ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2035/2016 от 11.07.2016 Североморского районного суда (Мурманская область)

Мотивированное решение изготовлено 11 июля 2016 года.Дело № 2-2035/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 июля 2016 года

Североморский районный суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Курчак А.Н.

при секретаре Сендажи А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО5 к Государственному областному казенному учреждению «Североморский межрайонный центр социальной поддержки населения» о признании права на предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг,

УСТАНОВИЛ:

ФИО5 обратился в Североморский районный суд Мурманской области с исковым заявлением к Государственному областному казенному учреждению «Североморский межрайонный центр социальной поддержки населения» (далее по тексту ГОКУ «Североморский межрайонный центр социальной поддержки населения») о предоставлении жилищной субсидии.

В обоснование иска указал, что до 10.03.2015 проходил военную службу по контракту в войсковой части 81265, в связи с отсутствием жилого помещения был зарегистрирован (и остается зарегистрирован до настоящего времени) при войсковой части, при этом фактически проживал и проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: ***, по договору коммерческого найма, заключенному с Комитетом по развитию городского хозяйства администрации ЗАТО г. Североморск.

10.03.2015 он уволен в запас с оставлением в списках нуждающихся в жилье войсковой части 81265.

В связи с изменением имущественного положения после увольнения в запас, он в марте 2015 года обратился в ГОКУ «Североморский межрайонный центр социальной поддержки населения» с заявлением о предоставлении жилищной субсидии, на которое 20.05.2015 получил отказ в связи с чем обжаловал его в суде.

В конце сентября 2015 года до истечения 6-ти месячного срока, на который должна была быть предоставлена жилищная субсидия, он вновь обратился государственное учреждение с заявлением о назначении субсидии на новый срок.

Ссылаясь на то, что ранее в предоставлении субсидии ему уже было отказано, заявление и документы принять отказались.

Последующие его обращения в ноябре, декабре 2015 года, в январе и феврале 2016 года также приняты не были.

Решением Североморского районного суда Мурманской области от 15.07.2015 года истцу было отказано в удовлетворении иска о предоставлении жилищной субсидии.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 09.12.2015 указанное решение отменено, решение ГОКУ «Североморский межрайонный центр социальной поддержки населения» от 14.05.2015 № 1430 об отказе ФИО5 в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг признано незаконным, на государственное учреждение возложена обязанность предоставить ему субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 01 мая 2015 года.

Учитывая изложенное ответчиком ему было разъяснено, что его право на субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 01 мая 2015 года судебным актом восстановлено только на 6 месяцев.

В этой связи с новым пакетом документов истец обратился к ГОКУ «Североморский межрайонный центр социальной поддержки населения» в марте 2016 года, однако ответчиком вновь принято решение об отказе в предоставлении субсидии от 29.03.2016 № 581. Принять решение о предоставлении субсидии на срок с 01.11.2015 по 01.04.2016 отказался.

Учитывая, что с 01.05.2015 его право на получение субсидии восстановлено и не имеет временного ограничения, полагал непринятие его документов для назначения субсидии с 01.11.2015 является незаконным и нарушает его права.

Принимая во внимание изложенное, просил суд признать за ним право на предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а решение ГОКУ «Североморский межрайонный центр социальной поддержки населения» от 29.03.2016 № 581 об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг незаконным. Обязать ГОКУ «Североморский межрайонный центр социальной поддержки населения» выплатить ему причитающуюся субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по адресу: *** с 01.11.2015 и предоставить ему субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 01 апреля 2016 года. Взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

В судебном заседании истец ФИО5 исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске, просил удовлетворить.

Представитель ответчика - ГОКУ «Североморский межрайонный центр социальной поддержки населения» ФИО6 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, по доводам, подробно изложенным в письменном отзыве. Указала, что ГОКУ «Североморский межрайонный ЦСПН», рассмотрев представленные 16.03.2016 ФИО5 заявление и документы, приняло решение от 29.03.2016 № 581 об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, исходя из следующего.

