ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-203/17 от 04.09.2018 Ольхонского районного суда (Иркутская область)

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Еланцы 4 сентября 2018 г.

Ольхонский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Холодовой Л.Н.,

с участием помощника прокурора Ольхонского района Егорашева А.О.,

при секретаре Фартунатове А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации к ФИО1, администрации <адрес> муниципального образования о признании постановления администрации <адрес> муниципального образования недействительным, об истребовании земельного участка из незаконного владения,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> обратился в суд с названным уточненным иском к администрации <адрес> муниципального образования, ФИО1

В обоснование заявленных требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ администрацией <адрес> муниципального образования издано постановление «О предоставлении земельного участка в собственность», на основании которого также ДД.ММ.ГГГГ между администрацией района и ФИО2 заключен договор купли-продажи земельного участка с кадастровым , площадью 1200 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, для индивидуального жилищного строительства. В настоящее время земельный участок с кадастровым номером принадлежит на праве собственности ФИО1, что подтверждается записью государственной регистрации права собственности в ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.

Земельный участок с кадастровым номером поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с данными государственного кадастра недвижимости относится к землям населенных пунктов с установленным видом разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства.

В ходе визуального осмотра данного земельного участка установлено, что хозяйственная деятельность на участке не ведется, участок не огорожен, доступ третьих лиц не ограничен, здания, строения отсутствуют.

В соответствии с информацией ФГБУ «Заповедное Прибайкалье», Байкальского управления Росприроднадзора, привлеченных к проверке, рассматриваемый земельный участок расположен в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории, а также в границах Прибайкальского национального парка.

Считает, что вышеуказанное постановление вынесено администрацией с нарушением требований действующего законодательства.

Также указывает, что спорный земельный участок расположен в границах Островного лесничества, на основании записи регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана права собственности Российской Федерации на лесной участок из категории земель особо охраняемых территорий и объектов, общей площадью 305297 га, в том числе расположенный по адресу: <адрес> (Островное, Онгуренское, Еланцинское, Береговое лесничества, площадью 103392 га).

Кроме того, считает, в территорию, непосредственно занимаемую озером Байкал, включается не только само озеро, но и прилегающие к нему территории, в том числе ЦЭЗ БПТ, поскольку согласно статье 2 Федерального закона «Об охране озера Байкал» установлено, что Байкальская природная территория – территория, в состав которой входят озеро Байкал, водоохранная зона, прилегающая к озеру Байкал, его водосборная площадь в пределах территории Российской Федерации, особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал, а также прилегающая к озеру Байкал территория шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него. Центральная экологическая зона Байкальской природной территории представляет собой территорию, которая включает в себя озеро Байкал с островами, прилегающую к озеру Байкал водоохранную зону, а также особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал. В связи с чем, спорный земельный участок находится, в соответствии с п.4 ч.5 ст. 27 ЗК РФ, на территории, занятой объектом, включенным в Список всемирного наследия – озером Байкал.

Считает, что земли, на которых расположено озеро Байкал, являются ограниченными в обороте и не предоставляются в частную собственность.

Просит признать постановление администрации <адрес> муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении земельного участка в собственность» недействительным; истребовать земельный участок с кадастровым , площадью 1200 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, из незаконного владения ФИО1 и возвратить во владение межрегионального территориального управления Росимущества в <адрес> и <адрес>.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Егорашев А.О. уточненные требования поддержал в полном объеме, просил иск удовлетворить по основаниям, изложенным в нем.

Ответчик ФИО1 в судебном заседании не присутствовал, надлежаще извещен, причины неявки суду не сообщил.

Ответчик администрация <адрес> муниципального образования своего представителя в суд не направила, надлежаще извещена, ранее в судебном заседании представители исковые требования не признали, просили в иске отказать.

Третьи лица Минприроды России, ФГБУ «Заповедное Прибайкалье», Межрегиональное территориальное Управление Росимущества в <адрес> и <адрес> в судебном заседании не присутствовали, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие, иск прокурора <адрес> просили удовлетворить в полном объеме.

Третье лицо Управление Росреестра по <адрес> в судебном заседании не присутствовало, ходатайствовало о рассмотрении дела в их отсутствие.

Третьи лица Министерство лесного комплекса <адрес>, администрация Хужирского МО в судебном заседании не присутствовали, о дате рассмотрения извещены, причины неявки суду не сообщили.

Определением Ольхонского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, дело рассмотрено в порядке заочного производства.

Выслушав пояснения представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (статья 36 части 2 и 3).

