ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2031/2013 от 31.07.2013 Псковского городского суда (Псковская область)

Дело№2-2031/2013

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

*** 2013 года город Псков

Псковский городской суд Псковской области в составе:

судьи Емельяновой Л.В.

при секретаре Федоровой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному предприятию Псковской области «Бюро технической инвентаризации» о признании технического и кадастрового паспорта несоответствующими действующему законодательству и нормативным актам Российской Федерации, обязании ГП ПО «БТИ» привести технический и кадастровый паспорт в соответствие с действующим законодательством и нормативными актами Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

  ФИО1 обратился в суд с иском, уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ, к Государственному предприятию Псковской области «Бюро технической инвентаризации» (далее ГП ПО «БТИ») о признании технического и кадастрового паспорта на надземный газопровод, расположенный по адресу: Псковская область, Псковский район, Завеличенская волость, д. Н., несоответствующими действующему законодательству и нормативным актам Российской Федерации, и обязании ГП ПО «БТИ» привести технический и кадастровый паспорт на надземный газопровод в соответствие с действующим законодательством и нормативными актами Российской Федерации.

В обоснование заявленных требований указал, что ГП ПО «БТИ» по заказу кооператива «Н.» был изготовлен кадастровый паспорт газопровода в деревне Н., который в дальнейшем был приобщен к пакету документов, представленных для регистрации права собственности на данный газопровод. Полагает, что в нарушение п. 7 Постановления Правительства РФ от 04.12.2000 года №921 при изготовлении ответчиком документации газопроводу был присвоен только инвентарный номер, без указания кадастрового номера, что свидетельствует о том, что земельный участок для строительства данного объекта в установленном законом порядке не выделялся, кадастровые работы по формированию земельного участка под строительство надземного газопровода не проводились, что является также нарушением Приказа Министерства юстиции от 18.02.2008 года №32. Кроме того, при составлении ситуационного плана объекта недвижимости, с учетом положений Приказа №32 на ситуационном плане объекта недвижимости должен быть отображен контур (местоположение) объекта в пределах земельного участка на котором расположен объект недвижимости. Однако, на ситуационном плане объекта недвижимости контур отсутствует. Кроме того, при изготовлении паспортов ответчиком не были учтены положения части 11 п. 2.1 и п. 2.3, 3.1 Приказа Госстроя РФ от 29.12.2000 №308. Границы земельного участка, отведенного для размещения газопровода, не были определены, соответственно единица технического учета отсутствовала. Единица технического учета, расположенная в воздушном пространстве, законодательством и нормативными актами Российской Федерации не предусмотрена. Таким образом, при изготовлении технического паспорта не были представлены документы на земельный участок, отведенный для размещения газопровода. Указал, что в техническом паспорте в графе «наименование правообладателя» указано несуществующее на тот момент юридическое лицо и стоит печать данного лица, акт приемки выполненных работ также подписан несуществующим юридическим лицом. Указанные обстоятельства, по мнению истца, свидетельствуют о том, что ответчик при изготовлении технического и кадастрового паспорта не применил положения Постановления Правительства РФ от 04.12.2000 №921, Приказа Госстроя РФ от 29.12.2000 №308, Приказа Министерства юстиции от 18.02.2008 №32, Гражданского кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации. При изложенных обстоятельствах просит суд признать технический и кадастровый паспорт на надземный газопровод, расположенный по адресу: Псковская область, Псковский район, Завеличенская волость, д. Н., несоответствующими действующему законодательству и нормативным актам Российской Федерации, обязать ГП ПО «БТИ» привести технический и кадастровый паспорт на надземный газопровод в соответствие с действующим законодательством и нормативными актами Российской Федерации.

В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ГП ПО «БТИ» - ФИО2 иск не признала, указав, что техническая документация на надземный газопровод, расположенный по адресу: Псковская область, Псковский район, Тямшанская волость, д. Н., была изготовлена в соответствии с действующем законодательством. Поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях (л.д. 20).

Третьи лица - ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17 Д-С., ФИО18, ФИО19, ФИО20 в судебное заседание не явились, судом приняты меры для их надлежащего извещения.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.

