УИД 62RS0004-01-2022-001878-74
дело №2-2031/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 сентября 2022 года г.Рязань
Советский районный суд г.Рязани в составе председательствующего судьи Эктова А.С., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Заверуха Т.С., с участием истца ФИО1 и его представителя ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ООО «Яндекс» о понуждении заключить договор розничной купли-продажи, взыскании неустойки, компенсации морального вреда и штрафа
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным иском, в обоснование которого указал, что он дд.мм.гггг. на сайте ООО «Яндекс», осуществляющего дистанционную продажу товаров, оформил заказ № на приобретение сплит-системы стоимостью 35045 руб. Стоимость приобретаемого товара в этот же день в полном объеме была оплачена истцом, что подтверждается электронным кассовым чеком № от 22.02.2022г. В соответствии с условиями договора, доставка должна была осуществляться силами продавца до пункта самовывоза по адресу: . Срок доставки определен датой дд.мм.гггг.. Вместе с тем, обязанность продавца по передаче товара истцу исполнена не была по причине утери товара. При предъявлении ФИО1 требований к ответчику исполнить свои обязанности по поставке товара, продавец ссылаясь на п.7.1 Правил пользовательского соглашения (отказ от исполнения заказа в связи с отсутствием товара на складе) передать товар истцу отказался. Указанные действия ответчика, истец считает незаконными. ФИО1 полагает, что продавец, получивший от него сообщение о намерении заключить договор купли-продажи, а также 100% оплату, обязан был принять меры по передаче товара. На основании изложенного, истец ссылаясь на положения ст.ст.426, 454, 492 499, 309, 310 ГК РФ просит суд понудить ООО «Яндекс» заключить с ним договор купли-продажи настенной сплит-системы в количестве 1 шт. на условиях доставки по заказу № от 22.02.2022г. стоимостью 35045 руб.; взыскать с ответчика в свою пользу компенсацию морального вреда в размере 30000 руб., неустойку в размере 0,5% от стоимости товара за каждый день просрочки передачи товара с дд.мм.гггг. и до момента передачи товара, штраф 50% от суммы присужденной судом.
Определением суда от дд.мм.гггг. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен ИП ФИО3
В судебном заседании истец ФИО1 и его представитель ФИО2 поддержали предъявленные требования по указанным выше основаниям.
Представитель ответчика ООО «Яндекс» в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения надлежащим образом извещен, в адресованных суду возражениях иск не признал, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Третье лицо ИП ФИО3 в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения надлежащим образом извещен, об уважительности причин неявки не сообщил.
Суд, в соответствии со ст.167 ГПК РФ находит возможным рассмотреть данное дело в отсутствие представителей ответчика и третьего лица.
Выслушав пояснения истца и его представителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.2. ст.497 ГК РФ договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара).
Аналогичное положение содержится и в ст.26.1 Закона РФ от 07 февраля 1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей».
Закон РФ от 07 февраля 1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей» регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами, владельцами агрегаторов информации о товарах (услугах) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получении информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), о владельцах агрегаторов информации о товарах (услугах) просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Дистанционным способом продажи товаров является продажа товаров через Интернет (в том числе в онлайн-магазинах и с помощью владельцев агрегаторов информации о товарах).
Согласно абз.13 преамбулы Закона РФ «О защите прав потребителей» владелец агрегатора информации о товарах (услугах) (далее - владелец агрегатора) - организация независимо от организационно-правовой формы либо индивидуальный предприниматель, которые являются владельцами программы для электронных вычислительных машин и (или) владельцами сайта и (или) страницы сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и которые предоставляют потребителю в отношении определенного товара (услуги) возможность одновременно ознакомиться с предложением продавца (исполнителя) о заключении договора купли-продажи товара (договора возмездного оказания услуг), заключить с продавцом (исполнителем) договор купли-продажи (договор возмездного оказания услуг), а также произвести предварительную оплату указанного товара (услуги) путем наличных расчетов либо перевода денежных средств владельцу агрегатора в рамках применяемых форм безналичных расчетов в соответствии с пунктом 3 статьи 16.1 настоящего Закона и Федеральным законом от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ "О национальной платежной системе".
Ответчик ООО «Яндекс» является владельцем товарного агрегатора – маркетплейса Яндекс Маркет.
База данных сервиса Яндекс Маркет представляет собой информационно-справочную систему, содержащую информацию о товарах и услугах, предназначенную для потенциальных покупателей (потребителей) товаров (услуг).
Сервис предлагает разместить предложения к продаже товаров на маркетплейсе в порядке и на условиях, изложенных в Условиях оказания услуг Маркетплейса Яндекс Маркет, доступном в сети Интернет по ссылке .
Таким образом, сервис Яндекс Маркет предоставляется ООО «Яндекс» неограниченному кругу продавцов для размещения товарных предложений и заключения розничных договоров купли-продажи. Договор купли-продажи товаров заключается непосредственно между продавцом и покупателем товара. Маркетплейс не является стороной такого договора розничной купли-продажи. Соответствующая информация об этом размещена в Правилах использования сервиса Яндекс Маркет, который доступен по ссылке
В соответствии с разделом 2 Правил использования сервиса «Яндекс.Маркет», пользователь подтверждает, что он ознакомился и соглашается с настоящими Правилами.
