Дело №2-2038/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 августа 2017 года город Норильск
Норильский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Пархоменко А.И., при секретаре судебного заседания Кулажаковой Е.А.,
с участием представителя истца – помощника прокурора Батралиева Р.Ш., представителя ответчика – ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Норильска в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к МУ «Снежногорское территориальное управление Администрации города Норильска» о возложении обязанности разработать и утвердить программу в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности,
У С Т А Н О В И Л:
Заместитель прокурора города Норильска Васильева Е.Г. обратилась в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Снежногорскому территориальному управлению Администрации города Норильска о возложении обязанности разработать и утвердить программу в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности, в обоснование заявленных требований указав, что прокуратурой города Норильска 19.12.2016 года проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности МУ «Снежногорское территориальное управление Администрации города Норильска». В ходе проверки установлено, что МУ «Снежногорское территориальное управление Администрации города Норильска» не разработана и не утверждена программа по энергосбережению и повышению энергоэффективности. Обязанность по утверждению и реализации программы возложена на ответчика частью 1 статьи 25 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в силу п.9 ч.2 которого организациями с участием государства или муниципального образования признаются, в том числе, муниципальные учреждения. В соответствии с Положением о Снежногорском территориальном управлении Администрации города Норильска Снежногорское территориальное управление Администрации города Норильска наделено правами юридического лица, имеет право от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, является муниципальным учреждением, имеет самостоятельный баланс, смету, в оперативном управлении обособленное имущество, печать со своим наименованием, а также соответствующие бланки и штампы. Таким образом, ответчик относится к организациям с участием муниципального образования, в связи с чем обязано разработать и утвердить программу в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности. 23.12.2016 прокуратурой внесено представление об устранении нарушений законодательства об энергосбережении, которое ответчиком рассмотрено, в удовлетворении требований отказано. Целью программы в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности является достижение показателей энергосбережения и повышения энергоэффективности, обозначенных Государственной программой "Энергоэффективность и развитие энергетики», обеспечение рационального использования энергетических ресурсов за счет реализации мероприятий по энергосбережению и повышении энергоэффективности, повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов и воды с целью снижения себестоимости услуг, предоставляемых потребителям, обеспечение системности и комплексности при проведении мероприятий по энергосбережению. Таким образом, неисполнение требований Закона "Об энергосбережении по утверждению и реализации программы нарушает интересы неопределенного круга лиц и Российской Федерации.
В судебном заседании помощник прокурора города Норильска Батралиев Р.Ш. исковые требования поддержал по доводам, изложенным выше,
Полагали, что муниципальная программа, утверждённая постановлением администрации г.Норильска, не распространяется на Финансовое управление администрации г.Норильска и не освобождает ответчика от разработки программы.
Представитель ответчика ФИО1, действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал, ссылаясь на то, что Снежногорское территориальное управление Администрации города Норильска является структурным подразделением Администрации г.Норильска, созданным для оперативного решения вопросов местного значения на территории поселка Снежногорск, наделено правами юридического лица, имеет право от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, организационно-правовая форма Управления - муниципальное учреждение. В соответствии со ст.11 Устава муниципального образования город Норильск структуру органов местного самоуправления города Норильск составляют: Норильский городской Совет депутатов, Глава города Норильска, Администрация города Норильска, Контрольно-счетная палата города Норильска. В соответствии со ст. 42 Устава в структуру Администрации города Норильска входят структурные подразделения Администрации города, которые могут являться юридическими лицами в соответствии с Положениями, утверждаемыми Городским Советом. Исходя из содержания Закона 261-ФЗ в последнем используется как понятие орган местного самоуправления, так и понятие организации с участием государства или муниципального образования. Статьей 16 Закона 261-ФЗ обязанность по проведению энергетического обследования возлагается отдельно на органы местного самоуправления, наделенные правами юридического лица, и отдельно на организации с участием государства или муниципального образования, что свидетельствует о неотнесении органов местного самоуправления к организациям с участием государства или муниципального образования. Полагает, что следует разграничивать структурное подразделение Администрации города и муниципальное учреждение (организации с участием муниципального образования), которое в силу закона может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением. Из анализа норм действующего законодательства Российской Федерации, применимого к спорным правоотношениям, следует, что Снежногорское территориальное управление Администрации города Норильска является структурным подразделением Администрации города Норильска, которая, в свою очередь, входит в структуру органов местного самоуправления и не является муниципальным учреждением, созданным с участием муниципального образования, следовательно, не обязано разрабатывать, утверждать и реализовывать программу в сфере энергосбержения и повышения энергетической эффективности в соответствии с частью 1 статьи 25 ФЗ-261. Постановлением Администрации города Норильска от 07 декабря 2016 года утверждена программа повышения энергетической эффективности, которая распространяет свое действие на все структурные подразделения администрации, в том числе, и Снежногорское территориальное управление Администрации города Норильска. Прокурор не привел каких-либо данных, свидетельствующих о нарушении ответчиком прав неопределенного круга лиц. Отсутствие отдельной программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в структурном подразделении органа местного самоуправления само по себе права, свободы либо законные интересы граждан не затрагивает, и не означает что программы области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в отношении ответчика и в помещениях, занимаемых ответчиком, не реализуются.
