Дело № 2-202/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 сентября 2020 года рп. Локня Псковская область
Бежаницкий районный суд Псковской области в составе:
председательствующего Апетёнок Л.Р.,
с участием старшего помощника Великолукского транспортного прокурора Афанасьевой А.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Егоровой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Великолукского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «РЖД» об устранении нарушений законодательства о защите прав пассажиров,
установил:
Великолукский транспортный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ОАО «РЖД» об устранении нарушений законодательства о защите прав пассажиров, в обоснование требований указав, что Великолукской транспортной прокуратурой на железнодорожном вокзале Локня производственного участка пассажирских обустройств № 3 (Новосокольники) Санкт-Петербург – Витебского регионального участка пассажирских обустройств Октябрьской дирекции пассажирских обустройств – структурного подразделения Центральной дирекции пассажирских обустройств – филиала ОАО «РЖД», проведена проверка соблюдения требований законодательства о защите прав пассажиров, в том числе инвалидов. Проверкой установлено, что в нарушение требований ч.3 ст. 15 ФЗ № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ч.5 ст.80.1 Устава железнодорожного транспорта, п.3 Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров, на железнодорожном вокзале станции Локня не имеется работников, прошедших инструктирование и обучение по вопросам, связанным с обслуживанием пассажиров из числа инвалидов. Кроме того, в нарушение ч.2 ст.15 Федерального закона № 181-ФЗ, ч.1 ст.80.1 Устава железнодорожного транспорта, подп. «г» п.5.1 Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров, вокзал станции Локня не оборудован низкорасположенными телефонами с функцией регулирования громкости, текстофонами для связи со службами информации, экстренной помощи. Наряду с этим, на вокзале станции Локня не производится дублирование необходимой для пассажиров из числа инвалидов звуковой и зрительной информации, в том числе о времени отправления и прибытия поездов, стоимости проезда пассажиров и перевозок багажа, грузобагажа, времени работы железнодорожных билетных касс, что нарушает требования ч.2 ст.15 Федерального закона № 181-ФЗ, ч.2 ст.80.1 Устава железнодорожного транспорта, подп. «з» п.5.1 Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров. Также проверкой установлено, что вопреки требованиям ч.2 ст.15 Федерального закона № 181-ФЗ, ч.1 ст.80.1 Устава железнодорожного транспорта, п.п. «а,б» п.5.1 Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров, п.6.2.3 Свода Правил СП 59.13330.2016 в помещении вокзала отсутствуют тактильно-контрастные предупреждающие указатели, обеспечивающие беспрепятственный вход и выход из вокзала, а также позволяющие самостоятельно передвигаться по территории вокзала. Помимо этого, в нарушение ст.80 Устава железнодорожного транспорта, п.3.1.17, 3.5.7, 3.5.10 Санитарных правил СП 2.5.1198-03, п. 6.3.1 СП 59.13330.2016 на железнодорожном вокзале станции Локня отсутствует туалет, оборудованный специальной кабиной для инвалидов. Выявленные обстоятельства свидетельствуют о нарушении действующего федерального законодательства, прав пассажиров и инвалидов на качественное обслуживание на железнодорожном вокзале и на беспрепятственное пользование транспортными услугами. В целях устранения данных нарушений 17 апреля 2019 года Великолукской транспортной прокуратурой в адрес начальника производственного участка пассажирских обустройств № 3 (Новосокольники) Санкт-Петербург – Витебского регионального участка пассажирских обустройств – структурного подразделения Центральной дирекции пассажирских обустройств – филиала ОАО «РЖД» внесено представление об устранении нарушений законодательства, регулирующего вопросы защиты прав пассажиров на железнодорожном транспорте. Из ответа на представление установлено, что выявленные Великолукской транспортной прокуратурой нарушения нашли свое подтверждение, однако надлежащие меры по их устранению не предприняты. В связи с изложенным, Великолукский транспортный прокурор просил суд обязать ОАО «РЖД» устранить нарушения законодательства о защите прав пассажиров, в том числе инвалидов, на железнодорожном вокзале станции Локня Октябрьской дирекции пассажирских обустройств – структурного подразделения Центральной дирекции пассажирских обустройств – филиала ОАО «РЖД», для чего организовать проведение инструктирования и обучения ответственного работника железнодорожного вокзала станции Локня по вопросам, связанным с обслуживанием пассажиров из числа инвалидов; обеспечить на железнодорожном вокзале станции Локня дублирование необходимой для пассажиров из числа инвалидов звуковой и зрительной информации, в том числе