Дело №2-202/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Пыть-Ях 19 марта 2020 года
Пыть-Яхский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:
председательствующего судьи Старшиновой Н.В. | |
при ведении протокола помощником судьи Гуськовой И.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Муниципального казенного учреждения Администрация города Пыть-Яха к ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения и по встречному иску ФИО1, ФИО2, ФИО3к администрации города Пыть-Ях о признании права на избранный способ расселения временного строения,
установил:
администрация г. Пыть-Яха обратилась в суд к ответчикам с иском об истребовании из чужого незаконного владения земельного участка, право государственной собственности на который не разграничено. Исковые требования мотивированы тем, что в рамках реализации муниципальной программы «Развитие жилищной сферы в городе Пыть-Яхе» от 10.12.2018 №429-па, принятой в соответствии с требованиями постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 05.10.2018 №346-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие жилищной сферы», было установлено, что в балке, расположенном на земельном участке, находящемся в ведении муниципального образования, по адресу: ХМАО - Югра, , проживают ответчики, занимают земельный участок без правоустанавливающих документов. Ссылаясь на положения ст.ст.60,72,76 Земельного кодекса Российской Федерации, ст.3.1 ФЗ от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», ст.301 Гражданского кодекса Российской Федерации, истец просит суд возложить на ответчиков обязанность освободить в течение 30 дней с момента вступления решения в законную силу земельный участок, расположенный по адресу: ХМАО - Югра, , ориентировочной площадью кв. м., от размещенного на нём временного строения, приспособленного для проживания и деревянного ограждения. В случае неисполнения решения суда в установленный срок предоставить истцу право совершить вышеуказанные действия за счет ответчиков с взысканием понесенных расходов.
Ответчики обратились в суд с встречным иском о признании права на способ расселения временного строения в рамках реализации муниципальной программы «Развитие жилищной сферы в городе Пыть-Яхе», указывая, что спорное временное строение было предоставлено отцу ФИО1 ФИО8. На данное строение ее отцу было выдано регистрационное удостоверение за подписью председателя исполкома поселкового совета народных депутатов с правом на проживание в строении членов его семьи – супруги ФИО9 и дочерей . В году ее отец выехал на постоянное место жительство в другое место, истец осталась проживать в строении с матерью и сестрой, с конца года по в балке вынужденно не проживала. После того, как балок освободился, вновь стала проживать в нём совместно с супругом и детьми. Письмом администрации города от №ей было отказано в признании участником мероприятия «Ликвидация и расселение приспособленных для проживания строений» со способом расселения путем предоставления субсидии для приобретения жилого помещения в собственность в виду отсутствия сведений о прохождении инвентаризации по состоянию на . С данным отказом истец не согласна, полагая, что имеет право получить меру социальной поддержки в виде предоставления субсидии для приобретения жилого помещения в собственность на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в размере % от расчетной стоимости жилья, поскольку факт ее проживания в балке подтвержден документально, на территории города она проживает более лет.
С учетом уточнений просит признать ее право на участие в мероприятии по ликвидации и расселению приспособленных для проживания строений (балочных массивов), расположенных на территории муниципального образования город Пыть-Яха муниципальной программы «Развитие жилищной сферы в городе Пыть-Яхе» со способом расселения временного строения в виде предоставления субсидии для приобретения жилого помещения в собственность на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в размере % от расчетной стоимости жилья на состав семьи из пяти человек.
В судебном заседании представитель администрации г. Пыть-Яха ФИО6 требования первоначального иска поддержала по изложенным в нем доводам и основаниям, в удовлетворении встречного иска просит отказать, полагая, что истцы по встречному иску не соответствует условиям муниципальной программы для признания участниками программных мероприятий путем предоставления субсидии, поскольку отсутствуют сведения о прохождении инвентаризации по состоянию на и ранее, также истцами не представлено доказательств того, что они проживают на территории города более лет и временное строение является их местом жительства.
