ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-202/18- от 11.01.2018 Первомайского районного суда г. Ижевска (Удмуртская Республика)

Дело № 2-202/18-публиковать

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 января 2018 года г. Ижевск

Первомайский районный суд г. Ижевска, Удмуртской Республики в составе:

председательствующего – судьи Владимировой А.А.,

при секретаре – Мерзляковой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ТСН «ТСЖ «Корона» о признании действия по начислению платы за отопление незаконными, возложении обязанности прекратить начисление платы за отопление, произвести перерасчет платы за отопление, взыскании компенсации морального вреда, штрафа,

УСТАНОВИЛ:

В суд обратилась истица с иском к ответчику о признании действия по начислению платы за отопление незаконными, возложении обязанности прекратить начисление платы за отопление, произвести перерасчет платы за отопление, взыскании компенсации морального вреда, штрафа. В обоснование заявленных исковых требований указала, что с <дата> ФИО1 является собственником квартиры <адрес> в доме по адресу 426004, УР, <адрес>. Управление в данном доме осуществляет ТСН «ТСЖ «Корона».

С <дата> года в платежных документах на оплату жилищно- коммунальных услуг ей выставлялся долг от предыдущего собственника квартиры в размере 59773, 55руб.

В силу п. 5 ч. 2 ст. 153 Жилищного кодекса РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.

В связи с этим, считает, что предъявление долга за жилищно-коммунальные услуги за период владения имуществом предыдущим собственником ООО «Рико» незаконным.

Кроме того, со стороны ТСЖ «Корона» осуществляется начисление платы за коммунальную услугу по централизованному отоплению, в то время как данная коммунальная услуга в квартире <адрес> не предоставляется, поскольку в ней установлена система автономного газового отопления. При этом данное переустройство инженерного оборудования было реализовано предыдущими собственниками на основании Постановления Администрации Первомайского района города Ижевска Удмуртской Республики от <дата>, Акта приемочной комиссии от <дата>, согласно проекта от <дата> г.

Исходя из существующей степени благоустройства <адрес> невозможно предоставление коммунальной услуги по отоплению и начисление платы за данную услугу.

Получение тепла от окружающих помещений или внутридомовой инженерной системы отопления не может служить основанием для начисления платы за отопление в связи с тем, что из содержания пунктов 58, 61.2, 61.3 Методических указаний по расчёту регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утверждённых приказом Федеральной службы по тарифам от <дата>-э/2 следует, что расходы на оплату тепловой энергии, израсходованной на передачу тепловой энергии по тепловым сетям (расходы на компенсацию тепловых потерь через изоляцию трубопроводов тепловых сетей и с потерями теплоносителей) учитываются в тарифе на услуги по передаче тепловой энергии по тепловым сетям.

В связи с нарушениями в начислении платы за жилищно-коммунальные услуги ФИО1 обратилась в Прокуратуру Первомайского района города Ижевска. В ответе Прокуратуры от <дата> указано, что ТСН «ТСЖ «Корона» неправомерно начисляет плату за отопление квартире <адрес> при наличии индивидуального источника отопления и в адрес председателя правления ТСН «ТСЖ «Корона» вынесено представление об устранении нарушений закона с требованием произвести перерасчет за отопление.

В нарушение данного представления ТСН «ТСЖ «Корона» продолжает начислять плату за отопление, уменьшив сумму долга до 39 381,50 руб. При этом ответчик ссылается на то, что начисляет отопление якобы за потребление в местах общего пользования. Тогда как в соответствии с п. 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в шогоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 36.05.2011 г. № 354 оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.

<дата> в Удмуртии принято постановление Правительства УР , которым установлено, что во всех муниципальных образованиях сохраняется ранее действовавший способ оплаты отопления, исходя из круглогодичного внесения платежей. Исключения составляют <адрес> и <адрес>, где жители, начиная с отопительного сезона <дата> гг., будут оплачивать отопление по факту.

По состоянию на <дата> года за жилищно-коммунальные услуги переплачена сумма в размере: 25985,13 - 22022,75 = 3962,38 руб. Как видно из расчета истец оплачивает жилищно-коммунальные услуги за исключением отопления в полном объеме. Предъявление долга в размере 39381,50 руб. является незаконным. Соответственно ответчик обязан сделать перерасчет платы в сторону уменьшения на сумму 39381,50 руб. + 3962,38 руб. = 43343,88 руб.

