ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-202/2018 от 10.04.2018 Нытвенского районного суда (Пермский край)

Дело № 2-202/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 апреля 2018 года г.Нытва

Нытвенский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Завертяевой Л.В.

при секретаре Шильненковой О.С.

с участием представителя истца - помощника прокурора Нытвенского района Трушкова П.В., представителей ответчика ООО «Альтернатива»- ФИО3, ФИО4 действующей на основании доверенностей, представителей ООО РКЦ» - ФИО5, действующей на основании Устава, ФИО4, действующей на основании устного заявления, представителя администрации Нытвенского городского поселения ФИО6, действующей на основании доверенности, представителя третьего лица – ФИО7 действующего на основании доверенности

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Прокурора Нытвенского района в интересах неопределенного круга лиц

к Обществу с ограниченной ответственностью «Альтернатива», Обществу с ограниченной ответственностью «Расчетно-кассовый центр», Администрации Нытвенского городского поселения

о признании незаконными действий по взиманию платы за предоставление услуг и обработке персональных данных, о возложении обязанности прекратить действия по взиманию платы за предоставление услуг, по обработке персональных данных, о передаче документов регистрационного учета и персональных данных

установил:

Прокурор Нытвенского района обратился в суд с иском к ответчикам, просит:

1.признать незаконными действия ООО «Альтернатива» по исключению из предмета договоров управления многоквартирными домами по адресам: ул. Буденного 45, 43, 39, 37, 33, ул. Максима Горького 14,16,ул. Карла Маркса 46, 48, 92, ул. Комсомольская 7, 9, 28, 29, 30, пр. Ленина 1, 2,3,4,5,9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19,21,22,23,25,26,26/5,28,29,31, 32, 34, 36, 38, 39, 40, 41, 42, ул. Ширинкина 27, ул. Тибора Самуэли 10 г. Нытва, выполнение управляющей организацией работ и услуг по выдаче справок о месте проживания, составе семьи, выписок из лицевого счета и других справок ;

2.обязать ООО «Альтернатива» инициировать внесение изменений в договоры управления многоквартирными домами по адресам: ул. Буденного 45, 43, 39, 37, 33, ул. Максима Горького 14,16, ул. Карла Маркса 46, 48, 92, ул. Комсомольская 7, 9, 28, 29, 30, пр. Ленина 1, 2,3,4,5,9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19,21,22,23,25,26,26/5,28,29,31, 32, 34, 36, 38, 39, 40, 41, 42, ул. Ширинкина 27, ул. Тибора Самуэли 10 г. Нытва, с целью приведения, данных договоров в соответствие с требованиями п. 6 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 и п. 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 №416;

3. обязать ООО «Альтернатива» изменить проект договора управления (типовой договор управления) путем включения в предмет такого договора выполнение работ и услуг по выдаче справок о месте проживания, составе семьи, выписок из лицевого счета и других справок, связанных с пользованием гражданами жилыми помещениями;

4. признать незаконными действия ООО «Расчетно-кассовый центр» по взиманию платы за предоставление следующих услуг:

- подготовка и оформление информации о жилом помещении и зарегистрированных лицах с момента передачи жилого помещения в собственность гражданина;

оформление информации (справки) об отсутствии задолженности по оплате коммунальных услуг жилого помещения;

оформление выписки из лицевого счета о начислении и поступлении платежей по ЖКУ (период);

оформление выписки из лицевого счета о начислении и поступлении платежей по ЖКУ (с начала открытия лицевого счета);

оформление выписки (справки) из домовой книги жилого помещения о зарегистрированных лицах;

оформление пакета документов для вступления в наследство, продажи жилого помещения;

- подтверждение зарегистрированных лиц на характеристиках, заявлениях в УСЗН, в места лишения свободы;

- подготовка и оформление архивной справки на 06.02.1992 г. на приватизацию жилого помещения;

5.обязать ООО «РКЦ» прекратить действия по взиманию платы за предоставление следующих услуг:

подготовка и оформление информации о жилом помещении и
зарегистрированных лицах с момента передачи жилого помещения в
собственность гражданина;

оформление информации (справки) об отсутствии задолженности по
оплате коммунальных услуг жилого помещения;

оформление выписки из лицевого счета о начислении и поступлении
платежей по ЖКУ (период);

оформление выписки из лицевого счета о начислении и поступлении
платежей по ЖКУ (с начала открытия лицевого счета);

оформление выписки (справки) из домовой книги жилого помещения о
зарегистрированных лицах;

оформление пакета документов для вступления в наследство, продажи
жилого помещения;

- подтверждение зарегистрированных лиц на характеристиках, заявлениях в УСЗН, в места лишения свободы;

- подготовка и оформление архивной справки на 06.02.1992 г. на приватизацию жилого помещения;