В силу ст. 209 Гражданского кодекса РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Согласно ч. 2 ст. 1 Гражданского кодекса РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Судом установлено и как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ администрацией <адрес> муниципального образования издано постановление «О предоставлении земельного участка в собственность». На основании постановления ДД.ММ.ГГГГ между администрацией района и ФИО2 заключен договор купли-продажи земельного участка с кадастровым , площадью 1200 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, для индивидуального жилищного строительства. В настоящее время земельный участок с кадастровым номером принадлежит на праве собственности ФИО1, что подтверждается записью государственной регистрации права собственности в ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.

Земельный участок с кадастровым номером поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с данными государственного кадастра недвижимости относится к землям населенных пунктов с установленным видом разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства.

В обоснование заявленных требований процессуальный истец указывает, что при предоставлении земельного участка нарушены требования Федерального законодательства, в связи с чем, постановление о предоставлении земельного участка следует признать недействительным.

Давая оценку заявленным требованиям в указанной части суд приходит к следующему.

Согласно ст. 1 Земельного кодекса РФ к основным принципам земельного законодательства относятся, в том числе: учет значения земли как основы жизнедеятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации; приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде.

В силу ч. 3 ст. 3 Земельного кодекса РФ, имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Основанием отнесения спорного земельного участка к собственности Российской Федерации истец указывает на то, что данный участок расположен в границах Прибайкальского национального парка, а именно, в квартале 1 выделе 2 Островного лесничества лесного фонда, расположенного в Прибайкальском национальном парке на основании материалов лесоустройства 1991 и 2013 годов.

Рассматривая данные требования по существу, суд приходит к следующему.

Согласно п. 2 ст. 15 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда (подп. 2 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ).

Часть 2 статьи 9 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» предусматривает, что на землях лесного фонда запрещается размещение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, предоставление лесных участков гражданам для ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.

Таким образом, системное толкование действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, фактически запрещает передачу лесных участков из состава земель лесного фонда гражданам до перевода лесного участка в составе земель лесного фонда в другую категорию земель в установленном порядке. При этом границы земель лесного фонда определяются в соответствии с лесным законодательством, земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (ч. 3 ст. 6 Лесного кодекса РФ). Согласно ст. 92 Лесного кодекса РФ государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

Право на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации в силу ст. 4 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», при этом право собственности Российской Федерации на лесные участки в составе земель лесного фонда прямо закреплено ст. 8 Лесного кодекса РФ.

Границы земель лесного фонда, лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации (части 1, 3 статьи 6, статьи 7, 67 - 69 Лесного кодекса РФ).

Таким образом, отнесение земельного участка к землям лесного фонда осуществляется на основе разработанной в отношении такого участка лесоустроительной проектной документации, которая подтверждает фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства.

Документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре (ч. 2 ст. 91 Лесного кодекса РФ). При этом в соответствии с требованиями Приказа Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение» основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр являются материалы лесоустройства.

Учитывая изложенное, доказательствами, подтверждающими отнесение спорных земельных участков к землям лесного фонда, в том числе и при отсутствии свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, является информация из государственного лесного реестра в виде надлежаще заверенных выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к лесному фонду.

В качестве доказательств, подтверждающих отнесение спорных земельных участков к землям лесного фонда, в материалы дела были представлены:

письмо ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» от ДД.ММ.ГГГГ,

свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ на лесной участок из категории земель особо охраняемых территорий и объектов, общей площадью 305297 га, в том числе расположенный по адресу: <адрес> (Островное, Онгуренское, Еланцинское, Береговое лесничества, площадью 103392 га),

заключение ФГБУ «Рослесинфорг» «Прибайкаллеспроект» от ДД.ММ.ГГГГ.

Суду представителем третьего лица ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» ФИО3 были представлены на обозрение материалы лесоустройства 1991 года.

Из представленного истцом ответа ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что спорный земельный участок входит в границы Прибайкальского национального парка на основании материалов лесоустройства.

Кроме того, по запросу суда ФГБУ «Рослесинфорг» «Прибайкаллеспроект» предоставлено заключение, из которого следует, что земельный участок с кадастровым номером расположен в границах земель лесного фонда Прибайкальского национального парка (месторасположение: <адрес>, Прибайкальский национальный парк, Островное участковое лесничество).

В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ на основании ст. 8 Лесного кодекса РФ в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации права собственности Российской Федерации на лесной участок из категории земель особо охраняемых территорий и объектов, общей площадью 305297 га, в том числе расположенный по адресу: <адрес> (Островное, Онгуренское, Еланцинское, Береговое лесничества, площадью 103392 га).

Данная запись является документальным подтверждением регистрации права федеральной собственности на лесной участок в границах Островного лесничества, на котором расположен земельный участок с кадастровым .

