Дело № 2-203/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 июля 2018 года г. Козловка
Козловский районный суд Чувашской Республики
в составе судьи Потемкина О.А.
при секретаре Кадыковой Л.В.,
с участием
истца ФИО1,
ответчика- представителя УПФР в Козловском районе Чувашской Республике-Чувашии (межрайонное) ФИО2, действующей по доверенности от <дата>,
рассмотрев в помещении суда в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению-Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Козловском районе Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) о включении периодов нахождения на курсах повышения квалификации в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью, возложении обязанности назначить досрочную пенсию по старости с момента обращения,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с иском к государственному учреждению-Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Козловском районе Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) о включении периодов нахождения на курсах повышения квалификации в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью, возложении обязанности назначить досрочную пенсию по старости с момента обращения. Исковые требования обосновываются тем, что <дата> она (истец) обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Решением <число> от <дата> ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, ввиду отсутствия требуемого специального стажа на дату обращения за назначением пенсии (<дата>). При этом исключены периоды, дающие право назначения досрочной страховой пенсии по старости: с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>- нахождение на курсах повышения квалификации в соответствии с п. 5 Правил от <дата><число>. При требуемой продолжительности специального стажа- 25 лет, фактическая продолжительность специального стажа была установлена 24 года 10 месяцев 04 дня. Решение пенсионного органа об отказе в назначении пенсии считает незаконным и необоснованным. Исключенные ответчиком периоды нахождения в административных и иных отпусках ею (истцом) не оспариваются. В силу специальных нормативных актов повышение квалификации для педагога являлось и является обязательным условием выполнения работы. При направлении на курсы повышения квалификации по приказу работодателя за ней сохранялись место работы и средняя заработная плата, с которой производились отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Следовательно, считает, что исключенные ответчиком периоды нахождения на курсах повышения квалификации подлежат включению в специальный страховой стаж для назначения пенсии. Ссылаясь на нормы законодательства, просила включить периоды с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> (1 мес. 24 дн.) - нахождения на курсах повышения квалификации в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", и обязать ответчика назначить ей досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения, то есть с <дата>.
В судебном заседании истец ФИО1 иск поддержала, просила удовлетворить по изложенным в нем мотивам и основаниям, уточнив заявленные требования. При этом пояснила, что после окончания педагогического института в г. Чебоксары с <дата> по <дата> работала старшей пионервожатой МБОУ «Андреево-Базарская СОШ» Козловского района Чувашской Республики. С <дата> и по настоящее время трудится учителем начальных классов в МБОУ «Козловская СОШ № 3» г. Козловка, то есть непосредственно осуществляет педагогическую деятельность в образовательных учреждениях для детей. На курсы повышения квалификации направлялась по приказам работодателя на определенный срок, их прохождение необходимо для последующей аттестации и присвоения квалификационной категории. В периоды прохождения курсов повышения квалификации трудовые отношения с образовательным учреждением не прерывались, за ней сохранялись рабочее место и заработная плата, из которой производились все установленные законодательством отчисления. С учетом необоснованно исключенных из подсчета периодов нахождения на курсах повышения квалификации, ее специальный стаж на момент обращения к ответчику с заявлением <дата> составлял более 25 лет, что являлось основанием для назначения страховой пенсии в соответствии с п.п.19 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях». С учетом указанных обстоятельств, просила возложить на ответчика обязанность включить в стаж, дающий право на получение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды нахождения на курсах повышения квалификации с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> (всего 1 месяц 26 дней), признать за ней право и обязать ответчика назначить ей досрочную страховую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с момента обращения, т.е. с <дата>.
Ответчик- представитель УПФР в Козловском районе Чувашской Республике-Чувашии (межрайонное) ФИО2 иск не признала, полагая, что в назначении досрочной страховой пенсии по старости ФИО1 отказано законно. По представленным документам в бесспорном порядке в специальный стаж истца включено 24 года 10 месяцев 04 дня. Как не соответствующие требованиям п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства от 11.07.2002 N 516, не включены периоды нахождения ФИО1 на курсах повышения квалификации. В указанные периоды истец педагогическую деятельность не осуществлял. Просила отказать в удовлетворении иска за необоснованностью.
Выслушав объяснения сторон и исследовав представленные письменные доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
<дата> ФИО1 обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с педагогической деятельностью.
Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Козловском районе Чувашской Республики-Чувашии <число> от <дата> в этом ей отказано, ввиду отсутствия требуемой продолжительности специального стажа 25 лет на дату обращения. Из специального стажа ФИО1 были исключены оспариваемые периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, всего 1 месяц 26 дней. При этом установлена фактическая продолжительность специального стажа - 24 года 10 мес. 04 дня.