о времени отправления и прибытия поездов, стоимости проезда пассажиров и перевозки багажа, грузобагажа, времени работы железнодорожных билетных касс; оборудовать железнодорожный вокзал станции Локня низкорасположенными телефонами с функцией регулирования громкости, текстофонами для связи со службами информации, экстренной помощи; оборудовать помещение железнодорожного вокзала станции Локня тактильно-контрастными предупреждающими указателями, обеспечивающими беспрепятственный вход и выход из вокзала, а также позволяющими самостоятельно передвигаться по территории вокзала; оборудовать на железнодорожном вокзале станции Локня туалет специальной кабиной для инвалидов, а также установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Определением Бежаницкого районного суда Псковской от 25 сентября 2020 года производство по делу в части обязания ОАО «РЖД» организовать проведение инструктирования и обучения ответственного работника железнодорожного вокзала станции Локня по вопросам, связанным с обслуживанием пассажиров из числа инвалидов; обеспечить на железнодорожном вокзале станции Локня дублирование необходимой для пассажиров из числа инвалидов звуковой и зрительной информации, в том числе о времени отправления и прибытия поездов, стоимости проезда пассажиров и перевозки багажа, грузобагажа, времени работы железнодорожных билетных касс; оборудовать на железнодорожном вокзале станции Локня туалет специальной кабиной для инвалидов прекращено, в связи с отказом от иска.
В ходе судебного заседания старший помощник Великолукского транспортного прокурора Афанасьева А.А. исковые требования в оставшейся части поддержала, просила суд обязать ответчика устранить допущенные нарушения в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. В обоснование требований указала, что проведенной транспортной прокуратурой проверкой установлено, что в нарушение требований федерального законодательства вокзал станции Локня не оборудован низкорасположенными телефонами с функцией регулирования громкости, текстофонами для связи со службами информации, экстренной помощи; в помещении вокзала отсутствуют тактильноконтрастные предупреждающие указатели, обеспечивающие беспрепятственный вход и выход из вокзала, а также позволяющие самостоятельно передвигаться по территории вокзала. В апреле 2019 года Великолукской транспортной прокуратурой в адрес начальника производственного участка пассажирских обустройств № 3 (Новосокольники) Санкт-Петербург - Витебского регионального участка пассажирских обустройств внесено представление об устранении нарушений законодательства, регулирующего вопросы защиты прав пассажиров на железнодорожном транспорте. Из ответа на представление Октябрьской дирекции пассажирских обустройств следует, что выявленные нарушения в ходе рассмотрения представления Великолукской транспортной прокуратуры нашли своё подтверждение. Однако, на момент предъявления искового заявления надлежащие меры по устранению выявленных в ходе проверки нарушений, не были предприняты. Ст. 80.1 Федерального закона от 10.01.2003 года №18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» устанавливает, что перевозчик и владелец инфраструктуры в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов обеспечивают условия доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов железнодорожного транспорта и предоставляемых на вокзалах и в поездах услуг наравне с другими пассажирами, в том числе по оборудованию вокзалов низкорасположенными телефонами с функцией регулирования громкости, текстофонами для связи со службами информации, экстренной помощи. Подпунктами «а, б, г» п. 5.1 Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров, обеспечение условий доступности для пассажиров, утвержденного приказом Минтранса России от 06.11.2015 года №329 предусмотрено, что владельцы инфраструктуры обеспечивают беспрепятственный вход на вокзалы и выход из них самостоятельно или с помощью персонала и вспомогательных средств; возможность самостоятельного или с помощью персонала и вспомогательных средств передвижения по территории вокзала, пассажирским платформам в целях доступа к месту предоставления услуг; оборудование вокзалов низкорасположенными телефонами с функцией регулирования громкости, индукционными системами, видеотерминалами с возможностью связи с диспетчерской службой для глухих. В соответствии с п. 10 Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров в случаях, если существующие вокзалы невозможно полностью приспособить с учетом потребностей пассажиров из числа инвалидов, владельцы инфраструктуры до их реконструкции должны принимать меры, согласованные с общественными объединениями инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, мероприятия по доступности для которого не могут быть выполнены в надлежащем объеме, для обеспечения доступа пассажиров из числа инвалидов