Дело №2-202/14
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.п. Кадошкино, Кадошкинский район 29 августа 2014 года
Кадошкинский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего судьи В.А. Пужаева, при секретаре Н.Н. Дубининой, с участием в деле:
заявителя - прокурора Кадошкинского района Республики Мордовия, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц,
лица, чье бездействие обжалуется – администрации Пушкинского сельского поселения Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Кадошкинского района Республики Мордовия, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействия администрации Пушкинского сельского поселения Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия и о возложении обязанности устранить нарушения федерального законодательства,
установил:
прокурор Кадошкинского района Республики Мордовия, действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Пушкинского сельского поселения Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия и о возложении обязанности устранить нарушения федерального законодательства.
В обоснование требований указав на то, что проведенной прокуратурой Кадошкинского района 5 августа 2014 года проверкой выявлены нарушения администрацией Пушкинского сельского поселения Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления.
Так, на сайте администрации Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия в сети «Интернет» по адресу: http://kadoshkinorm.ru, имеется подраздел, содержащий информацию администрации Пушкинского сельского поселения, где отсутствует следующая информация: сведения о полномочиях органа местного самоуправления (размещены не в полном объеме), задачах и функциях структурных подразделений указанного органа; перечень подведомственных организаций, сведения об их задачах и функциях, а также почтовые адреса, адреса электронной почты (при наличии), номера телефонов справочных служб подведомственных организаций; сведения о внесении изменений в нормативные правовые акты администрации поселения, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведения о государственной регистрации нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации; тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенных в представительные органы муниципальных образований; административные регламенты, стандарты государственных и муниципальных услуг; порядок обжалования муниципальных правовых актов; информация об участии органа местного самоуправления в целевых и иных программах; информация о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности; сведения об использовании государственным органом, его территориальными органами, органом местного самоуправления, подведомственными организациями выделяемых бюджетных средств; порядок поступления граждан на муниципальную службу; квалификационные требования к кандидатам на замещение вакантных должностей муниципальной службы; условия и результаты конкурсов на замещение вакантных должностей государственной службы, вакантных должностей муниципальной службы; обзоры обращений граждан, а также обобщенную информацию о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах.
Отсутствие на сайте нормативных правовых актов и их проектов препятствует также проведению их независимой антикоррупционной экспертизы в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 17 июля 2009 года №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».
На основании изложенного, районный прокурор просил признать незаконным бездействие администрации Пушкинского сельского поселения Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия, выразившееся в неразмещении в сети «Интернет» указанной в заявлении информации, а также возложить на ответчика обязанность в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу разместить в сети «Интернет» сведения, определенные подпунктами «а», «б», «г» пункта 1, подпунктами «а», «б», «г», «е» пункта 2, подпунктом «б» пункта 7, подпунктами «а», «в», «г» пункта 8, подпунктом «в» пункта 9 части 1 статьи 13 Федерального закона от 9 февраля 2009 года №8 - ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
В судебном заседании прокурор Кадошкинского района Республики Мордовия А.В. Новичков требования, изложенные в заявлении, поддержал, просил их удовлетворить.
Заместитель главы администрации Пушкинского сельского поселения Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия ФИО1, не возражала против удовлетворения заявленных прокурором района требований, пояснив, при этом, что информация о деятельности органов местного самоуправления в ближайшее время будет размещена в сети «Интернет».
Суд, заслушав участвующих в деле лиц, изучив и исследовав письменные материалы, считает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно части 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, решение, действие (бездействие) органов государственной власти, местного самоуправления, а также должностных лиц, если они нарушают права и свободы граждан, могут быть оспорены в суде.
В силу статьи 10 Федерального закона от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» государственные органы, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть «Интернет», в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети «Интернет», указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района.
Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 9 февраля 2009 года №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», среди прочего, информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемая указанными органами в сети «Интернет», в зависимости от сферы деятельности государственного органа, органа местного самоуправления содержит:
1) общую информацию о государственном органе, об органе местного самоуправления, в том числе:
а) наименование и структуру государственного органа, органа местного самоуправления, почтовый адрес, адрес электронной почты (при наличии), номера телефонов справочных служб государственного органа, органа местного самоуправления;
б) сведения о полномочиях государственного органа, органа местного самоуправления, задачах и функциях структурных подразделений указанных органов, а также перечень законов и иных нормативных правовых актов, определяющих эти полномочия, задачи и функции;
г) перечень подведомственных организаций (при наличии), сведения об их задачах и функциях, а также почтовые адреса, адреса электронной почты (при наличии), номера телефонов справочных служб подведомственных организаций;
2) информацию о нормотворческой деятельности государственного органа, органа местного самоуправления, в том числе:
а) нормативные правовые акты, изданные государственным органом, муниципальные правовые акты, изданные органом местного самоуправления, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведения о государственной регистрации нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;
б) тексты проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, внесенных в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенных в представительные органы муниципальных образований;
г) административные регламенты, стандарты государственных и муниципальных услуг;
е) порядок обжалования нормативных правовых актов и иных решений, принятых государственным органом, его территориальными органами, муниципальных правовых актов;
7) статистическую информацию о деятельности государственного органа, органа местного самоуправления, в том числе:
б) сведения об использовании государственным органом, его территориальными органами, органом местного самоуправления, подведомственными организациями выделяемых бюджетных средств;
8) информацию о кадровом обеспечении государственного органа, органа местного самоуправления, в том числе:
а) порядок поступления граждан на государственную службу, муниципальную службу;
в) квалификационные требования к кандидатам на замещение вакантных должностей государственной службы, вакантных должностей муниципальной службы;
г) условия и результаты конкурсов на замещение вакантных должностей государственной службы, вакантных должностей муниципальной службы;
9) информацию о работе государственного органа, органа местного самоуправления с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, в том числе:
в) обзоры обращений лиц, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, а также обобщенную информацию о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах.
