ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2027/2014 от 09.06.2014 Ленинскогого районного суда г. Астрахани (Астраханская область)

 Решение

 Именем Российской Федерации

 г. Астрахань                                09 июня 2014 г.

 Ленинский районный суд г. Астрахани в составе

 председательствующего судьи Асламбековой Г.А.

 при секретаре Утюбаеве Э.Т.,

     рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Федеральному государственному унитарному предприятию «Почта России» о защите прав потребителя,

 установил:

 Истец ФИО1 обратился в суд с иском к Федеральному государственному унитарному предприятию «Почта России» о защите прав потребителя, указав, что Ленинским районным судом г. Астрахани с почтового отделения № 56 28.03.2014г. истцу отправлено заказное письмо с грифом «Судебное». Данное письмо истец не получил. В почтовом отделении ему сообщили, что для него корреспонденции из суда нет. В экспедиции суда истцу сообщили, что имеют место быть проблемы с отправкой корреспонденции, поскольку почтовое отделение принимает не всю почту. 08.04.2014г. в адрес почтового отделения истцом была направлена претензия. 14.04.2014г. истцом был получен ответ на претензию, согласно которой оснований полагать, что имеются сбои в работе не имеется. В суде истцу вручили возвращенный конверт с почтового отделения, конверт был возвращен в связи с истечением срока хранения. Согласно отслеживанию почтовых отправлений письмо поступило на почтовое отделение 31.03.2014г., в тот же день ставится отметка о неудачной попытке вручения в виду временного отсутствия адресата. При этом истец был уже в городе 30.03.2014г. в 07.00 часов утра вернувшись из города Москвы, и сразу обратился в суд, чтобы получить возвращенное письмо на руки. Работники почты пользуются п. 20.5 Правил приема и вручения внутренних РПО, которое дает им право не вручать вторичные извещения под расписку, а опускать почту в ящик независимо от того дома получатель или нет. Извещения ФИО1 не доставлялись, в почтовом ящике их не было. Почтовый ящик ФИО1 имеет внутренний замок с особым секретом, и никто кроме истца его открыть не может. Ответчиком не исполняется решение суда в части нарушения прав на тайну идентификационных данных. При посещении управления данные истца были вновь внесения в журнал охраны 15.04.2014г.

 В связи с чем, истец просил суд признать действия Управления федеральной почтовой связи Астраханской области филиала ФГУП «Почта России» в части нарушения порядка доставки и вручения регистрируемых почтовых отправлений, в части нарушения прав ФИО1 на сохранение в тайне его личных идентификационных данных и внесения их в служебные журналы незаконными, носящими систематический характер. Взыскать с Управления федеральной почтовой связи Астраханской области филиала ФГУП «Почта России» в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 100000 руб.

 В судебном заседании истец ФИО1 поддержал свои требования в полном объеме и просил удовлетворить.

 В судебном заседании представитель ответчика Управления федеральной почтовой связи Астраханской области филиала ФГУП «Почта России» ФИО3, действующий на основании доверенности возражал против удовлетворения исковых требований и просил отказать.

 Суд, выслушав истца ФИО1, представителя ответчика Управления федеральной почтовой связи Астраханской области филиала ФГУП «Почта России» ФИО3, действующего на основании доверенности, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

 В соответствии со ст. 4 Федерального Закона «О почтовой связи» от 17.07.1999г. № 176-ФЗ (в ред. ФЗ от 23.07.2008г.) отношения в области почтовой связи в Российской Федерации регулируются Федеральным законом "О связи", настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в пределах их полномочий.

 Порядок оказания услуг почтовой связи регулируется правилами оказания услуг почтовой связи, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

 Согласно ст. 5 Федерального Закона «О почтовой связи» деятельность в области почтовой связи в Российской Федерации осуществляется на основе принципов: соблюдения законности; доступности для всех граждан и юридических лиц услуг почтовой связи как одного из средств получения информации и обмена ею; соблюдения прав пользователей услуг почтовой связи; обеспечения устойчивости сети почтовой связи и управляемости ею; единства правил, стандартов, требований и норм в области почтовой связи.

 Статьей 14 Федерального Закона «О почтовой связи» предусмотрено, что основными гарантиями доступности и качества услуг почтовой связи общего пользования являются: оказание услуг почтовой связи на территории Российской Федерации с равными правами доступа к таким услугам для всех пользователей услуг почтовой связи; обеспечение организациями федеральной почтовой связи работы объектов почтовой связи в режиме, удобном для пользователей услуг почтовой связи, с учетом технологий почтовой связи; обеспечение операторами почтовой связи надлежащего качества оказываемых услуг почтовой связи.