Постановлением Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ создан Прибайкальский национальный парк Министерства лесного хозяйства РСФСР на базе лесоохотничьего хозяйства «Байкал», Ольхонского и Голоустинского лесхозов с передачей ему земли площадью 170 тысяч гектаров в границах лесоохотничьего хозяйства и 136 тысяч гектаров земель государственного фонда, а также 112 тысяч гектаров земель сельскохозяйственных предприятий Госагропрома РСФСР без изъятия их из хозяйственной эксплуатации.

В силу подпункта «б» пункта 1, пунктов 6, 7 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются категории указанных территорий, в том числе национальные парки.

Земли национальных парков согласно пункту 2 статьи 94 и пункту 1 статьи 95 ЗК РФ относятся к категории земель особо охраняемых территорий и объектов.

Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении, соответственно, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Территории национальных парков относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. Особо охраняемые природные территории федерального значения определяются Правительством Российской Федерации.

Нормативных актов, изменяющих границы, установленные Постановлением Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ, уполномоченным органом власти не принималось. Таким образом, границы национального парка определены при его создании, установлены вышеуказанным нормативным актом и остаются неизменными с 1986 года.

Исходя из анализа представленных в материалы дела доказательств, суд приходит к выводу о том, что спорный земельный участок расположен в границах земель лесного фонда, находящегося в составе Прибайкальского национального парка.

Пунктом 5 статьи 12 Федерального закона № 33-ФЗ предусмотрено, что национальные парки относятся исключительно к объектам федеральной собственности.

В п. 2 приложения к постановлению Верховного совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» предусмотрено, что, охраняемые или особым образом используемые природные объекты (заповедники, в том числе биосферные, национальные природные парки, курорты, а также заказники, имеющие общереспубликанское значение), являются объектами, относящимися исключительно к федеральной собственности.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-р утвержден перечень особо охраняемых природных территорий федерального значения, находящихся в ведении Минприроды России, в котором под значится Прибайкальский национальный парк, <адрес>.

В соответствии со ст. 209 Гражданского кодекса РФ право распоряжения имуществом принадлежит собственнику.

Согласно требованиям п. 2 ст. 9 Земельного кодекса РФ управление и распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности, осуществляется Российской Федерацией.

Доказательством воли собственника – Российской Федерации на отчуждение спорного земельного участка является решение органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника этого участка.

Согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 33-ФЗ, управление национальными парками осуществляется федеральными государственными бюджетными учреждениями, созданными в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Земельные участки (в том числе земельные участки, на которых располагаются леса) в границах национальных парков предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление национальными парками, в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 2 ст. 16 Федерального закона № 33-ФЗ).

В силу пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ государственное управление в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения осуществляет Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Таким образом, спорный земельный участок находится в юридическом владении ФГБУ «Заповедное Прибайкалье», поскольку расположен в границах Прибайкальского национального парка, созданного в 1986 году, земли которого находились и находятся в федеральной собственности. Право ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» на спорный земельный участок не прекращено, следовательно, они относятся к объектам государственной собственности и приватизации не подлежат. Между тем в компетенцию муниципальных образований не входит право на распоряжение земельными участками, относящимися к землям национальных парков.

Факт регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок в составе земель лесного фонда общей площадью 305 297 га подтверждается представленным в материалы дела свидетельством о регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ на лесной участок из категории земель особо охраняемых территорий и объектов, общей площадью 305297 га, в том числе расположенный по адресу: <адрес> (Островное, Онгуренское, Еланцинское, Береговое лесничества, площадью 103392 га).

В связи с чем, у администрации <адрес> муниципального образования отсутствовали полномочия по распоряжению земельным участком с кадастровым , поскольку данный участок расположен на территории Прибайкальского национального парка, являющегося федеральной собственностью.

Также судом установлено, что спорный земельный участок находится в границах Центральной экологической зоны Байкальской природной территории.

Правовые основы охраны озера Байкал, являющегося не только уникальной экологической системой Российской Федерации, но и природным объектом всемирного наследия, определены в Федеральном законе «Об охране озера Байкал» от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст.2 названного закона Байкальская природная территория - территория, в состав которой входят озеро Байкал, водоохранная зона, прилегающая к озеру Байкал, его водосборная площадь в пределах территории Российской Федерации, особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал, а также прилегающая к озеру Байкал территория шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него. На Байкальской природной территории выделяются следующие экологические зоны: центральная экологическая зона - территория, которая включает в себя озеро Байкал с островами, прилегающую к озеру Байкал водоохранную зону, а также особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал; буферная экологическая зона - территория за пределами центральной экологической зоны, включающая в себя водосборную площадь озера Байкал в пределах территории Российской Федерации; экологическая зона атмосферного влияния - территория вне водосборной площади озера Байкал в пределах территории Российской Федерации шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него, на которой расположены хозяйственные объекты, деятельность которых оказывает негативное воздействие на уникальную экологическую систему озера Байкал.