6. признать действия ООО «РКЦ» по обработке персональных данных жителей Нытвенского городского поселения без получения согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных, незаконными;

7. обязать ООО «РКЦ» прекратить действия по обработке персональных данных жителей Нытвенского городского поселения без получения согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных;

8. обязать ООО «РКЦ» передать документы регистрационного учета жителей Нытвенского городского поселения, с которыми отсутствуют договорные отношения по осуществлению указанного вида услуг, а также имеющиеся персональные данные жителей Нытвенского городского поселения, на обработку которых отсутствует их согласие, в администрацию Нытвенского городского поселения;

9.обязать администрацию Нытвенского городского поселения принять от ООО «РКЦ» документы регистрационного учета жителей Нытвенского городского поселения, с которыми у ООО «РКЦ» отсутствуют договорные отношения по осуществлению указанного вида услуг, а также имеющиеся персональные данные жителей Нытвенского городского поселения, на обработку которых у ООО «РКЦ» отсутствует их согласие;

10.признать действия ООО «РКЦ» по приему и передаче в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, в отношении жителей Нытвенского городского поселения, с которыми отсутствуют договорные отношения по осуществлению указанного вида услуг, незаконными;

11. обязать ООО «РКЦ» прекратить действия по приему и передаче в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, в отношении жителей Нытвенского городского поселения, с которыми отсутствуют договорные отношения по осуществлению указанного вида услуг.

Определением Нытвенского районного суда от 10. 04.2018 года производство по делу в части пунктов исковых требований 3, 10,11 было прекращено на основании ходатайства представителя истца Трушкова П.В., в связи с отказом истца от иска.

В судебном заседании представитель истца Трушков П.В.просит исключить из первого пункта исковых требований указание на адреса многоквартирных домов ул. Буденного 45, 43, 39, 37, 33, ул. Максима Горького 14,16,ул. Карла Маркса 46, 48, 92, ул. Комсомольская 7, 9, 28, 29, 30, пр. Ленина 1, 2,3,4,5,9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19,21,22,23,25,26,26/5,28,29,31, 32, 34, 36, 38, 39, 40, 41, 42, ул. Ширинкина 27, ул. Тибора Самуэли 10 г. Нытва.

Определением суда от 04.04.2018 года в протокольной форме требование представителя истца удовлетворено, из первого пункта исковых требований исключены адреса домов.

В обоснование иска указано, что ООО «Альтернатива» осуществляет деятельность по управлению 51-м многоквартирным домом (далее МКД), расположенным на территории г. Нытва. Управляющая организация вправе осуществлять обработку персональных данных включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, использование, распространение и т.д., следовательно, является оператором, осуществляющим обработку персональных данных. В силу абз.6 п.2.3 договора управления МКД ООО «Альтернатива» на возмездной основе выполняет работы, услуги, связанные с управлением МКД, но не составляющие предмет настоящего договора: выдача справок о месте проживания, составе семьи, выписок из лицевого счета и других справок, связанных с пользованием гражданами жилыми помещениями (за исключением справок, выдаваемых для оформления субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг). Включение данного абзаца в договор управления МКД является незаконным, поскольку данные действия относятся к административной функции управляющей компании и к ее непосредственной деятельности, затраты на их выполнение связаны с управлением МКД и включаются в плату за жилое помещение, поэтому не могут быть исключены из предмета договора. Общее собрание собственников помещений в МКД может быть созвано по инициативе управляющей компании, осуществляющей управление данным домом по договору управления. В связи с незаконными действиями управляющей организации по исключению из договоров с потребителями работ и услуг по выдаче справок о месте проживания, составе семьи, выписок из лицевого счета и других справок, ООО «Альтернатива» должна инициировать соответствующие общие собрания собственников всех МКД, находящихся под управлением с целью внесения изменений в договоры управления.

ООО «Альтернатива» заключен агентский договор с ООО «РКЦ» на осуществление действий по расчету, предъявлению и сбору платы за жилищно-коммунальные услуги, а также приема от граждан документов на регистрацию и снятие с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства, подготовке и передаче в орган регистрационного учета предусмотренных учетных документов в порядке, предусмотренном законодательством. Кроме того, агентским договором ООО «Альтернатива» делегировала ООО «РКЦ» полномочия по выдаче справок о месте проживания, составе семьи, выписок из лицевого счета с других справок, связанных с пользованием гражданами жилыми помещениями. Этим же договором предусмотрена передача прав на обработку персональных данных жителей многоквартирного дома.

ООО «РКЦ» приказом от 30.06.2017 № 36-0 утвержден прейскурант платных услуг, в частности на оформление справок об отсутствии задолженности по оплате коммунальных услуг, о жилом помещении и зарегистрированных лицах с момента передачи жилого помещения в собственность гражданина, выписки (справки) из домовой книги жилого помещения о зарегистрированных лицах.

