Дело №
№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
№<адрес>
Железнодорожный районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Цуриковой Т.А.,
при секретаре ФИО2, помощнике судьи ФИО3,
с участием прокурора ФИО4,
истца ФИО1, представителя истца ФИО12,
представителя ответчика ФИО7,
представителя третьего лица ФИО8,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к акционерному обществу «Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры» о признании незаконным распоряжения о прекращении трудового договора с ФИО1, о восстановлении на работе в должности начальника отдела строительного контроля и геодезии Центра строительства космодрома «Восточный», взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 через представителя ФИО12 обратился с иском к АО «Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры» (далее АО «ЦЭОНКИ»), указав, что, он работал в отделе строительного контроля и геодезии Центра строительства космодрома «Восточный» в филиале АО «ЦЭНКИ» Центр инжиниринга и управления строительства на должности начальника отдела с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ распоряжением № начальника АО «ЦЭНКИ» ФИО5 прекращено действие трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ№ на основании пункта 13 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации (прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон). ДД.ММ.ГГГГ указанное распоряжение доведено до истца вместе с вручением трудовой книжки. Основанием для издания распоряжения явилось - решение комиссии по вопросам профилактики коррупционных и иных правонарушений от ДД.ММ.ГГГГ. До истца не доводилось. У ответчика отсутствовали основания для увольнения. Прекращение трудового договора по п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ допускается, если невозможно перевести работника на другую имеющуюся у работодателя работу. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии. Заседание комиссии назначается и проводится в целях всесторонней и объективной оценки работника, имеющихся у него ограничений или их отсутствие, возможности перевода на другую работу, что предполагает беспристрастное и всестороннее рассмотрение соответствующих материалов членами комиссии и принятие ими решения на основе коллегиальности, что в целом соблюдено не было. Так, заседание комиссии по вопросам профилактики коррупционных и иных правонарушений прошло в отсутствие ФИО1, не позволив последнему ознакомиться с предъявленными работодателем к нему ограничениями па замятие определенными видами трудовой деятельности, заявить о своем несогласии, сообщить дополнительные сведения, лично участвовать в заседании комиссии, обжаловать ее заключение и порядок проведения, что позволило бы избежать принятия произвольного, необоснованного решения о прекращении действия трудового договора, соблюдая права и законные интересы работника. Поэтому просит признать незаконным Распоряжение начальника АО «ЦЭНКИ» от ДД.ММ.ГГГГ№ о прекращении действия трудового договора с ФИО1, восстановить ФИО6 в филиале АО «ЦЭНКИ» - ЦИиУС на должность начальника отдела, взыскать с АО «ЦЭНКИ» в пользу ФИО1 средний заработок за время вынужденного прогула, компенсацию морального вреда по причине незаконного увольнения, испорченной деловой репутации, судебные расходы.
В судебном заседании истец ФИО1, представитель истца ФИО12 иск поддержали с учетом уточненных материальных требований, в соответствии с которыми просили взыскать с АО «ЦЭНКИ» в пользу ФИО1 средний заработок за время вынужденного прогула в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 190 422,12 рублей, компенсацию морального вреда по причине незаконного увольнения, испорченной деловой репутации в размере 100 000 рублей, судебные расходы на оформление доверенности 1500 рублей, расходы на представителя в сумме 20 000 рублей.
Дополнительно ФИО1 в судебном заседании пояснил, что при увольнении из 119 Отдела ГАСН он не скрывал, что собирается трудоустроиться в АО «ЦЭНКИ», при этом ему не разъяснили положения законодательства, согласно которому он был обязан получать согласие на трудоустройство в акционерное общество. Фактически проработал он в АО «ЦЭНКИ» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а ДД.ММ.ГГГГ в отношении него было возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 292 УК РФ, избрана мера пресечения в виде содержания под стражей, поэтому в период с 22 октября по ДД.ММ.ГГГГ он находился в следственном изоляторе. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении него действовала мера пресечения в виде домашнего ареста, поэтому на работу он не ходил. ДД.ММ.ГГГГ он утром пришел в офис филиала АО «ЦЭНКИ» – ЦииУС, написал заявление о предоставлении ему отпуска за собственный счет на ДД.ММ.ГГГГ. По окончанию новогодних нерабочих дней ДД.ММ.ГГГГ он вышел на работу, где его ознакомили с распоряжением об увольнении и выдали трудовую книжку. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в 119 Отдел ГАСН о даче согласия на замещение должности в коммерческой организации, но его заявление оставлено без удовлетворения.
Представитель ответчика ФИО7 в судебном заседании в удовлетворении требований истца просил отказать, поддержав письменные возражения на иск.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ участию в деле в качестве третьего лица привлечен 119 Отдел государственного архитектурно-строительного надзора Министерства обороны Российской Федерации (далее - Отдел ГАСН), представитель которого ФИО8 в судебном заседании поддержала письменные пояснения, дополнительно пояснила, что в период службы ФИО1 в 119 Отделе ГАСН с ним, как и с остальным работникам Отдела, неоднократно проводились занятия, на которых разъяснялись положения антикоррупционного законодательства, в том числе и об обязанности, предусмотренной ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Выслушав стороны, исследовав и оценив доказательства, представленные истцом в обосновании исковых требований, ответчиком в обоснование возражений на иск, принимая во внимание заключение прокурора, полагавшего, что в удовлетворении иска следует отказать, суд приходит к следующему.
