ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2026/2022 от 18.05.2022 Центрального районного суда г. Читы (Забайкальский край)

Дело 2-2026/2022

УИД 75RS0001-02-2022-002111-32

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 мая 2022 года Центральный районный суд г. Читы в составе председательствующего судьи Филипповой И.Н., при секретаре Голубевой Е.А., с участием истца Клинцовой А.С., представителя ответчика Тихомировой М.А., доверенность от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите гражданское дело по иску Клинцовой АС к УМВД России по г. Чите об оспаривании действий, понуждению к зачету стажа службы для назначения процентной надбавки, назначении и выплате таковой

у с т а н о в и л:

истец обратилась в суд с вышеуказанными требованиями, просит суд признать незаконными действия УМВД России по г.Чите выразившиеся в отказе во включении в стаж службы (выслуги лет) период службы в <данные изъяты> за период с ДД.ММ.ГГГГ; обязать УМВД России по <адрес> произвести перерасчет стажа (выслуги лет), с учетом всего периода службы (выслуги лет) в УФССП России по <адрес>, в календарном исчислении — б <данные изъяты>, и установить выплату соответствующей надбавки, с ДД.ММ.ГГГГ; обязать УМВД России по <адрес> выплатить Клинцовой А.С. надбавку за стаж службы в в установленном размере, за период с ДД.ММ.ГГГГ. Свои требования мотивирует следующим. с ДД.ММ.ГГГГ истец проходит службу в УМВД России по <адрес> в должности <данные изъяты> (приказ о назначении на должность л/с от ДД.ММ.ГГГГ). Ранее, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходила службу в УФССП России по <адрес> на должности <данные изъяты>. С момента поступления на службу в УМВД по <адрес> истцу не был произведен расчет стажа, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2011 г. N 1158 "О порядке исчисления стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции" (с изменениями и дополнениями), для выплаты соответствующей надбавки, в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ она обратилась с соответствующим рапортом. Согласно ответа от ДД.ММ.ГГГГ. исх.№ подписанного <данные изъяты>КЕС, в зачете стажа службы в УФССП России по <адрес> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано, по основаниям, что в должности сотрудника органов принудительного исполнения она проходила службу в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. С данными выводами ответчика не согласна, со ссылками на ст.92 Федерального закона "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N 328-ФЗ и Правила исчисления стажа службы (выслуги лет) в органах внутренних дел, указывает, что ответчик должен был произвести зачет стажа государственной гражданской службы в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, и его территориальных органах - <данные изъяты>, как службу в органах принудительного исполнения в качестве сотрудника, в связи с чем, учитывать, что на момент увольнения истца со службы в органах принудительного исполнения, стаж службы в органах принудительного исполнения составил <данные изъяты>

В судебном заседании сторона истца требования поддержала.

Сторона ответчика в судебном заседании требования полагала не обоснованными.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

С ДД.ММ.ГГГГ истец проходит службу в <данные изъяты> (приказ о назначении на должность л/с от ДД.ММ.ГГГГ).

Порядок прохождения службы в органах внутренних дел регулируется Федеральным законом от 30.11.2011 №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Согласно ч.1 ст.38 Федерального закона от 30.11.2011 №342-ФЗ стаж службы (выслуга лет) в органах внутренних дел исчисляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, в целях назначения пенсии за выслугу лет, ежемесячной надбавки за стаж службы (выслугу лет), выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудника органов внутренних дел, предоставления дополнительного отпуска за стаж службы в органах внутренних дел, предоставления иных социальных гарантий, поощрения, представления к награждению государственными наградами Российской Федерации и ведомственными знаками отличия.

Постановлением Правительства РФ от т 27.12.2011 № 1158 утверждены Правила исчисления стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции (далее - Правила).

В ч. 2 ст.38 Федерального закона от 30.11.2011 №342-ФЗ и п.2 Правил приведен перечень периодов работы, выполнение которой включается в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел.

Из материалов дела следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец была принята на федеральную государственную гражданскую службу и назначена на должность <данные изъяты> (приказ от ДД.ММ.ГГГГ г; приказ от ДД.ММ.ГГГГ).

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец проходила службу в <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ г. ; приказ <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ).

На основании заявления истца ответчиком ей рассчитан стаж службы (выслуги лет сотрудника органов внутренних дел) на ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>.

Период замещения должности федеральной государственной гражданской службы не указан в Федеральном законе от 30.11.2011 №342-ФЗ и Правилах в перечне периодов, которые включаются в стаж службы (выслугу лет) для выплаты ежемесячной надбавки за стаж службы (выслугу лет).

Указом Президента РФ 11.01.1995 N 32 «О государственных должностях Российской Федерации» утвержден сводный перечень государственных должностей Российской Федерации, согласно которому замещение должности федеральной государственной гражданской службы в качестве судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов не входит в перечень государственных должностей Российской Федерации.

Следовательно, оснований для применения п.6 ч.2 ст.38 Федерального закона от 30.11.2011 №342-ФЗ, в соответствии с которым в стаж (выслугу лет) в органах внутренних дел включается период замещения гражданином государственных должностей Российской Федерации, не имеется.

