Дело №2-2033/21
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Владикавказ 15 ноября 2021 года.
Советский районный суд г.Владикавказа РСО-Алания в составе:
председательствующего судьи Тлатова К.А.,
при секретаре судебного заседания Базаевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО9 к ГУ МЧС России по РСО-Алания о признании заключения по результатам служебной проверки по факту предоставления сведений ИЦ МВД России о привлечении к уголовной ответственности и наличии судимости у отдельных сотрудников Главного управления от .... незаконным,
у с т а н о в и л:
ФИО9 обратился в суд с иском к ГУ МЧС России по РСО-Алания о признании заключения по результатам служебной проверки по факту предоставления сведений ИЦ МВД России о привлечении к уголовной ответственности и наличии судимости у отдельных сотрудников Главного управления от .... незаконным. По результатам служебной проверки по факту предоставления сведений ИЦ МВД России о привлечении к уголовной ответственности и наличии судимости у отдельных сотрудников Главного управления от ... года комиссией в составе: начальника отдела кадровой воспитательной службы и профессиональной подготовки ГУ МЧС России по РСО-Алания подполковника внутренней службы ФИО11.; главного специалиста отдела по вопросам противодействия коррупции управления оперативного реагирования, организации и координации взаимодействия с территориальными органами МЧС России по Северо-Кавказскому федеральному округу Главного управления МЧС России по Ставропольскому краю подполковника внутренней службы ФИО12 в отношении прапорщика внутренней службы ФИО9, ... года рождения, помощника начальника караула 8 пожарно-спасательной части первого пожарно-спасательного отряда федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы ГУ МЧС России подтверждён факт привлечения к уголовной ответственности.
В обоснование иска ФИО9 сослался на то, что с 15.03.2004 года проходит службу в органах МЧС России по РСО-Алания. С заключением комиссии от ... года не согласен и считает его необоснованным и незаконным по следующим основаниям.
Во-первых, Федеральный закон от 23 мая 2016г. №141–ФЗ «О службе в федеральной противопожарной государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» вступил в законную силу после принятия ФИО9 на службу. Согласно ст.54 Конституции РФ закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. В соответствии с ч.3 ст.12 Трудового кодекса РФ закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие. Приговор в отношении ФИО9 вступил в законную силу 06.03.2006 года. Постановлением Дигорского районного суда Республики Северная Осетия-Алания от 07.06.2007 года уголовное осуждение ФИО9 было отменено и судимость снята. В обжалуемом заключении по результатам проверки отмечается, что при поступлении на службу в федеральную противопожарную службу про его снятую судимость руководство знало, но в рамках действующего на тот момент Положения о службе в органах внутренних дел, данное обстоятельство не являлось препятствием к прохождению службы.
В судебное заседание истец ФИО9 не явился, будучи извещён надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела.
В соответствии со ст.167, ч.1 ст.48 ГПК РФ суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие истца ФИО9
Представитель ответчика - ГУ МЧС России по РСО-Алания в судебное заседание не явился при надлежащем извещении о дате, времени и месте рассмотрения дела; причину неявки суду не сообщил, рассмотреть дело без его участия не просил; ранее в суд поступили письменные возражения на иск с указанием на непризнание ответчиком требования ФИО9
Представитель истца ФИО21., действующая на основании доверенности № от 25.12.2020 года, ходатайствовала о рассмотрении дела в её и её доверителя отсутствие. Исковые требования ФИО9 поддержала и просила иск удовлетворить в полном объеме.
Изучив материалы рассматриваемого гражданского дела, суд находит иск ФИО9 к ГУ МЧС России по РСО-Алания подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что с 15.03.2004 года прапорщик внутренней службы ФИО9 проходит службу в органах МЧС России по РСО-Алания.
В оспариваемом ФИО9 заключении по результатам проверки отмечается, что при поступлении на службу в федеральную противопожарную службу про его снятую судимость руководство знало, но в рамках действующего на тот момент Положения о службе в органах внутренних дел данное обстоятельство не являлось препятствием к прохождению службы. Главным управлением МЧС России по Республике Северная Осетия-Алания Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий с сотрудником федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы прапорщиком внутренней службы ФИО9 был заключён контракт от 01.01.2020 года о прохождении службы в федеральной противопожарной службе сроком на пять лет. При подготовке и утверждении Заключения от ... года в отношении ФИО9 не были учтены следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для дела: продолжительный стаж работы в органах Государственной противопожарной службы; награждён грамотой за проявленные самоотверженные действия при ликвидации пожара; добросовестное исполнение возложенных на него обязанностей; с момента совершения преступления, в том числе с момента снятия судимости, прошло более 10-ти лет.