Статьей 5 ФЗ в целях охраны уникальной экологической системы озера Байкал на Байкальской природной территории установлен особый режим хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой в соответствии с принципами приоритета видов деятельности, не приводящих к нарушению уникальной экологической системы озера Байкал и природных ландшафтов его водоохранной зоны; учета комплексности воздействия хозяйственной и иной деятельности на уникальную экологическую систему озера Байкал; сбалансированности решения социально-экономических задач и задач охраны уникальной экологической системы озера Байкал на принципах устойчивого развития; обязательности государственной экологической экспертизы.

Согласно ч. 2 ст. 2 Земельного кодекса РФ, Правительство Российской Федерации принимает решения, регулирующие земельные отношения, в пределах полномочий, определенных земельным кодексом, федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации, регулирующими земельные отношения.

Частью 3 ст. 6 ФЗ №94-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об охране озера Байкал», Правительству РФ предоставлены полномочия по определению видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории.

В рамках реализации указанных полномочий, Правительством РФ издано постановление от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории».

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 643 утвержден перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, в числе которых также предусмотрено:

- строительство зданий и сооружений (или их частей), функционирование которых не связано с созданием и развитием особо охраняемых природных территорий федерального значения и особых экономических зон туристско-рекреационного типа, с системами жизнеобеспечения и обеспечения экологической безопасности существующих промышленных, жилых и рекреационных объектов, с осуществлением видов деятельности, разрешенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, а также строительство зданий и сооружений (или их частей) на незатронутых природных территориях, включая земли лесного фонда, водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы озера Байкал и впадающих в него рек.

- размещение рекреационных объектов, временных палаточных городков, туристских стоянок и стоянок транзитного транспорта за пределами особо охраняемых природных территорий и особых экономических зон туристско-рекреационного типа без утвержденных в установленном порядке документов территориального планирования, а также размещение указанных объектов на особо охраняемых природных территориях за пределами рекреационных зон.

При этом указанная норма не содержит исключений для строительства индивидуальных жилых и дачных домов, объектов социально-бытового назначения, то есть строительство новых объектов соответствующего назначения в ЦЭЗ БПТ не допускается. Предоставление земельных участков для размещения перечисленных объектов является незаконным.

Границы Байкальской природной территории и ее экологических зон утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-р.

Согласно ответу Байкальского управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ, представленного истцом, земельный участок расположен в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории.

Ответчиками не представлено иных доказательств, опровергающих доводы истца.

Поскольку оспариваемым постановлением администрации <адрес> муниципального образования земельный участок был предоставлен для индивидуального жилищного строительства, функционирование которого не связано с созданием и развитием особо охраняемых природных территорий федерального значения и особых экономических зон туристско-рекреационного типа, с системами жизнеобеспечения и обеспечения экологической безопасности существующих промышленных, жилых и рекреационных объектов, а для строительства жилого дома, то суд приходит к выводу, что постановление администрации <адрес> муниципального образования было вынесено в нарушение ст. 6 Федерального закона «Об охране озера Байкал» и Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, что свидетельствует о его недействительности.

При данных обстоятельствах предоставление вышеуказанного земельного участка, расположенного в границах ЦЭЗ БПТ, для индивидуального жилищного строительства прямо запрещено законом.

Статьей 27 Земельного кодекса РФ установлены ограничения оборотоспособности земельных участков.

Частью 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ определены земельные участки, ограниченные в обороте, находящиеся в государственной и муниципальной собственности. В частности, согласно пункту 2 части 5 указанной статьи, земельные участки, занятые объектами, включенными в Список всемирного наследия, ограничены в обороте.

В 1972 г. ЮНЕСКО приняла Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия (вступила в силу в 1975 году). СССР ратифицировал Конвенцию ДД.ММ.ГГГГ. Государства, на территории которых расположены объекты Всемирного наследия, берут на себя обязательства по их сохранению.

Озеро Байкал включено в Список объектов всемирного наследия в 1996 г. на 20-ой сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО. Согласно преамбуле Федерального закона «Об охране озера Байкал» от ДД.ММ.ГГГГ № 94-ФЗ, озеро Байкал является объектом всемирного наследия.