Представитель третьего лица МТУ Ростехнадзора в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлено надлежащим образом, уважительных причин неявки представителя суду не сообщили.
Представитель третьего лица Администрации города Норильска в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия. Представил письменный отзыв, указав, что полагает исковые требования прокурора не подлежащими удовлетворению, поскольку Снежногорское территориальное управление Администрации города Норильска является структурным подразделением Администрации города Норильска, которая, в свою очередь, входит в структуру органов местного самоуправления и не является муниципальным учреждением, созданным с участием муниципального образования, следовательно, не обязано разрабатывать, утверждать и реализовывать программу в сфере энергосбержения и повышения энергетической эффективности. Также, расходы в целях повышения энергетической эффективности по деятельности ответчика закладываются в программу, а именно в муниципальную программу «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства» Составной частью этой программы является подпрограмма «Энергоэфективность и развитие энергетики» Ответчик является активным участником этой подпрограммы. При этом указанные мероприятия осуществляются за счет средств муниципального образования город Норильск.
Руководствуясь положениями ст.167 ГПК РФ, суд рассматривает дело в отсутствие представителей третьих лиц.
В силу ч.1 ст.25 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» организации с участием государства или муниципального образования и организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, должны утверждать и реализовывать программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, содержащие: целевые показатели энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых должно быть обеспечено в результате реализации этих программ, и их значения; мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, ожидаемые результаты (в натуральном и стоимостном выражении), включая экономический эффект от проведения этих мероприятий; иные положения согласно требованиям частей 2 - 4 настоящей статьи.
При этом в соответствии с п.9 ст.2 указанного Федерального закона, определяющей используемые в нем основные понятия, к организациям с участием государства или муниципального образования отнесены юридические лица, в уставных капиталах которых доля (вклад) Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования составляет более чем пятьдесят процентов и (или) в отношении которых Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование имеют право прямо или косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких юридических лиц, государственные или муниципальные унитарные предприятия, государственные или муниципальные учреждения, государственные компании, государственные корпорации, а также юридические лица, имущество которых либо более чем пятьдесят процентов акций или долей в уставном капитале которых принадлежат государственным корпорациям.
Судом установлено, что в ходе проводимой прокуратурой города Норильска 19.12.2016 проверки исполнения требований законодательства в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности установлено, что МУ «Снежногорское территориальное управление Администрации города Норильска» не разработана и не утверждена программа по энергосбережению и повышению энергоэффективности.
23.12.2016 прокуратурой города Норильска начальнику Снежногорского территориального управления Администрации города Норильска было внесено представление об устранении нарушений законодательства об энергосбережении (<данные изъяты>).
В своем ответе на указанное выше представление прокуратуры МУ «Снежногорское территориальное управление Администрации города Норильска» указало, что Управление не является организацией с участием государства или муниципального образования или организацией, осуществляющей регулируемые виды деятельности, поскольку является органом исполнительной власти, в связи с чем не обязано утверждать собственные программы в области энергосбережения и повышения энергоэффективности (<данные изъяты>).
Согласно Положению о Снежногорском территориальном управлении Администрации города Норильска, утвержденному Решением Городского Совета от 07.04.2009 №18-437, Управление является структурным подразделением Администрации города Норильска, созданным для оперативного решения вопросов местного значения на территории городского поселка Снежногорск (п. 1.1).
Управление наделено правами юридического лица, имеет право от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (п. 1.2).
В соответствии с п.п. 1.10, 1.11 Положения Управление имеет самостоятельный баланс, смету, в оперативном управлении обособленное имущество. Имущество, необходимое Управлению для осуществления деятельности, закрепляется за ним на праве оперативного управления и является муниципальной собственностью.
Согласно п. 1.12 Положения организационно-правовая форма Управления – муниципальное учреждение.
Согласно ч. 1, 2 ст.123.21 ГК РФ учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с настоящим Кодексом. Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение).
В силу ч.1 ст.123.22 ГК РФ государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением.
В соответствии с ч.2 ст.41 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации органы местного самоуправления, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом.