Просит признать незаконным действия Товарищества собственников недвижимости «Товарищество собственников жилья «Корона» по начислению платы за отопление ФИО1. Обязать товарищество собственников недвижимости «Товарищество собственников жилья «Корона» прекратить начисление платы за отопление ФИО1 Обязать товарищество собственников недвижимости «Товарищество собственников жилья «Корона» произвести перерасчет платы в сторону уменьшения за сумму 43343,88 руб. Взыскать с товарищества собственников недвижимости «Товарищество собственников жилья «Корона» компенсацию морального вреда за нарушение права потребителя. Взыскать с товарищества собственников недвижимости «Товарищество собственников жилья «Корона» штраф в размере 50% от незаконно начисленных сумм за отказ от удовлетворения требований потребителя в добровольном порядке.

В ходе рассмотрения дела истец уточнила заявленные исковые требования, просит обязать товарищество собственников недвижимости «Товарищество собственников жилья «Корона» произвести перерасчет платы за содержание и ремонт жилого помещения, коммунальные услуги в сторону уменьшения на сумму 30498,91 руб., составляющих задолженность предыдущего собственника квартиры. Признать незаконным действия Товарищества собственников недвижимости «Товарищество собственников жилья «Корона» по начислению платы за отопление ФИО1 Обязать товарищество собственников недвижимости «Товарищество собственников жилья «Корона» прекратить начисление платы за отопление ФИО1 Обязать товарищество собственников недвижимости Товарищество собственников жилья «Корона» произвести перерасчет платы за отопление за период с <дата> по <дата> в сторону уменьшения на сумму 13562,97 руб. Признать незаконным действия Товарищества собственников недвижимости «Товарищество собственников жилья «Корона» по начислению платы за отопление, потребляемое в жилом помещении, принадлежащем ФИО1 Обязать товарищество собственников недвижимости «Товарищество собственников жилья «Корона» прекратить начисление платы за отопление, потребляемое в жилом помещении, принадлежащем ФИО1 Обязать товарищество собственников недвижимости «Товарищество собственников жилья «Корона» произвести перерасчет платы за отопление, потребляемое в жилом помещении, принадлежащем ФИО1 за период с <дата> по <дата> года в сторону уменьшения на сумму 11966,38 руб. Взыскать с товарищества собственников недвижимости «Товарищество собственников жилья «Корона» компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей за нарушение права потребителя. Взыскать с товарищества собственников недвижимости «Товарищество собственников жилья «Корона» штраф в размере 50% от незаконно начисленных сумм за отказ от удовлетворения требований потребителя в добровольном порядке.

В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены ФИО2, ФИО3

Определением суда от <дата> прекращено производство по делу в части требования: «обязать товарищество собственников недвижимости «Товарищество собственников жилья «Корона» произвести перерасчет платы за содержание и ремонт жилого помещения, коммунальные услуги в сторону уменьшения на сумму 30498,91 руб., составляющих задолженность предыдущего собственника квартиры» в связи с отказом от иска в указанной части.

В судебном заседании истица на удовлетворении исковых требований настояла в полном объеме, суду пояснила, что у них многоквартирный дом, три подъезда, крайние этажи 6-ти этажный по середине 9-ти этажный. Стояк по квартире проходит, но ответвлений нет. У нее верхний 6-ой этаж. В квартире газовое отопление, произвели это на основании постановления от <дата>.

В судебном заседании представитель истца ФИО4 на удовлетворении исковых требований настоял, суду пояснил, что централизованное отопление истец не получает. Имеется акт от <дата> Архитектуры, ни постановление, ни акт не оспорены. Все работы приняты. Работы приняты были не только в <дата>. Переоборудование было произведено законно в <дата> годах, с разрешения органа местного самоуправление. В их случае разрешение имелось, постановление Администрации, акт от <дата>, актом приемочный комиссии от <дата>. Кроме того на рабочем проекте есть виза Администрации района. Отопительная система полностью соответствует нормам. Не допускаются индивидуальные источники отопления, которые не указаны в нормативных актах РФ. Установка котла вполне допускается, потому что нормам соответствует. В тех.выписки указано, что в квартире истца индивидуальная система отопления. В данном случае установлено, что фактического потребления отопления у истца нет. Потери со стояков не могут быть основанием, чтобы возложить плату за отопление на истца. Согласно приказу потери все, которые происходят, они уже включены в тариф. Считают, что нужно освободить истца от оплаты централизованного отопления.