В 1996 году Решением XX Сессии Комитета ЮНЕСКО по всемирному наследию озеро Байкал включено в Список участков всемирного природного наследия. ДД.ММ.ГГГГ на XX сессии Комитета по всемирному наследию ЮНЕСКО в Мериде (Мексика) были утверждены границы Участка всемирного природного наследия «Озеро Байкал» (). Комитет по Всемирному наследию ЮНЕСКО «принял к сведению тот факт, что границы Участка мирового наследия изменены по сравнению с предложенными первоначально, и теперь включают «центральную зону» согласно определению, данному в Законе о Байкале; в участок не включены пять урбанизированных промышленно развитых территорий (Байкальск, Слюдянка, ФИО4, ФИО5, Северобайкальск).

Таким образом, границы участка всемирного природного наследия «Озеро Байкал» совпадают с границами ЦЭЗ БПТ за исключением городов, не включенных в участок всемирного наследия.

Кроме того, статьей 2 Федерального закона «Об охране озера Байкал» установлено, что Байкальская природная территория – территория, в состав которой входят озеро Байкал, водоохранная зона, прилегающая к озеру Байкал, его водосборная площадь в пределах территории Российской Федерации, особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал, а также прилегающая к озеру Байкал территория шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него. Центральная экологическая зона Байкальской природной территории представляет собой территорию, которая включает в себя озеро Байкал с островами, прилегающую к озеру Байкал водоохранную зону, а также особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал.

Анализ положений данного закона свидетельствует, что в территорию, непосредственно занимаемую озером Байкал, включается не только само озеро, но прилегающие к нему территории, в том числе центральная экологическая зона Байкальской природной территории.

На основании вышеприведенных норм, земли, на которых расположено озеро Байкал, включая центральную экологическую зону Байкальской природной территории, являются ограниченными в обороте и не предоставляются в частную собственность.

Из этого следует, что спорный земельный участок находится, в соответствии с п.4 ч.5 ст. 27 ЗК РФ, на территории, занятой объектом, включенным в Список всемирного наследия – озером Байкал.

Оспариваемое постановление администрации Ольхонского РМО было вынесено ДД.ММ.ГГГГ. Границы центральной экологической зоны определены согласно вышеуказанному Распоряжению, ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно, земельные участки, с момента определения границ центральной экологической зоны озера Байкал, входящие в эту зону, являются землями, ограниченными в обороте.

Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (абзац 2 части 2 статьи 27 ЗК РФ).

Случаев, разрешающих предоставление земельного участка, ограниченного в обороте, судом не установлено.

Орган местного самоуправления при реализации своих полномочий в области земельных отношений, включая принятие актов по вопросам управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, обязан руководствоваться законодательством, в том числе природоохранным, действующим на момент реализации таких полномочий, исключая нанесение ущерба окружающей среде и нарушение прав и законных интересов других лиц. Суд находит, что на момент принятия оспариваемого постановления ответчиком такая обязанность исполнена не была.

Таким образом, с учетом вышеуказанных обстоятельств, постановление администрации <адрес> муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении земельного участка в собственность» является недействительным.

Лицам, участвующим в деле, были разъяснены положения ст. 56 ГПК РФ и право о проведении по делу землеустроительной экспертизы. Стороны от проведения экспертизы отказались, прокурор также полагал об отсутствии необходимости в ее проведении, что является основанием для принятия решения по имеющимся в материалах дела доказательствам.

Исходя из изложенного, исковые требования прокурора являются обоснованными и подтверждаются письменными доказательствами по делу, в связи с чем, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.

Истцом избран надлежащий способ защиты права, предусмотренный ст. 12 Гражданского кодекса РФ. Обращение в суд с иском, в интересах публично-правовых интересов Российской Федерации определяется полномочиями прокурора, предоставленными ему положениями ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ. Целью обращения прокурора с рассматриваемым иском в суд является пресечение нарушений требований закона нарушающие публичные интересы, под которыми в том числе понимается и охрана окружающей природной среды, земельного законодательства.

В силу ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Прокурор при предъявлении иска на основании ст.333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, государственная пошлина в сумме 300.00 руб., подлежит взысканию с ответчиков, не освобожденных законом от уплаты госпошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1, администрации <адрес> муниципального образования о признании постановления администрации <адрес> муниципального образования недействительным, об истребовании земельного участка из незаконного владения удовлетворить.

Признать постановление администрации <адрес> муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении земельного участка в собственность» недействительным.

Истребовать земельный участок с кадастровым , площадью 1200 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, из незаконного владения ФИО1 и возвратить во владение межрегионального территориального управления Росимущества в <адрес> и <адрес>.

Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей 00 копеек.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, – в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья: Л.Н. Холодова