 Статьей 19 Федерального Закона «О почтовой связи» предусмотрено, что права пользователей услуг почтовой связи защищаются настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "О связи", Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей", гражданским законодательством Российской Федерации, правилами оказания услуг почтовой связи, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

 Пользователи услуг почтовой связи имеют право на получение почтовых отправлений и почтовых переводов денежных средств по своему почтовому адресу, до востребования или с использованием ячеек абонементного почтового шкафа.

 Преамбула Закона РФ от 07.02.1992 г. «О защите прав потребителя» гласит, что настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

 В соответствии со ст. 27 закона РФ «О защите прав потребителей» исполнитель обязан осуществить выполнение работы (оказание услуги) в срок, установленный правилами выполнения отдельных видов работ (оказания отдельных видов услуг) или договором о выполнении работ (оказании услуг). В договоре о выполнении работ (оказании услуг) может предусматриваться срок выполнения работы (оказания услуги), если указанными правилами он не предусмотрен, а также срок меньшей продолжительности, чем срок, установленный указанными правилами.

 Срок выполнения работы (оказания услуги) может определяться датой (периодом), к которой должно быть закончено выполнение работы (оказание услуги) или (и) датой (периодом), к которой исполнитель должен приступить к выполнению работы (оказанию услуги).

 В случае, если выполнение работы (оказание услуги) осуществляется по частям (доставка периодической печати, техническое обслуживание) в течение срока действия договора о выполнении работ (оказании услуг), должны предусматриваться соответствующие сроки (периоды) выполнения таких работ (оказания услуг).

 Согласно отслеживания почтовых отправлений:

 28.03.2014г. письмо поступило на почтовое отделение

 31.03.2014г. неудачная попытка вручения, истек срок хранения (отметка)

 07.04.2014г. возвращено в связи с истечением срока хранения.

 В материалах дела имеется ответ на претензию ФИО1 от 14.04.2014г., согласно которого представители Ленинского районного суда г. Астрахани регулярно отправляют через 56 отделение связи заказную корреспонденцию. Отказа в приеме заказной корреспонденции Ленинскому суду не было.

 Согласно п.35 Правил почтовые отправления и почтовые переводы при невозможности их вручения (выплаты) адресатам (их законным представителям) хранятся в объектах почтовой связи в течение месяца. Срок хранения почтовых отправлений и почтовых переводов может быть продлен по заявлению отправителя или адресата (его законного представителя).

 При неявке адресата за почтовым отправлением и почтовым переводом в течение 5 рабочих дней после доставки первичного извещения ему доставляется и вручается под расписку вторичное извещение.

 В соответствии со ст. 33 Правил оказания услуг связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2005г. № 221, почтовое отправление или почтовый перевод возвращается по обратному адресу: а) по заявлению отправителя; б) при отказе адресата (его законного представителя) от его получения; в) при отсутствии адресата по указанному адресу; г) при невозможности прочтения адреса адресата; д) при иных обстоятельствах, исключающих возможность выполнения оператором почтовой связи обязательств по договору об оказании услуг почтовой связи.

 Согласно п. 47 Правил оказания услуг связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2005г. № 221, операторы почтовой связи обязаны: пересылать почтовые отправления и осуществлять почтовые переводы в установленные сроки.

 Однако, возвращение почтового отправления в связи с истечением срока хранения действующими Правилами оказания услуг связи, а также Федеральным Законом «О почтовой связи» не предусмотрено.

 Согласно проездного документа ФИО1 прибыл в г. Астрахань из г. Москвы 30.03.2014г. в 06.20 мин.

 В соответствии с п. 20.5 «Порядка приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений», введенного в действие приказом ФГУП «Почта России» от 17.05.2012г №114-п вторичные извещения ф. 22-в доставляются по адресу, указанному на извещении, и вручаются под расписку на отрывной части извещения с указанием даты вручения. При невозможности вручить извещение ф. 22-в под расписку его можно опустить в ячейку абонентского почтового шкафа, почтовые абонентские ящики, при этом на отрывной части извещения делается отметка "Опущено в абонентский почтовый ящик", проставляется дата, подпись почтового работника.

 Согласно п.п. «б,в» п. 47 Правил оказания услуг почтовой связи операторы почтовой связи обязаны: обеспечивать сохранность принятых от пользователей почтовых отправлений и почтовых переводов; обеспечивать качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными актами, регламентирующими деятельность в области почтовой связи, и условиями договора.

 Как установлено в судебном заседании ФГУП «Почта России» нарушен порядок доставки и вручения почтовой корреспонденции адресованной ФИО1

 В соответствии с ч. 1 ст. 6 ФЗ «О персональных данных» обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.