Ответчики ФИО1 и ФИО2 в судебном заседании с требованиями первоначального иска не согласны, встречный иск поддержали полностью по изложенным в нем основаниям с учетом уточнений.
Ответчик ФИО3 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил. Суд с учетом мнения сторон, руководствуясь ч.4 ст.197 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав доводы сторон, добросив свидетеля, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В силу ст.ст.25,26 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами и подлежат государственной регистрации.
Согласно ст.3.1 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» спорный земельный участок относится к земельным участкам, право государственнойсобственности на который не разграничено.
Согласно статье 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами не установлено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими. Распоряжение земельным участками, государственная собственность на которые не разграничена осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа.
Муниципальный контроль за использованием земель на территории муниципального образования согласно ст.72 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляется органом местного самоуправления.
В силу ст.ст.16,72 Земельного кодекса Российской Федерации, п.20 ч.1 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.ст.71,72 Закона Российской Федерации «О местном самоуправлении в Российской Федерации», Устава г. Пыть-Яха, в настоящее время функции по распоряжению земельными участками, не принадлежащими гражданам и юридическим лицам, как и контроль за их использованием на территории муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, поскольку разграничение государственной собственности на землю не произведено.
Из представленных суду документов усматривается, что временный поселок «» расположен в черте города . Таким образом, в настоящее время администрация г. Пыть-Яха, как орган местного самоуправления, вправе распоряжаться землями, находящимися в границах временного поселка «» .
Как установлено судом, администрацией г. Пыть-Яха в рамках реализации муниципальной программы «Развитие жилищной сферы в городе Пыть-Яхе» осуществлена проверка использования земельного участка, ориентировочной площадью кв. м., по адресу: , в результате которой установлено, что на данном участке находится временное строение (балок), приспособленное для проживания. Земельный участок огорожен забором. Решение о предоставлении указанного земельного участка муниципалитетом не принималось, земельный участок каким-либо физическим или юридическим лицам под размещенное на нем временное строение не предоставлялся.
Из ответа и.о. начальника отдела территориального развития администрации города от , копии схемы градостроительного зонирования следует, что спорный земельный участок расположен в зоне .
Из заявления ответчика на участие в мероприятии, копии распоряжения администрации города от , копии уведомления начальника управления по жилищным вопросам от , следует, что ответчикам отказано в признании участниками программных мероприятий по ликвидации и расселению балочных массивов, расположенных на территории муниципального образования город Пыть-Ях в виду отсутствия сведений о прохождении инвентаризации по состоянию на .
Статьей 301 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что собственник вправе истребовать своё имущество из чужого незаконного владения.
Исходя из смысла ст.305 Гражданского кодекса Российской Федерации защита прав владельца, не являющегося собственником, осуществляется наравне с правами собственника.
В силу ст.60 ЗК РФ положение, существовавшее до нарушения права на земельный участок, должно быть восстановлено, а действия, нарушающие право на земельный участок или создающие угрозу его нарушения, пресечены.
Согласно требованиям ст.76 Земельного кодекса Российской Федерации, ст.ст.301,305 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.
Значимыми обстоятельствами для разрешения данного спора являются правомерность использования земельного участка и размещения на нем временного строения, приспособленного для проживания.
Частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В нарушение указанной нормы, ответчиками не представлено суду доказательств, свидетельствующих о законности занятия земельного участка и размещения на нем временного строения (балка), приспособленного для проживания.
Как установлено судом спорный земельный участок для размещения на нем временного строения семье ответчиков не предоставлялся, таким образом, факт самовольного занятия земельного участка нашел свое подтверждение в ходе судебного заседания.
При изложенных обстоятельствах, требования первоначального иска о возложении на ответчиков обязанности по освобождению земельного участка основаны на законе.
В соответствии с ч.1 ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
Разрешая требования встречного иска, суд исходит из следующего.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.Согласно ч.2 ст.5 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
В силу ч.6 ст.5 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъектов РФ могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов.
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05.10.2018 №346-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие жилищной сферы» утверждена Государственная программа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие жилищной сферы» (далее - государственная программа).