Согласно п. 3 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» право на субсидии имеют: пользователи жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде; наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде; члены жилищного или жилищно-строительного кооператива; собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома).

В соответствии с подпунктом «а» п. 8 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг для получения субсидии граждане, представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением следующих документов: копии документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства, - в случае, если заявитель является нанимателем жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде, членом жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. Заявитель, проходящий военную службу по контракту, зарегистрированный по месту жительства по адресу воинской части, но проживающий ввиду отсутствия служебных жилых помещений в жилых помещениях на условиях заключенного договора найма (поднайма), прилагает к заявлению о предоставлении субсидии копию договора найма (поднайма) в частном жилищном фонде и справку из воинской части об отсутствии возможности предоставления служебного жилого помещения.

Таким образом, субсидия предоставляется по месту постоянного жительства заявителя. По адресу регистрации по месту пребывания субсидия назначается в случае, если заявитель проходит военную службу по контракту и зарегистрирован по месту жительства по адресу войсковой части, но проживает ввиду отсутствия служебных жилых помещений в жилых помещениях на условиях заключенного договора найма (поднайма).

На основании апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 09.12.2015 ФИО5 произведена выплата субсидии за период с 01.05.2015 по 31.10.2015 по заявлению о предоставлении субсидии от 28.04.2015. При этом Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не предусмотрено предоставлении субсидии на неопределенный срок, в связи с чем на период с 31.10.2015 действие апелляционного определения не распространяется.

При этом обратила внимание суда, что за период с 16.10.2015 по 15.03.2016 заявления ФИО5 о предоставлении жилищной субсидии с приложением необходимого комплекта документов в адрес учреждения не поступали.

На основании изложенного, просила в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.

Представитель третьего лица - Министерства социального развития Мурманской области, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, представил письменное мнение по иску, в котором возражал против заявленных исковых требований, указав, что правовые основы предоставления гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг определяются Жилищным кодексом РФ и постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг».

Привел довод о том, что поскольку субсидия предоставляется только на 6 месяцев, а с 01.11.2015 до 16.03.2015 ФИО5 в ГОКУ «Североморский межрайонный центр социальной поддержки» за предоставлением субсидии в установленном законом порядке не обращался, оснований для выплаты субсидии за указанный период не имеется. В целом возражал против удовлетворения исковых требований.

Суд, заслушав пояснения истца и представителя ГОКУ «Североморский межрайонный центр социальной поддержки», изучив материалы дела, исследовав материалы гражданского дела № 2-1263/2015, полагает, что исковые требования истца обоснованны и подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что Комитет городского хозяйства администрации ЗАТО г. Североморск (наймодатель), действующий от имени собственника жилого помещения муниципального образования ЗАТО г. Североморск, заключил с ФИО5 (наниматель) договор коммерческого найма жилого помещения № 35 от 15.02.2016 о передаче нанимателю и членам его семьи до 12.02.2016 в пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из 3-х комнат в отдельной квартире общей площадью 66,40кв.м., в том числе жилой 40,90 кв.м по адресу: г***, для проживания в нем. Совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются следующие члены семьи: жена – ФИО7, сын – ФИО8, дочь ФИО9, дочь – ФИО9

Ранее указанное жилое помещение ФИО5 занимал на основании договора коммерческого найма жилого помещения № 50 от 13.02.2015 сроком до 12.02.2016.

Как следует из справки формы № 9 ФИО5 и члены его семьи: супруга ФИО1., сын ФИО2., дочь ФИО3. и дочь ФИО4. зарегистрированы в данном жилом помещении по месту пребывания с 09.03.2016 по 15.08.2016.

Как следует из представленной ФГКУ «Северрегионжилье» информации от 01.07.2016 ФИО5 состоит на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений в избранном после увольнения с военной службы месте жительства составом семьи – 4 человека. При этом до настоящего времени жилым помещением не обеспечен.

Истец и члены его семьи фактически имеют регистрацию по месту жительства при войсковой части 81265.