Порядок организации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства определен "Положением об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 N 921 "О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства", действовавшем на момент изготовления технического паспорта на строение. В соответствии с Письмом Минэкономразвития России от 22.02.2013 N Д23и-449 данный документ не применяется с 01.01.2013.

Согласно указанному Положению техническая инвентаризация объектов капитального строительства подразделяется на первичную техническую инвентаризацию и техническую инвентаризацию изменений характеристик объекта капитального строительства. Государственный технический учет объектов капитального строительства подразделяется на первичный государственный технический учет и государственный технический учет в связи с изменением характеристик объекта капитального строительства. Техническая инвентаризация и государственный технический учет объектов капитального строительства осуществляются по заявлениям заинтересованных лиц (пункт 6).

Первичный государственный технический учет объектов капитального строительства осуществляется по результатам первичной технической инвентаризации, за исключением случаев, установленных пунктом 8 настоящего Положения. При осуществлении первичного государственного технического учета объектам капитального строительства в установленном порядке присваиваются инвентарный и кадастровый номера. Государственный технический учет в связи с изменением характеристик объекта капитального строительства осуществляется по результатам технической инвентаризации таких изменений. По результатам технической инвентаризации на каждый объект капитального строительства оформляется технический паспорт, форма которого и состав включаемых в него сведений устанавливаются Министерством экономического развития Российской Федерации. Технический паспорт является документальной основой для ведения Единого государственного реестра объектов капитального строительства (далее - Единый государственный реестр) (пункт 7).

Техническая инвентаризация изменений характеристик объекта капитального строительства проводится в случае изменения технических или качественных характеристик объекта капитального строительства (перепланировка, реконструкция, переоборудование, переустройство, разрушение, снос) на основании заявления заинтересованного лица о проведении такой инвентаризации. По результатам технической инвентаризации изменений характеристик объекта капитального строительства организацией (органом) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации осуществляется государственный технический учет в связи с изменением данных характеристик и выдается кадастровый паспорт, содержащий уточненные сведения о таком объекте (пункт 9).

Сведения об объектах капитального строительства, полученные от организаций (органов) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации объектов капитального строительства, используются при осуществлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведении государственного статистического учета, определении размера налога на имущество, внесении сведений о ранее учтенных объектах капитального строительства в государственный кадастр недвижимости, а также ведении реестра федерального имущества (пункт 12).

Из материалов дела следует и установлено судом, что на основании договора подряда №383-1-/ИН-10 от 06 мая 2010 года, заключенного между ГП ПО «БТИ» и Кооперативом по газификации и эксплуатации газового хозяйства индивидуальных жилых домов «Н.» (далее – Кооператив) ответчиком была изготовлена техническая документация на объект – надземный газопровод низкого давления, расположенный по адресу: Псковская область, Псковский район, Тямшанская волость, деревня Н..

Заявляя требования о несоответствии изготовленной ответчиком технической документации требованиям действующего законодательства истец указывает на то, что при изготовлении технического паспорта не была представлена документация относительно границ земельного участка, отведенного для размещения газопровода, вследствие чего единица технического учета не могла быть определена.

Как установлено судом, Кооперативом с целью проведения первичного государственного технического учета объекта – надземного газопровода низкого давления в ГП ПО «БТИ» были представлены документы: устав Кооператива; информационное письмо об учете в ЕГРПО; протокол №1 собрания владельцев жилых домов и участков пос. Н. от 10.06.2001 года; свидетельство о постановке на учет в налоговом органе юридического лица; свидетельство о государственной регистрации некоммерческой организации; копии документов о заключении договора страхования; заключение №82 по отводу земельного участка под строительство от 05.09.2001 года; акт выбора трассы прокладки газопровода для газоснабжения жилых домов ЖСК д. Н.; акт приемки законченного строительством объекта систем газоснабжения ж.д. в д. Н. от 13.09.2003 года; проектная документация; кадастровый план территории.

В соответствии с Положением об организации в Российской Федерации государственного учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства технический паспорт является документальной основой для ведения Единого государственного реестра объектов капитального строительства (далее - Единый государственный реестр).

