ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2039/20 от 24.09.2020 Березниковского городского суда (Пермский край)

Дело № 2-2039/2020

УИД 59RS0011-01-2020-004141-38

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Березники 24 сентября 2020 года

Березниковский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Матлиной О.И.,

при секретаре судебного заседания Кушель Е.В.,

представителя ответчика ООО «Комфорт-Набережная» - ФИО1, действующей на основании доверенности от .....,

рассмотрев в открытом судебном заседании в ..... края гражданское дело по иску Инспекции государственного жилищного надзора ..... в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Комфорт-Набережная» о возложении обязанности,

у с т а н о в и л:

Инспекция государственного жилищного надзора ..... (далее – ИГЖН) в интересах неопределенного круга лиц обратилась в суд с иском о возложении на Обществу с ограниченной ответственностью «Комфорт-Набережная» (далее ООО «Комфорт-Набережная») обязанности в течение 1 месяца с даты вступления решения суда в законную силу произвести изменение размера платы за горячую воду, потребляемую при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном ........... в соответствии с требованиями действующего законодательства. Исковые требования обосновываются тем, что на основании распоряжения от .....г. л в отношении ООО «Набережная» проведена внеплановая документарная проверка соблюдения лицензионных требований в части определения размера оплаты за коммунальный ресурс горячая вода, потребляемый при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном ..... края за ...... В ходе проверки уполномоченным должностным лицом –государственным жилищным инспектором, установлено ООО «Набережная» собственникам помещений в многоквартирном доме .......... в ...... произведено начисление платы за горячую воду, потребляемую при использовании и содержании общего имущества, не исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления горячей воды, определенного по показаниям общедомового прибора учета горячей воды, что является нарушением части 9.2 стать 156 ЖК РФ, пункта 59(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственника пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06. Мая 2011г. №354. По результатам проведения проверки составлен акт от .....г. л и выдано предписание от .....г. л об устранении нарушений обязательных (лицензионных) требований в срок до .....г. Документы, подтверждающие исполнение предписания инспекции от .....г. л, ответчиком не представлены. В Инспекцию от ответчика поступило письмо исх.-ю от ..... в котором ответчик сообщает о невозможности произвести перерасчет в связи с отказом ответчику в перерасчете ресурсоснабжающей организации. Как следует из посуточной ведомости учета параметров теплопотребления прибор учета горячей воды в многоквартирном доме в ...... функционировал только в период с ..... по .....г., .....,.......... этом за весь период общедомовой прибор учет горячей воды диагностирует ошибку «G», в связи с чем, показания общедомового прибора учета горячей воды в ...... не могут быть приняты ООО «Набережная» к коммерческому расчету потребления. Считают, что ООО «Набережная» собственникам помещений многоквартирного дома в ...... должно быть произведено начисление платы за коммунальный ресурс горячая вода, потребляемый при использовании и содержании общего имущества исходя из среднемесячного объема потребления горячей воды, определенного в соответствии с пунктом 59(1) Правил . Ввиду некорректной работы общедомового прибора учета горячего водоснабжения произвести расчет платы исходя из среднемесячного объема потребления коммунального ресурса не представляется возможным. Указывают, что следует произвести расчет платы за апрель 2018г. по нормативу.

Представитель истца – ФИО2, действующий на основании доверенности от ...... в судебном заседании участия не принимал, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, на исковых требованиях настаивает в полном объеме.