В связи с увольнением с военной службы и изменением материального положения, истец обратился 16.03.2016 в ГОКУ «Североморский межрайонный центр социальной поддержки» с заявлением о предоставлении субсидии на оплату коммунальных услуг и жилого помещения по адресу: г***. Согласно решению от 29.03.2016 № 581 об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг ФИО5 с 01.04.2016 отказано в предоставлении указанной субсидии, причина отказа: на основании п.8 Правил предоставления субсидий, в связи с увольнением с военной службы по контракту, зарегистрированного по месту жительства по адресу воинской части.

Не согласившись с данным решением, истец обратился в суд.

Разрешая заявленные требования, суд исходит из следующего.

На основании частей 2 и 3 статьи 159 Жилищного кодекса РФ право на субсидии имеют граждане: пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда; члены жилищных кооперативов; собственники жилых помещений.

Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.

В соответствии с частями 1 и 7 ст. 159 Жилищного кодекса РФ субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам, в случае если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 данной статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом РФ. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.

Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ 14.12.2005 за № 761 утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, разработанные в соответствии со ст. 159 ЖК РФ и определяющие порядок предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. При этом для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.

Согласно п. 3 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, право на субсидии имеют: пользователи жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде; наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде; члены жилищного или жилищно-строительного кооператива; собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома).

Пунктом 8 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, установлено, что для получения субсидии граждане и члены их семей предоставляют в уполномоченный орган по месту жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением документов, перечень которых определен в Правилах.

В соответствии с подпунктом «а» п. 8 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, для получения субсидии граждане, представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением следующих документов: копии документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства, - в случае, если заявитель является нанимателем жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде, членом жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. Заявитель, проходящий военную службу по контракту, зарегистрированный по месту жительства по адресу воинской части, но проживающий ввиду отсутствия служебных жилых помещений в жилых помещениях на условиях заключенного договора найма (поднайма), прилагает к заявлению о предоставлении субсидии копию договора найма (поднайма) в частном жилищном фонде и справку из воинской части об отсутствии возможности предоставления служебного жилого помещения.

Аналогичные нормы определены абзацем «а» подпункта 2.6.1. Административного регламента по предоставлению государственной услуги «Прием заявлений и организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», утвержденного приказом Министерства труда и социального развития Мурманской области от 27.09.2013 № 509.

При этом положения Жилищного кодекса РФ, Постановления Правительства РФ 14.12.2005 за № 761 не содержат запрета на возможность предоставления субсидии гражданам – нанимателям жилых помещений, имеющим регистрацию в таком жилом помещении по месту пребывания.

Как следует из п. 3 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.

В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих - граждан и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих - граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.

Регистрация военнослужащих – граждан, проходящих военную службу по контракту, и членов их семей по адресам войсковых частей приравнивается к регистрации по месту жительства.

При этом, в случае отсутствия служебных жилых помещений, жилых помещений маневренного фонда, общежитий, названные военнослужащие вправе получать денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений и, следовательно, самостоятельно определять жилое помещение по договору найма (поднайма).

Как установлено судом, место регистрации истца и членов его семьи не совпадает с местом их фактического проживания. Вместе с тем, это обстоятельство не может быть препятствием для получения субсидии на оплату коммунальных услуг, поскольку требование закона об обязанности зарегистрироваться по месту жительства истцом выполнено.

Доказательств того, что ФИО5 не отвечает критериям, приведенным в статье 159 ЖК РФ, ответчик суду не представил.

В силу ч. 2 ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Учитывая изложенное, принимая во внимание, что ФИО5 до настоящего времени состоит на учете военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений, договоры коммерческого найма жилого помещения № 50 от 13.02.2015 и № 35 от 15.02.2016 сторонами не оспаривались, а сток действия последнего не истек, оснований для отказа в предоставлении ФИО5 субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг применительно к пп. «а» пункта 8 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг у ответчика не имелось, в связи с чем решение от 29.03.2016 № 581 об отказе в предоставлении субсидии ФИО5 не может быть признано законным, поскольку повлекло нарушение прав истца.