Претензия истца №1 от 18.12.2020г. об отмене Заключения от 25.11.2020 года, полученная ответчиком 22.12.2020г., была оставлена без ответа.
23 сентября 2021 года ответчику ФИО9 было направлено заявление, а также адвокатский запрос о выдаче: справки о выслуге лет, дающей право на получение пенсии, справки, подтверждающей стаж работы сотрудника ФИО9 в ГУ МЧС России по РСО-Алания.
Ответчиком ГУ МЧС России по РСО-Алания 04 октября 2021 года выдана справка № о том, что прапорщик внутренней службы ФИО9 действительно служит в Федеральной службе Государственной противопожарной службы МЧС России по РСО-Алания в должности помощника начальника караула 8-ой пожарно-спасательной части 1-го пожарно-спасательного отряда Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы Главного управления МЧС России по РСО-Алания, и его выслуга лет в календарном исчислении (служба в Вооружённых Силах, служба в ФПС, учёба в техникуме на 04 октября 2021 года составляет: 19 лет 11 месяцев 01 день.
При принятии и утверждении оспариваемого истцом заключения не было принято во внимание, что на иждивении ФИО9 находятся супруга и четверо несовершеннолетних детей. Не были истребованы сведения, содержащие характеристику на сотрудника из подразделения, где истец непосредственно осуществляет трудовую деятельность (проходит службу). Характер осуществляемой истцом деятельности и специфика её выполнения связана исключительно с ликвидацией пожара и его последствий.
В материалы рассматриваемого дела стороной истца представлена характеристика от 18.12.2020г. за подписью начальника караула 8-ой пожарно-спасательной части 1-го пожарно-спасательного отряда Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы Главного управления МЧС России по РСО-Алания, согласно которой ФИО9 характеризуется с положительной стороны: морально устойчив, грамотный, исполнительный, в коллективе пользуется уважением.
Кроме того, ответчиком не было принято во внимание Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 08.12.2015г. N31-П, согласно которому наличие у сотрудника, замещающего должность пожарного в Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий судимости, погашенной или снятой до поступления на службу, не предусматривает безусловное увольнение указанного сотрудника, основными обязанностями которого являются тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ, без учёта факторов, позволяющих оценить риски наступления неблагоприятных последствий при продолжении им службы, в том числе уголовно-правовых характеристик совершённого преступления, срока, прошедшего с момента его совершения, а также с момента снятия или погашения судимости, поведения сотрудника в этот период, включая отношение к исполнению своих служебных обязанностей, и других значимых обстоятельств, то есть то, что при определении возможности продолжения государственной службы необходимо учитывать морально-нравственные качества сотрудника противопожарной службы, характер и условия осуществляемой им службы.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что истец ФИО9 с 15.03.2004 года проходит службу в органах МЧС России по РСО-Алания. По результатам служебной проверки по факту предоставления сведений ИЦ МВД России о привлечении к уголовной ответственности и наличии судимости у отдельных сотрудников Главного управления от ... года комиссией в составе: начальника отдела кадровой воспитательной службы и профессиональной подготовки ГУ МЧС России по РСО-Алания подполковника внутренней службы ФИО11.; главного специалиста отдела по вопросам противодействия коррупции управления оперативного реагирования, организации и координации взаимодействия с территориальными органами МЧС России по Северо-Кавказскому федеральному округу Главного управления МЧС России по Ставропольскому краю подполковника внутренней службы ФИО12 в отношении прапорщика внутренней службы ФИО9, ... года рождения, помощника начальника караула 8 пожарно-спасательной части первого пожарно-спасательного отряда Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы ГУ МЧС России подтверждён факт привлечения к уголовной ответственности.
Истец ФИО9 не согласен с указанным заключением комиссии от ... года, считает его необоснованным и незаконным.
