Дело №
УИД №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 июля 2022 года г. Чита
Центральный районный суд г. Читы в составе:
председательствующего судьи Сергеевой Д.П.,
при секретаре Цымпилове С.А.,
с участием истца ФИО1, представителя третьего лица Минфина РФ ФИО2, представителя третьего лица ГУЗ «КЦСЗН» Забайкальского края ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и цифровизации и связи Забайкальского края о взыскании убытков, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с настоящим иском, ссылаясь на следующие обстоятельства.
Истец является одиноко проживающим инвалидом 1 группы, получает субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В соответствии с п. 2 Правил, утверждённых постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 года № 761, субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
Пунктом 23 правил предусмотрено, что при среднедушевом доходе семьи равном или выше прожиточного минимума, установленного органами государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, размер субсидии определяется по формуле:
Сумма субсидии, рассчитанная по формуле предусмотренной п. 23 Правил напрямую зависит от установленного размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг.
Считает, что начисление субсидий на оплату ЖКУ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ производилось в меньшем размере по следующим основаниям.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ получал субсидию на оплату жилищно-коммунальных услуг (далее ЖКУ) из расчёта регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, установленного приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ№ «О региональном стандарте стоимости жилищно-коммунальных услуг».
Согласно приложению 4 к приказу № региональный стандарт для одиноко проживающих граждан собственников помещений городского округа г. Чита был установлен в размере 4 056, 02 рубля, данный стандарт стоимости ЖКУ был установлен на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с пунктами 79, 80 Методических рекомендаций по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утверждённых приказом Минстроя России №/ приказом Минтруда России № от ДД.ММ.ГГГГ, размеры региональных стандартов стоимости ЖКУ устанавливаются на один год.
С 01.07.2020 года приказами Региональной службой по тарифам и ценам (далее РСТ), стоимость самих ЖКУ повысилась, следовательно, Министерством жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края, должен был быть пересмотрен и увеличен региональный стандарт стоимости ЖКУ, что в результате бездействия Министерства выполнено не было.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Министерство жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края, с требованием пересчитать и установить новые региональные стандарты стоимости ЖКУ, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и установить новый региональный стандарт стоимости ЖКУ с ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ истец получил ответ, из которого узнал, что региональный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг дифференцированно по муниципальным образованиям Забайкальского края утвержден приказом Министерства от ДД.ММ.ГГГГ№ «О региональном стандарте стоимости жилищно-коммунальных услуг». Требования удовлетворены только в части установления регионального стандарта стоимости ЖКУ с ДД.ММ.ГГГГ, а в части пересчёта и установления регионального стандарта в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ оставлены без удовлетворения.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Министерство жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края с досудебной претензией с требованием выплатить недополученные суммы субсидий, возникшие в результате бездействия и невыполнения Министерством возложенных на него обязанностей, в размере 4 386,12 рублей. ДД.ММ.ГГГГ истец получил ответ, из которого узнал, что в удовлетворении претензии в досудебном порядке отказано.
В результате невыполнения Министерством жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края возложенных на него обязанностей по своевременному установлению регионального стандарта стоимости ЖКУ истец получал в течение периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ субсидию в размере 915, 38 руб. вместо 1 280, 83 руб. в месяц, если бы региональный стандарт был установлен своевременно, то есть меньше на 365, 45 руб. в месяц, за 12 месяцев 365, 45*12=4 385, 40 руб.
Данные недополученные суммы субсидий для истца считаются значительным, так как истец является инвалидом I группы, не работает, других источников дохода кроме пенсии не имеет.
Действиями ответчика истцу причинён существенный моральный вред. Вина ответчика в причинении морального вреда состоит в том, что ответчик умышленно нарушил права на получение субсидии в полном объёме. Ответчик отказался выполнить в досудебном порядке законные требования, изложенные в обращении и претензии. Причинённый моральный вред выразился в страданиях в связи с ощущением своей беспомощности перед органами исполнительной власти. Как гражданин истец чувствует себя унижено, так как его законные права нарушены. Ответчик демонстративно нарушает права граждан и чувствует свою безнаказанность и продолжает нарушать закон, на данный момент с ДД.ММ.ГГГГ граждане снова живут без установленного регионального стандарта стоимости ЖКУ.