Принимая во внимание, что иных оснований к отказу в предоставлении субсидий в оспариваемом решении не указано, условия предоставления этой субсидии истцом выполнены, в связи с чем ответчика надлежит обязать предоставить ФИО5 субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на основании его заявления от 16.03.2016 - с 01 апреля 2016 года, а также признать право ФИО5 на предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 01 апреля 2016 года.

При этом, суд полагает убедительными доводы ответчика, о том, что право на предоставление субсидии необходимо подтверждать каждые шесть месяцев, поскольку в соответствии с пунктом 41 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 № 76 гражданам и (или) членам их семьи, имеющим право на субсидии в соответствии с пунктами 2, 3 и 5 настоящих Правил, предоставляется одна субсидия на жилое помещение, в котором они проживают. Субсидия предоставляется сроком на 6 месяцев.

Вместе с тем, суд полагает необоснованными требования истца о возложении на ГОКУ «Североморский межрайонный центр социальной поддержки населения» обязанности выплатить ему причитающуюся субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по адресу: *** с 01.11.2015, поскольку в силу требований Жилищного кодекса РФ и подзаконных правовых актов, процедура назначения субсидии (пункт 8 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг ) носит заявительных характер.

Так, в силу п. 2.6 Административного регламента по предоставлению государственной услуги «Прием заявлений и организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», утвержденного приказом Министерства труда и социального развития Мурманской области от 27.09.2013 № 509, решение о предоставлении или об отказе в субсидии выносится ответчиком на основании письменного заявления установленного образца и представленного комплекта документов.

Как следует из пояснений представителя ответчика ФИО6, а также из представленных копий журнала приема посетителей ГОКУ «Североморский межрайонный центр социальной поддержки населения» ФИО5 в период времени с сентября 2015 года по март 2016 года обращался в Центр по различным вопросам, в том числе по вопросу оформления ребенка в первый класс общеобразовательной школы, по оформлению и переоформлению ежемесячных жилищно-коммунальных выплат многодетным семьям, консультировался по вопросу предоставления субсидии, однако, заявление установленного образца с приложением комплекта документов для решения вопроса о предоставлении субсидии на оплату жилого помещений и коммунальных услуг в государственное учреждение не поступало. Доказательств обратного стороной истца не представлено.

Представленные ФИО5 суду оригинал не в полном объеме оформленного заявления и справки, датированные сентябрем 2015 года, не свидетельствуют о его обращении в уполномоченное учреждение за назначением субсидии, а лишь подтверждают факт сбора указанных документов и заполнения формы заявления.

При таких обстоятельствах, суд удовлетворяет требования ФИО5 частично.

Согласно ст. 88 Гражданского процессуального кодекса РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела, их размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются федеральными законами о налогах и сборах.

В силу ст. 98 Гражданского процессуального кодекса РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 ст. 96 настоящего Кодекса.

Учитывая изложенное суд взыскивает с ответчика расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 рублей.

Суд рассматривает спор на основании представленных сторонами доказательств, с учетом положений ст. 56 ГПК РФ и в пределах заявленных исковых требований.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск ФИО5 к Государственному областному казенному учреждению «Североморский межрайонный центр социальной поддержки населения» о признании права на предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, - удовлетворить частично.

Признать незаконным решение ГОКУ «Североморский межрайонный центр социальной поддержки населения» от 29 марта 2016 года № 581 об отказе ФИО5 в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Признать право ФИО5 на предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 01 апреля 2016 года.

Обязать ГОКУ «Североморский межрайонный центр социальной поддержки населения» предоставить ФИО5 субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по адресу: ***, с 01 апреля 2016 года.

Взыскать с ГОКУ «Североморский межрайонный центр социальной поддержки населения» в пользу ФИО5 расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Североморский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда.

Председательствующий А.Н. Курчак