Дело № 2-2036/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Темрюк 17 июня 2021 года
Темрюкский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Назаренко С.А.,
при секретаре Немченко Т.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску РМУП «Тепловые сети» к Сизенцеву И.В. о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг,
УСТАНОВИЛ:
РМУП «Тепловые сети» обратилось в суд с иском, в котором просит взыскать в свою пользу с Сизенцева И.В. задолженность за отпущенную тепловую энергию в сумме 83 680 (восемьдесят три тысячи шестьсот восемьдесят) рублей 28 копеек, пени – 9385 (девять тысяч триста восемьдесят пять) рублей 54 копейки, а всего – 93 065 (девяносто три тысячи шестьдесят пять) рублей 82 копейки, а также - расходы по оплате государственной пошлины в сумме 2992 (две тысячи девятьсот девяносто два) рубля.
В обоснование своих требований истец указал, что РМУП «Тепловые сети», как теплоснабжающая организация оказывает Сизенцеву И.В., как потребителю, услуги по теплоснабжению. Потребитель обязан своевременно производить оплату за потребленную тепловую энергию. Ответчик услугами теплоснабжения пользовался на протяжении всего периода времени, однако оплату не произвел в полном размере. По состоянию на 30.04.2020 (за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) задолженность составила 83 680 (восемьдесят три тысячи шестьсот восемьдесят) рублей 28 копеек, пени – 9385 (девять тысяч триста восемьдесят пять) рублей 54 копейки, а всего – 93 065 (девяносто три тысячи шестьдесят пять) рублей 82 копейки.
На момент обращения в суд, задолженность по оплате за поставленную тепловую энергию ответчиком не погашена, период задолженности - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с тем, что ответчик не выполняет обязательств по оплате поданной тепловой энергии, взыскатель лишен возможности использовать подлежащие оплате денежные средства.
ДД.ММ.ГГГГ ответчику направлена претензия, однако задолженность не погашена.
В декабре 2020 РМУП «Тепловые сети» обратилось в мировой суд <адрес> с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности с Сизенцева И.В. В указанном заявлении истец просил суд взыскать с ответчика задолженность по оплате за потребленную тепловую энергию в сумме 93 065 (девяносто три тысячи шестьдесят пять) рублей 82 копейки. Однако, ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка №<адрес> было вынесено определение об отказе в принятии заявления, со ссылкой на наличие спора о праве.
В связи с изложенными обстоятельствами, истец вынужден обратиться в суд с настоящим иском.
Представитель истца – РМУП «Тепловые сети», в судебное заседание не явился, в поступившем в суд заявлении, представитель Беличенко А.Ю. просит о рассмотрении настоящего спора в отсутствие представителя истца, исковые требования просит удовлетворить в полном объёме.
Ответчик Сизенцев И.В. в судебное заседание не явился, в поступившем в суд заявлении просит рассмотреть настоящее дело в его отсутствие и отказать в удовлетворении требований истца.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к выводу о том, что исковые требования, заявленные РМУП «Тепловые сети», не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с положениями ст.ст. 12, 56, 57 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основании принципа состязательности сторон, причем каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которых основывает свои требования либо возражения; доказательства представляются сторонами и иными участвующими в деле лицами.
Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Как видно из представленных в дело документов, Сизенцев И.В. является собственником <адрес>.
Действительно, РМУП «Тепловые сети», как теплоснабжающая организация оказывало ранее ответчику услуги по теплоснабжению квартиры.
Однако, в 2017 году Сизенцевым И.В. в квартире было установлено индивидуальное отопление, а также – РМУП «Тепловые сети» произвело отключение указанной квартиры от централизованной системы отопления, что подтверждается соглашением от ДД.ММ.ГГГГ о расторжении договора теплоснабжения потребителей физических лиц (население) № от ДД.ММ.ГГГГ, а также справкой от ДД.ММ.ГГГГ№, выданной УСЗН в <адрес>, согласно которой, ответчик состоит на учете как инвалид III группы и является получателем компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, с ДД.ММ.ГГГГ выплата компенсации на отопление прекращена, по сведениям РМУП «Тепловые сети», поступившим в октябре 2017 года (не является абонентом).
В соответствии с п. 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГг. N354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее по тексту - Правила), потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран, либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу в соответствии с пунктами 42.1, 42.2, 43 и 54 настоящих Правил.
Потребитель коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенной и предоставленной исполнителем потребителю при отсутствии централизованных систем теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, вносит плату, рассчитанную в соответствии с пунктом 54 настоящих Правил.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3.3 и 3.4 приложения N2 к настоящим Правилам на основании показаний индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии и показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
С ДД.ММ.ГГГГ вступили в силу поправки принятые постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1708 "О внесении изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов по вопросу предоставления коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме", в целях исполнения предписаний Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 46-П.
Правительство РФ изменило правила расчета платы за отопление в многоквартирном доме, в том числе - для владельцев квартир с индивидуальным отоплением.
