена на другую работу. Пояснила, что в связи с этим Саликов своевременно не смог воспользоваться своим правом на предоставление жилого помещения.

Свидетель С.Е.В. пояснила, что является гражданской супругой Саликова Ф.Н. У них имеется общий малолетний ребенок, *** года рождения, а также на данный момент они ожидают рождения второго ребенка. Пояснила, что ей известно о том, что ранее в 2014 году, после прихода из армии, Саликов Ф.Н. обращался в органы опеки и попечительства Цильнинского района Ульяновской области по вопросу об обеспечения жильем как ребенок- сирота. Там ему пояснили, что поскольку у него имеется закрепленное жилье его бабушки, то он не может претендовать на получение социального жилья как ребенок- сирота. Весной 2016 года, примерно в апреле, до исполнения Федору 23 летнего возраста, она совместно с гражданским супругом приходила в органы опеки и попечительства, где стало известно, что учетная норма площади позволяет им претендовать на жилье, они стали собирать документы, обращались в Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, однако документы не были приняты, так как не были собраны в полном объеме. После чего Федор обратился вновь в орган опеки и попечительства Цильнинского района, где ему оказали содействие, однако Министерство здравоохранения отказало ему в рассмотрении вопроса о признании жилья непригодным для проживания. Пояснила, что Саликов Ф.Н. фактически не имеет какого- либо жилого помещения ни в собственности, ни в распоряжении, так как в доме у бабушки проживать невозможно, поскольку дом представляет из себя одну комнату и сени, где проживает престарелая бабушка, а также ее родственники.

Выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт «ж» части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4).

Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Согласно ч.1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Абзац 4 ст. 1 названного Закона определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Одной из дополнительных гарантий в силу абз. 1 п. 1 ст. 8 Закона "О дополнительных гарантиях" является однократное предоставление лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в порядке, установленном законодательством субъекта РФ, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Исходя из положений абз. 4 ст. 1 и абз. 3 п. 1 ст. 8 Закона "О дополнительных гарантиях" жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей при условии подачи ими соответствующего заявления в письменной форме до достижения ими 23-летнего возраста.

В силу п. 3 ч. 4 ст. 8 Закона "О дополнительных гарантиях" проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе, если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение самого лица, относящегося к указанной категории граждан.

В Ульяновской области в развитие вышеизложенных норм федерального законодательства был принят Закон Ульяновской области от 21.12.2012г. N 200-ЗО "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области", который регулирует отношения, связанные с реализацией детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, права на однократное обеспечение благоустроенными жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области (далее - специализированные жилые помещения) по договорам найма специализированных жилых помещений.

Согласно статье 2 указанного Закона право на обеспечение специализированными жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты, ребенок-сирота соответственно), которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным. Право на обеспечение специализированными жилыми помещениями по основаниям и в порядке, предусмотренным статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Специализированные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам в соответствии с Законом Ульяновской области от 06.05.2006г. N 53-ЗО "О предоставлении жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области".

Согласно ст. 9 Закона Ульяновской области от 06.05.2006г. N 53-ЗО жилые помещения специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются:

3) лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, если их право на получение жилых помещений не было своевременно реализовано.

Порядок предоставления жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений (далее – Порядок) утвержден постановлением Правительства Ульяновской области от 27.12.2012г. N 644-П.

При этом постановлением Правительства Ульяновской области от 19.05.2010г. N 165-П "Об уполномоченном органе" установлено, что в целях реализации положений Закона Ульяновской области от 06.05.2006г. N 53-ЗО "О предоставлении жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области" Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Ульяновской области в области управления государственным жилищным фондом Ульяновской области.

Саликов Ф.Н.,*** года рождения, относится к числу лиц, на которых распространяется действие вышеизложенных норм законодательства о гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Из материалов дела следует, что родители Саликова Ф.Н.- отец С.Н.П. и мать С.С.Ф. лишены родительских прав решением *** районного суда от 30.06.2004 года., отец умер ***.

Постановлением Главы *** сельской администрации № 4 от 04 марта 2003 года над Саликовым Ф.Н. установлена опека, опекуном назначена Сидорова К.П., проживающая по адресу: ***

Постановлением администрации МО «Цильнинский район» Ульяновской области №1145-П от 20.10.2010 года за несовершеннолетним Саликовым Ф.Н., *** года рождения, закреплено право пользования жилым помещением общей площадью 48 кв.м. по адресу: ***

Постановлением администрации МО «Цильнинский район» № 473-П от 26.05.2011 года отменена выплата пособия на содержание Саликова Ф.Н., *** г.р., выплачиваемого попечителю Сидоровой К.П. с 01.06.2011 года.