Суду также представлены письменные пояснения по иску из которых следует, что ТСЖ «Корона» осуществляет начисление платы за коммунальную услугу по централизованному отоплению, в то время как данная коммунальная услуга в квартире <адрес> не предоставляется, поскольку в ней установлена система автономного газового отопления. Данное переустройство инженерного оборудования выполнено предыдущим собственником в <дата> годах с разрешения Администрации Первомайского района г. Ижевска. Работы по переустройству инженерной системы отопления выполнены в полном соответствии с требованием действующего на тот момент законодательства. При наличии индивидуальной системы отопления в квартире <адрес> отсутствует централизованная система отопления, теплопринимающие устройства. Исходя из существующей степени благоустройства квартире истца невозможно предоставление коммунальной услуги по отоплению и начисление платы за данную услугу. Поскольку коммунальная услуга по отоплению самостоятельно производится истцом, то к нему применяются нормы п. 40, 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354. Соответственно истец оплачивает ресурсы, которые используются для самостоятельного производства коммунальной услуги по отоплению, а именно природный газ и холодную воду. Применение указанных норм к истцу не противоречит п. 36 Правил 354, поскольку расчет размера платы за коммунальные услуги в данном случае также осуществляется в порядке, установленном настоящими Правилами. Получение тепла от окружающих помещений или внутридомовой инженерной системы отопления не может служить основанием для начисления платы за отопление в связи с тем, что из содержания пунктов 58, 61.2, 61.3 Методических указаний по расчёту регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утверждённых приказом Федеральной службы по тарифам от <дата> следует, что расходы на оплату тепловой энергии, израсходованной на передачу тепловой энергии по тепловым сетям (расходы на компенсацию тепловых потерь через изоляцию трубопроводов тепловых сетей и с потерями теплоносителей) учитываются в тарифе на услуги по передаче тепловой энергии по тепловым сетям. Таким образом, предъявление платы за централизованное отопление истцу незаконно. Соответственно за период владения истцом квартирой 22 до момента рассмотрения спора, т.е. с <дата> по <дата> ответчик обязан сделать перерасчет платы в сторону уменьшения на сумму 13562,97 руб. (подробно расчет требований представлен в п. 2 приложения 1 к ходатайству об уточнении исковых требований). При отсутствии 100% оприборенности квартир индивидуальными приборами учета тепловой энергии действующее законодательство п. 42(1) Правил 354 не предусматривает возможность разделения платы за отопление на индивидуальное потребление и отопление, потребляемое в целях содержания общего имущества. При применении такого расчета истец за спорный период с <дата> года по <дата> года обязан был оплатить долю в отоплении, потребляемом в целях обогрева мест общего пользования в размере 1612,51 руб.

В судебном заседании представитель ответчика ФИО5, действующая на основании доверенности исковые требования не признала в полном объеме, суду пояснила, что по правилам №354 вся тепловая энергия распределяется пропорционально их собственности. Общий объем распределяется по нормативам, пропорционально площади. Отсутствует возможность определить точку поступления, поскольку отсутствуют приборы учета. Не понятно, из какого источника отапливается помещение. Потеря от стояка вертикального, насколько он изолирован определить они не могут, поскольку экспертами не являются. Прежде всего при рассмотрении данного спора необходимо учитывать в соответствии с тех.документацией, вносились ли изменения в проект системы отопления. Таких документов также не имеется, истцом представлен только проект альтернативного отопления, никаких документов о внесении изменений в отопление в дом в целом не представлено. Такие изменения не согласовывались, МКД является домом с централизованным отоплением. Если дом отапливается централизованным отоплением оплату за отопление должны вносить все собственники. Оснований для удовлетворения исковых требований не имеется. Считают, что установка не согласована, поскольку изначально содержание работ не содержало. Тот факт, что фактического потребления не имеется, это ни чем не установлено. В соответствии с п.40 №354 Правил потребитель должен вносить плату. Фактически газовый котел в квартире как масляный радиатор, можно включить можно выключить. От других квартир питаются отоплением, если у истца в квартире выключено отопление.