В силу ст. 46, 46 Конституции Российской Федерации, государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» установлены основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений
В соответствии со статьей 1 названного Федерального Закона противодействие коррупции - это деятельность, в том числе организаций и физических лиц по предупреждению коррупции, предупреждению коррупционных правонарушений, минимизации последствий коррупционных правонарушений.
Статьей Федерального Закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» установлено, что противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на принципах неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений, комплексном использовании политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер, приоритетного применения мер по предупреждению коррупции.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» государственная гражданская служба Российской Федерации (далее также - гражданская служба) - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации (далее также - должности гражданской службы) по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.
Гражданский служащий - гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации (ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).
Согласно статьи 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеют право замещать должности в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязаны при заключении трудовых договоров сообщать работодателю сведения о последнем месте службы.
Работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Аналогичные требования установлены частью 1 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», которая предусматривает, что гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.
Судом установлено и следует из материалов дела, что ДД.ММ.ГГГГФИО9 был принят на должность главного инспектора 119 Отдела ГАСН.
Приказом начальника 119 отдела ГАСН от ДД.ММ.ГГГГ№ главный инспектор ФИО1 назначен для осуществления государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства: «<адрес>, ЗАТО Углегорск, Космодром «Восточный».
Согласно п. 3 Приказа Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении административного регламента исполнения Министерством обороны Россикой Федерации государственной функции по осуществлению государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объектов обороны и безопасности, являющихся объектами военной инфраструктуры Вооруженных сил Российской Федерации» в Минобороне России государственную функцию строительного надзора при строительстве осуществляют Управление ГАСН и отделы ГАСН. 119 ОГАСН подчинен Управлению ГАСН, которое в свою очередь является структурным подразделением Главного управления контрольной и надзорной деятельности Министерства обороны России.
Согласно приказу Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О распространении на работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации, ограничений, запретов и обязанностей» на работников в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед МО РФ, замещающих отдельные должности, при назначении на которые, работники обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утв. приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О распространении на отдельные категории граждан, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции».
В соответствии с разделом III Перечня воинских должностей, должностей федеральной государственной гражданской службы в Министерстве обороны Российской Федерации, должностей работников в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации, при назначении на которые и при замещении которых военнослужащие, федеральные государственные гражданские служащие и работники обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (утв. приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№) должность главного инспектора включена в перечень должностей обязанных предоставлять сведения о доходах.
Таким образом, на ФИО1, в связи с замещаемой им должностью в 119 Отделе ГАСН, распространялись положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№-Ф3 «О противодействии коррупции», в том числе, предусмотренные ст. 11, частью 1 статьи 12 названного Федерального закона.
Согласно квалификационным требованиям к должности главного инспектора Отдела ГАСН главный инспектор должен знать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты и служебные документы, регулирующие вопросы прохождения гражданской службы применительно к исполнению своих должностных обязанностей.
ДД.ММ.ГГГГ Приказом начальника 119 Отдела ГАСН с ФИО10 прекращен трудовой договор, он уволен по собственному желанию (пункт 3 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации).
ДД.ММ.ГГГГ истец Распоряжением АО «ЦЭНКИ» №-к от ДД.ММ.ГГГГ был принят на работу в Отдел строительного контроля и геодезии Центра строительства космодрома «Восточный» филиала АО «ЦЭНКИ» - «Центр инжиниринга и управления строительством» на должность начальника отдела.
Согласно Должностной инструкции истца в его обязанности в АО «ЦЭНКИ» входили организация и осуществление строительного, геодезического и лабораторного контроля за проводимыми строительно-монтажными работами.
При трудоустройстве ФИО1 сообщил, что ранее замещал должность главного инспектора 119 Отдела ГАСН.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ АО «ЦЭНКИ» уведомило 119 Отдел ГАСН о заключении трудового договора с ФИО1
ДД.ММ.ГГГГ Прокуратурой космодрома «Восточный» внесено представление АО «ЦЭНКИ» № об устранении нарушений законодательства в сфере противодействия коррупции, выразившихся в трудоустройстве в АО «ЦЭНКИ» ФИО1, осуществлявшего в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве главного инспектора 119 ОГАСН проверку соответствия требованиям технических регламентов и проектной документации построенных АО «ЦЭНКИ» объектов капитального строительства - площадки водозаборных сооружений №№ космодрома «Восточный», в отсутствие согласия соответствующей комиссии 119 ОГАСН. Данное представление содержало требование о рассмотрении вопроса о расторжении трудового договора с ФИО1
В связи с получением указанного представления АО «ЦЭНКИ» письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ в адрес 119 Отдела ГАСН запросило о том, обращался ли ФИО1 за согласием на замещение должности в АО «ЦЭНКИ».
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ Отдел ГАСН сообщил, что ФИО1 после прекращения своей трудовой деятельности в 119 Отделе ГАСН за согласием на замещение должности в АО «ЦЭНКИ» не обращался.