Из справки формы №8, представленной за № 997 следует, что Саликов Ф.Н. значился зарегистрированным по адресу: ***, дата регистрации 04.02.2004. Основным квартиросъемщиком указанного жилого помещения является Сидорова К.П. (глава семьи), также в указанном помещении прописаны Ч.Н.Ю., Ч.-Д.А.А., Ч.С.А., Ч.А.А. Общая площадь жилого помещения 48 кв.м.

С 01.09.2009 года по 30.09.2012 года Саликов Ф.Н. являлся студентом Областного государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования технологического техникума в с. *** по профессии « ***» в группе 238.

Саликов Ф.Н. имеет регистрацию по адресу: ***, с 04.02.2004 года.

Согласно справке формы № 8 от 18.01.2017 года в жилом помещении (общая площадь 35.0 кв.м) по адресу: ***, зарегистрированы:Сидорова К.П., дата регистрации 02.04.1980, Саликов Ф.Н., дата регистрации 04.08.2004, Ч.Н.Ю., дата регистрации 16.06.1999, Е.С.А., регистрация с 05.02.2015.

Саликов Ф.Н. достиг 23- летнего возраста ***

Фактически он проживает в г. Ульяновске по адресу: *** со своей гражданской супругой и ребенком.

Саликов Ф.Н. 04.08.2016 года обратился в Главное управление труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области с заявлением установлении факта невозможности его проживания в ранее занимаемом жилом помещении.

Заявление Саликова Ф.Н. и приложенные к нему документы рассмотрены на заседании Межведомственной комиссии по установлению факта невозможности проживания детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемом жилом помещении ( выписка из протокола №9 от 04.08.2016 года), решением которой ему отказано в установлении факта невозможности его проживания в ранее занимаемом жилом помещении, так как он не обратился по данному вопросу до 23 лет.

Данный отказ суд считает незаконным по следующим основаниям.

01.01.2013 вступил в силу Закон Ульяновской области от 21.12.2012 № 200-ЗО «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области».

В соответствии со ст. ст. 4, 5, 6, 7 указанного Закона дети-сироты обеспечиваются специализированными жилыми помещениями в соответствии со статьей 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в виде отдельных жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Специализированные жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом статьи 2 настоящего Закона, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Формирование списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями, осуществляется органом опеки и попечительства. В соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в список включаются дети-сироты, достигшие возраста 14 лет.

Финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с исполнением настоящего Закона, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели областным бюджетом Ульяновской области на соответствующий финансовый год и плановый период.

Законом Ульяновской области от 06.05.2006 № 53-ЗО «О предоставлении жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области» определен порядок предоставления жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.

В соответствии с п.п. 3, 5, 6 Порядка предоставления жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений специализированные жилые помещения по договорам найма предоставляются в соответствии со списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании решения уполномоченного исполнительного органа государственной власти Ульяновской области в области управления государственным жилищным фондом Ульяновской области.

Для предоставления специализированных жилых помещений граждане из числа лиц, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, обращаются с заявлением в письменной форме в уполномоченный орган.

Уполномоченный орган в течение 15 рабочих дней со дня подачи заявления гражданами из числа лиц, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, принимает решение о предоставлении им жилых помещений по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии со списком, сформированным органами опеки и попечительства.

Уполномоченный орган уведомляет орган опеки и попечительства и самого гражданина, которому предоставляется специализированное жилое помещение, о принятом решении о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения в письменной форме в течение 5 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения с указанием адреса и даты прибытия для оформления договора.

В соответствии с подпунктом 3 п. 2 Порядка установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской обл. от 25.03.2013 N 96-П документами, подтверждающими факт невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении, являются: выписка из домовой (поквартирной) книги или иной документ, содержащий сведения о проживающих в ранее занимаемых жилых помещениях лицах, в случае, если общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе в случае, если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение ребенка-сироты;

Саликов Ф.Н., *** года рождения, обратился в Межведомственную комиссию по установлению факта невозможности проживания детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемом жилом помещении ( выписка из протокола №9 от 04.08.2016 года), решением которой ему отказано в установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении, так как он не обратился по данному вопросу до 23 лет.

Решением Совета депутатов МО «*** сельское поселение» от 29.10.2010 № 42 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения» установлена учетная норма площади жилого помещения по договору социального найма в размере 18 кв. м. для одного человека общей площади на территории МО «*** сельское поселение».