На основании вышеизложенного ФИО1 просил суд взыскать с Министерства жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края, недополученные истцом в результате бездействия суммы субсидий, в размере 4 385, 40 рубля, в счёт компенсации морального вреда денежные средства на сумму 1 500 рублей.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, привлечены Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края, Министерство финансов Российской Федерации.
В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.
Ответчик Министерство жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края (далее по тексту Министерство) в судебное заседание явку своего представителя не обеспечил, надлежаще извещен судом о времени и месте слушания дела, причин не явки суду не сообщил. В предыдущем судебном заседании представитель ФИО4, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, представила письменный отзыв на иск.
Представитель ГКУ «КЦСЗН» Забайкальского края ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебном заседании суду указала, что начисление субсидий осуществляется н основании действующего регионального стандарта стоимости ЖКУ. Оставила рассмотрение иска на усмотрение суда.
Представитель Минфина РФ в лице УФК по Забайкальскому краю ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании полагала требования не подлежащими удовлетворению, предоставила письменные возражения, так же указала, что Минфин РФ не отвечает по обязательства органа исполнительной власти субъекта РФ.
Третье лицо прокуратура Забайкальского края в судебное заседание явку своего представителя не обеспечила, надлежаще извещена судом о времени и месте слушания дела, от представителя поступили письменные пояснения.
Третьи лица Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края, надлежаще извещенные судом о времени и месте слушания дела, в судебное заседание явку своих представителей не обеспечили, причин не явки суду не сообщили.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу положений статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
Право на субсидии имеют граждане: 1) пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; 2) наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда; 3) члены жилищных кооперативов; 4) собственники жилых помещений (часть 2 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей (часть 3 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации может быть установлено, что субсидии гражданам предоставляются путем перечисления средств лицу, которому в соответствии со статьей 155 настоящего Кодекса вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно пунктам 2, 3 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761, субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. При этом для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
Право на субсидии имеют: а) пользователи жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде; б) наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде; в) члены жилищного или жилищно-строительного кооператива; г) собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома).
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", по смыслу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, упущенной выгодой является неполученный доход, на который увеличилась бы имущественная масса лица, право которого нарушено, если бы нарушения не было. Поскольку упущенная выгода представляет собой неполученный доход, при разрешении споров, связанных с ее возмещением, следует принимать во внимание, что ее расчет, представленный истцом, как правило, является приблизительным и носит вероятностный характер. Это обстоятельство само по себе не может служить основанием для отказа в иске.
Обращаясь в суд с настоящим иском, ФИО1 указывается, что убытки в виде недополученных сумм субсидий ему были причинены в результате бездействия ответчика, к полномочиям которого отнесен вопрос по утверждению регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальный услуг.
Разрешая заявленные требования судом установлено, что в соответствии с приказами Министерства от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ установлен региональный стандарт стоимости жилищно-коммунальный услуг на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ региональный стандарт стоимости жилищно-коммунальный услуг не устанавливался, в связи с чем субсидии на оплату жилого помещения и коммунальный услуг за указанный период начислялись гражданам на основании регионального стандарта, установленного приказом Министерства от ДД.ММ.ГГГГ№.
Указанные обстоятельства сторонами не оспорены.
В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно ч. 2 ст. 1064 ГК РФ лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (п. 2 ст. 1064 ГК РФ).
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", По делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности. По смыслу пункта 1 статьи 15 ГК РФ в удовлетворении требования о возмещении убытков не может быть отказано только на том основании, что их точный размер невозможно установить. В этом случае размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела, исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК РФ). По общему правилу, лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (п. 2 ст. 1064 ГК РФ). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) закон (решение) о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года.
В соответствии со статьей 6 БК РФ текущий финансовый год - год, в котором осуществляется исполнение бюджета, составление и рассмотрение проекта бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период).