Согласно ранее действующему прейскуранту ООО «РКЦ» осуществляло платные услуги, указанные в иске. Какая-либо экономическая обоснованность установления прейскурантом заявленных цен отсутствует.

9 ноября 2017 года в ООО «РКЦ» обратился ФИО1 с целью получения справки о месте регистрации умершей супруги для дальнейшего предоставления нотариусу. Однако, ООО «РКЦ» отказало в выдаче указанной справки на безвозмездной основе, в связи с чем, заявителю пришлось заплатить за справку 500 рублей. Плата за оказание данной услуги рассчитана как за оформление пакета документов для вступления в наследство, продажи жилого помещения, но оформление какого-либо пакета документов не осуществляется, а такая услуга подменяется выдачей справки.

Выдача ООО «РКЦ» справок за плату ограничивает права субъекта персональных данных на доступ к своим персональным данным, а, следовательно, на ограничение конституционного права граждан на информацию.

В ходе проверки было установлено, что ООО «РКЦ» осуществляет обработку персональных данных жителей г. Нытва, проживающих в частных жилых домах. В базе данных программного обеспечения Cily2000 имеются персональные данные граждан, проживающих в частных домовладениях по ул. Комсомольская, 46, ул. Ширинкина, 10, ул. Энгельса, 42, и др., а именно Ф.И.О., место проживания и регистрации, паспортные данные, дата и место рождения, национальность, реквизиты документов на жилые помещения, отношение к военной службе и т.д. Кроме того, со слов директора ООО «РКЦ» у организации имеются подобные персональные данные жителей некоторых многоквартирных домов Нытвенского городского поселения.

При этом, какие-либо договоры или соглашения, подтверждающие дачу указанными жителями согласия на обработку своих персональных данных, отсутствуют. Обработка персональных данных таких субъектов не охватывается агентскими договорами. Доказательства получения ООО «РКЦ» согласия от субъектов персональных данных на обработку их персональных данных не представлены.

При регистрации граждан в жилых помещениях частного жилищного фонда, принадлежащих физическим или юридическим лицам на праве собственности, в случае отсутствия соглашения собственника (собственников) жилого помещения с управляющей жилищным фондом организацией на ведение данной работы, осуществляется оформление и хранение владельцами домов (квартир) домовых (поквартирных) книг.

Следовательно, такие персональные данные не могут храниться в коммерческой организации без соответствующего разрешения или согласия. В данном случае соответствующие выписки и справки даются соответствующими должностными лицами органов местного самоуправления.

Изложенные обстоятельства свидетельствуют о необходимости запрета ООО «РКЦ» на осуществление деятельности по обработке персональных данных жителей Нытвенского городского поселения без наличия соответствующего разрешения или согласия субъекта персональных данных.

С целью обеспечения сохранности и исключения возможности утери или уничтожения персональных данных в сфере регистрационного учета жителей Нытвенского городского поселения, указанную информацию надлежит передать уполномоченному органу власти. К муниципальным услугам, предоставляемым органами местного самоуправления, стоит относить выдачу единого жилищного документа, копии финансово-лицевого счета, выписки из домовой книги, карточки учета собственника жилого помещения, а также предоставление архивных справок.

Решением Думы Нытвенского городского поселения Пермского края от 29.05.2013 № 67 утвержден Перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг администрацией Нытвенского городского поселения. В данный перечень, в частности, входят такие услуги, как получение справки о гражданах, совместно проживающих в жилом помещении с заявителем, а также получение справки о регистрации по месту жительства, в том числе о регистрации по месту жительства начиная с июля 1991 года.

При этом, необходимая информация, в частности, персональные данные в сфере регистрационного учета жителей Нытвенского городского поселения в администрации поселения отсутствуют, в связи чем, реализация органом местного самоуправления возложенных полномочий в полной мере без таких сведений не представляется возможным.

Администрация Нытвенского городского поселения является органом местного самоуправления, уполномоченным на предоставление муниципальных услуг и обработку персональных данных жителей поселения, связанных с предоставлением таких услуг. Следовательно, персональные данные в сфере регистрационного учета жителей Нытвенского городского поселения, в том числе и в электронном виде должны быть переданы из ООО «РКЦ» в администрацию Нытвенского городского поселения, а администрация должна их принять.

В судебном заседании представитель истца Трушков П.В. настаивает на исковых требованиях, дал пояснения аналогичные исковым требованиям ( л.д.210-217), считает, что истцом не пропущен срок для обращения в суд, поскольку истец не просит признать договоры управления недействительными, а просит признать незаконными действия ООО «Альтернатива» в части исключения из предмета договоров выполнение управляющей организацией работ и услуг по выдаче справок.