Таким образом, учетная норма площади жилого помещения, расположенного по адресу: *** на одного человека не соответствует нормативам, установленным Решением Совета депутатов МО «*** сельское поселение» от 29.10.2010 № 42, поскольку является менее установленной учетной нормы на одного человека - менее 18 кв. м.

В судебном заседании установлено и подтверждено свидетелями Куликовой И.Ф., Г.М.А., что Саликов Ф.Н. до истечения возраста 23 лет неоднократно обращался в органы опеки и попечительства по Цильнинскому району Ульяновской области с вопросом по обеспечению жилым помещением, однако, не получил своевременной и надлежащей консультации по данному вопросу. При таких обстоятельствах, полностью подтвержденных в судебном заседании, суд полагает необходимым признать незаконным бездействие отдела органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних МУ КЦСОН МО «Цильнинский район» Ульяновской области.

Требования прокурора о восстановлении права Саликова Ф.Н. на обращение с заявлением в Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о признании факта невозможности проживания в ранее занимаемом помещении по мнению суда, не носят самостоятельный характер, а по сути являются доводами к требованиям об обязании Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области включить Саликова Ф.Н. в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области.

В связи с изложенным суд считает установленным в судебном заседании факт невозможности проживания Саликова Ф.Н.,*** года рождения, относящегося к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в закрепленном жилом помещении, расположенном по адресу:***

Как следует из выписки из ЕГРП Саликов Ф.Н. жилых помещений на праве собственности не имеет.

После окончания учебного заведения в с. *** и службы в Вооруженных Силах РФ фактически проживал и работал в г. Ульяновске. В собственности либо в пользовании истца жилых помещений не имеется.

Исходя из изложенного, поскольку истец Саликов Ф.Н. в собственности либо на праве социального найма (в качестве нанимателя или члена семьи нанимателя) жилья не имеет, жильем обеспечен не был, суд приходит к выводу о том, что он имеет право на включение в Список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области, а после включения в список - на предоставление в порядке, изложенном в решении суда выше, благоустроенного жилого помещения специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области по договору найма специализированного жилого помещения.

Требование прокурора о предоставлении ему жилого помещения на территории Цильнинского района Ульяновской области обоснованно и соответствует положениям статьи 4 Закона Ульяновской области от 21.12.2012 N 200-ЗО.

Полномочия по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями исполняют два исполнительных органа государственной власти Ульяновской области - Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (ранее Главное управление труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области) в части формирования списка детей-сирот, имеющих право на предоставление жилья, и Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области в части фактического приобретения жилья для детей-сирот в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг.

Учитывая изложенное, надлежащим ответчиком по требованию о признании незаконным отказа Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области во включении истца в Список является Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, на которое следует возложить обязанность включить Саликова Ф.Н. в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Надлежащим ответчиком по требованию о возложении обязанности предоставить Саликову Ф.Н. благоустроенное жилое помещение специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области по договору найма специализированного жилого помещения в муниципальном образовании «Цильнинский район» является Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, на которое следует возложить обязанность после включения Саликова Ф.Н. в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставить ему благоустроенное жилое помещение специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области по договору найма специализированного жилого помещения в муниципальном образовании «Цильнинский район».

Следовательно, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194, 197-199 ГПК РФ

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Цильнинского района Ульяновской области в интересах Саликова Ф.Н. к Министерству здравоохранения, семьи и благополучия Ульяновской области, МУ Комплексный центр социального обслуживания населения МО «Цильнинский район» Ульяновской области, Министерству промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области о признании незаконным бездействия отдела органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних МУ КЦСОН МО «Цильнинский район» Ульяновской области, восстановлении права на обращение о признании факта невозможности проживания в ранее занимаемом помещении, признании незаконным решения комиссии по установлению факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении, обязании включить в список и предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения удовлетворить.

Признать незаконным бездействие отдела органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних МУ Комплексный центр социального обслуживания населения МО «Цильнинский район» Ульяновской области в части неоказания содействия в решении вопроса по обеспечению Саликова Ф.Н. жилым помещением специализированного жилого фонда.

Признать незаконным решение комиссии Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области об отказе установления факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении.

Обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области включить Саликова Ф.Н. в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области.

Обязать Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области после включения Саликова Ф.Н. в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области предоставить Саликову Ф.Н. благоустроенное жилое помещение специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области по договору найма специализированного жилого помещения в муниципальном образовании в Цильнинском районе Ульяновской области.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Ульяновский районный суд Ульяновской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Шапарева И.А.