к месту предоставления услуг либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства или в дистанционном режиме. Согласно ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов Российской Федерации» предусмотрена обязанность собственника инфраструктуры, что в случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги. Исходя из ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» объекты транспортной инфраструктуры должны быть оборудованы специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам и другим группам населения с ограниченными возможностями передвижения, беспрепятственно пользоваться услугами, предоставляемыми на объектах транспортной инфраструктуры. Требования к зданиям, сооружениям, которыми могут пользоваться инвалиды, содержаться в Своде правил «СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденном Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 14.11.2016 года № 798/пр. Данный свод правил включен в пункт 43 Постановления Правительства РФ от 04.07.2020 года № 985 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Как следует из п. 6.2.3 Свода правил участки пола на коммуникационных путях перед доступными дверными проемами, находящимися фронтально по ходу движения, входами на лестничные клетки, открытыми лестничными маршами, стационарными препятствиями должны иметь тактильно-контрастные предупреждающие указатели. Согласно имеющегося в материалах гражданского дела паспорта № 5-03 от 15 февраля 2017 года доступности пассажиров из числа инвалидов объектов пассажирской инфраструктуры, утвержденного начальником Октябрьской дирекции пассажирских обустройств 15 февраля 2017 года, в разделе 4.5 предусмотрены требуемые мероприятия по адаптации, в том числе по установке тактильных наземных указателей и телефонных аппаратов для слабовидящих и слабослышащих. Кроме того, старший помощник Великолукского транспортного прокурора Афанасьева А.А. полагала, что оборудование железнодорожного вокзала Локня низкорасположенными телефонами с функцией регулирования громкости, текстофонами для связи со службами информации, экстренной помощи, а также тактильно-контрастными предупреждающими указателями, обеспечивающими беспрепятственный вход и выход из вокзала, позволяющими самостоятельно передвигаться по территории вокзала, не требует проведения капитального ремонта или реконструкции здания.
Представитель ответчика – ОАО «РЖД» ФИО1 в ходе судебного заседания с иском не согласилась, предоставив письменные возражения относительно заявленных требований, которые фактически озвучила в ходе рассмотрения дела по существу. Позиция ОАО «РЖД» основывалась на том, что здание железнодорожного вокзала станции Локня построено в 1952 году. Положения части 1 статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» в части обеспечения доступности для инвалидов к объектам связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур применяются с 01 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам. Требования по обеспечению условий для инвалидов и других маломобильных групп населения, сформулированные в СП 59.13330.2016, относятся ко вновь создаваемым объектам или объектам, подлежащим реконструкции. Доказательств проведения после 01 июля 2016 года реконструкции железнодорожного вокзала станции «Локня», либо его капитального ремонта в материалах дела не имеется и прокурором не представлено. ОАО «РЖД» принимаются меры по соблюдению требований законодательства в части обеспечения прав инвалидов, что свидетельствует об отсутствии бездействия, в частности, ответчиком разработан и утвержден корпоративный порядок обеспечения условий доступности для маломобильных пассажиров, который согласован с Всероссийским обществом инвалидов; разработаны программы адаптации объектов инфраструктуры для маломобильных граждан; на железнодорожный вокзал станции «Локня» 15 февраля 2017 года составлен паспорт доступности, который согласован с администрацией Локнянского района Псковской области; создан и функционирует Центр содействия мобильности (ЦСМ), операторы которого в круглосуточном режиме, без выходных дней осуществляют прием, регистрацию, передачу участникам перевозочного процесса и мониторинг исполнения заявок на сопровождение маломобильных пассажиров и оказание им помощи. Кроме того, указала, что в деле отсутствуют доказательства фактического нарушения прав инвалидов, доводы транспортного прокурора носят предположительный характер, направлены на недопущение нарушения прав инвалидов в будущем, что свидетельствует об отсутствии на момент разрешения дела нарушенного права.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в материалах дела документы, считает, что оснований для удовлетворения иска транспортного прокурора не имеется.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации); возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски.