Представители ООО «Альтернатива» ФИО4 и ФИО3 с иском не согласны, дали пояснения в соответствии с представленным возражением ( л.д.200-203), заявили о пропуске истцом срока для обращения в суд. Указали, что круг лиц – собственников жилых помещений в МКД определен, поэтому прокурор не может обращаться в суд с иском с защиту интересов неопределенного круга лиц. В материалах дела отсутствуют доказательства, что именно по инициативе ООО «Альтернатива» исключены из предмета договора «Выполнение работ и оказание услуг по выдаче справок…». Именно собственники МКД приняли решение о не включении в договор выполнение работ по выдаче справок, поскольку они мало востребованы и собственники отказались оплачивать услуги, в которых они фактически не нуждаются и приняли решение оплачивать услуги при обращении по мере необходимости. С учетом изложенного ООО «Альтернатива» не включила в тариф указанную услугу.

Представители ответчика – ООО «РКЦ»- ФИО5 и ФИО4 с иском не согласны, дали пояснения соответствующие письменному отзыву на л.д.197-199.

Представитель ответчика - Администрации Нытвенского городского поселения –ФИО6 - с иском не согласна, дала пояснения соответствующие предоставленному отзыву( л.д.180-182).

Представитель ОМВД России по Нытвенскому району ФИО7 с иском не согласен, пояснил, отделение по вопросам миграции действует на основании регламента, занимается регистрацией граждан и может выдавать сведения только в отношении одного гражданина.

Суд, заслушав стороны, изучив материалы дела, считает иск подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В силу ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416, управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением следующих стандартов: сбор, обновление и хранение информации о собственниках и нанимателях помещений в многоквартирном доме, а также о лицах, использующих общее имущество в многоквартирном доме на основании договоров, включая ведение актуальных списков в электронном виде и (или) на бумажных носителях с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных; оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме.

В соответствии с п. 6 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290, в целях обеспечения оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, лица, ответственные за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, обязаны организовывать работу по начислению и сбору платы за содержание и ремонт жилых помещений, а также предоставлять потребителям услуг и работ, в том числе собственникам помещений в многоквартирном доме, информацию, связанную с оказанием услуг и выполнением работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, раскрытие которой в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательным.

Прокуратурой Нытвенского района по обращению ФИО1, проживающего по адресу: <адрес> проведена проверка исполнения ООО «РКЦ» и ООО «Альтернатива» законодательства о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания и регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, законодательства о персональных данных законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации ( л.д.46, 39).

Деятельность по управлению многоквартирным домом по пр. Ленина,11 г. Нытва осуществляется ООО «Альтернатива» на основании договора № 22 от 01.06.2015 года (л.д.26-30).

ООО «Альтернатива» в соответствии с главой второй Устава осуществляет управление эксплуатацией жилого фонда, эксплуатационные услуги и иные виды деятельности ( л.д.11-17). Данный факт подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ ( л.д.18-25).

Согласно п. 2.5 и 3.2.8 договора управления многоквартирным домом № 33 от 01.06.2015 управляющая организация вправе осуществлять обработку персональных данных, включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, использование, распространение и т.д. ООО «Альтернатива» является оператором, осуществляющим обработку персональных данных.

Агентским договором № 5 от 01.01.2016 года, заключенным между ООО «Альтернатива» и ООО «РКЦ», учредителем которого является ООО «Альтернатива» ( л.д.37-38) ООО «РКЦ» берет на себя обязательство от своего имени, за счет и в интересах ООО «Альтернатива» совершать все необходимые действия фактические и юридические действия по расчету, предъявлению и сбору платы за жилищно-коммунальные услуги. ООО «РКЦ» в том числе были делегированы полномочия оператора ООО «Альтернатива» по обработке персональных данных, такие как : выдача справок о месте проживания, составе семьи, выписки из лицевого счета и других справок, связанных с использованием гражданами жилых помещений, а также права на обработку персональных данных жителей МКД.

С учетом указанного агентского договора, а также поскольку ООО «Альтернатива» деятельность по выдаче населению справок о составе семьи, выписок из домовой книги не осуществляет, что подтверждается ответом от 07.12.2017 года на требование прокуратуры Нытвенского района, ООО «РКЦ» является оператором осуществляющим обработку персональных данных.

В настоящее время в управлении ООО «Альтернатива» находится 51 многоквартирный дом по адресам: ул. Буденного 45, 43, 39, 37, 33, ул. Максима Горького 14, 16, ул. Карла Маркса 46, 48, 92, ул. Комсомольская 7, 9, 28, 29, 30, пр. Ленина 1, 2,3,4,5,9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19,21,22,23,25,26,26/5,28,29,31, 32, 34, 36, 38, 39, 40, 41, 42, ул. Ширинкина 27, ул. Тибора Самуэли 10 г. Нытва, что подтверждается списком на л.д 242. Со всеми домами заключены аналогичные договоры управления, в которых имеется п.2.3, за исключением четырех домов.