В соответствии с п. 79, 80 Методических рекомендаций по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилищного помещения и коммунальных услуг, утвержденных Приказ Минстроя России N 1037/пр, Минтруда России N 857 от 30.12.2016 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761", устанавливаются на один год:
а) до 1 мая текущего года - при введении в действие тарифов на коммунальные ресурсы с 1 июля текущего года. В этом случае срок действия региональных стандартов рекомендуется установить с 1 июля текущего года до 1 июля следующего года;
б) до формирования и утверждения бюджета субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год - при введении в действие тарифов на коммунальные ресурсы с 1 января очередного года. В этом случае срок действия региональных стандартов рекомендуется установить - один календарный год.
Изменение органами государственной власти субъекта Российской Федерации в течение текущего финансового года размеров региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг рекомендуется производить при внесении соответствующих изменений и дополнений в закон субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации.
Из пояснений сторон следует, что Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края при формировании бюджета Забайкальского края на очередной финансовый год и плановый период предложения по объемам бюджетных ассигнований по указанным расходам на очередной финансовый год представляет в установленном порядке в Министерство финансов Забайкальского края с учетом сценарных условий и одобренными основными подходами к формированию бюджетной политики в Российской Федерации (с применением индексов цен, индексов-дефляторов).
Таким образом, увеличение расходных обязательств субъекта Российской Федерации возможно при установлении источников финансирования.
Как следует из пояснений ответчика проект приказа на установление регионального стандарта на период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не прошел процедуру согласования в органах исполнительной власти Забайкальского края ввиду отсутствия средств в бюджете Забайкальского края.
Следовательно, суд не усматривает, что убытки ФИО1 в виде недополученной субсидии возникли в результате виновных действий ответчика (отсутствует причинно-следственная связь), поскольку спорные правоотношения регулируются, в том числе бюджетным законодательством.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, право на компенсацию морального вреда связывается с нарушением личных неимущественных прав гражданина или посягательством на иные принадлежащие ему нематериальные блага, а при нарушениях имущественных прав гражданина такая компенсация возможна только в случаях, прямо предусмотренных законом.
Согласно пункту 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», под моральным вредом понимаются нравственные и физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.) или нарушающими его личные неимущественные права либо нарушающими имущественные права гражданина.
В соответствии с пунктом 8 названного Постановления Пленума Верховного Суда РФ при определении компенсации морального вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Степень нравственных и физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.
Согласно абзацу 2 пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ суду следует также устанавливать, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора.
Требования истца о компенсации морального вреда основаны на нарушении Министерством его имущественных прав выразившегося в бездействии по своевременному установлению регионального стандарта стоимости ЖКУ. Нормы действующего законодательства, регулирующие порядок предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, не предусматривают оснований компенсации морального вреда, и относятся по своей правовой природе имущественными.
В судебном заседании ФИО1 не был доказан факт нарушения его личных неимущественных прав в результате неправомерных действий ответчика, а также наличие физических либо нравственных страданий.
Следует отметить, что согласно статье 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в суде от имени субъекта Российской Федерации по искам, предъявляемым к публично-правовым образованиям, выступает главный распорядитель бюджетных средств.
В пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 №13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» разъяснено, что на финансовый орган субъекта Российской Федерации возложено исполнение судебных актов по искам к субъекту Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного в результате действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, а также иных судебных актов, предусматривающих взыскание средств за счет казны соответствующего публично-правового образования.
Таким органом является Министерство финансов Забайкальского края, однако исковые требования истцом были заявлены к Министерству жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и цифровизации и связи Забайкальского края, требование о взыскании убытков и компенсации морального вреда за счет казны субъекта в лице главного распорядителя денежных средств не заявлялись. Иск рассмотрен судом в пределах заявленных требований.
Руководствуясь приведенными выше нормами права, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Министерству жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и цифровизации и связи Забайкальского края о взыскании убытков, компенсации морального вреда отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента изготовления в окончательном виде путем подачи апелляционной жалобы в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г. Читы.
Судья Д.П. Сергеева
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.