В соответствии со ст.ст.49, 51, 53 Федерального закона №141-ФЗ, руководствуясь п.2 ч.1 ст.14 названного закона о невозможности нахождения на службе сотрудника федеральной противопожарной службы в случае осуждения его за преступление по приговору суда, вступившему в законную силу, а равно при наличии судимости, в том числе снятой или погашенной, комиссией предложено расторгнуть контракт и уволить со службы в Федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы ФИО9 на основании п.7 ч.3 ст.83 Федерального закона №141-ФЗ. Также рекомендовано в течение пяти рабочих дней с момента окончания служебной проверки ознакомить с заключением под роспись должностное лицо, в отношении которого проведена служебная проверка. В течение одного месяца со дня утверждения заключения провести предусмотренные законодательством мероприятия при расторжении контракта и увольнении сотрудника со службы в Федеральной противопожарной службе в связи с его осуждением за преступление.
Федеральный закон от 23 мая 2016 года №141–ФЗ «О службе в федеральной противопожарной государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» вступил в законную силу после принятия ФИО9 на службу.
Согласно ст.54 Конституции Российской Федерации закон, устанавливающий или отягчающий ответственность обратной силы не имеет.
В соответствии с ч.3 ст.12 Трудового кодекса РФ закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие.
Приговор суда в отношении ФИО9 вступил в законную силу 06.03.2006 года. Постановлением Дигорского районного суда Республики Северная Осетия-Алания от 07.06.2007 года уголовное осуждение ФИО9 было отменено и судимость снята. В оспариваемом ФИО9 заключении по результатам проверки отмечается, что при поступлении на службу в Федеральную противопожарную службу про его снятую судимость руководство знало, но в рамках действующего на тот момент Положения о службе в органах внутренних дел данное обстоятельство не являлось препятствием к прохождению службы.
Главным управлением МЧС России по Республике Северная Осетия-Алания Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий с сотрудником Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы прапорщиком внутренней службы ФИО9 был заключён контракт от 01.01.2020 года о прохождении службы в Федеральной противопожарной службе сроком на пять лет.
Согласно п.3 ст.55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в которой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Из результатов служебной проверки следует, что решение об увольнении истца было принято лишь на том основании, что он ранее привлекался к уголовной ответственности, без учёта положений, указанных в Постановлении Конституционного Суда РФ от 8 декабря 2015 №31-11. Вместе с тем из правовой позиции, изложенной в указанном постановлении следует, что наличие у сотрудника, замещающего должность пожарного в Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий судимости, погашенной или снятой до поступления на службу не предусматривает безусловное увольнение указанных сотрудников, основными обязанностями которых являются тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ, без учёта факторов, позволяющих оценить риски наступления неблагоприятных последствий при продолжении ими службы, в том числе уголовно-правовых характеристик совершённого преступления, срока, прошедшего с момента его совершения, а также с момента снятия или погашения судимости, поведения сотрудника в этот период, включая отношение к исполнению своих служебных обязанностей, и других значимых обстоятельств.
При подготовке и утверждении Заключения от ... года, в отношении ФИО9 не были учтены следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для дела: продолжительный стаж работы в органах Государственной противопожарной службы; награжден грамотой за проявленные самоотверженные действия при ликвидации пожара; добросовестное исполнение возложенных на него обязанностей; с момента совершения преступления, в том числе с момента снятия судимости, прошел срок более 10-ти лет.
Согласно, Справке от 04 октября 2021 года № ГУ МЧС России по РСО-Алания прапорщик внутренней службы ФИО9 действительно служит в федеральной службе Государственной противопожарной службы МЧС России по РСО-Алания в должности помощника начальника караула 8-ой пожарно-спасательной части 1-го пожарно-спасательного отряда федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы Главного управления МЧС России по РСО-Алания и его выслуга лет в календарном исчислении (служба в Вооруженных Силах, служба в ФПС, учеба в техникуме 0,5) на 04 октября 2021 года составляет: 19 лет 11 месяцев 01 день.
Следовательно, на дату вынесения Решения, выслуга лет составляет необходимую величину для начисления пенсии по выслуге лет ФИО9.
Согласно ч.1 ст.37 Конституции Российской Федерации труд свободен, каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
Как установлено в судебном заседании, ФИО9 подан Рапорт от 08 ноября 2021 года об увольнении, в связи с выходом на пенсию по выслуге лет в календарном исчислении.