Данная норма Федерального закона действует в редакции Федерального закона от 01 декабря 2014 г. № 419-ФЗ, согласно части 3 статьи 26 которого положения части первой статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона) в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 1 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.
Частью 7 статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что организации, осуществляющие производство транспортных средств, а также организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения (независимо от их организационно-правовых форм), обеспечивают оборудование указанных средств, вокзалов, аэропортов и других объектов транспортной инфраструктуры специальными приспособлениями и устройствами в целях обеспечения условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными объектами.
Из приведенного выше правового регулирования следует, что с 1 июля 2016 года организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, в том числе перевозку пассажиров железнодорожным транспортом, обеспечивают оборудование вокзалов и других объектов транспортной инфраструктуры такого транспорта специальными приспособлениями и устройствами в целях создания условий инвалидам для их беспрепятственного использования исключительно в отношении вновь вводимых в эксплуатацию или прошедших реконструкцию, модернизацию указанных объектов.
Это же следует и из пункта 9 Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов пассажирских вагонов, вокзалов, поездов дальнего следования и предоставляемых услуг на вокзалах и в поездах дальнего следования, утвержденного Приказом Минтранса от 06 ноября 2015 г. № 329 во исполнение Федерального закона от 01 декабря 2014 г. № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов».
Пункт 1 части 1 статьи 42 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» предусматривает, что требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), установленные настоящим Федеральным законом, не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта здания или сооружения к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований.
Согласно пункту 1 части 4 статьи 26 Федерального закона от 01 декабря 2014 г. № 419-ФЗ в целях обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и условий для беспрепятственного пользования услугами установлен переходный период, в течение которого федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления утверждают и реализуют в сферах установленной деятельности мероприятия по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг. Порядок и сроки разработки данных мероприятий определяются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, законодателем предусмотрен переходный период, в течение которого обеспечиваются условия для беспрепятственного пользования инвалидами железнодорожным транспортом и объектами транспортной инфраструктуры, введенными в эксплуатацию до изменения указанного выше правового регулирования и не прошедшими реконструкцию, модернизацию.
Согласно пункту 1.1 СП 59.13330.2016, данный свод правил предназначен для разработки проектных решений общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения маломобильных групп населения равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципе универсального проекта (дизайна).
Настоящий свод правил распространяется на проектирование общественных зданий открытого доступа населения, в том числе инвалидов и маломобильных групп населения (пункт 1.2 СП 59.13330.2016).
Пункт 4.1 СП 59.13330.2016 предусматривает, что требования настоящих правил подлежат выполнению при проектировании новых, реконструкции существующих, а также подлежащих капитальному ремонту и приспособлению зданий и сооружений. В случае невозможности при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений полного приспособления объекта для нужд маломобильных групп населения следует осуществлять мероприятия по адаптации объектов в рамках «разумного приспособления».
Исходя из данных положений СП 59.13330.2016, данный свод правил применяется для разработки проектных решений при проектировании новых, реконструкции существующих, а также подлежащих капитальному ремонту и приспособлению зданий и сооружений транспортной инфраструктуры.
Из материалов дела усматривается, что железнодорожный вокзал станции «Локня» является частью сооружения - комплекса Новосокольническая дистанция пути, находится в собственности ОАО «Российские железные дороги» с 22 марта 2004 года, что подтверждается соответствующим свидетельством о государственной регистрации права (л.д.33).
Согласно техническому паспорту, железнодорожный вокзал станции «Локня», построен в 1952 году, имеет площадь 256,2 кв. метра (л.д.43-51, 190-196).