ДД.ММ.ГГГГ распоряжением №-к начальника АО «ЦЭНКИ» прекращено действие трудового договора с истцом от ДД.ММ.ГГГГ№ на основании пункта 13 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации (прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон).
Таким образом, в судебном заседании нашли подтверждение доводы представителей ответчика и третьего лица о неисполнении истцом обязанности, предусмотренной ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
В силу пункта 3 статьи 12 названного закона несоблюдение гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, после увольнения с государственной или муниципальной службы требования, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, влечет прекращение трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в части 1 настоящей статьи, заключенного с указанным гражданином.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации основаниями прекращения трудового договора являются: нарушение установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы (статья 84 настоящего Кодекса).
Положениями части 1 статьи 84 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что трудовой договор прекращается вследствие нарушения установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил его заключения (пункт 11 части первой статьи 77 настоящего Кодекса), если нарушение этих правил исключает возможность продолжения работы, в том числе, в случае заключения трудового договора в нарушение установленных федеральными законами ограничений, запретов и требований, касающихся привлечения к трудовой деятельности граждан, уволенных с государственной или муниципальной службы.
Таким образом, истец ФИО1 подлежал увольнению на основании пункта 11 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с нарушением правил заключения трудового договора.
В случае признания формулировки основания и (или) причины увольнения неправильной или не соответствующей закону суд, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, обязан изменить ее и указать в решении основание и причину увольнения в точном соответствии с формулировками настоящего Кодекса или иного федерального закона со ссылкой на соответствующие статью, часть статьи, пункт статьи настоящего Кодекса или иного федерального закона (ст. 394 Трудового кодекса Российской Федерации).
Поэтому суд, признав прекращение трудовых отношений ответчиком с истцом обоснованным, считает необходимым изменить в распоряжении АО «ЦЭНКИ» от ДД.ММ.ГГГГ№ о прекращении трудового договора с ФИО1 формулировку увольнения, указав в качестве основания «нарушение установленных Трудовым кодексам Российской Федерации или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы, пункт 11 части 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации» вместо «Прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, пункт 13 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации».
Доводы истца о том, что обязанность по обращению за получением согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов была им исполнена суд признает необоснованными, поскольку за указанным согласием истец обратился в 119 Отдел ГАСН ДД.ММ.ГГГГ, тогда как в силу положений ст. 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации должен был обратиться за получением соответствующего согласия до замещения им должности в АО «ЦЭНКИ» (до устройства на работу в акционерное общество).
Суд не признает обоснованными доводы истца о нарушении его прав ответчиком в связи с тем, что тот не провел до его увольнения служебную проверку, не учтены его прежнее отношение к работе, обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность, потому что законодателем установлено единственное последствие за несоблюдение гражданином предусмотренных частью 2 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» обязанностей, в виде прекращения трудового договора. Следовательно, результаты служебной проверки предусмотренное законом последствие изменить не смогут (например, на последствие в виде объявления выговора, замечания и т.д.).
Так же суд считает, что права истца ответчиком, не предложившим ФИО1 все имеющиеся на предприятии вакансии, не нарушены, поскольку при увольнении по пункту 11 части 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации исключается трудоустройство увольняемого на имеющиеся вакансии и, как следствие, не порождает обязанности работодателя предлагать увольняемому вакантные должности.
В судебном заседании нарушений порядка увольнения ФИО1 из АО «ЦЭНКИ» не установлено, задолженности у ответчика перед истцом по заработной плате не имеется. Расчет выплаченной заработной плате соответствует трудовому договору, Распоряжению АО «ЦЭНКИ» № от ДД.ММ.ГГГГ о приеме истца на работу, Положению о премировании работников филиала АО «ЦЭНКА» - ЦИиУС и фактически проработанному времени истца на предприятии.
Поэтому оснований для удовлетворения исковых требований о признании незаконным Распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ№ о прекращении трудового договора, о восстановлении на работе в должности начальника отдела строительного контроля и геодезии Центр строительства космодрома «Восточный» не имеется.
Поскольку требования о признании распоряжения об увольнении незаконным, о восстановлении на работе оставлены без удовлетворения, требования о взыскании компенсации заработной платы за время вынужденного прогула, морального вреда, судебных расходов, являющиеся производными от требования о признании увольнения незаконным, также удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 235,237 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к акционерному обществу «Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры» о признании незаконным Распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ№ о прекращении трудового договора с ФИО1, о восстановлении на работе в должности начальника отдела строительного контроля и геодезии Центр строительства космодрома «Восточный», взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, судебных расходов - оставить без удовлетворения.
Изменить в Распоряжении акционерного общества «Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры» от ДД.ММ.ГГГГ№ о прекращении трудового договора с ФИО1 формулировку увольнения, указав в качестве основания «нарушение установленных Трудовым кодексам Российской Федерации или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы, пункт 11 части 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации» вместо «Прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, пункт 13 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации».
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Железнодорожный районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления решения в мотивированном виде.
Судья Т.А.Цурикова
Решение в мотивированном виде изготовлено судом ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Т.А.Цурикова