Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Тюмень 26 июня 2017 года
дело № 2-2026/2017
Тюменский районный суд Тюменской области в составе:
председательствующего судьи Раковой О.С.,
при секретаре Маминой М.В.,
с участием прокурора Леонова И.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Тюменского транспортного прокурора к ОАО «Речное пароходство Нефтегаза» о возложении обязанности создать альтернативную версию веб-сайта для инвалидов,
У С Т А Н О В И Л:
Тюменский транспортный прокурор обратился в суд с исковым заявлением к ОАО «Речное пароходство Нефтегаза» о возложении обязанности создать альтернативную версию веб-сайта flot72.ru в сети Интернет для инвалидов по зрению в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу. Требования мотивированы тем, что Тюменской транспортной прокуратурой в ходе осуществления надзорной деятельности за исполнением законодательства в сфере защиты прав маломобильных групп населения путем мониторинга официальных сайтов поднадзорных объектов установлено, что официальный веб-сайт ОАО «Речное пароходство Нефтегаза» не имеет альтернативной версии в сети Интернет для инвалидов по зрению, что подтверждается рапортом помощника прокурора и скриншотами страниц веб-сайта. Таким образом, право инвалидов по зрению получать наравне с другими гражданами информацию на официальном сайте общества, нарушено.
В судебном заседании прокурор Леонов И.П. исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика ФИО1 ФИО6., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании возражал против удовлетворения требований, пояснил, что ГОСТ № Р52872-2012 «Интернет Ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению» утвержден для добровольного применения и имеет рекомендательный характер, веб-сайт общества создан для размещения в свободном доступе коммерческих предложений для потенциальных клиентов, таким образом права инвалидов по зрению обществом не нарушены.
Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации провозгласила Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации), в котором обеспечивается в том числе государственная поддержка инвалидов (часть 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации); частью 1 статьи 9 Конвенции о правах инвалидов, ратифицированной Российской Федерацией (Федеральный закон от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов"), предусмотрено, что для наделения инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности, на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места; на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные службы и экстренные службы.
К числу таких гарантий относятся положения статьи 14 Федерального закона от 24 ноября 1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", закрепляющие право указанной категории граждан на обеспечение беспрепятственного доступа к информации.
Кроме того, в целях реализации положений Конвенции Постановлением Правительства РФ 01 декабря 2015 N 1297 утверждена Государственная программа Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы.
Согласно Конвенции государства-участники должны принимать надлежащие меры для обеспечения инвалидам наравне с другими гражданами доступа к физическому окружению, транспорту, информации и связи, а также другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым населению. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться в частности: на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные и экстренные службы.
Судом установлено, что Тюменской транспортной прокуратурой в ходе осуществления надзорной деятельности за исполнением законодательства в сфере защиты прав маломобильных групп населения путем мониторинга официальных сайтов поднадзорных объектов установлено, что официальный веб-сайт ОАО «Речное пароходство Нефтегаза» не имеет альтернативной версии в сети Интернет для инвалидов по зрению.
Указанные обстоятельства подтверждаются рапортом помощника прокурора и скриншотами страниц веб-сайта, а также не отрицаются в судебном заседании представителем ответчика.
Доводы представителя ответчика, что Национальный стандарт Российской Федерации "Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению. ГОСТ Р 52872-2012" предусматривает необходимые требования, но утвержден для добровольного применения, не является основанием для отказа в удовлетворении иска, поскольку требования закона о необходимости обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к информации являются императивными, подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации и не связаны с фактическим использованием в тот или иной момент конкретного сайта обозначенной категорией лиц.
Согласно выписке из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ годового общего собрания акционеров ОАО «Речное пароходство «Нефтегаза» преобразовано в общество с ограниченной ответственностью.
С учетом изложенного и принимая во внимание, что отсутствие доступа инвалидов по зрению к интернет-сайту общества является нарушением прав граждан, гарантированных Конституцией РФ, а также Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", суд считает, что несоблюдение и невыполнение ООО «Речное пароходство Нефтегаза» требований по обеспечению инвалидам условий для беспрепятственного доступа к информации затрагивает интересы неопределенного круга инвалидов, но и иных маломобильных групп населения, а также нарушает их право на достойную жизнь и свободное развитие.
Доказательств соответствия интернет-сайта ООО «Речное пароходство Нефтегаза» требованиям доступности для инвалидов по зрению, ответчиком, в соответствии с положениями ст. 56 ГПК РФ не представлено.
В силу положений ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено.
Доказательств того, что исполнение судебного решения требует длительных временных затрат представителем ООО «Речное пароходство Нефтегаза» не представлено.
Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд пришел к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований Тюменского транспортного прокурора.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, ГПК РФ
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Тюменского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Возложить на Общество с ограниченной ответственностью «Речное пароходство Нефтегаза» обязанность создать альтернативную версию веб-сайта flot72.ru в сети Интернет для инвалидов по зрению в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Тюменский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Тюменский районный суд Тюменской области.
Мотивированное решение изготовлено 03 июля 2017 года.
Судья О.С. Ракова