Дело № 2-2028/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Псковский городской суд Псковской области в составе
председательствующего судьи Пулатовой З.И.
с участием прокурора Федоровой Е.Л.
при секретаре Шалонько О.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Главному Управлению МЧС России по Псковской области признании незаконным приказа об увольнении и его отмене, восстановлении на службе, взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к Главному Управлению МЧС России по Псковской области признании незаконным приказа об увольнении и его отмене, восстановлении на службе, в обоснование указав, что приказом от 07.05.2018 он уволен из федеральной противопожарной службы в связи с прекращением в отношении него уголовного преследования в связи с деятельным раскаянием.
Так как об уголовном деле, возбужденном в отношении него, истец не знал, деятельного раскаяния не давал, полагает, что приказ об увольнении издан незаконно, в связи с чем просит его отменить, восстановив на службе.
Истец и его представитель ФИО2 в судебном заседании дополнили иск требованием о взыскании компенсации морального вреда в размере 10000 рублей, дополнительно указав, что данные, содержащиеся в ИЦ УМВД России по Псковской области, о возбуждении уголовного дела в отношении истца и его прекращении внесены ошибочно, истец не был ознакомлен с постановлением о возбуждении уголовного дела, а также с постановлением о его прекращении в связи с деятельным раскаянием. В 2002 году ФИО1 приобрел автомобиль, собственник оставил ему действующий полис ОСАГО с внесением соответствующий изменений в графу лиц, допущенных у управлению транспортным средством. Истец был остановлен сотрудниками ГИБДД Плюсского района с целью проверки документации на транспортное средство, в указанном полисе были обнаружены признаки подделки, в связи с чем истца задержали. В отделении полиции у него брали объяснения, истребовали образцы почерка для проведения экспертизы. По результатам проведенных следственных действий сотрудник полиции сообщил, что согласно экспертному заключению в документах содержится не его подпись, в связи с чем оснований для привлечения его к уголовной ответственности не имеется. Документов, касающихся уголовного дела, у него не имеется, так как на руки их не получал.
Представитель ответчика ФИО3 в судебном заседании иск не признала, в возражение указав, что основанием для издания оспариваемого приказа послужило представление прокуратуры Псковской области об устранении нарушений законодательства о государственной службе, в котором содержатся сведения о привлечении истца к уголовной ответственности. Так как действующее законодательство содержит запрет на прохождение службы лицами, в отношении которых прекращено уголовное преследование в связи с деятельным раскаянием, Управлением издан приказ об увольнении ФИО1 Ранее Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации позволяло проходить службу сотрудникам, в отношении которых уголовное дело прекращено по нереабилитирующим основаниям.
Суд, выслушав объяснения сторон, консультацию специалистов <данные изъяты>., показания свидетеля <данные изъяты> заключение прокурора, полагавшего исковые требования не подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно Конституции Российской Федерации труд свободен; каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (статья 37, часть 1); граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе (статья 32, часть 4).
В силу названных конституционных положений во взаимосвязи с конкретизирующими их положениями федерального законодательства государственная служба, поступая на которую гражданин реализует указанные конституционные права, представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации и ее субъектов, государственных органов и лиц, замещающих государственные должности (п. 1 ст. 1 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»).
Специфика такой профессиональной деятельности предопределяет право федерального законодателя при осуществлении правового регулирования порядка прохождения государственной службы вводить особые правила поступления на нее, а также предъявлять к лицам, поступающим на государственную службу и замещающим должности государственных служащих, вытекающие из стоящих перед ней задач специальные требования, в том числе к их личным и деловым качествам. Несоответствие государственного служащего тем требованиям, которые установлены законодателем исходя из особенностей его профессиональной деятельности, обусловливает введение специальных оснований увольнения со службы.
Федеральный закон «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» был принят 23.05.2016, как следует из его статьи 1, с целью регулирования правоотношений, связанных с поступлением на службу в федеральную противопожарную службу Государственной противопожарной службы, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника федеральной противопожарной службы.