При этом указанным Положением не утверждена форма технического паспорта на линейные сооружения – сети газоснабжения, вследствие чего при изготовлении технической документации на надземный газопровод ГП ПО «БТИ» руководствовалось Приказом Госстроя РФ от 29.12.2000 года №308 «Об утверждении Порядка составления комплекта документов по технической инвентаризации имущественных комплексов, составляющих системы газоснабжения Российской Федерации, также других объектов недвижимого имущества, принадлежащих ОАО «Газпром» и его дочерним организациям» которым утверждена форма технического паспорта имущественного комплекса.

Вместе с тем, как пояснил представитель ответчика, в случае изготовления технической документации на одно линейное сооружение, принадлежащее юридическим или физическим лицам, используется только форма технического паспорта, отражающего разделы для описания сооружений и оборудования, поскольку эти данные отсутствуют в утвержденных формах технических паспортов на жилые дома и здания.

В соответствии со статьей 43 Федерального закона от 24.07.2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» до 1 января 2013 года устанавливается переходный период применения настоящего Федерального закона к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее в настоящей статье - переходный период).

В переходный период государственный учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства осуществляется в порядке, установленном на день вступления в силу настоящего Федерального закона нормативными правовыми актами в сфере соответственно осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства и государственного технического учета жилищного фонда (далее - ранее установленный порядок осуществления государственного учета), если иной порядок осуществления в переходный период государственного учета таких объектов не установлен в соответствии с частью 2.2 настоящей статьи.

В переходный период соответствующие органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в целях, связанных с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выдают кадастровые паспорта объектов недвижимости. Такие кадастровые паспорта должны оформляться в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

Приказом Минюста Российской Федерации от 18.02.2008 года №32 «Об утверждении форм кадастровых паспортов здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения, земельного участка» утверждена форма кадастрового паспорта.

Пунктом 3 указанного Приказа предусмотрено, что в кадастровом паспорте указывается кадастровый номер объекта недвижимости. Строка не заполняется в переходный период (до 1 января 2010 г.), если на территории субъекта Российской Федерации действует порядок осуществления государственного учета, установленный на день вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 31, ст. 4017) нормативными правовыми актами в сфере соответственно осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства и государственного технического учета жилищного фонда.

В кадастровом паспорте указывается государственный учетный номер, присвоенный объекту недвижимости органом (организацией) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации (п. 4).

Указывается тип основной характеристики объекта недвижимости, его значение и единица измерения - для сооружения основная характеристика выбирается органом (организацией), изготавливающим и выдающим кадастровый паспорт, исходя из следующих принципов: для линейных сооружений - протяженность в метрах с точностью до одного метра; для подземных сооружений - глубина (глубина залегания) в метрах с точностью до одной десятой метра; для сооружений, предназначенных для хранения (например, нефтехранилищ, газохранилищ), - объем в кубических метрах с точностью до одного метра; для остальных сооружений - площадь застройки в квадратных метрах с точностью до одной десятой квадратного метра (п.7).

На ситуационном плане объекта недвижимости отображается контур (местоположение) здания, сооружения, объекта незавершенного строительства в пределах земельного участка(ов), на котором(ых) расположен данный объект недвижимости. Ниже ситуационного плана объекта недвижимости указывается масштаб (п. 15).

С учетом этого, доводы истца о том, что ответчиком не был указан кадастровый номер земельного участка, не могут быть приняты во внимание, поскольку данные сведения не подлежали отображению в кадастровом паспорте на объект, в связи с чем истребование документов, подтверждающих принадлежность Кооперативу земельного участка по которому проходил надземный газопровод, с учетом норм законодательства, действующего на момент изготовления оспариваемой документации, не требовалось.

Как следует из объяснений представителя ответчика и представленных в суд документов, кадастровые работы для определения местоположения сооружения посредством определения координат характерных точек контура объекта на земельном участке не проводились. Установление местоположения объекта было осуществлено с учетом представленного плана трассы по газификации района Н., кадастрового плана территории и квартала, с привязкой объекта к жилым домам, расположенным в деревне Н., согласно проектным данным.

Суд считает, что отсутствие документов по межеванию земельного участка, не может являться основанием для признания кадастрового паспорта на надземный газопровод несоответствующим законодательству, поскольку положениями ч. 2 ст. 44 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» предусмотрено, что до 1 января 2013 года кадастровая деятельность в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства не осуществляется.

