55RS0007-01-2021-002931-19
Дело № 2-2031/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 июня 2021 года город Омск
Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Калининой К.А. при помощнике судьи Горбачевой Я.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Министерству имущественных отношений Омской области о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения,
установил:
ФИО1 обратился в суд с иском к Министерству имущественных отношений Омской области о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
В обоснование указано, что распоряжением Министерства образования Омской области истец включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении, однако жилым помещением до настоящего времени не обеспечен.
На основании изложенного, просил обязать ответчика предоставить ему благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
В судебном заседании, проведенном посредством использования систем видеоконференц-связи, истец заявленные требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить. Указал, что находится в местах лишения свободы сроком до марта 2022 года, после освобождения из мест лишения свободы проживать ему негде.
Иные лица, участвующие в деле, в судебном заседании участия не принимали, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежаще.
В отзыве представитель ответчика Министерство имущественных отношений Омской области Пышная А.Ю., действующая на основании доверенности, указала, что порядком предусмотрено предоставление жилых помещений детям-сиротам по списку. Предоставление жилого помещения без учета списка нарушает право и законные интересы лиц, состоящих в списке ранее, в связи с чем полагала, что требования не подлежат удовлетворению.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих в соответствии с названным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Так, в силу вышеприведенных положений закона:
дети-сироты – лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;
дети, оставшиеся без попечения родителей, – лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке,
лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно свидетельству о рождении серии I – КН №, родителями ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являются: отец – ФИО2, мать – ФИО3 (л.д. 35).
Решением Усть-Ишимского районного суда Омской области от ДД.ММ.ГГГГ родители истца лишены родительских прав в отношении несовершеннолетнего (л.д.40-42).
Статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступившего в законную силу с 01.01.2013), установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (пункт 1 статьи 8).
Жилые помещения предоставляются указанным категориям лиц по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 статьи 8 и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции названного Федерального закона) и Жилищного кодекса РФ (в редакции названного Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу названного Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу названного Федерального закона.
По сведениям Управления Росреестра по Омской области, БУ «Омский центр КО и ТД», истец в числе собственников жилых помещений на территории Омской области не значится, право бесплатной приватизации жилого помещения на территории Омской области не использовал (л.д. 57, 98).
Распоряжением Министерства образования Омской области от ДД.ММ.ГГГГ№ФИО1 включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, чье право на обеспечение жилыми помещениями не реализовано, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (л.д. 114).
Вместе с тем, в ходе судебного разбирательства установлено, что имеется вступившее в законную силу решение Центрального районного суда г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № по иску ФИО1 к Министерству образования Омской области о включении в списки нуждающихся в предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, которым постановлено:
«В удовлетворении требований ФИО1 к Министерству образования Омской области о включении в списки нуждающихся в предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения – отказать».
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ постановленное решение суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба ФИО1 – без удовлетворения.
Разрешая заявленные истцом требования в рамках поименованного гражданского дела, суд исходил из следующего.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся обеспечения социально незащищенных граждан жилыми помещениями, базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным органом наличия предусмотренных законодательством Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Следовательно, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений до достижения установленного законом возраста. По достижении предельного возраста постановки на учет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные законодательством меры социальной поддержки, в том числе в части обеспечения жильем, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Таким образом, лицо в случае его отнесения к категориям детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, либо лиц из их числа, достигнув возраста 23 лет, утрачивает статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
В ходе судебного разбирательства по указанному выше гражданскому делу установлено, что в компетентные органы с заявлением о включении в список лиц, нуждающихся во внеочередном предоставлении жилья, до достижении им возраста 23 лет ФИО1 не обращался. Доказательств обратного истцом представлено не было. Напротив, истец сам не отрицал необращение в компетентные органы по вопросу постановки на учет до 2015 года. На момент обращения ФИО1 в Министерство образования Омской области с целью включения в списки нуждающихся в предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения истцу исполнилось 26 лет, в суд с иском ФИО1 обратился в возрасте 27 лет.
Таким образом, до достижения 23 лет ФИО1 не реализовал свое право на предоставление жилого помещения как лицо, отнесенное к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, своевременно не встав на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с чем утратил такое право.
Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013), отсутствие ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей, лица из их числа на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения. Так, в случае признания причин, по которым лицо своевременно не встало на учет уважительными, возможно удовлетворение требования об обеспечении жилым помещением. При этом восстановление срока не требуется.
Исходя из позиции Верховного Суда РФ, установление обстоятельств того, что лицо до достижения возраста 23 лет предпринимало попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не было поставлено на учет из-за отсутствия всех необходимых документов, ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы, незаконный отказ органа местного самоуправления в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших возраста 23 лет, являются уважительными и, как следствие, служащими основанием для защиты в судебном порядке права на обеспечение жильем.
Вместе с тем, ФИО1 в ходе судебного разбирательства по гражданскому делу № доказательств уважительности причин пропуска срока на обращение с соответствующим заявлением не представил, при том, что обязанность по доказыванию уважительного характера обстоятельств, повлиявших на то, что он своевременно не встал на учет нуждающихся в жилых помещениях, была разъяснена истцу судом.