Пунктом 55 приложения № 9 к государственной программе установлен механизм предоставления социальных выплат гражданам, включенным органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа в реестры строений на , являющимся участниками программ (подпрограмм, мероприятий) муниципальных образований автономного округа по ликвидации и расселению приспособленных для проживания строений.
В соответствии с пунктом 55.2 вышеуказанного приложения к государственной программе порядок, размер и условия предоставления социальных выплат участникам мероприятия устанавливаются в программах муниципальных образований автономного округа.
В соответствии с ч.1 ст.7 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» (далее - Федеральный закон №131-ФЗ) по вопросам местного значения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
На основании ч.3 ст.7 Федерального закона №131-ФЗ муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
Руководствуясь ст.33 Устава города Пыть-Яха глава города Пыть-Яха, в пределах своих полномочий, издает постановления администрации города Пыть-Яха по вопросам местного значения.
В настоящее время на территории муниципального образования действует муниципальная программа «Развитие жилищной сферы в городе Пыть-Яхе», утвержденная постановлением администрации города Пыть-Ях от 10.12.2018 №429-па (с изменениями, внесенными постановлением администрации от города от 28.02.2020 №63-па). В рамках этой программы осуществляются мероприятия по ликвидации и расселению приспособленных для проживания строений (балочных массивов), расположенных на территории муниципального образования город Пыть-Ях.
Пункт 2 Механизма реализации мероприятия «Ликвидация и расселение приспособленных для проживания строений (балочных массивов), расположенных на территории муниципального образования г. Пыть-Ях» подпрограммы II «Содействие развитию жилищного строительства» (Приложение №2 к муниципальной программе «Развитие жилищной сферы в городе Пыть-Яхе») определяет понятийный аппарат правового акта, в котором указывает, что участником мероприятия является признанный таковым гражданин Российской Федерации, проживающий в строении, включенном в реестр приспособленных для проживания строений, расположенных на территории муниципального образования город Пыть-Ях на и прошедший инвентаризацию (по состоянию на ).
Местом жительства гражданина для целей настоящей программы является строение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Факт места жительства в приспособленном для проживания строении может быть установлен в судебном порядке.
Членом семьи участника программы признаются граждане Российской Федерации, постоянно проживающие совместно с участником мероприятия: его супруг (супруга), родители, дети и другие родственники, постоянно проживающие в г. Пыть-Ях с даты не позднее . При этом степень родства определяется на основании подтверждающих документов (свидетельство о заключении брака, свидетельство о рождении) по состоянию на .
Период проживания членов семьи определяется исходя из наиболее ранней даты вселения по месту жительства в строение одного из членов семьи.
Субсидия или социальная выплата - мера социальной поддержки, направленная на обеспечение жилыми помещениями участников мероприятия.
Членом семьи участника программы признаются граждане Российской Федерации, постоянно проживающие совместно с участником мероприятия: его супруг (супруга), родители, дети и другие родственники, постоянно проживающие в г. Пыть-Ях с даты не позднее . При этом степень родства определяется на основании подтверждающих документов (свидетельство о заключении брака, свидетельство о рождении) по состоянию на .
Период проживания членов семьи определяется исходя из наиболее ранней даты вселения по месту жительства в строение одного из членов семьи.
Способы расселения участников мероприятия определены пунктами .
В соответствии с абз.2 п.1 Механизма в случае отсутствия сведений (акта инвентаризации) о проживающих в строении гражданах по состоянию на , граждане могут быть признаны участниками программных мероприятий при совокупности следующих условий: наличия сведений, что занимаемое строение является местом жительства гражданина (для граждан, претендующих на получение субсидии); прохождение инвентаризации в более ранние периоды; фактическое проживание в занимаемом строении в настоящее время.
Как установлено судом, единственным основанием для отказа в признании истцов участниками программных мероприятий явилось отсутствие сведений о прохождении инвентаризации по состоянию на .