Согласно абз. 6 п. 2.3 договора управления ООО «Альтернатива» на возмездной основе выполняет работы, услуги, связанные с управлением многоквартирным домом, но не составляющие предмет настоящего договора: выдача справок о месте проживания, составе семьи, выписок из лицевого счета с других справок, связанных с пользованием гражданами жилыми помещениями (за исключением справок, выдаваемых для оформления субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг).

На официальном сайте управляющей организации в сети «Интернет» (http://www.alteniativanv.ru) ранее был размещен проект договора управления (п. 4.1 в виде приложения), который подтверждает факт исключения из предмета договора управления работ и услуг по выдаче справок о месте проживания, составе семьи, выписок из лицевого счета и других справок, связанных с пользованием гражданами жилыми помещениями. В настоящее время на сайте размещен новый проект договора без указания оспариваемого пункта.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что данное обстоятельство свидетельствует об изначальном навязывании договора управления собственникам МКД в оспариваемой редакции. В связи с тем, что сотрудник ООО «Альтернатива» отсутствовал на собрании собственников МКД, никто не разъяснил собственникам последствия включения данного пункта в договор, не представил соответствующие расчеты и обоснованность их начисления.

В обоснование своих доводов ответчика предоставили пятьдесят один договор управления многоквартирными домами, .

Оценив представленные доказательства в совокупности, суд считает, что ООО «Альтернатива» должна осуществлять выдачу соответствующих справок, а также предоставление услуг по учету граждан по месту пребывания и жительства, в рамках договора управления, т.к. данный вид работ непосредственно относится к управлению многоквартирным домом и, как следствие, к предмету договора управления многоквартирным домом. Действия ООО «Альтернатива» по исключению из предмета договоров с потребителями - договоров управления многоквартирными домами работ и услуг по выдаче справок о месте проживания, составе семьи, выписок из лицевого счета и других справок, связанных с пользованием гражданами жилыми помещениями данных пятидесяти одного многоквартирного жилого дома, нарушают права граждан и являются незаконными.

Кроме того, предоставление документированной информации, содержащейся в копиях документов и справках, является административной функцией ООО «Альтернатива», связанной с выполнением им уставных целей и видов деятельности. Введение ограничения на доступ к персональным данным посредством установления платы за их получение нарушает права неопределенного круга лиц на свободное получение информации.

В соответствии с ч. 7 ст. ст. 45 Жилищного кодекса РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе управляющей организации, осуществляющей управление данным многоквартирным домом по договору управления. При этом в повестку дня такого собрания могут быть включены вопросы, отнесенные настоящим Кодексом к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

В связи с признанием судом незаконными действий управляющей организации по исключению из договоров с потребителями - договоров управления многоквартирными домами работ и услуг по выдаче справок о месте проживания, составе семьи, выписок из лицевого счета и других справок, суд возлагает на ООО «Альтернатива» обязанность инициировать соответствующие общие собрания собственников всех многоквартирных домов, находящихся под управлением, с целью внесения изменений в договоры управления путем включения в предмет договора вышеуказанные работы и услуги, которые исключены из предмета договоров.

Довод ответчиков о том, что истцом пропущен срок для обращения в суд, суд считает несостоятельным, поскольку прокурор не заявляет требования о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме и о признании договора управления данным домом недействительным.

Довод представителей ответчика о том, что производство по делу должно быть прекращено, поскольку прокурором полагались нарушенными права жильцов многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО «Альтернатива» и круг лиц, в защиту которых подано заявление прокурора является определенным; прокурором не представлено доказательств, подтверждающих невозможность предъявления иска самими собственниками помещений многоквартирных домов в защиту своих интересов, суд считает несостоятельным, поскольку, обращаясь с настоящим иском в интересах неопределенного круга лиц, прокурор верно указал, что интересы и права неопределенного круга лиц, заключаются в праве граждан, которые могут проживать в жилых помещениях, расположенных в многоквартирных домах обслуживаемых ООО «Альтернатива», которые будут обязаны подчиняться условиям договора управления в силу требований ЖК РФ.

Ссылка представителей ответчика на свободу договора, установленную положениями ст. 421 ГК РФ, в данном случае также ошибочна, поскольку законом «О защите прав потребителей» установлены ограничения принципа свободы договора, связанные с неравенством статуса потребителя и управляющей компании.

В судебном заседании установлено, что за выдачу справок о месте проживания, составе семьи, выписок из лицевого счета с других справок, связанных с пользованием гражданами жилыми помещениями, ООО «РКЦ» приказом от 30.06.2017 № 36-0 утвержден прейскурант платных услуг, в частности на оформление справок об отсутствии задолженности по оплате коммунальных услуг, о жилом помещении и зарегистрированных лицах с момента передачи жилого помещения в собственность гражданина, выписки (справки) из домовой книги жилого помещения о зарегистрированных лицах.