На основании решения заместителя Великолукского транспортного прокурора Рудневой Л.А. от 15 апреля 2019 года № 38, в производственном участке пассажирских обустройств № 3 (Новосокольники) Санкт-Петербург – Витебского регионального участка пассажирских обустройств Октябрьской дирекции пассажирских обустройств – структурного подразделения Центральной дирекции пассажирских обустройств – филиала ОАО «РЖД» с 15 апреля по 30 апреля 2019 года проводилась прокурорская проверка, целью которой являлось исполнение требований законодательства, в том числе о защите прав пассажиров из числа инвалидов (л.д.176).
Виду того, что транспортным прокурором были выявлены нарушения законодательства о защите прав пассажиров, 17 апреля 2019 года в адрес начальника производственного участка пассажирских обустройств № 3 (Новосокольники) Санкт-Петербург – Витебского регионального участка пассажирских обустройств Октябрьской дирекции пассажирских обустройств – структурного подразделения Центральной дирекции пассажирских обустройств – филиала ОАО «РЖД» ФИО2 внесено представление об устранении нарушений законодательства о защите прав пассажиров, в том числе инвалидов, а также причин и условий, им способствующих (л.д.13-17).
Указанное представление было рассмотрено 14 мая 2019 года, при этом ответчиком разработан ряд мероприятий, направленных на приведение пассажирской инфраструктуры в соответствие с требованиями государственных нормативных актов (л.д.18, 19-22, 23-26).
На основании рапорта старшего помощника Великолукского транспортного прокурора Афанасьевой А.А. от 20 ноября 2019 года, меры по устранению нарушений, указанных в представлении от 17 апреля 2019 года в полной мере ответчиком не выполнены, в связи с чем, принято решение о целесообразности обращения в суд с требованиями об обязании ОАО «РЖД», в том числе, оборудовать железнодорожный вокзал станции Локня низкорасположенными телефонами с функцией регулирования громкости, текстофонами для связи со службами информации, экстренной помощи, а также оборудовать помещение железнодорожного вокзала станции Локня тактильно-контрастными предупреждающими указателями, обеспечивающими беспрепятственный вход и выход из вокзала, а также позволяющими самостоятельно передвигаться по территории вокзала.
Между тем, доказательств того, что после 1 июля 2016 года в отношении железнодорожного вокзала станции «Локня» проводилась реконструкция, модернизация или капитальный ремонт, транспортным прокурором не представлено и в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что ОАО «РЖД» до проведения реконструкции, модернизации или капитального ремонта железнодорожного вокзала станции «Локня» не обязано было проводить перечисленные в иске прокурора мероприятия, в том числе, предусмотренные требованиями СП 59.13330.2016, в связи с чем, в действиях ответчика отсутствует бездействие по непринятию мер по оборудованию железнодорожного вокзала станции «Локня» низкорасположенными телефонами с функцией регулирования громкости, текстофонами для связи со службами информации, экстренной помощи, а также тактильно-контрастными предупреждающими указателями, обеспечивающими беспрепятственный вход и выход из вокзала, а также позволяющими самостоятельно передвигаться по территории вокзала.
Соответственно, не имеется оснований обязывать ОАО «РЖД» провести указанные в иске мероприятия в тот или иной конкретный срок вне связи с вводом в эксплуатацию объектов транспортной инфраструктуры либо их реконструкцией, модернизацией, капитальным ремонтом.
Доводы помощника Великолукского транспортного прокурора Афанасьевой А.А. об отсутствии необходимости проведения капитального ремонта для устранения указанных в иске нарушений, является несостоятельной, поскольку в силу вышеприведенных норм права обязанность по оборудование вокзалов специальными приспособлениями и устройствами в целях создания условий инвалидам для их беспрепятственного использования может возникнуть у ответчика исключительно в отношении вновь вводимых в эксплуатацию или прошедших реконструкцию, модернизацию указанных объектов, доказательств чему прокурором не представлено.
Также суд полагает необходимым отметить, что в силу ст. 3 ГПК РФ защите подлежит нарушенное или оспариваемое право.
В соответствии с положениями ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав.