Суду также представлены письменные возражения на иск из которых следует, что многоквартирный дом, в котором расположено принадлежащее ФИО1 помещение, подключён к централизованной системе теплоснабжения, а местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации или теплосетевой организации либо в точке подключения к бесхозяйной тепловой сети (п. 5 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ, ред. от 29.12.2014 г.) «О теплоснабжении», п. 2 Правил №808).

Отключение отдельных собственников помещений в многоквартирном доме от централизованной системы отопления в ходе переустройства жилого или нежилого помещения, не является правовым основанием для освобождения потребителей услуг по отоплению от обязанности по внесению платы за коммунальные услуги по отоплению.

Согласно статье 36 ЖК РФ, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, бремя содержания которого предусмотрено статьёй 39 ЖК РФ. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несёт собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.

Система центрального отопления многоквартирного дома относится к общему имуществу, и услуга по отоплению предоставляется как для индивидуального потребления, так и на общедомовые нужды: система центрального отопления частично передаёт тепло конструктивным, несущим и ограждающим элементам помещения (здания).

Отказ потребителя от снабжения тепловой энергией через присоединённую сеть РСО не влечёт за собой отказ от доли в общем имуществе собственников в части доли во внутридомовой системе теплоснабжения, которая остаётся подключённой к сетям теплоснабжения РСО и продолжает осуществлять функции по передаче тепловой энергии. Поэтому демонтаж приборов отопления (радиаторов) фактически не прекращает потребление собственником жилого помещения в многоквартирном доме услуги теплоснабжения. Отключение отдельных собственников помещений в многоквартирном доме от централизованной системы отопления не является правовым основанием для освобождения их от обязанности по внесению платы за коммунальные услуги по отоплению, поскольку они остаются потребителями тепловой энергии.

Пунктом 40 Постановления Правительства РФ от 6.05.2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» предусмотрено, что потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).

Потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом(нежилом) помещении и плату за её потребление на общедомовые нужды. Данный абзац пункта введён в действие постановлением Правительства РФ от 16.04.2013 г. № 344, вступившего в силу в соответствующей части с 1.06.2013 г.

Правительством Российской Федерации, в чью компетенцию в соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ входит установление порядка определения нормативов потребления коммунальных услуг, не урегулирована возможность определения раздельно норматива потребления в отношении отопления на общедомовые нужды и норматива потребления в жилом (нежилом) помещении, так как действующее нормативно-правовое регулирование не предусматривает возможность перехода одного или нескольких жилых помещений в многоквартирном доме с центральным теплоснабжением на иной вид индивидуального отопления.

ТСН «ТСЖ «Корона» в силу действующего законодательства при определении размера платы обязан применять Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённые Постановлением Правительства РФ от 6.05.2011 г. № 354.

Согласно п.3 Правил разъяснения по их применению даёт Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Как указывает министерство в своём письме от 2.09.2016 г размер платы за коммунальную услугу по отоплению подлежит определению в одинаковом установленном Правилами № 354 порядке (с применением соответствующих расчётных формул) во всех жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома, вне зависимости от условий отопления отдельных помещений в многоквартирном доме, в т.ч. в отсутствии обогревающих элементов, установленных в помещении, присоединённых к централизованной внутридомовой инженерной системе отопления, при подключении многоквартирного дома к централизованной системе теплоснабжения.

В соответствии с пунктом 40 Правил № 354 потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за её потребление на общедомовые нужды. Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объёма потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учёта, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Так как многоквартирный дом, в котором расположено принадлежащее ФИО1 жилое помещение оснащён общедомовыми приборами учёта тепловой энергии, размер платы за отопление в отдельных помещениях дома определяется по формуле 3 Правил №354.

Учитывая изложенное, на лицевой счёт ФИО1 будет продолжено начисление платежей за отопление в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, а прекращение договорных отношений возможно после отключения всего дома от системы централизованного теплоснабжения.

