Дело №2-2038/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 апреля 2016 года г.Комсомольск-на-Амуре
Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре в составе:
председательствующего судьи – О.О.Устьянцевой-Мишневой,
при секретаре судебного заседания – В.Б. Самсоновой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Территориальному отделу Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю в г.Комсомольске-на-Амуре, Комсомольском, Амурском, Солнечном, им. Полины Осипенко и Ульчском районах о взыскании денежной компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском о взыскании денежной компенсации морального вреда, ссылаясь на следующие обстоятельства. (дата) истец обратился к ответчику с жалобой (входящий В-1110) в связи с тем, что ФИО1, пенсионера по старости, инвалида второй группы насильно вытолкали из автобуса (№)(дата) принадлежащего ИП ФИО2. До сих пор ответчик не принял никаких мер по данному преступлению. Просит суд обязать ответчика принять меры и возместить моральный вред в размере /руб/.
Истец ФИО1 в зал судебного разбирательства не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещался в установленном законом порядке.
Представитель ответчика в зал судебного разбирательства не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещался в установленном законом порядке, представлены возражения.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст.1 Федерального закона от 27.07.2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» указанный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия (далее - органы местного самоуправления).
Согласно ст.2 вышеназванного закона следует, что заявителем является физическое или юридическое лицо (за исключением государственных органов и их территориальных органов, органов государственных внебюджетных фондов и их территориальных органов, органов местного самоуправления) либо их уполномоченные представители, обратившиеся в орган, предоставляющий государственные услуги, или в орган, предоставляющий муниципальные услуги, либо в организации, указанные в частях 2 и 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, или в организации, указанные в пункте 5 настоящей статьи, с запросом о предоставлении государственной или муниципальной услуги, выраженным в устной, письменной или электронной форме. Административным регламентом является нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.
Кроме того, ведомственными нормативными актами, такими как административный регламент, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 декабря 2011 г. N 1641н "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги "Организация приема граждан, обеспечение своевременного и полного рассмотрения обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов заявителям в установленный законодательством Российской Федерации срок" (утратившим силу с 18.03.2013 года), а также административным регламентом, утвержденным Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 16 июля 2012 г. N 766 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги "Организация приема граждан, обеспечение своевременного и полного рассмотрения обращений граждан, принятия по ним решений и направления ответов заявителям в установленный законодательством Российской Федерации срок".
В соответствии с п.78 Приказа № 1641н от 26.12.2011 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги «Организация приема граждан, обеспечение своевременного и полного рассмотрения обращений граждан, принятия по ним решений и направление ответов заявителям в установленный законодательством Российской Федерации срок» - обращения граждан считаются разрешенными, если рассмотрены все поставленные в них вопросы, приняты необходимые меры и даны письменные ответы.
Согласно п.4 ч.1 ст.10 Федерального Закона от 02.05.2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» обращения граждан считаются разрешенными, если рассмотрены все постановленные в нем вопросы.
В территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю в г. Комсомольске-на-Амуре, (дата) с просьбой провести проверку поступило обращение гр-на ФИО1 (вход. (№) от (дата)) о грубом нарушении его прав на льготный проезд и правил перевозки пассажиров ИП ФИО2, а именно, что «кондуктор отказалась везти ФИО1 по единому социальному проездному билету как пенсионера и инвалида и начала выгонять ФИО1 из автобуса», а также об отсутствии в автобусе информации о фамилии водителя и кондуктора.
По данному обращению, в установленный Федеральным законом РФ «О порядке рассмотрения обращения граждан в Российской Федерации» от 02.05.2006 №59-ФЗ срок, в рамках имеющейся компетенции, по результатам рассмотрения гр-ну ФИО1 был направлен письменный ответ (исх. (№) от (дата), а также определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 3 ст. 14.8 КоАП РФ и постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ по результатам административного надзора.
Диспозиция ч. 3 ст. 14.8 КоАП РФ устанавливает ответственность за не предоставление потребителю льгот и преимуществ, установленных законом в сфере реализации договоров купли-продажи, выполнения работ и оказании услуг.
Объективную сторону данного правонарушения составляют действия или бездействия, направленные на нарушение норм федерального законодательства и законодательства субъектов РФ о льготах и преимуществах определенных категорий потребителей, а также о порядке предоставления этих льгот преимуществ.
Согласно Постановлению Правительства Хабаровского края от 15.04.2010 № 98-ир, порядок бесплатного обеспечения отдельных категорий граждан едиными социальными проездными билетами для проезда на транспорте общего пользования на территории края определяется Постановлением Губернатора Хабаровского края № 122 от 17.05.2005 «Об организации льготного проезда отдельных категорий граждан на территории Хабаровского края».