Тем самым осуществлено специальное правовое регулирование порядка прохождения данного вида службы, в связи с чем признана утратившей силу часть первая статьи 40 Федерального закона от 25.07. 2002 № 116-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области пожарной безопасности», согласно которой на лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, переходящих на службу в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также на лиц, вновь поступающих на службу в Государственную противопожарную службу, до принятия федерального закона, регулирующего прохождение службы в Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, распространялось действие Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.1992 № 4202-I «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации».
Соответственно, с момента вступления в силу Федерального закона «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» служебные отношения сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы регулируются указанным Федеральным законом, который с учетом принципов и специфики службы в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы предусмотрел правила ее прохождения, в частности установил ограничения и запреты, связанные с данной службой (статья 14), и корреспондирующие им основания увольнения со службы в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы (часть 3 статьи 83).
Согласно п. 3 ч.1 ст. 14 Федерального закона «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы не может находиться на службе, а гражданин не может быть принят на службу в федеральную противопожарную службу Государственной противопожарной службы в случае прекращения в отношении него уголовного преследования за истечением срока давности, в связи с примирением сторон (кроме уголовных дел частного обвинения), вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием, за исключением случаев, если на момент рассмотрения вопроса о возможности нахождения сотрудника на службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы преступность деяния, ранее им совершенного, устранена уголовным законом.
Одновременно названный закон закрепил в пункте 7 части 3 статьи 83 соответствующее основание увольнения сотрудника со службы в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы.
Судом установлено, что на основании представления прокуратуры Псковской области от 11.04.2018 <данные изъяты> издан приказ Главного управления МЧС России по Псковской области от 07.05.2018, которым ФИО1 уволен с федеральной противопожарной службы на основании п. 7 ч. 3 ст. 83 Федерального закона «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (л.д. 7-8, 15-16, 40-42).
Согласно сведениям, содержащимся в Информационном центре УМВД России по Псковской области, 28.09.2007 уголовное дело, возбужденное в отношении ФИО1 за совершение преступления, предусмотренного ч. <данные изъяты>, прекращено по ст. 28 УПК РФ - за деятельным раскаянием (л.д. 10).
Указанное уголовное дело, надзорное производство прокуратуры Плюсского района, журнал регистрации материалов, поступивших на экспертное исследование, а также номенклатурное дело уничтожены в связи с истечением срока хранения (л.д. 26, 35).
Вместе с тем, согласно книге учета следственных дел за 2008 год, уголовное дело, возбужденное в отношении истца по признакам преступления, предусмотренного <данные изъяты>, принято к производству дознавателем <данные изъяты> 28.09.2007 прекращено по ст. 28 УПК РФ (л.д. 39).
Указанные обстоятельства нашли свое подтверждение в ходе допроса свидетеля <данные изъяты> который показал, что в 2007 году работал в должности дознавателя РОВД Плюсского района (в настоящее время - МО ОМВД России «Струго-Красненский»). В связи с предоставлением при проверке страхового полиса, имеющего признаки подделки, было возбуждено уголовное дело в отношении ФИО1, у которого он брал экспериментальные образцы почерка, знакомил с заключением эксперта, уголовное дело прекращено с согласия прокурора.
Разрешая заявленные требования, суд учитывает, что пунктами 40, 41 Положения о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений (Приложение № 2 к приказу Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Минэкономразвития России, ФСКН России от 29.12.2005 № 39/1070/1021/253/780/353/399 «О едином учете преступлений») установлено, что учету подлежат все лица, в отношении которых вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям, о прекращении уголовного дела или уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям, уголовное дело направлено прокурором в суд с обвинительным заключением (актом) либо вынесен обвинительный приговор по уголовному делу частного обвинения. Основаниями для учета лица, совершившего преступление, являются: обвинительное заключение (акт), обвинительный приговор, вступивший в законную силу; постановление об отказе в возбуждении уголовного дела (по нереабилитирующим основаниям), постановление о прекращении уголовного дела или уголовного преследования (по нереабилитирующим основаниям).
В соответствии с требованиями межведомственного приказа МВД России, Минюста России, МЧС России, Минфина России, Минобороны России, ФСБ России, ФСКН России, ФСО России, СВР России, ФТС России, ФМС России, ГФС России, Следственного комитета Российской Федерации и Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 12.02.2014 в оперативно-справочных учетах ГИАЦ и ИЦ учетные документы хранятся независимо от снятия или погашения судимости; в пофамильных карточках учетные данные хранятся на лиц, привлекавшихся в качестве подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления, уголовные дела (уголовное преследование) в отношении которых прекращены на стадии предварительного следствия, на основании акта амнистии или помилования, в связи с деятельным раскаянием или принятием федерального закона, устраняющего преступность или наказуемость деяния, - до достижения ими 80-летнего возраста.