ООО «РКЦ» и директор ООО «РКЦ» постановлениями мирового судьи судебного участка № 2 Нытвенского судебного района от 19.01.2018 № 5-5/2018 и 5-8/2018 привлечены к административной ответственности по ч. 4 ст. 13.11 КоАП РФ за невыполнение обязанности по предоставлению субъекту персональных данных информации, касающейся обработки его персональных данных, приказом директора ООО «РКЦ» от 29.01.2018 № 6-О отменен приказ 30.06.2017 № 36-0. Решениями Нытвенского районного суда от 05.03.2018 № 12-46/2018 и 12-47/2018 данные постановления оставлены без изменения ( л.д.218-228).

Согласно ранее действующему прейскуранту ООО «РКЦ» осуществляло следующие платные услуги (с учетом НДС):

- подготовка и оформление информации о жилом помещении и
зарегистрированных лицах с момента передачи жилого помещения в
собственность гражданина- 1 шт. 750 рублей;

оформление информации (справки) об отсутствии задолженности по
оплате коммунальных услуг жилого помещения - 1 шт. 140 рублей;

оформление выписки из лицевого счета о начислении и поступлении
платежей по ЖКУ (период) - 1 лист 95 рублей;

оформление выписки из лицевого счета о начислении и поступлении
платежей по ЖКУ (с начала открытия лицевого счета) - 1 лист 200 рублей;

оформление выписки (справки) из домовой книги жилого помещения о
зарегистрированных лицах - 1 шт. 85 рублей;

оформление пакета документов для вступления в наследство, продажи
жилого помещения - 1 пакет 500 рублей;

подтверждение зарегистрированных лиц на характеристиках, заявлениях в УСЗН, в места лишения свободы - 1 шт. 50 рублей;

- подготовка и оформление архивной справки на 06.02.1992 г. на
приватизацию жилого помещения - 1 шт. 750 рублей.

Приказом № 6-О от 29.01.2018 года приказ № 36-О от 30.06.2017 года об утверждении прейскуранта платных услуг по оформлению информации ( справок), выписок и иных услуг отменен (л.д.107).

Плата взимается, хотя в соответствии с п.3.5. договора управления взимание платы за выдачу платежных документов, копий лицевого счета, справок об отсутствии задолженности и иных документов уже входит в состав работ по управлению многоквартирным домом.

Во время проверки было прокурором было установлено, что 9 ноября 2017 года в ООО «РКЦ» обратился ФИО1 с целью получения справки о месте регистрации умершей супруги для дальнейшего предоставления нотариусу. ООО «РКЦ» отказало в выдаче указанной справки на безвозмездной основе и заявителю пришлось заплатить за справку 500 рублей. Данное обстоятельство подтверждается копиями справки, счета-квитанции и чека об оплате. Плата за оказание данной услуги была рассчитана как за оформление пакета документов для вступления в наследство, продажи жилого помещения. При этом, фактически в справке отражен период регистрации супруги заявителя в жилом помещении, оформление какого-либо пакета документов не осуществлено.

В силу ч. 1 и 2 ст. 8 Федерального закона от 27.07.2006 г № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее -Закон № 149-ФЗ) граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Исходя из ч. 4 ст. 8 Закона № 149-ФЗ не может быть ограничен доступ к информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией.

Согласно положениям ч. 9 ст. 9 Закона № 149-ФЗ, порядок доступа к персональным данным граждан (физических лиц) устанавливается федеральным законом о персональных данных.

В ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее - Закон о персональных данных) дан ряд понятий, используемых для целей данного закона:

- персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных), это любая информация, относящаяся к физическому лицу, в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, а также другая информация, в качестве которой может выступать биометрическая информация о лице, данные о супруге, детях, других членах семьи; индивидуальные средства коммуникации (номер телефона, адрес электронной почты и др.).

- оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами

организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными;

- обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

Справка о составе семьи, выписка из домовой книги, справка для нотариуса о подтверждении факта смерти зарегистрированного гражданина содержат персональные данные. Поэтому на отношения по выдаче таких справок и выписок распространяются положения Закона № 152-ФЗ.

В силу п. 1 ст. 20 Закона о персональных данных оператор обязан в порядке, предусмотренном статьей 14 настоящего Федерального закона, сообщить субъекту персональных данных или его законному представителю информацию о наличии персональных данных, относящихся к соответствующему субъекту персональных данных, а также предоставить возможность ознакомления с ними при обращении субъекта персональных данных или его законного представителя в течение десяти рабочих дней с даты получения запроса субъекта персональных данных или его законного представителя,

Суд считает, что выдача населению справок о составе семьи и выписок из домовой книги (в том числе и при наличии у граждан задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг) за плату следует расценивать как ограничение права субъекта персональных данных на доступ к своим персональным данным, а, следовательно, как ограничение конституционного права граждан на информацию.