В соответствии с п.1.2. ст.9 Закона РФ «О защите прав потребителей» владелец агрегатора обязан довести до сведения потребителей информацию о себе и продавце (исполнителе) (фирменное наименование (наименование), место нахождения (адрес), режим работы, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица, фамилию, имя, отчество (если имеется), государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя), а также об имеющихся изменениях в указанной информации. Владелец агрегатора доводит до сведения потребителей информацию о себе и продавце (исполнителе) посредством ее размещения на своих сайте и (или) странице сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Информацию о продавце (исполнителе) владелец агрегатора вправе довести до сведения потребителей посредством размещения на своих сайте и (или) странице сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" ссылки на сайт продавца (исполнителя) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Пункт 1.3. ст.9 Закона РФ «О защите прав потребителей» предусматривает, что продавец (исполнитель) обязан предоставить владельцу агрегатора и разместить на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (при его наличии) достоверную информацию о себе, указанную в пункте 1.2 настоящей статьи. В случае, если имеются изменения в такой информации, продавец (исполнитель) обязан в течение одного рабочего дня с момента внесения в нее изменений сообщить владельцу агрегатора об этих изменениях и разместить их на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (при его наличии). Владелец агрегатора обязан внести эти изменения в информацию о продавце (исполнителе) в течение одного рабочего дня, если размещение указанной информации осуществляется на сайте владельца агрегатора и (или) его странице сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В судебном заседании было установлено, что договор между ООО «Яндекс» и продавцами товара заключается посредством акцепта продавцом оферты ООО «Яндекс» на условиях, предусмотренных договором на оказание услуг по размещению товарных предложений и предоставлению функционала по заключению договоров и/или предварительному бронированию товаров на сервисе Яндекс Маркет, текст которого размещен в свободном доступе на интернет странице по ссылке
Между ООО «Яндекс» и ИП ФИО3 был заключен договор на оказание услуг по размещению товарных предложений с использованием сервиса Яндекс Маркет. Информация о продавце ИП ФИО3 была размещена в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", что подтверждается соответствующей распечаткой, предоставленной ответчиком в материалы дела.
В судебном заседании было установлено и не оспаривалось сторонами, что истец (покупатель) дд.мм.гггг., используя торговую площадку Яндекс Маркет, оформил заказ № на приобретение у ИП ФИО3 (продавец) сплит-системы стоимостью 35045 руб. осуществив 100% предоплату товара.
дд.мм.гггг. заказ № был отменен продавцом в связи с утратой товара. Денежные средства возвращены истцу в полном объеме.
В дальнейшем, ООО «Яндекс» получило от истца претензию с требованием передать товар по заказу № от 22.02.2022г.
дд.мм.гггг. ООО «Яндекс» направило ответ на претензию, в котором сообщило, что продавцом товара по заказу № от 22.02.2022г. является ИП ФИО3 и предоставило контактные данные продавца.
Таким образом, ответчик ООО «Яндекс» (владелец агрегатора) выполнил возложенную на него ст.9 Закона РФ «О защите прав потребителей» обязанность по доведению до потребителя информации о продавце товара.
Истец ФИО1 не согласившись с действиями ООО «Яндекс» об отказе в предоставлении ему оплаченного по заказу № от 22.02.2022г. товара, обратился с настоящим иском в суд.
Разрешая требования истца, суд руководствуется положениями ст.12 Закона РФ «О защите прав потребителей» согласно п.2.1 которого владелец агрегатора, предоставивший потребителю недостоверную или неполную информацию о товаре (услуге) или продавце (исполнителе), на основании которой потребителем был заключен договор купли-продажи (договор возмездного оказания услуг) с продавцом (исполнителем), несет ответственность за убытки, причиненные потребителю вследствие предоставления ему такой информации.
Если иное не предусмотрено соглашением между владельцем агрегатора и продавцом (исполнителем) или не вытекает из существа отношений между ними, ответственность за исполнение договора, заключенного потребителем с продавцом (исполнителем) на основании предоставленной владельцем агрегатора информации о товаре (услуге) или продавце (исполнителе), а также за соблюдение прав потребителей, нарушенных в результате передачи потребителю товара (услуги) ненадлежащего качества и обмена непродовольственного товара надлежащего качества на аналогичный товар, несет продавец (исполнитель).
Владелец агрегатора не несет ответственность за убытки, причиненные потребителю вследствие предоставления ему недостоверной или неполной информации о товаре (услуге), в случае, если владелец агрегатора не изменяет информацию о товаре (услуге), предоставленную продавцом (исполнителем) и содержащуюся в предложении о заключении договора купли-продажи (договора возмездного оказания услуг).
Из смысла положений п.2.1 ст.12 Закона РФ «О защите прав потребителей» владелец маркетплейса несет ответственность за убытки, причиненные потребителю, если предоставил ему недостоверную или неполную информацию о товаре (услуге) или продавце (исполнителе). От ответственности он освобождается, если такая информация была предоставлена ему продавцом (исполнителем) и владелец маркетплейса опубликовал ее без изменений. В иных случаях, ответственность за исполнение договора, заключенного с потребителем, а также за соблюдение прав потребителей, нарушенных в результате передачи товара (услуги) ненадлежащего качества и обмена непродовольственного товара надлежащего качества на аналогичный товар несет продавец (исполнитель).
Поскольку требования истца не основаны на предоставлении ему ООО «Яндекс» недостоверной или неполной информации о приобретаемом товаре, суд, руководствуясь положениями п.2.1 ст.12 Закона РФ «О защите прав потребителей», приходит к выводу о том, что надлежащим ответчиком по данному спору должен выступать продавец товара ИП ФИО3, а иск ФИО1 к ООО «Яндекс» удовлетворению не подлежит, поскольку предъявлен к ненадлежащему ответчику.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 (паспорт ) к ООО «Яндекс» (ИНН №) о понуждении заключить договор розничной купли-продажи, взыскании неустойки, компенсации морального вреда и штрафа отказать.
Решение в месячный срок может быть обжаловано в Рязанский областной суд с подачей апелляционной жалобы через Советский районный суд г.Рязани.
Судья А.С.Эктов