Согласно копии анкеты лица, проживающего в непригодном для жилья помещении (балке/вагоне) от на момент проведения инвентаризации в балке по адресу: никто не проживал.
Факт прохождения инвентаризации ФИО1 и ФИО3 в более ранний период, а именно в году, не оспаривается представителем администрации города в настоящем судебном заседании.
Исследованные в судебном заседании письменные доказательства: копия выписки из протокола заседания общественной комиссии от ; копия поквартирной карточки о регистрации по месту жительства ФИО1; копия регистрационного удостоверения на временное строение от ; копия свидетельства о заключении брака между ФИО2 и ФИО11 от ; копия свидетельства о рождении ФИО4 от ; копия свидетельства о рождении ; копия свидетельства о рождении ФИО12 от ; справка об обучении ФИО3 от ; копия выписки из алфавитной книги записи учащихся от об обучении ФИО11; копия выписки из алфавитной книги записи учащихся МБОУ СОШ от ; копия трудовой книжки ФИО1 от ; справка от о посещении МДОАУ ЦРР д/с «»; справка от об обучении .; справка от о посещении МДОАУ ЦРР д/с «»; справка об обучении от ; справка об обучении от ; сведения из БУ «» от и объяснения сторон в их совокупности позволяют суду сделать вывод о том, что временное строение, расположенное по адресу: является для истцов их местом жительства, в котором они фактически проживают в настоящее время, при этом ФИО1 на территории города Пыть-Яха проживает более лет.
Оценив условия муниципальной программы и представленные суду доказательства в их совокупности, суд считает, что истцы по встречному иску имеют право на участие в муниципальной программе со способом расселения временного строения путем предоставления субсидии в размере % от расчетной стоимости жилья для приобретения жилого помещения в собственность на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, в связи с чем требования встречного иска подлежат удовлетворению.
Исходя из положений пункта Механизма реализации мероприятия «Ликвидация и расселение приспособленных для проживания строений (балочных массивов), расположенных на территории муниципального образования г. Пыть-Ях» суд полагает возможным возложить на ответчиков обязанность по освобождению спорного земельного участка от размещённого на этом земельном участке временного строения, приспособленного для проживания и деревянного ограждения в течение 14 дней с момента перечисления субсидии или социальной выплаты-меры социальной поддержки для приобретения жилого помещения в собственность на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, либо с момента подписания акта приема-передачи жилого помещения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.60,71,72 Земельного кодекса Российской Федерации, ст.ст.304,305 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.ст.6,12,56,67,194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
исковые требования муниципального казенного учреждения Администрация города Пыть-Яха – удовлетворить.
Возложить на ФИО1, ФИО2, ФИО3, обязанность по освобождению земельного участка, право государственной собственности на который не разграничено, находящегося в ведении муниципального образования городской округ город , ориентировочной площадью кв. м., от размещённого на этом земельном участке временного строения, приспособленного для проживания и ограждения в течение дней с момента перечисления субсидии или социальной выплаты-меры социальной поддержки для приобретения жилого помещения в собственность на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, либо с момента подписания акта приема-передачи жилого помещения.
В случае неисполнения ответчиками решения в установленный срок предоставить МКУ Администрация г. Пыть-Яха право совершить вышеуказанное действие по освобождению земельного участка с последующим взысканием расходов с ответчиков.
Встречный иск – удовлетворить.
Признать право ФИО1, ФИО2, ФИО3на участие в мероприятии «Ликвидация и расселение приспособленных для проживания строений (балочных массивов), расположенных на территории муниципального образования г. Пыть-Ях» подпрограммы «Содействие развитию жилищного строительства», муниципальной программы «Развитие жилищной сферы в городе Пыть-Яхе», утвержденной постановлением администрации г. Пыть-Ях №429-па от 10.12.2018, в виде предоставления субсидии для приобретения в собственность жилого помещения на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в размере % от расчетной стоимости жилья.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры через Пыть-Яхский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированный текст решения изготовлен 25 марта 2020 года.
Председательствующий судья (подпись) Н.В. Старшинова