С учетом изложенного, хотя в настоящее время ответчиком издан приказ об отмене прейскуранта платных услуг (л.д.107), суд удовлетворяет требования истца в части признания действий ООО «РКЦ» по взиманию платы за предоставление услуг незаконными и возлагает на него обязанность прекратить вышеуказанные действия.

В ходе проведенной 27.11.2017 года проверки установлено, что свою деятельность ООО «РКЦ» осуществляет по адресу: пр. Ленина, 40, г. Нытва. В помещениях организации имеется офисная техника. При проверке компьютера специалиста ФИО2 выявлено, что на нем установлено программное обеспечение City2000, с помощью которого осуществляется обработка персональных данных жителей г. Нытва, включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, использование, распространение и т.д. Данный компьютер имеет следующие характеристики: система Microsoft Windows ХР, 2002, Service Pack 3; пользователь <данные изъяты> РКЦ; производство Forum OSzone.nel Hdition Intel® ( л.д. 39).

В силу ст. 6 Закона о персональных данных обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Обработка персональных данных допускается с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.

В соответствии со ст. 9 Закона о персональных данных субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным. Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом. В случае получения согласия па обработку персональных данных от представителя субъекта персональных данных полномочия данного представителя на дачу согласия от имени субъекта персональных данных проверяются оператором.

Обязанность предоставить доказательство получения согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных или доказательство наличия оснований, указанных в пунктах 2-11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 настоящего Федерального закона, возлагается на оператора.

В судебном заседании установлено, что ООО «РКЦ» осуществляет обработку персональных данных жителей г. Нытва, проживающих в частных жилых домах в нарушение требований законодательства. Так, в базе данных программного обеспечения Cily2000 имеются персональные данные граждан, проживающих в частных домовладениях по ул. Комсомольская, 46, ул. Ширинкина, 10, ул. Энгельса, 42, и др., а именно Ф.И.О., место проживания и регистрации, паспортные данные, дата и место рождения, национальность, реквизиты документов на жилые помещения, отношение к военной службе и т.д.

При этом, какие-либо договоры или соглашения, подтверждающие дачу указанными жителями согласия на обработку своих персональных данных, отсутствуют. Обработка персональных данных таких субъектов не охватывается вышеуказанными агентскими договорами. Доказательства получения ООО «РКЦ» согласия от субъектов персональных данных на обработку их персональных данных не представлены.

С учетом изложенного суд признает незаконными действия ООО «РКЦ» по обработке персональных данных жителей Нытвенского городского поселения без согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных и возлагает обязанность прекратить указанные действия.

В соответствии с Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 № 713, а также Приказом ФМС России от 11.09.2012 № 288, ООО «РКЦ» не является лицом, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации, для жителей Нытвенского городского поселения, с которыми не заключены соответствующие соглашения или договоры.

Согласно ст. 9 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, утверждается нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления - в отношении услуг, оказываемых в целях предоставления органами местного самоуправления муниципальных услуг.

Решением Думы Нытвенского городского поселения Пермского края от 29.05.2013 № 67 (л.д.68,69) утвержден Перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг администрацией Нытвенского городского поселения. В данный перечень, в частности, входят такие услуги, как получение справки о гражданах, совместно проживающих в жилом помещении с заявителем, а также получение справки о регистрации по месту жительства, в том числе о регистрации по месту жительства начиная с июля 1991 года. К муниципальным услугам, предоставляемым органами местного самоуправления, относится и выдача единого жилищного документа, копий финансово-лицевого счета, выписок из домовой книги, карточек учета собственника жилого помещения, а также предоставление архивных справок.

С учетом изложенного, довод представителя ответчика о том, что согласно п. 85 Административного регламента услуга по выдаче справок должна предоставляться Федеральной миграционной службой, поскольку именно данная служба предоставляет государственную услугу по учету граждан Российской Федерации, суд считает несостоятельным.

Судом установлено, что необходимая информация - персональные данные в сфере регистрационного учета жителей Нытвенского городского поселения в администрации поселения отсутствуют, в связи чем, реализация органом местного самоуправления возложенных полномочий в полной мере без таких сведений не представляется возможным. Данный факт сторонами не оспаривается, ООО «РКЦ» предлагало Администрации Нытвенского городского поселения принять архив на бумажном носителе, но получила отказ.