Поскольку система теплоснабжения многоквартирного дома представляет собой единую систему, состоящую из стояков, обогревающих элементов, регулирующей запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учёта тепловой энергии и другого оборудования, расположенного на этих сетях, проект переустройства должен быть разработан на реконструкцию системы отопления многоквартирного дома в целом.

ФИО1 ранее были представлены в ТСН «ТСЖ «Корона» копии документов в подтверждение позиции о согласовании проекта по автономному газовому отоплению квартиры <адрес>.

Действующими нормами и правилами федерального законодательства не предусмотрено сочетание централизованного отопления многоквартирных домов и индивидуального отопления отдельных квартир. В этой связи решение об изменении схемы теплоснабжения может быть принято органами местного самоуправления только в случае перевода всех помещений в многоквартирном доме на индивидуальное отопление с отключением такого дома от системы централизованного отопления.

В представленной копии постановления Администрации Первомайского района г.Ижевска от <дата>г. о переустройстве инженерного оборудования и перепланировке квартиры по адресу: <адрес> отсутствуют сведения о согласовании изменений в части установки газового котла и системы автономного отопления. Постановлением от <дата>г. согласовано устройство ванной комнаты площадью 5,52кв.м. на площади шкафа, кухни, коридора, устройстве нового дверного проема в стене между кухней и комнатой (эксп.), увеличение площади кухни на 3,77кв.м., жилой комнаты (эксп.6) на 2,85 кв.м, за счет площади лоджий, в которых выполнено утепление ограждающих конструкций. Постановление выдано одному из предыдущих собственников квартиры ФИО6

Наличие согласованного проекта автономной системы газового отопления не является подтверждением согласования в установленном законом порядке переустройства жилого помещения.

Правоотношения, складывающиеся в процессе обеспечения устойчивого и надежного предоставления тепловой энергии потребителей, урегулированы Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении».

Согласно пункта 15 статьи 14 Закона 190 переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения, запрещается.

Указанный запрет также отражен в Постановлении Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее - Правила 354), согласно пункта 35 которых, потребитель не вправе: самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, предусмотренных проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом; несанкционированно подключать оборудование потребителя к внутридомовым инженерным системам или к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения напрямую или в обход приборов учета, вносить изменения во внутридомовые инженерные системы.

Документов, подтверждающих согласование автономного газового отопления в квартире <адрес> и отключения квартиры от автономной системы централизованного отопления дома не представлено.

Просят в удовлетворении исковых требований отказать.

Дело рассмотрено в отсутствие третьих лиц, уведомленных о дне и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Суд, выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела, пришел к следующему выводу.

Как установлено судом и следует из материалов дела, с <дата> ФИО1 является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, что следует из выписки из ЕГРН от <дата>.

В указанной квартире в настоящее время зарегистрированы: ФИО3, ФИО1, ФИО2, что следует из копии поквартирной карточки.

Управление в данном доме осуществляет ТСН «ТСЖ «Корона».

Многоквартирный <адрес> г.Ижевска подключён к централизованной системе теплоснабжения.

Истцу ежемесячно начисляется плата за отопление, что следует из представленных суду платежных документов.

Истец в обоснование заявленных исковых требований указывает на наличие в квартире индивидуальной системы отопления.

В подтверждение обоснованности своих доводов истцом представлены постановление Администрации Первомайского района г.Ижевска от <дата> о переустройстве инженерного оборудования и перепланировке квартиры, рабочий проект, заключение по результатам проверки от <дата>, заключение на проект газификации от <дата>, акт от <дата>, акт от <дата>, акт на скрытые работы, акт приемочной комиссии от <дата>, из которых следует, что в квартире истца выполнена автономная система газового отопления с резервным электрокотлом. Система автономного газового отопления отключена от центральной системы отопления дома.

Исковые требования не подлежат удовлетворению исходя из следующего.

Правоотношения по поводу предоставления коммунальных услуг регулируются жилищным законодательством, состоящим из ЖК РФ, принятых в соответствии с ним других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (ч. 2 ст. 5, п. 10 ч. 1 ст. 4 ЖК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 36 ЖК РФ к общему имуществу в многоквартирном доме относятся, в частности, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.

В соответствии с п. 1 ст. 290 ГК РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.