При этом, нахождение в местах лишения свободы в качестве таковой причины судом не расценено, поскольку, учитывая предоставленное в силу закона право осужденных на переписку и обращение в органы, само по себе, обстоятельством, объективно препятствующим его обращению с соответствующим заявлением, не является. Доказательств осуществления попыток такого обращения до достижения возраста 23 лет не установлено.
Указанное в совокупности явилось основанием для отказа в удовлетворении требований ФИО1 к Министерству образования Омской области о включении в списки нуждающихся в предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
По правилам части 2 статьи 61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
В силу части 2 статьи 209 ГПК РФ после вступления в законную силу решения суда стороны, другие лица, участвующие в деле, их правопреемники не могут вновь заявлять в суде те же исковые требования, на том же основании, а также оспаривать в другом гражданском процессе установленные судом факты и правоотношения.
Аналогичные разъяснения приведены в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении».
Обращаясь в суд с настоящим иском, ФИО1 указал, что включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении, в связи с чем обладает правом на предоставление ему жилого помещении в порядке, предусмотренном статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Как указано выше, распоряжением Министерства образования Омской области от ДД.ММ.ГГГГ№ФИО1 включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, чье право на обеспечение жилыми помещениями не реализовано, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (л.д. 114).
Вместе с тем, согласно абзацу 13 статьи 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется, помимо прочего, путем неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону.
Частью 2 статьи 11 ГПК РФ предусмотрено, что суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу.
Согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ№-П, граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права (пункт 1 статьи 9 ГК РФ) и, соответственно, свободны в выборе способа их защиты (одного или нескольких), притом, однако, что порядок судебной защиты прав и свобод определяется на основе Конституции Российской Федерации, федеральными законами.
В числе способов защиты гражданских прав, которые могут быть задействованы лишь при участии юрисдикционных органов, статья 12 Гражданского кодекса РФ называет признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления, а равно неприменение судом акта этого органа, противоречащего закону. Осуществляемая судом оценка нормативного правового акта на предмет его не противоречия нормативному правовому акту большей юридической силы, выступая частью процедуры выбора применимых норм права, относится к исключительным прерогативам суда, к самому существу судопроизводства, ключевая цель которого - защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Следовательно, праву лица, участвующего в деле и распоряжающегося процессуальными правами на всех стадиях процесса самостоятельно, на основе конституционно значимого принципа диспозитивности, поставить перед судом вопрос о неприменении нормативного правового акта, противоречащего нормативному правовому акту большей юридической силы, и о принятии решения в соответствии с последним корреспондирует безусловная обязанность суда рассмотреть этот вопрос, отразив в решении мотивы, по которым суд не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле.
Тем самым, положения абзаца 13 статьи 12 ГК РФ направлены - по своему буквальному смыслу - на правильное применение законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении судами дел, а значит, на реализацию требований статей 46 (часть 1) и 120 (часть 2) Конституции Российской Федерации и части 3 статьи 5 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» о применении правовых положений, имеющих наибольшую юридическую силу, не предполагают каких-либо исключений из данного правила и потому имеют целью не ограничение, а гарантирование конституционного права на судебную защиту.
Согласно постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», при рассмотрении споров, связанных с защитой гражданских прав, суд не применяет противоречащий закону акт государственного органа или органа местного самоуправления независимо от признания этого акта недействительным.
Как разъяснено в абзаце четвертом пункта 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015№ 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», согласно абзацу 13 статьи 12 ГК РФ при рассмотрении споров, связанных с защитой гражданских прав, суд не применяет противоречащий закону акт государственного органа или органа местного самоуправления независимо от признания этого акта недействительным.
В рассматриваемом споре суд полагает, что распоряжение Министерства образования Омской области от ДД.ММ.ГГГГ№, которым ФИО1 включен в список, не отвечает требованиям Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Из материалов дела следует, что истец в установленный законом срок не обращался в уполномоченные органы для реализации своего права на предоставление жилого помещения, нуждающимся в предоставлении жилого помещения в возрасте до 23 лет не признавался. Данные обстоятельства подтверждаются вступившим в законную силу решением Центрального районного суда г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № №
Принимая во внимание одноименный состав участников процесса по настоящему гражданскому делу и гражданскому делу №, обстоятельства возникновения правоотношений сторон, установленные в рамках гражданского дела №, имеют для настоящего спора преюдициальный характер и не подлежат оспариванию.
Таким образом, включение ФИО1 в список после достижения им возраста 23 лет в отсутствии доказательств наличия уважительных причин пропуска срока, влечет за собой нарушение прав лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стоящих в списке после ФИО1, поскольку включение его в список повлекло за собой отдаление момента реализации ими своего права на жилое помещение.
Принимая во внимание изложенное выше, с учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ,
решил:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Министерству имущественных отношений Омской области о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отказать.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд посредством подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Омска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья К.А. Калинина
Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.