Так, теперь владельцы квартир с индивидуальным отоплением будут платить за тепло следующим образом: отдельно - за свои квадратные метры в индивидуальном порядке, и отдельно - за то тепло, которым обогревается исключительно общедомовое имущество в многоквартирном доме, пропорционально своей доле в общем имуществе многоквартирного дома. Формула, по которой для них рассчитывается платежка за "общедомовое" тепло, прямо предусматривает, что если в помещении не предусмотрено приборов отопления, или согласно законно утвержденной схеме теплоснабжения используются индивидуальные квартирные источники тепловой энергии, то объем тепла, потребленный этим помещением от общедомовой отопительной системы, равен нулю.
В силу ч. 1 ст. 25 ЖК РФ переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме. Оно проводится с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Для проведения переустройства помещения в многоквартирном доме собственник данного помещения или уполномоченное им лицо представляет, в частности, подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства переустраиваемого помещения в многоквартирном доме, а если переустройство помещения в многоквартирном доме невозможно без присоединения к данному помещению части общего имущества в многоквартирном доме, также протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о согласии всех собственников помещений в многоквартирном доме на такое переустройство помещения в многоквартирном доме, предусмотренном ч. 2 ст. 40 ЖК РФ (ч. 1, п. 3 ч. 2 ст. 26 ЖК РФ).
Соответственно, статьей 27 ЖК РФ предусмотрены основания и порядок принятия решения об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме. В частности, отказ допускается в случае несоответствия проекта переустройства перепланировки требованиям законодательства (п. 3 ч. 1 ст. 27 ЖК РФ).
В силу ч. 2 ст. 27 ЖК РФ решение об отказе в согласовании переустройства помещения в многоквартирном доме должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные ч. 1 ст. 27 ЖК РФ.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 26 ЖК РФ основанием проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме является подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме.
Однако переустройство помещения в части отопления имеет явную специфику. Ведь система отопления многоквартирного дома представляет единую систему, состоящую из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии и другого оборудования.
Как разъяснил Конституционный Суд РФ в п. 4.2 постановления от ДД.ММ.ГГГГ N 46-П, само по себе введение нормативных требований к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления направлено в первую очередь на обеспечение надежности и безопасности теплоснабжения многоквартирного дома, что отвечает интересам собственников и пользователей всех помещений в нем. При этом достижение баланса интересов тех из них, кто перешел на отопление с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, и собственников или пользователей остальных помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирном доме предполагает, в том числе, недопустимость такого использования данных источников, при котором не обеспечивается соблюдение нормативно установленных требований к минимальной температуре воздуха в соответствующем помещении и вследствие этого создается угроза не только нарушения надлежащего температурного режима и в прилегающих жилых или нежилых помещениях, а также в помещениях общего пользования, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, но и причинения ущерба зданию в целом и его отдельным конструктивным элементам (например, их промерзание или отсыревание по причине отключения или снижения параметров работы индивидуального отопительного оборудования в период временного отсутствия проживающих в жилом помещении лиц и т.п.). Иное выходило бы за рамки конституционно допустимых пределов осуществления прав и свобод, а для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме, отапливаемых за счет тепловой энергии, поступающей в дом по централизованным сетям теплоснабжения, создавало бы необоснованные препятствия в реализации конституционного права на жилище (ч. 3 ст. 17, ч. 1 ст. 40 Конституции РФ).
Таким образом, произведённое отключение квартиры от централизованной системы теплоснабжения и установление индивидуального отопления соответствует строительно-техническим, противопожарным нормам и правилам, поскольку в соответствии с договором поставки природного газа на коммунально-бытовые нужды населения, оборудование для отопления жилого помещения принято в эксплуатацию АO «Газпром газораспределение Краснодар» и эксплуатируется на протяжении длительного времени.
В соответствии с ч. 3 ст. 425 ГК договор признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательств, в данном случае со стороны РМУП «Тепловые сети» это выражается в прекращении поставки тепловой энергии и ГВС в принадлежащую ответчику на праве собственности квартиру, а со стороны последнего, в свою очередь - прекращение оплаты за тепловую энергию и ГВС, которую истец прекратил поставлять.
С 2017 года и по настоящее время квартира не обеспечивается тепловой энергией за счет централизованной системы отопления. Каких-либо договоров с РМУП «Тепловые сети» <адрес> на поставку тепловой энергии в <адрес>, в <адрес> ответчиком с ДД.ММ.ГГГГ заключено не было.
В связи с этим, суд приходит к выводу о том, что у РМУП «Тепловые сети» отсутствуют правовые основания для взыскания задолженности по оплате коммунальных услуг.
При изложенных обстоятельствах, суд не находит законных оснований для удовлетворения рассматриваемого иска.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований РМУП «Тепловые сети» к Сизенцеву И.В. о взыскании задолженности за отпущенную тепловую энергию в сумме 83 680 (восемьдесят три тысячи шестьсот восемьдесят) рублей 28 копеек, пени – 9385 (девять тысяч триста восемьдесят пять) рублей 54 копейки, а всего – 93 065 (девяносто три тысячи шестьдесят пять) рублей 82 копейки, а также - расходы по оплате государственной пошлины в сумме 2992 (две тысячи девятьсот девяносто два) рубля – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд путём подачи апелляционной жалобы в Темрюкский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: С.А. Назаренко