Согласно консультации специалистов ИЦ УМВД России по Псковской области <данные изъяты>. после принятия окончательного решения по уголовному делу лицом, проводившим дознание, составляются документы первичного учета: статистическая карточка на выявленное преступление, статистическая карточка о результатах расследования преступления, статистическая карточка на лицо, совершившее преступление, которые утверждаются прокурором, хранятся не менее года, затем, по составлению отчетности, уничтожаются. На основании указанных документов сведения вносятся в информационную базу. Сведения вносятся сразу же – в день совершения процессуального действия.
Учет лиц, подвергшихся уголовному преследованию - это оперативно-справочный учет, предназначенный для подтверждения наличия (отсутствия) сведений о факте уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, привлечения лица к уголовной ответственности, судимости, реабилитации, времени и месте отбывания наказания.
Федеральный закон «О персональных данных» регулирует в том числе, отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, с использованием средств автоматизации или без использования таких средств, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации, то есть позволяет осуществлять в соответствии с заданным алгоритмом поиск персональных данных, зафиксированных на материальном носителе и содержащихся в картотеках или иных систематизированных собраниях персональных данных, и (или) доступ к таким персональным данным.
В статье 5 названного Федерального закона закреплен принцип обработки персональных данных, предполагающий соответствие содержания и объема обрабатываемых персональных данных заявленным целям обработки. Обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки (часть 5).
При обработке персональных данных должны быть обеспечены точность персональных данных, их достаточность, а в необходимых случаях и актуальность по отношению к целям обработки персональных данных. Оператор должен принимать необходимые меры либо обеспечивать их принятие по удалению или уточнению неполных или неточных данных (часть 6).
Хранение персональных данных должно осуществляться в форме, позволяющей определить субъекта персональных данных, не дольше, чем этого требуют цели обработки персональных данных, если срок хранения персональных данных не установлен федеральным законом, договором, стороной которого, выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных. Обрабатываемые персональные данные подлежат уничтожению либо обезличиванию по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей, если иное не предусмотрено федеральным законом (часть 7).
Законодательством Российской Федерации не предусмотрена возможность возбуждения или прекращения уголовного преследования без решения органов предварительного следствия или суда. Уничтожение материалов уголовного дела в отношении конкретного лица в связи с истечением срока хранения не предусмотрено уголовным законодательством в качестве основания реабилитации этого лица и, следовательно, не имеется оснований полагать, что цель обработки персональных данных этого лица достигнута.
Учитывая нормативно-правовые положения в их совокупности, а также представленные в дело доказательства, суд не соглашается с доводами истца о том, что ему не было известно о возбуждении уголовного дела и его прекращении.
То, что процессуальные документы, послужившие основанием для заполнения учетных документов, в связи с истечением сроков хранения уничтожены, а также несогласие истца с фактом возбуждения и прекращения уголовного преследования не могут свидетельствовать о недостоверности внесения оспариваемых данных в информационный банк.
Доводы стороны истца в отношении действий органов дознания и прокуратуры также не могут быть приняты судом во внимание, поскольку исходя из предмета и оснований заявленных требований законность постановления органа дознания, так же как и действий органов прокуратуры, не могут являться предметом проверки и оценки в рамках настоящего дела.
С учетом внесения изменений в действующее законодательство Федеральным законом от 25.07. 2002 № 116-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области пожарной безопасности», изданный работодателем приказ об увольнении истца со службы является обоснованным, отвечающим требованиям п. 3 ч.1 ст. 14 вышеуказанного акта, в связи с чем оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
ФИО1 в удовлетворении иска к Главному Управлению МЧС России по Псковской области признании незаконным приказа об увольнении и его отмене, восстановлении на службе, взыскании компенсации морального отказать.
Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Псковский городской суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья З.И. Пулатова
Мотивированное решение изготовлено 27.07.2018.