Представитель ответчика ООО «Комфорт-Набережная» - ФИО1, действующая на основании доверенности от ....., с заявленными исковыми требованиями не согласилась в полном объеме. В письменных возражениях на исковое заявление указала, что существо заявленного требования определено как, обязать общество произвести изменение размера платы за горячую воду, потребляемую при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном ..... за ...... Таким образом, в требовании определен конкретный период времени – ......, что позволяет сделать вывод о возможности установит круг лиц, в отношении которых необходимо произвести перерасчет на основании сведений в Едином государственном реестре недвижимости, которые содержат сведения о конкретных правообладателях в конкретный период времени. Соответственно требования не могут быть заявлены в отношении неопределенного круга лиц, как обязывающие произвести действия в конкретный период времени, что само собой означает отсутствие у истца правовых оснований для обращения в суд с данным исковым заявлением по п.4 ч.6 ст.20 ЖК РФ.В рамках проверки, было установлено, что в ..... года согласно отчета теплопотребления прибор учета горячей воды диагностирует ошибку(отсутствуют данные об объеме горячей воды, температуре теплоносителя, массе воды, часы работы прибора), в отчете отражены «0» показатели, что свидетельствует о том, что прибор учета вышел из строя, а значит, не подлежит коммерческому учету. АО «БСК» является исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению, принимает показания индивидуальных приборов учета, производить начисленные платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, потребляемую непосредственно в жилых (нежилых) помещениях многоквартирного дома, а такая информация в управляющую организацию не предоставляется, соответственно самостоятельно определить объем коммунального ресурса по горячему водоснабжению, потребленному при содержании и использовании общего имущества в многоквартирном доме самостоятельно со стороны ООО «Набережная» невозможно. ООО «Набережная» в адрес АО «БСК» направило требование о производстве перерасчета платы, с учетом выданного ИГЖН ПК предписания. ..... в адрес управляющей организации поступил ответ на требование от АО «БСК», в котором указано, что перерасчет объема ГВС на СОИ за ..... года будет произведен по нормативу и составит 27,27 куб.м. ...... произошла аналогичная ситуация, в рамках проверки -л от ..... установлено, что в ...... прибор учета вышел из строя. Со стороны управляющей организации в адрес АО «БСК» направлено требование о производстве пересчета платы, с учетом выданного ИГЖН ПК предписания, на данное требование был получен отказом со стороны АО «БСК». До настоящего времени со стороны АО «БСК» не произведен перерасчет платы за ...... соответственно управляющая организация не произвела пересчета собственникам, хотя за ...... АО»БСК» данный пересчет произвели. Считают, что требования ИГЖН ПК об обязании ООО «Набережная» произвести пересчет являются не законными и не обоснованными.

Представитель третьего лица АО «БСК» - МК ФИО3, действующая на основании доверенности от ...... в судебное заседание не явилась, с заявленными исковыми требованиями не согласилась в полном объеме. В письменных возражениях на исковое заявление указала, что определением Арбитражного суда ..... от ...... по делу утверждено мировое соглашение между ООО «Пермская сетевая компания» и ООО «Комфорт-Набережная» по объемам, цене и срокам оплаты по договору горячего водоснабжения (общедомовые нужды) за период с ..... по ...... Считают, что оснований для перерасчета за ..... года за горячую воду, потребляемую при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном ....., а также третьего лица не имеется. Просили в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

На основании ч. 6 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями: в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований.

В соответствии с пунктом 2 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.06.2013 № 493 «О государственном жилищном надзоре» задачами государственного жилищного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, - созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее - обязательные требования).

Госжилинспекция в соответствии с возложенными на нее задачами осуществляет региональный государственный жилищный надзор посредством организации и проведения проверок выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований; принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений (подп. «а», «б» п. 3.1. Положения).

Кроме того, согласно п. 3.5. Положения Госжилинспекция осуществляет надзор за исполнением требований, содержащихся в выданных ей предписаниях и представлениях.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с положениями статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и Правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Как следует из материалов дела, ООО «Комфорт-Набережная» на основании лицензии от ..... и договора управления осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом по ..... в ..... края.

На основании распоряжения от .....л в отношении ООО «Набережная» ИГЖН была проведена внеплановая выездная проверка соблюдения лицензионных требований, предусмотренных пп. «б» п.3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.10.2014г. ; в части определения размера платы за коммунальный ресурс горячая вода, потребляемый при использовании и содержании общего имущества за ...... в многоквартирном ..... края (л.д. 26-27).

Из акта проверки Инспекции государственного жилищного надзора ..... от ..... следует, что в ходе проверки выявлены: ООО «Набережная» собственникам помещений в многоквартирном ..... в ...... произведено начисление платы за горячую воду, потребляемую при использовании и содержании общего имущества, не исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления горячей воды, определенного по показаниям общедомового прибора учета горячей воды, что является нарушением части 9.2 стать 156 ЖК РФ, пункта 59(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственника пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06. Мая 2011г. (л.д. 7-8).

..... ООО «Набережная» выдано предписание об устранении выявленных нарушений в срок до ..... (л.д. 23).

Документы, подтверждающие исполнение предписания инспекции от .....г. л, ответчиком не представлены.

В Инспекцию от ответчика поступило письмо исх.-ю от ......, в котором ответчик сообщает о невозможности произвести перерасчет в связи с отказом ответчику в перерасчете ресурсоснабжающей организации.