В соответствии со ст. 6 Закона о персональных данных обработка персональных данных допускается в случаях, если она необходима для исполнения полномочий органов местного самоуправления и функций организаций, участвующих в предоставлении соответственно государственных и муниципальных услуг, предусмотренных Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Суд соглашается с доводами истца, что с целью обеспечения сохранности и исключения возможности утери или уничтожения персональных данных в сфере регистрационного учета жителей Нытвенского городского поселения, указанную информацию надлежит передать от ООО «РКЦ» в Администрацию Нытвенского городского поселения, как уполномоченному органу власти на бумажном носителе. Суд не усматривает оснований для передачи данных в электронном виде, поскольку программное обеспечение ООО «РКЦ» приобретено на собственные средства и общество является его собственником и отказывает в удовлетворении заявленного требования в части передачи данных в электронном виде. В дальнейшем стороны не лишены возможности решить вопрос о возмездном приобретении программного обеспечения.

Руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконными действия Общества с ограниченной ответственностью «Альтернатива» по исключению из предмета договоров управления многоквартирными домами выполнение управляющей организацией работ и услуг по выдаче справок о месте проживания, составе семьи, выписок из лицевого счета и других справок.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Альтернатива» инициировать внесение изменений в договоры управления многоквартирными домами по адресам: ул. Буденного 45, 43, 39, 37, 33, ул. Максима Горького 14,16, ул. Карла Маркса 46, 48, 92, ул. Комсомольская 7, 9, 28, 29, 30, пр. Ленина 1, 2,3,4,5,9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19,21,22,23,25,26,26/5,28,29,31, 32, 34, 36, 38, 39, 40, 41, 42, ул. Ширинкина 27, ул. Тибора Самуэли 10 г. Нытва, с целью приведения, данных договоров в соответствие с требованиями п. 6 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 и п. 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 №416.

Признать незаконными действия Общества с ограниченной ответственностью «Расчетно-кассовый центр» по взиманию платы за предоставление следующих услуг:

- подготовка и оформление информации о жилом помещении и зарегистрированных лицах с момента передачи жилого помещения в собственность гражданина;

оформление информации (справки) об отсутствии задолженности по оплате коммунальных услуг жилого помещения;

оформление выписки из лицевого счета о начислении и поступлении платежей по ЖКУ (период);

оформление выписки из лицевого счета о начислении и поступлении платежей по ЖКУ (с начала открытия лицевого счета);

оформление выписки (справки) из домовой книги жилого помещения о зарегистрированных лицах;

оформление пакета документов для вступления в наследство, продажи жилого помещения;

- подтверждение зарегистрированных лиц на характеристиках, заявлениях в УСЗН, в места лишения свободы;

- подготовка и оформление архивной справки на 06.02.1992 г. на приватизацию жилого помещения.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Расчетно- кассовый центр» прекратить действия по взиманию платы за предоставление следующих услуг:

подготовка и оформление информации о жилом помещении и
зарегистрированных лицах с момента передачи жилого помещения в
собственность гражданина;

оформление информации (справки) об отсутствии задолженности по
оплате коммунальных услуг жилого помещения;

оформление выписки из лицевого счета о начислении и поступлении
платежей по ЖКУ (период);

оформление выписки из лицевого счета о начислении и поступлении
платежей по ЖКУ (с начала открытия лицевого счета);

оформление выписки (справки) из домовой книги жилого помещения о
зарегистрированных лицах;

оформление пакета документов для вступления в наследство, продажи
жилого помещения;

- подтверждение зарегистрированных лиц на характеристиках, заявлениях в УСЗН, в места лишения свободы;

- подготовка и оформление архивной справки на 06.02.1992 г. на приватизацию жилого помещения.

Признать действия общества с ограниченной ответственностью «Расчетно-кассовый центр» по обработке персональных данных жителей Нытвенского городского поселения без получения согласия субъекта персональных данных па обработку его персональных данных, незаконными.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Расчетно- кассовый центр» прекратить действия по обработке персональных данных жителей Нытвенского городского поселения без получения согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Расчетно-

кассовый центр» передать документы регистрационного учета жителей Нытвенского городского поселения, с которыми отсутствуют договорные отношения по осуществлению указанного вида услуг, а также имеющиеся персональные данные жителей Нытвенского городского поселения, на обработку которых отсутствует их согласие, в администрацию Нытвенского городского поселения.

Обязать администрацию Нытвенского городского поселения принять от общества с ограниченной ответственностью «Расчетно-кассовый центр» документы регистрационного учета жителей Нытвенского городского поселения, с которыми у общества с ограниченной ответственностью «Расчетно-кассовый центр» отсутствуют договорные отношения по осуществлению указанного вида услуг, а также имеющиеся персональные данные жителей Нытвенского городского поселения, на обработку которых у общества с ограниченной ответственностью «Расчетно-кассовый центр» отсутствует их согласие.

Отказать Прокурору Нытвенского района в удовлетворении требования о возложении обязанностей на ООО «РКЦ» и администрацию Нытвенского городского поселения передать и принять информацию в электронном виде.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Нытвенский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме – с 17 апреля 2018 года.

Судья Л.В.Завертяева