Из п. 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, следует, что в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.

Ч. 2 ст. 154 ЖК РФ установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме состоит из платы за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, взноса на капитальный ремонт и платы за коммунальные услуги.

В силу ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Ст. 158 ЖК РФ установлена обязанность собственника помещения в многоквартирном доме нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения и взносов за капитальный ремонт.

В соответствии с подп. "е" п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, отопление - это подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в п. 15 приложения N 1 к настоящим Правилам.

П. 40 указанных Правил установлено, что потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме.

Потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Таким образом, поскольку, как установлено судом, квартира истца находится в многоквартирном доме, она, наряду с оплатой потребленных коммунальных услуг, несет обязанность по оплате услуг на общедомовые нужды, к которым, помимо прочих, отнесены услуги по отоплению.

В этой связи освобождение собственника жилого помещения от платежей за услугу отопления противоречит жилищному законодательству, нарушает права и законные интересы других лиц, в том числе собственников иных жилых помещений.

Из изложенного следует, что плата за коммунальную услугу - тепловая энергия в многоквартирном доме начисляется всем потребителям в одинаковом порядке и зависит только от общей площади занимаемых помещений. Снижение платы за услуги отопления соразмерно уменьшению тепловой нагрузки в жилом и нежилом помещении (при демонтаже, отключении, уменьшении поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении согласно проектной и (или) технической документации на многоквартирный дом, равно как и снижение температуры воздуха в жилом помещении при помощи термостатических регуляторов, ограничивающих количество тепла, поступающего в отопительные приборы) многоквартирных домов вышеуказанными Правилами не предусмотрено. Услуга отопления не может предоставляться автономно в каждом отдельном помещении многоквартирного дома.

Перевод отдельных помещений в многоквартирном доме с централизованной системы отопления на индивидуальное (альтернативное) отопление не означает, что собственниками таких помещений полностью прекратилось потребление тепловой энергии на обогрев непосредственно помещений с демонтированными (отключенными) отопительными приборами, а также в объеме, приходящемся на общедомовые нужды, так как одним из источников теплоснабжения данных помещений будет являться отдача тепла стояками центрального отопления, проходящими через все помещения в многоквартирном доме, которые невозможно отключить без нарушения прав и законных интересов иных лиц, проживающих в этом доме.

Потребление тепловой энергии на отопление помещений общего пользования в многоквартирном доме подлежат оплате собственниками помещений вне зависимости от факта пользования услугами отопления внутри принадлежащих им помещений.

Таким образом, право потребителей на отказ от предоставления и оплаты услуг централизованного отопления в многоквартирном доме, подключенном к централизованной системе отопления, может быть реализовано посредством отключения от централизованной системы отопления многоквартирного дома в целом, а не отдельных его помещений, что возможно осуществить в рамках реконструкции многоквартирного дома, с внесением соответствующих изменений в технический паспорт данного дома.

Отключение отдельных собственников помещений в многоквартирном доме от централизованной системы отопления в ходе переустройства жилого помещения, не является правовым основанием для освобождения потребителей услуг по отоплению от обязанности по внесению платы за коммунальные услуги по отоплению.

С учетом изложенного наличие разрешения на переустройство инженерного оборудования жилого помещения не освобождает собственника жилого помещения от обязанности внесения платы по отоплению.

Исходя из изложенного суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований к ТСН «ТСЖ «Корона» о признании действия по начислению платы за отопление незаконными, возложении обязанности прекратить начисление платы за отопление, произвести перерасчет платы за отопление.

Каких-либо незаконных действий ответчика по начислению истцу платы за отопление судом не установлено, не имеется оснований для удовлетворения требований истца о взыскании компенсации морального вреда.

Поскольку в удовлетворении исковых требований истцу отказано, отсутствуют основания для взыскания с ответчика штрафа в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» (п.6 ст.13).

руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к ТСН «ТСЖ «Корона» о признании действия по начислению платы за отопление незаконными, возложении обязанности прекратить начисление платы за отопление, произвести перерасчет платы за отопление, взыскании компенсации морального вреда, штрафа – оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения через Первомайский районный суд г. Ижевска УР.

Мотивированное решение суда изготовлено <дата>.

Судья: А.А. Владимирова