В силу пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» одним из основных принципов противодействия коррупции является публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
Из материалов дела усматривается, что в сети «Интернет» на официальном сайте администрации Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия по адресу: http://kadoshkinorm.ru, имеется раздел, выделенный для размещения информации администрации Пушкинского сельского поселения.
Согласно акта осмотра сайта в сети «Интернет» от 5 августа 2014 года, составленного заместителем прокурора Кадошкинского района Республики Мордовия Д.А. Ситкиным, в присутствии понятых, а также выведенных на печать страниц интернет-сайта установлено, что на официальном сайте Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия имеется раздел Пушкинского сельского поселения, в котором размещены следующие сведения: сведения о вакантных должностях в администрации Пушкинского сельского поселения Кадошкинского муниципального района по состоянию на 1 июля 2014 года; реквизиты администрации, номер телефона, электронный адрес; информация о проведении общероссийского дня приема граждан в День Конституции Российской Федерации 12 декабря 2013 года; нормативно-правовые акты сессий Совета депутатов Пушкинского сельского поселения за период с 1 апреля 2011 года по 5 июня 2014 года; нормативно-правовые акты администрации Пушкинского сельского поселения Кадошкинского муниципального района за 2014 год; Устав Пушкинского сельского поселения Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия.
Таким образом, судом установлено, что администрацией Пушкинского сельского поселения Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия требования статьи 13 Федерального закона №8-ФЗ от 09 февраля 2009 года «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» выполняются не в полной мере.
На сайте отсутствует следующая информация: сведения о полномочиях органа местного самоуправления (размещены не в полном объеме), задачах и функциях структурных подразделений указанного органа; перечень подведомственных организаций, сведения об их задачах и функциях, а также почтовые адреса, адреса электронной почты (при наличии), номера телефонов справочных служб подведомственных организаций; сведения о внесении изменений в нормативные правовые акты администрации поселения, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведения о государственной регистрации нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации; тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенных в представительные органы муниципальных образований; административные регламенты, стандарты государственных и муниципальных услуг; порядок обжалования муниципальных правовых актов; информация об участии органа местного самоуправления в целевых и иных программах; информация о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности; сведения об использовании государственным органом, его территориальными органами, органом местного самоуправления, подведомственными организациями выделяемых бюджетных средств; порядок поступления граждан на муниципальную службу; квалификационные требования к кандидатам на замещение вакантных должностей муниципальной службы; условия и результаты конкурсов на замещение вакантных должностей государственной службы, вакантных должностей муниципальной службы; обзоры обращений граждан, а также обобщенную информацию о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах.
Указанные выше обстоятельства полностью подтверждаются собранными по делу доказательствами, имеющимися в материалах дела, сторонами по делу не оспариваются, и сомнений в их достоверности не вызывают.
Таким образом, суд приходит к выводу, что несоблюдение администрацией Пушкинского сельского поселения норм закона нарушает права и законные интересы граждан на доступ к информации о деятельности администрации Пушкинского сельского поселения, и соответственно является фактором, способствующим коррупционным проявлениям со стороны должностных лиц органов местного самоуправления.
Признавая бездействие администрации Пушкинского сельского поселения Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия незаконным, суд также возлагает на органы местного самоуправления обязанность в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу разместить на официальном сайте Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия в сети «Интернет» информацию о своей деятельности, предусмотренную подпунктами «а», «б», «г» пункта 1, подпунктами «а», «б», «г», «е» пункта 2, подпунктом «б» пункта 7, подпунктами «а», «в», «г» пункта 8, подпунктом «в» пункта 9 части 1 статьи 13 Федерального закона от 9 февраля 2009 года №8 - ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
заявление прокурора Кадошкинского района Республики Мордовия, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействия администрации Пушкинского сельского поселения Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия и о возложении обязанности устранить нарушения федерального законодательства, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Пушкинского сельского поселения Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия, выразившееся в неразмещении в сети «Интернет» информации о деятельности органов местного самоуправления.
Возложить на администрацию Пушкинского сельского поселения Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия обязанность в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу разместить в сети «Интернет» сведения, определенные подпунктами «а», «б», «г» пункта 1, подпунктами «а», «б», «г», «е» пункта 2, подпунктом «б» пункта 7, подпунктами «а», «в», «г» пункта 8, подпунктом «в» пункта 9 части 1 статьи 13 Федерального закона от 9 февраля 2009 года №8 - ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», а именно: сведения о полномочиях органа местного самоуправления (размещены не в полном объеме), задачах и функциях структурных подразделений указанного органа; перечень подведомственных организаций, сведения об их задачах и функциях, а также почтовые адреса, адреса электронной почты (при наличии), номера телефонов справочных служб подведомственных организаций; сведения о внесении изменений в нормативные правовые акты администрации поселения, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведения о государственной регистрации нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации; тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенных в представительные органы муниципальных образований; административные регламенты, стандарты государственных и муниципальных услуг; порядок обжалования муниципальных правовых актов; информация об участии органа местного самоуправления в целевых и иных программах; информация о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности; сведения об использовании государственным органом, его территориальными органами, органом местного самоуправления, подведомственными организациями выделяемых бюджетных средств; порядок поступления граждан на муниципальную службу; квалификационные требования к кандидатам на замещение вакантных должностей муниципальной службы; условия и результаты конкурсов на замещение вакантных должностей государственной службы, вакантных должностей муниципальной службы; обзоры обращений граждан, а также обобщенную информацию о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Мордовия через Кадошкинский районный суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Кадошкинского районного
суда Республики Мордовия В.А. Пужаев
1версия для печатиДело № 2-202/2014 ~ М-226/2014 (Решение)