Федеральным законом РФ от 23.05.2016 №141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» регулируются правоотношения, связанные с поступлением на службу в федеральную противопожарную службу Государственной противопожарной службы, прохождением службы и ее прекращением.
Нормы Трудового кодекса РФ применяются к правоотношениях, возникшим при прохождении службы, в случаях, предусмотренных специальными правовыми актами либо когда эти правоотношения не урегулированы ими и требуется применение норм трудового законодательства по аналогии.
В соответствии с п. «а» ч.1 ст.58 Положения о службе сотрудники могут быть уволены со службы по собственному желанию.
Согласно п.2 ч.2 ст.83 и ч.1 ст.86 Федерального закона от 23.05.2016г. №141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник федеральной противопожарной службе по собственной инициативе до истечения срока действия контракта, подав в установленном порядке рапорт за месяц до даты увольнения, имеет право расторгнуть контракт и уволиться со службы.
Таким образом, названными нормативными актами предусмотрены аналогичные основания для увольнения со службы, а именно – предполагается возможность прекращения между сторонами соответствующих отношений по инициативе сотрудника.
Следовательно, действующим законом прямо предусмотрена возможность увольнения со службы сотрудника федеральной противопожарной службы по собственной инициативе до истечения срока контракта.
Ответчиком не принято во внимание добросовестное выполнение прапорщиком ФИО9 должностных обязанностей, предусмотренных Контрактом о порядке прохождения службы в органах Федеральной противопожарной службы от 01.01.2020г. и Должностным Регламентом от 01.07.2021г. (награждён Почётной грамотой за проявленные самоотверженные действия при ликвидации пожара на основании Приказа №26 от 29.03.2013 года.
Характер осуществляемой истцом деятельности и специфика её выполнения связаны исключительно с ликвидацией пожара и его последствий. Как следует из протоколов заседаний аттестационной комиссии, в отношении истца проводилась проверка по указанным фактам привлечения к уголовной ответственности. Вместе с тем из исследованного судом личного дела истца следует, что ФИО9 был аттестован в 2011, 2013, 2015, 2016, 2017 годах и принятыми решениями ФИО9 с учётом безупречных характеристик был признан соответствующим занимаемым должностям. При этом по итогам указанных аттестаций в 2013, 2015 и 2016 г.г. были также сделаны выводы о целесообразности его использования на должностях с большим объёмом работ; кроме того, согласно выводам аттестации 2017 года руководством было принято решение о продлении с ФИО9 срока контракта о службе до 01 января 2023г. После аттестаций никаких новых обстоятельств относительно привлечения истца к юридической ответственности не выявлено, что подтверждается материалами рассматриваемого дела.
Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в вышеуказанном постановлении, при определении возможности продолжения государственной службы необходимо учитывать морально-нравственные качествами сотрудника противопожарной службы, характер и условия осуществляемой ими службы.
При таких установленных судом в ходе разбирательства дела обстоятельствах, подтверждённых представленными доказательствами, учитывая, что характер осуществляемой истцом деятельности и специфика её выполнения связана исключительно с ликвидацией пожара и его последствий; на момент поступления на службу судимость была погашена; с момента совершения преступления, в том числе с момента погашения судимости, а равно с момента прекращения уголовного дела в отношении ФИО9 прошёл достаточно продолжительный период времени, в течение которого, как и после вступления в законную силу Закона, истец не привлекался к уголовной ответственности, осуществлял добросовестное исполнение возложенных на него служебных обязанностей, активное участие в жизни службы, суд признаёт оспариваемое истцом в рамках настоящего гражданского дела заключение ответчика об увольнении ФИО9 необоснованным и незаконным, полагает в рассматриваемом случае возможным продолжение истцом службы в Федеральной противопожарной государственной противопожарной службы и приходит к выводу об обоснованности искового требования ФИО9 и необходимости в силу этого его безусловного удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск ФИО9 к ГУ МЧС России по РСО-Алания о признании заключения по результатам служебной проверки незаконным - удовлетворить.
Признать незаконным заключение по результатам служебной проверки по факту предоставления сведений ИЦ МВД России о привлечении к уголовной ответственности и наличии судимости у отдельных сотрудников Главного управления от ... года.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда РСО-Алания через Советский районный суд г.Владикавказа РСО-Алания в течение месяца со дня принятия (изготовления) решения в окончательной форме.
Судья Тлатов К.А.