Постановлением Губернатора Хабаровского края № 122 от 17.05.2005г. с 01 июля 2005г. на территории Хабаровского края установлен порядок проезда на транспорте общего пользования по единому социальному проездному билету для отдельных категорий граждан, которые установлены федеральным и краевым законодательством.
Так, абзацем 3 пункта 3 Постановления от 17.05.2005 № 122 утвержден Порядок обеспечения отдельных категорий граждан единым социальным проездным билетом для проезда на транспорте общего пользования на территории Хабаровского края, который предусматривает, в том числе, положения о возмещении расходов транспортным предприятиям, осуществляющим перевозку граждан по социальным проездным билетам.
Обеспечение перевозки льготных категорий граждан по социальному проездному билету на транспорте общего пользования и в пригородном сообщении возложено на Министерство промышленности и транспорта края совместно с главами городских округов и муниципальных районов края (п.8.3).
На Министерство социальной защиты населения края возложена обязанность обеспечить ежемесячное возмещение транспортным предприятиям разницы между установленными расходами, связанными с перевозкой льготных категорий граждан, и суммой, полученной от реализации социальных проездных билетов, в пределах средств, предусмотренных на эти цели в соответствии с заключенными договорами (п.7.3, 7.5).
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы предоставления транспортных услуг и организации транспортного обслуживания населения в границах муниципального образования отнесены к компетенции органов местного самоуправления.
Главы городских округов и муниципальных районов, как самостоятельная власть, при организации транспортного обслуживания населения должны обеспечить на конкурсной основе заключение договоров перевозки с перевозчиками всех форм собственности, изъявившими желание осуществлять в полном объеме перевозку льготных категорий пассажиров на условиях, определенных соответствующими нормативными актами, с компенсацией затрат в размере сумм, запланированных на эти цели в краевом бюджете.
Таким образом, автоперевозчики, с которыми договор на выполнение пассажирских перевозок заключили министерство промышленности и транспорта Хабаровского края (регулярные маршруты пригородного межмуниципального сообщения), администрация городского округа (маршруты городского сообщения), берут на себя обязательство по перевозке льготных категорий граждан по единому социальному проездному билету.
Индивидуальные предприниматели, с которыми вышеуказанные договоры не заключены, перевозку граждан по единым социальным проездным билетам не осуществляют, в связи с чем возмещение затрат, связанных с перевозкой льготных категорий граждан, не производится.
Льготный проезд по единым социальным проездным билетам жителям г.Комсомольска-на-Амуре на транспорте общего пользования городского сообщения предоставляют МУП «Пассажирское автотранспортное предприятие №1» и МУП «Трамвайное управление» г.Комсомольска-на-Амуре, на автомобильном транспорте пригородного и межмуниципального сообщения предоставляют МУП «Пассажирское автотранспортное предприятие №1» и ООО «Восток-транзит».
Каких-либо нравственных или физических страданий по результатам рассмотрения жалобы вх. (№) от (дата) со стороны территориального отдела гр-ну ФИО1 не причинялось, фактические обстоятельства причинения ему морального вреда отсутствуют.
В рамках имеющейся компетенции Роспотребнадзор в административном порядке вправе рассматривать вопросы только в части исполнения законодательства РФ в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка, а также составлять административные протоколы согласно установленному перечню составов административных правонарушений. Наличие фактических или документальных данных подтверждающих факт нарушения прав потребителя необходимо для наличия оснований для проведения внепланового административного надзора в соответствии с требованиями подп. «в» п.2 ч.2 ст. 10 Федерального Закона РФ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008г. №294-ФЗ, который фактически и определяет порядок и формы надзорной административной деятельности Роспотребнадзора.
Каких-либо нарушений административного законодательства или Федерального закона РФ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008г. Ж294-ФЗ при рассмотрении обращения гр-на ФИО1 (вход. № В-1110 от 21.10.2015г) не допускалось.
Анализируя в ходе судебного разбирательства нормы права и установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что в адрес ФИО1 ответ на его обращение был направлен в установленный законом 30-тидневный срок. В соответствии со ст.150 ГК РФ, жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом. Нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения.
В соответствии со ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 №142-ФЗ).
В ходе судебного разбирательства доказательств какого-либо нарушения прав и законных интересов ФИО1 Комсомольским-на-Амуре отделом Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей по Хабаровскому краю не установлено, в связи с чем оснований для взыскания денежной компенсации морального вреда не имеется. В этой связи требования ФИО1 не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.194-199, 254-258 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Территориальному отделу Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю в г.Комсомольске-на-Амуре, Комсомольском, Амурском, Солнечном, им.Полины Осипенко и Ульчском районах о взыскании денежной компенсации морального вреда, – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья О.О.Устьянцева-Мишнева