ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2028/20 от 11.06.2020 Ханты-мансийского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

УИД 86RS0001-01-2020-002005-93

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе председательствующего судьи Калиниченко Н.А.,

при секретаре Черноволенко Ф.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ханты-Мансийского районного суда гражданское дело № 2-2028/2020 по исковому заявлению ФИО1 к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда» и возложении обязанности присвоить звание «Ветеран труда»,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в Ханты-Мансийский районный суд с исковым заявлением к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании незаконным решения об отказе в присвоении звания «Ветеран труда», возложении обязанности по присвоению звания «Ветеран труда».

Свои требования истец мотивирует тем, что начал трудовую деятельность ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ является пенсионером по выслуге лет.

ДД.ММ.ГГГГ приказом , награжден медалью «За службу в таможенных органах» III степени, ДД.ММ.ГГГГ приказом , награжден медалью «<данные изъяты>

Истец обратился с заявлением к ответчику о присвоении звания «Ветеран труда». ДД.ММ.ГГГГ письмом Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры истцу было отказано в присвоении звания «Ветеран труда». Истец считает отказ в признании медалей «За службу в таможенных органах» II и III степеней ведомственными знаками отличия в труде, дающими право на присвоение звания «Ветеран труда», незаконным и просит суд обязать ответчика присвоить ему звание «Ветеран труда».

Истец, ответчик, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Истец просил о рассмотрении дела без его участия. В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участвующих в деле указанных лиц.

Суд, с учетом исследования и анализа письменных материалов дела, приходит к следующим выводам по следующим основаниям.

Как установлено в суде, ФИО1 награжден медалью «<данные изъяты> на основании приказа Федеральной таможенной службы Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, медалью «<данные изъяты> на основании приказа Федеральной таможенной службы Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждено представленными в материалы дела копиями удостоверений к медалям.

ДД.ММ.ГГГГ письмом Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры истцу было отказано в присвоении звания «Ветеран труда» по причине того, что медалями «За службу в таможенных органах» III степени и «За службу в таможенных органах» II степени Федеральной таможенной службы Российской Федерации награждаются лица, имеющие стаж работы в отрасли менее 15 лет, и истец не относится к категории лиц, имеющих стаж работы не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет, а также поскольку Министерством финансов Российской Федерации в качестве ведомственного знака отличия за заслуги в труде, дающего право на присвоение звания «Ветеран труда» и отвечающего условия статьи 7 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ, установлен нагрудный знак «Отличник финансовой работы» (приказ Минфина России от 23.09.2016 года № 163н).

Ответчиком не оспариваются представленные стороной истца документы, подтверждающие награждение истца медалями «За службу в таможенных органах» III степени и «За службу в таможенных органах» II степени, как и наличие трудового стажа. Подлинность представленных документов проверена ответчиком при принятии решения об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» и так же не оспаривается, соответствие истца установленным Федеральным законом от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» критериям, ответчиком не оспаривается.

Общественные отношения, по поводу которых возник спор, регламентированы на федеральном уровне Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации. Правительством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры принято по данному вопросу постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26.06.2006 года № 142-п «О Порядке присвоения званий «Ветеран труда», «Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» и выдачи удостоверений».

Федеральным законом от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (статья 7) предусмотрено, что ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

В силу положений части 3 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2015 года № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости» «за гражданами, которые по состоянию на 30 июня 2016 года награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняется право на присвоение звания «Ветеран труда» при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.

Под ведомственными знаками отличия в труде понимаются нагрудные и почетные знаки, нагрудные значки, медали, звания почетных и заслуженных работников отрасли (ведомства), благодарности, почетные грамоты, дипломы, учрежденные в установленном порядке федеральными органами государственной власти Российской Федерации, а также знаки отличия в труде, награждение которыми осуществлено от имени Президиумов Верховного Совета СССР и РСФСР, Советов Министров СССР и РСФСР, министерств и ведомств бывшего Союза ССР и РСФСР, которыми граждане в соответствии с положениями об указанных знаках награждены за отличие в труде в соответствии со своей профессиональной деятельностью.

Отнесение тех или иных наград к ведомственным, а также порядок оформления и заполнения документов о награждении ведомственными знаками отличия в труде определяются в соответствии с нормативными актами министерств и ведомств, которые осуществляли и осуществляют награждение этими знаками и их вручение гражданам.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2013 года №809 Федеральная таможенная служба (ФТС России) является федеральным органом исполнительной власти. Федеральная таможенная служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации, утверждает положения о нагрудных знаках и медалях Службы, в том числе медалях «За службу в таможенных органах 3 степени» и «За службу в таможенных органах 2 степени», «За службу в таможенных органах 1 степени» и положение о Почетной грамоте Федеральной таможенной службы.