Федеральным законом №348-ФЗ от 01.10.2019 в п.5 ч.2 ст.38 Федерального закона от 30.11.2011 №342-ФЗ внесены изменения, согласно которым с ДД.ММ.ГГГГ в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел включается служба в органах принудительного исполнения Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 21.05.2020 N 723 пункт 2 Правил дополнен подпунктом «э» с ДД.ММ.ГГГГ, действие которого распространяются на правоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ Согласно подпункту «э» Правил в стаж службы (выслугу лет) сотрудникам включается период службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации в качестве сотрудников.

В соответствии с ч. 14 ст. 92 Федерального закона № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в стаж службы (выслугу лет) сотрудникам в соответствии с настоящим Федеральным законом засчитываются периоды замещения не позднее ДД.ММ.ГГГГ должностей судебного исполнителя (старшего судебного исполнителя) районных (городских) народных судов и народных судей, судебного пристава, который в соответствии с Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 года N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" поддерживал порядок в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, судебного пристава-исполнителя (старшего судебного пристава-исполнителя) службы судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации, судебного пристава-исполнителя (старшего судебного пристава-исполнителя) и (или) судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов подразделения судебных приставов службы судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации, должностей гражданской службы в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, и его территориальных органах, федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, и его территориальных органах, а также иные периоды в случаях, установленных актами Президента Российской Федерации.

Согласно п.7 ст.1 Федерального закона № 328-ФЗ сотрудником является гражданин, проходящий в соответствии с названным Федеральным законом службу в органах принудительного исполнения в должности, по которой предусмотрено присвоение специального звания.

Федеральным законом от № 328-ФЗ Федеральный закон N 118-ФЗ «О судебных приставах» дополнен главой 1.1 (Общие положения), включающей п. 1 ст. 6.4, согласно которому к работникам федерального органа принудительного исполнения, территориальных органов принудительного исполнения и их подразделений (далее - органы принудительного исполнения) относятся граждане, проходящие службу в органах принудительного исполнения в должности, по которой предусмотрено присвоение специального звания (далее - сотрудники), федеральные государственные гражданские служащие, замещающие должности федеральной государственной гражданской службы в органах принудительного исполнения, рабочие и служащие органов принудительного исполнения.

Пунктом 2 этой же статьи Закона закреплено, что порядок и условия прохождения службы сотрудниками органов принудительного исполнения регламентируются Законом о службе в органах принудительного исполнения.

Таким образом, учитывая, вышеизложенное, период до ДД.ММ.ГГГГ не может быть засчитан истцу в стаж службы <данные изъяты> вступил в силу с ДД.ММ.ГГГГ (статья 135), а пункт 2 Правил дополнен подпунктом «э» с ДД.ММ.ГГГГ, действие которого распространяются на правоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому в стаж службы (выслугу лет) сотрудникам включается период службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации в качестве сотрудников.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, общим (основным) принципом действия закона во времени является распространение его на отношения, возникшие после введения его в действие, и только законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порождённые ими правовые последствия, которые возникли до введения соответствующих норм в действие, т.е. придать закону обратную силу (определения от 29 января 2015 г. № 211-0, от 23 апреля 2015 г. № 821-О).

Таких обстоятельств по данному делу не имеется, поскольку Закон о службе в органах принудительного исполнения и п.п. «э» п. 2 Правил № 1158 не распространяют своё действие на отношения, возникшие до ДД.ММ.ГГГГ.

Оснований расценивать ФССП России как орган принудительного исполнения с даты вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах» у суда не имеется, правовые отношения, связанные с поступлением на службу в органы принудительного исполнения, её прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника, регулируются Законом о службе в органах принудительного исполнения, которым внесены в Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах» изменения, предусматривающие изложение в новой редакции наименования Федерального закона, признание утратившей силу главы I, дополнение главой II, содержащей общие положения. В частности, статьи 61, 65 этого закона определяют систему принудительного исполнения Российской Федерации, задачи органов принудительного исполнения, в статье 6 раскрывается содержание понятия «работник органов принудительно исполнения». Сотрудники, ранее замещавшие должности в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем наряду с прочим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, и поступившие на службу в органы принудительного исполнения, приобрели новый статус, правовое регулирование которого определяется Законом о службе в органах принудительного исполнения, регламентирующим особенности поступления на службу в органы принудительного исполнения, её прохождения и прекращения, а также определяющим правовое положение (статуса) сотрудника (глава 3), и другими федеральными законами.

При изложенных обстоятельствах оснований для удовлетворения иска у суда не имеется.Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

в иске Клинцовой АС к УМВД России по г. Чите об оспаривании действий, понуждению к зачету стажа службы для назначения процентной надбавки, назначении и выплате таковой –отказать.

Решение суда может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления его мотивированного текста, в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г. Читы.

Мотивированный текст изготовлен 23.05.2022.

Судья И.Н. Филиппова