По мнению суда, не может являться основанием для удовлетворения требований истца, то обстоятельство, что в последующем Кооператив прекратил свою деятельность и сведения в отношении данного юридического лица на момент получения технической документации и подписания акта-приемки выполненных работ, были исключены из ЕГРЮЛ.

Письмом Министерства экономического развития РФ от 11 сентября 2009 года N Д23-3379 разъяснено, что техническая инвентаризация может быть осуществлена по заявлению любого заинтересованного лица, а государственный технический учет - на основании заявления заинтересованного лица, предоставившего документы, необходимые для осуществления такого учета.

В силу п. 15 - 17 Положения об организации в Российской Федерации государственного учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, организации (органы) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации объектов капитального строительства предоставляют физическим и юридическим лицам сведения (документы) об объектах капитального строительства, техническую инвентаризацию которых они осуществляют, в частности, по заявлениям собственника, владельца (балансодержателя) или их доверенных лиц (при предъявлении надлежащим образом оформленной доверенности), в течение месяца с даты получения заявления, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Сведения (документы) об объектах капитального строительства, находящихся в общей (совместной или долевой) собственности, предоставляются по заявлению любого из собственников.

Так, из п. 1.1 Устава кооператива по газификации и эксплуатации газового хозяйства индивидуальных жилых домов «Н.» следует, что целью создания кооператива является строительство и эксплуатация газопровода для членов кооператива (л.д. 70-87).

Факт существования Кооператива, на момент заключения договора подряда №383-10/ИН-10 от 06.05.2010 года на изготовление технической документации, был подтвержден документально, в связи с чем оснований для отказа в заключении договора подряда у ответчика не имелось. Представленные ответчику документы позволяли в технической документации указать сведения о правообладателе.

Из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 19 июля 2010 года усматривается, что 10 июня 2010 года в реестр юридических лиц внесена запись о прекращении деятельности юридического лица (л.д. 8-9).

Вместе с тем, данное обстоятельство, не могло являться основанием для отказа в выдаче технической документации К.В., с которым как представителем Кооператива, был заключен договор подряда.

Также суд учитывает, что Положением об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, не установлены основания для отказа в осуществлении технической инвентаризации и государственного технического учета объектов капитального строительства.

При этом технический (кадастровый) паспорт представляет собой документ, который содержит учетно-оценочные данные инвентаризации, не обладает признаками властного характера, не является правоустанавливающим документом. Действия уполномоченного органа по проведению технической инвентаризации и кадастрового учета являются вторичными по отношению к объектам недвижимости, и призваны обеспечить фиксацию сведений в отношении инвентаризированных площадей. Проведение технической инвентаризации и кадастровый учет не могут повлечь появление или формирование новых объектов недвижимости, поскольку данным правом обладает только собственник объектов недвижимости, который вправе проводить их реконструкцию, перепланировку и совершать иные действия, направленные на изменение индивидуальных свойств объекта недвижимости, чьи действия являются первичными. И уже только после этого проводится технический и кадастровый учет объектов недвижимости.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что действия ГП ПО «БТИ» по фиксации в техническом и кадастровом паспорте наличия объекта, его назначения, технического описания с указанием наименований в соответствии с заявлением собственника, не противоречили требованиям нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность по техническому учету и технической инвентаризации объектов капитального строительства.

Оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая, что сведения, изложенные в кадастровом и техническом паспорте объекта, соответствуют фактическим техническим характеристикам объекта, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 321 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к Государственному предприятию Псковской области «Бюро технической инвентаризации» о признании технического и кадастрового паспорта на надземный газопровод, расположенный по адресу: Псковская область, Псковский район, Завеличенская волость, д. Н., несоответствующими действующему законодательству и нормативным актам Российской Федерации, обязании ГП ПО «БТИ» привести технический и кадастровый паспорт на надземный газопровод в соответствие с действующим законодательством и нормативными актами Российской Федерации, оставить без удовлетворения.

Решение в течение месяца может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено *** 2013 года.

Судья Псковского городского суда: Л.В. Емельянова

Решение обжаловано в апелляционном порядке.

Определением Судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда оставлено без изменения.

Вступило в законную силу.