Требования инспекции об устранении выявленных нарушений основаны на следующем.

В соответствии с ч.2.3 ст.161,ч.2 ст.162 ЖК РФ, под. «ж» п.4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 мая 2013 №416, надлежащее управление многоквартирным домом обеспечивается, в том числе начислением обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства РФ, оформлением платежных документов и направлением их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

На основании п.1 ч.2 ст.154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

Частями 1 и 7 ст.156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.

В соответствии с ч.9.2 ст.156 ЖК РФ Размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Исключения составляют случай оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме:

1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с протоколом общего собрания собственников помещений от 05.03.2018 №1 (второй вопрос повестки дня) принято решение: «распределять объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения и определить размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемых по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ ( Л.д.24-25).

Следовательно размер платы за горячую воду, потребляемую при использовании и содержании общего имущества в указанном многоквартирном доме, должен определяться исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям общедомового прибора учета ( по фактическому потреблению).

Согласно под. «е» п.31 Правил №354 при наличии коллективного (общедомового) прибора учет исполнитель должен ежемесячно снимать показания такого прибора учета в период с 23-го по 25-е число текущего месяца.

Как следует из посуточной ведомости учета параметров теплопотребления прибор учета горячей воды в многоквартирном доме в ...... функционировал только в период с ..... по .....г., .....,.....г.

При этом за весь период общедомовой прибор учет горячей воды диагностирует ошибку «G», в связи с чем, показания общедомового прибора учета горячей воды в апрель 2018г. не могут быть приняты ООО «Набережная» к коммерческому расчету потребления.

ООО «Набережная» собственникам помещений многоквартирного дома в ...... должно быть произведено начисление платы за коммунальный ресурс горячая вода, потребляемый при использовании и содержании общего имущества исходя из среднемесячного объема потребления горячей воды, определенного в соответствии с пунктом 59(1) Правил .

Ввиду некорректной работы общедомового прибора учета горячего водоснабжения произвести расчет платы исходя из среднемесячного объема потребления коммунального ресурса не представляется возможным.

В таком случае следует произвести расчет платы за ...... по нормативу.

Довод жалобы ответчика об отсутствии у Инспекции прав на подачу заявления в защиту неопределенного круга лиц отклоняются и признаются несостоятельные.

Из материалов дела следует, что поводом для обращения в суд послужили выявленные в результате проверки Государственной жилищной инспекции Пермского края нарушения законодательства со стороны ООО «Набережная» выразившиеся в части определения размера платы за коммунальный ресурс горячая вода, потребляемый при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном ..... края ......

Под неопределенным кругом лиц (потребителей) понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.

В данном случае круг лиц, в интересах которых подано исковое заявление, конкретно не может быть определен, поскольку состав лиц, проживающих в многоквартирном ..... края может меняться с течением времени, в связи с чем индивидуализировать такой круг лиц невозможно.

Ссылка ответчика на невозможность произвести перерасчет в связи с отказом ответчику в перерасчете ресурсоснабжающей организацией являются несостоятельными. Ресурсоснабжающая организация отказывает ответчику в перерасчете платы во взаимоотношениях между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией, которые отношения к спорным отношениям не имеют.

Учитывая, что в ходе судебного заседания ответчиком не представлено доказательств устранения в полном объеме нарушений, выявленных ИГЖН в ходе внеплановой проверки, исковые требования, предъявленные к ООО «Комфорт-Набережная», подлежат удовлетворению.

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, и если данные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Суд считает возможным установить срок исполнения возложенной на ответчика обязанности – в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Исходя из положений ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, учитывая, что по настоящему делу иск заявлен ИГЖН в интересах неопределенного круга физических лиц к юридическому лицу – «Комфорт-Набережная», не освобожденному от уплаты государственной пошлины, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковые требования Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края к Обществу с ограниченной ответственностью «Комфорт-Набережная» о возложении обязанности, удовлетворить.

Возложить на Общество с ограниченной ответственностью «Комфорт-Набережная» (ИНН обязанность: произвести изменение размера платы за горячую воду, потребляемую при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном ..... в ..... за ..... года в соответствии с требованиями действующего законодательства в течение одного месяца с момента вступления в законную силу решения суда.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Комфорт-Набережная» в доход муниципального образования «.....» государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Березниковский городской суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме (.....).

Судья (подпись) О.И.Матлина

Копия верна. Судья