Исходя из приведенных положений действующего законодательства, анализа Устава муниципального образования город Норильск (ст.42), Положения о Снежногорском территориальном управлении Администрации города Норильска, следует, что Управление по своей организационно-правовой форме является муниципальным казенным учреждением, созданным для оперативного решения вопросов местного значения на территории городского поселка Снежногорск.
При таких обстоятельствах, несмотря на отнесение Управления к органам местного самоуправления, на него в полной мере распространяются требования ч.1 ст.25 Федерального закона от 23 ноября 2009 года №261-ФЗ, обязывающие утверждать и реализовывать программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организации с участием государства или муниципального образования, к которым п.9 ст.2 указанного Федерального закона прямо относит муниципальные учреждения без каких-либо исключений.
Довод представителя ответчика о необходимости разграничения применительно к ст.25 Федерального закона № 261-ФЗ структурного подразделения Администрации города и муниципального учреждения, создаваемого в соответствии со статьями 68, ч.1 ст.84 Устава муниципального образования город Норильск и Порядками создания и деятельности муниципальных казенных, автономных и бюджетных учреждений, основаны на неверном толковании действующего законодательства, поскольку ст. 25 и п.9 ст.2 указанного Федерального закона не содержат разграничений в обязанности муниципальных учреждений по разработке программы в зависимости от порядка их создания.
В соответствии со ст.8 Федерального закона № 261-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относятся: разработка и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций коммунального комплекса, цены (тарифы) на товары, услуги которых подлежат установлению органами местного самоуправления; информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, определенных в качестве обязательных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также предусмотренных соответствующей муниципальной программой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением муниципальными учреждениями, муниципальными унитарными предприятиями; осуществление иных полномочий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления.
В соответствии с п.6 ст.14 Федерального закона № 261-ФЗ перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, должен включать в себя предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности жилищного фонда; энергосбережению и повышению энергетической эффективности систем коммунальной инфраструктуры; энергосбережению в организациях с участием государства или муниципального образования и повышению энергетической эффективности этих организаций, стимулированию производителей и потребителей энергетических ресурсов, организаций, осуществляющих передачу энергетических ресурсов, проводить мероприятия по энергосбережению, повышению энергетической эффективности и сокращению потерь энергетических ресурсов и пр.
Из содержания приведенных норм следует, что муниципальная программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должна включать в себя мероприятия, направленные на повышение энергетической эффективности экономики в целом муниципальных образований.
При этом статья 25 ФЗ -261 обязывает муниципальные учреждения утверждать и реализовывать программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в рамках деятельности отдельного учреждения, направленные на снижение объема потребленных им воды и других энергетических ресурсов.
Довод представителя ответчика о том, что в муниципальной программе, утверждённой Постановлением Администрации города Норильска от 07 декабря 2016 года, предусмотрены мероприятия, направленные на повышение энергоэффективности структурных подразделений Администрации, в том числе ответчика, суд находит не состоятельным, поскольку из паспорта Муниципальной программы «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности на 2017-2019 года», утвержденной Постановлением Администрации г.Норильска от 07 декабря 2016 года, видно, что ответственным исполнителем программы является МУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации г.Норильска», а в качестве ее участников указаны Администрация города Норильска, управление по спорту, управление общего и дошкольного образования, управление по делам культуры и искусства Администрации г.Норильска.
Ответчиком не представлено суду доказательств того, что МУ «Снежногорское территориальное управление Администрации города Норильска» включено в качестве участника в программу, а также участвует в ней.
Доводы представителя ответчика о том, что прокурор не привел каких-либо данных, свидетельствующих о нарушении ответчиком прав неопределенного круга лиц, судом признаются необоснованными, поскольку неисполнение требований Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» по разработке программы нарушает интересы неопределенного круга лиц и Российской Федерации, поскольку в соответствии с ч.1 ст.9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к мнению, что ответчиком не выполнены возложенные на него законодательством обязанности, а именно: ч.1 ст.25 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ, в связи с чем, суд приходит к выводу о необходимости возложения на ответчика обязанности разработать и утвердить программу в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
В соответствии с частью второй ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд полагает, что требованиям разумности отвечает предоставление ответчику для исполнения возложенной на него обязанности двухмесячного срока с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора города Норильска в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к МУ «Снежногорское территориальное управление Администрации города Норильска» о возложении обязанности разработать и утвердить программу в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности - удовлетворить.
Обязать МУ «Снежногорское территориальное управление Администрации города Норильска» разработать и утвердить программу в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Норильский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий А.И. Пархоменко
Решение в окончательной форме принято 03 августа 2017 года