К исковому заявлению истцом приложены копия трудовой книжки от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждающая его трудовой (страховой) стаж.

В силу положений статьи 2.1 постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26.06.2006 года № 142-п «О Порядке присвоения званий «Ветеран труда», «Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» и выдачи удостоверений» звание «Ветеран труда» присваивается лицам, награжденным орденами и медалями, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж не менее 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин или стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет; лицам, начавшим трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющим трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Истец по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ был награжден медалью «За службу в таможенных органах 3 степени», данная награда относится к ведомственным знакам отличия в труде с учетом положений законодательства, действовавшего в период награждения.

Учитывая Приказ Минфина России от ДД.ММ.ГГГГ «<данные изъяты>», и награждение истца после вступления в законную силу части 3 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2015 года № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости», награждение истца медалью «<данные изъяты>» не дает истцу право на присвоение звания «Ветеран труда» как законно и обосновано указано в отказе ответчика.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что имеющаяся у истца награда медаль «<данные изъяты>», относится к ведомственным знакам отличия в труде, но при этом оснований для удовлетворения требований истца нет, так как у истца по состоянию на 30.06.2016 года отсутствовал требуемый страховой (трудовой) стаж не менее 25 лет.

В силу положений части 3 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2015 года № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости» «за гражданами, которые по состоянию на 30 июня 2016 года награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняется право на присвоение звания «Ветеран труда» при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.

Представленная в материалы дела копия трудовой книжки , выданная ДД.ММ.ГГГГ, удостоверение о назначении пенсии за выслугу лет свидетельствуют о том, что истец на ДД.ММ.ГГГГ не имел страховой стаж 25 лет, обязательный для присвоения звания «Ветеран труда» в календарном исчислении.

Положениями части 3 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2015 года № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости» установлено, что право на присвоение звания «Ветеран труда» имеют лицо, у которых не только имелся ведомственный знак отличия в труде по состоянию на 30.06.2016 года, но и они должны иметь стаж работы для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.

В календарном исчислении по состоянию на 30.06.2016 года стаж истца менее лет.

Доказательств обратного истцом суду не представлено. Из искового заявления следует, что на дату обращения истца в суд его стаж составляет также менее 21 календарного года, что подтверждает отсутствие стажа на 30.06.2016 года в количестве лет.

Отказ ответчика в части отсутствия у истца награды, дающей право на присвоение звания «Ветеран труда» не является законным, но решение об отказе истцу при этом вынесено законно, так как истец не имел требуемого стажа (выслуги) для присвоения ему звания «Ветеран труда».

Как выше было указано, граждане, претендующие на присвоение звания «Ветеран труда», должны отвечать двум критериям- иметь ведомственную награду за труд и трудовой (страховой) стаж или выслугу лет для женщин не менее 20 лет и для мужчин не менее 25 лет по состоянию на 30.06.2016 года.

В статье 7 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» указано, что присвоение звание возможно только лицам, имеющим трудовой (страховой) стаж или выслугу лет в календарном исчислении.

Соответственно, на дату вступления в силу Федерального закона от 29.12.2015 года № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости», у истца отсутствовал требуемый стаж (выслуга) в количестве 25 лет в календарном исчислении, поэтому у ФИО1 отсутствует право на присвоение ему звания «Ветеран труда».

Принимая решение по существу требований заявителя, суд считает, что ответчиком принято решение в соответствии с действующим законодательством, в рамках полномочий, имевшихся у Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на период принятия решения согласно постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26.06.2006 года №142-п «О Порядке присвоения званий «Ветеран труда», «Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» и выдачи удостоверений», а так же с соблюдением установленного порядка и процедуры.

С учетом всего вышеизложенного суд пришел к выводу, что исковые требования ФИО1 не подлежат удовлетворению.

В силу положений статей 88, 93, 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для возврата или зачета государственной пошлины, возмещения стороне истца судебных расходов за счет другой стороны нет, так как возмещение судебных расходов возможно только стороне, в пользу которой состоялось решение. При отказе в иске издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, взыскиваются с истца, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления прокурора в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры через Ханты-Мансийский районный суд – Югры.

Судья Ханты-Мансийского

районного суда подпись судьи Н.А.Калиниченко

Мотивированное решение суда изготовлено и подписано составом суда 11 июня 2020 года.