Исходя из положений абз. 3 ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Между тем, Великолукским транспортным прокурором в суд не представлено доказательств того, что ответчиком нарушены чьи-либо права либо имеется угроза их нарушения.
Материалы дела не содержат сведений о фактах обращений граждан, являющихся инвалидами, а также общественных объединений инвалидов к ответчику, в структурные подразделения ОАО "РЖД", транспортную прокуратуру на предмет нарушения их прав.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что отсутствие на вокзале станции Локня низкорасположенных телефонов с функцией регулирования громкости, текстофонов для связи со службами информации, экстренной помощи, а также тактильно-контрастных предупреждающих указателей, обеспечивающих беспрепятственный вход и выход из вокзала, а также позволяющими самостоятельно передвигаться по территории вокзала, само по себе не свидетельствует о нарушении ответчиком прав инвалидов. Предположение транспортного прокурора о возможном нарушении прав инвалидов в будущем, не может служить основанием для возложения на ОАО «РЖД» обязанностей, указанных в иске.
Кроме того, в ходе судебного заседания установлено и не оспаривалось участниками процесса, что ответчиком до проведения реконструкции и капитального ремонта объектов транспортной инфраструктуры предприняты меры для обеспечения доступа к ним инвалидов, и предоставлению инвалидам надлежащих транспортных услуг.
В частности, ОАО «РЖД» разработаны программы адаптации объектов инфраструктуры для маломобильных граждан до 2030 года, которые согласованы с общественными объединениями инвалидов.
На объекты инфраструктуры составлены паспорта доступности.
Распоряжением ОАО «РЖД» от 10 апреля 2018 года № 721р утвержден «Корпоративный порядок обеспечения условий доступности для маломобильных пассажиров и пассажиров из числа инвалидов объектов транспортной инфраструктуры, пассажирских поездов и предоставляемых услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом», согласованный с общественными объединениями инвалидов, действующий на момент рассмотрения дела.
Кроме того, 26 августа 2020 года распоряжением ОАО «РЖД» № 1827р утверждена новая редакция «Корпоративного порядка обеспечения условий доступности для маломобильных пассажиров и пассажиров из числа инвалидов услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом», вступающая в действие с 01 октября 2020 года.
В ОАО «РЖД» создан Центр содействия мобильности (ЦСМ), операторы которого в круглосуточном режиме осуществляют прием, регистрацию, передачу участникам перевозочного процесса и мониторинг исполнения заявок на сопровождение маломобильных пассажиров и оказание им помощи.
С учетом изложенного, суд считает, что ответчиком предпринимаются меры, направленные на соблюдение прав инвалидов и маломобильных пассажиров. Указанные меры позволят гражданам с ограниченными возможностями иметь беспрепятственный доступ к объектам транспортной инфраструктуры железнодорожной станции «Локня» и пользоваться транспортными услугами.
При этом, суд полагает необходимым отметить, что выполнение ответчиком части требований, изложенных транспортным прокурором как в представлении, так и в иске, а также намерение ответчика оборудовать железнодорожный вокзал станции «Локня» низкорасположенным телефоном и тактильно-контрастными указателями, не свидетельствуют о признании иска прокурора, а подтверждают факт исполнения ОАО «РЖД» обязательств, предусмотренных ведомственными нормативными актами ответчика, подразумевающими адаптацию объектов Дирекции железнодорожных вокзалов для маломобильных граждан.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Великолукскому транспортному прокурору в удовлетворении искового заявления, поданного в интересах неопределенного круга лиц, к ОАО «РЖД» об обязании в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать железнодорожный вокзал станции Локня низкорасположенными телефонами с функцией регулирования громкости, текстофонами для связи со службами информации, экстренной помощи, а также оборудовать помещение железнодорожного вокзала станции Локня тактильно-контрастными предупреждающими указателями, обеспечивающими беспрепятственный вход и выход из вокзала, а также позволяющими самостоятельно передвигаться по территории вокзала - отказать.
Решение принято судом в окончательной форме 30 сентября 2020 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Бежаницкий районный суд (постоянное судебное присутствие в рп. Локня Псковской области), в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий подпись Л.Р. Апетёнок