 В соответствии со ст. 9 ФЗ «О персональных данных» субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным. Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом. В случае получения согласия на обработку персональных данных от представителя субъекта персональных данных полномочия данного представителя на дачу согласия от имени субъекта персональных данных проверяются оператором.

 В случаях, предусмотренных федеральным законом, обработка персональных данных осуществляется только с согласия в письменной форме субъекта персональных данных. Равнозначным содержащему собственноручную подпись субъекта персональных данных согласию в письменной форме на бумажном носителе признается согласие в форме электронного документа, подписанного в соответствии с федеральным законом электронной подписью.

 В соответствии со ст. 17 ФЗ «О персональных данных» если субъект персональных данных считает, что оператор осуществляет обработку его персональных данных с нарушением требований настоящего Федерального закона или иным образом нарушает его права и свободы, субъект персональных данных вправе обжаловать действия или бездействие оператора в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных или в судебном порядке.

 Субъект персональных данных имеет право на защиту своих прав и законных интересов, в том числе на возмещение убытков и (или) компенсацию морального вреда в судебном порядке.

 В соответствии с п. 8 Постановления Правительства РФ от 15.09.2008 N 687 "Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации" при ведении журналов (реестров, книг), содержащих персональные данные, необходимые для однократного пропуска субъекта персональных данных на территорию, на которой находится оператор, или в иных аналогичных целях, должны соблюдаться следующие условия:

 а) необходимость ведения такого журнала (реестра, книги) должна быть предусмотрена актом оператора, содержащим сведения о цели обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации, способы фиксации и состав информации, запрашиваемой у субъектов персональных данных, перечень лиц (поименно или по должностям), имеющих доступ к материальным носителям и ответственных за ведение и сохранность журнала (реестра, книги), сроки обработки персональных данных, а также сведения о порядке пропуска субъекта персональных данных на территорию, на которой находится оператор, без подтверждения подлинности персональных данных, сообщенных субъектом персональных данных.

 ФИО1 согласие на сбор и обработку персональных данных ФГУП «Почта России» не давалось.

 Ранее истец ФИО1 обращался в Ленинский районный суд г. Астрахани с аналогичными требованиями.

 При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования истца ФИО1 в части нарушения порядка доставки и вручения регистрируемого почтового отправления, отправленного в адрес ФИО1, в части нарушения прав ФИО1 на сохранение в тайне его личных идентификационных данных и внесения их в служебные журналы, подлежат удовлетворению.

 В соответствии со ст. 15 ФЗ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

 Ранее решением Ленинского районного суда г.Астрахани от 25.10.2012г., вступившим в законную силу, были удовлетворены исковые требования ФИО1, согласно которым действия Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России», Управления федеральной почтовой связи Астраханской области- филиала ФГУП «Почта России» в части нарушения сроков и порядка доставления почтового отправления. Однако в настоящее время ответчик - Управление Федеральной почтовой связи Астраханской области – филиал ФГУП «Почта России» допускает аналогичные нарушения прав потребителя ФИО1 С учетом причиненного истцу морального вреда, выразившегося в форме душевных переживаний из-за неисполнения ответчиком своих обязательств по предоставлению почтовых услуг надлежащего качества, в связи с чем, истец постоянно нервничал, переживал, тратил свое время, приезжая неоднократно в почтовые отделения связи, вынужден был вновь обратиться в суд за защитой своих прав и интересов, суд считает возможным взыскать с ФГУП «Почта России» моральный вред в сумме 5000 руб.

 В соответствии со ст. 13 п. 6 Федерального Закона « О защите прав потребителя» от 07.02.1992г. № 2300-1 при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

 В соответствии с п. 46 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 28 июня 2012г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду.

 Суд считает, что подлежит взысканию с ответчика Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» штраф в пользу ФИО1 в размере 2500 руб.

 В силу ст. ст. 103 ГПК РФ, 333.19 Налогового кодекса РФ, суд считает необходимым взыскать с ответчика ФГУП «Почта России» государственную пошлину в сумме 600 руб. в местный бюджет.

 На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд

 решил:

     иск ФИО1 к Федеральному государственному унитарному предприятию «Почта России», удовлетворить частично.

 Признать действия Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» в части нарушения порядка доставки и вручения регистрируемого почтового отправления, отправленного в адрес ФИО1, в части нарушения прав ФИО1 на сохранение в тайне его личных идентификационных данных и внесения их в служебные журналы, незаконными.

     Взыскать с Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 5000 руб., штраф в размере 2500 руб.

 Взыскать с Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» государственную пошлину в сумме 600 руб. в местный бюджет.

 В остальной части иска – отказать.

 Решение может быть обжаловано в течение месяца в Астраханский областной суд.

 Судья:                                Г.А. Асламбекова