Из справки <число> от <дата>, уточняющей особый характер работы, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии, выданной МБОУ «Козловская средняя общеобразовательная школа № 3» следует, что ФИО1 действительно с работает в МБОУ «Козловская СОШ № 3» в качестве учителя начальных классов с <дата> по настоящее время. В период работы находилась на курсах повышения квалификации с <дата> по <дата> (приказ 113-У от <дата>), с <дата> по <дата> (приказ <число>-У от <дата>), с <дата> по <дата> (приказ <число>-У от <дата>), с <дата> по <дата> (приказ <число>-У от <дата>), с <дата> по <дата> (приказ <число>-У от <дата>).
Свидетельством о повышении квалификации рег. <число> подтверждается, что ФИО1, учитель СОШ № 3 г. Козловка с <дата> по <дата> повышала свою квалификацию в Чувашском республиканском институте образования по теме «Совершенствование структуры и содержания начального образования».
Из справки ГОУ «Чувашский Республиканский институт образования» от <дата> видно, что ФИО1, учитель начальных классов МОУ «СОШ №3» г. Козловка, с 18 по <дата> прошла обучение в ГОУ «Чувашский Республиканский институт образования» на курсах учителей начальных классов по теме «Аттестация педагогических кадров как средство повышения уровня профессиональных качеств».
В период с 21 по <дата> ФИО1 прошла обучение в ГОУ «Чувашский республиканский институт образования» Минобразования Чувашии по проблеме «Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», что подтверждается сертификатом <число> от <дата>.
Из справки <число> от <дата>, выданной БОУ ДПО ПКС «Чувашский республиканский институт образования» следует, что ФИО1, учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 3» г. Козловка, с 07 по <дата> прошла 1 этап курсов повышения квалификации учителей начальных классов по программе «Подготовка учителей к работе по программам развивающего обучения».
Согласно справке <число> от <дата>, выданной БОУ ДПО ПКС «Чувашский республиканский институт образования», ФИО1, учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 3» г. Козловка, с 12 по <дата> прошла 2 (заключительный) этап курсов повышения квалификации учителей начальных классов по программе «Подготовка учителей к работе по программам развивающего обучения».
Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения, и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
В этой связи, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", за исключением отдельных положений. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Федеральные законы, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону (ч. 3, 4 ст. 36 Закона № 400-ФЗ).
Согласно подп. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Закона).
Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Подпунктом "м" пункта 1 Постановления Правительства от 16 июля 2014 года № 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (действующим с 01.01.2015) установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года №463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"),- для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
Пунктом 3 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Положения пункта 4 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и пункта 8 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015 периоды работы и (или) иной деятельности, имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях", могут подтверждаться в порядке, установленном соответствующими нормативными правовыми актами, действовавшими в период выполнения работы и (или) иной деятельности.
Суд считает установленным, что 20 апреля 2018 года ФИО1 обратилась в УПФР в Козловском районе Чувашской Республике-Чувашии (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Решением пенсионного органа <число> от <дата> ФИО1 отказано в назначении досрочной страховой пенсии. При этом не были зачтены в специальный стаж ФИО1, в том числе, оспариваемые периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>.
Ответчиком фактическая продолжительность специального стажа ФИО1 бесспорно определена 24 года 10 месяцев 04 дня.
В соответствии со ст. 26 Федерального закона "Об образовании" дополнительные образовательные программы и дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства.
В пределах каждого уровня профессионального образования основной задачей дополнительного образования является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным совершенствованием федеральных государственных образовательных стандартов.
Для отдельных категорий работников, в том числе, осуществляющих педагогическую деятельность, повышение квалификации - обязательное условие выполнение работы.
Факт нахождения ФИО1 на курсах повышения квалификации подтверждается справкой <число> от <дата>, уточняющей особый характер работы, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии, а также соответствующими вышеприведенными свидетельством, справками и сертификатом, выданными Чувашским республиканским институтом образования. В эти периоды ей (истцу) выплачивалась заработная плата, сохранялось рабочее место, что не оспариваются стороной ответчика.
Необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. В случаях предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работником определенных видов деятельности (ч. ч. 1, 4 ст. 196 Трудового кодекса РФ).
Статьей 187 Трудового кодекса РФ (ранее действовавшей статьей 112 КЗоТ РСФСР) установлено, что в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого же Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Аналогичные нормативные положения содержались в п. 1 ст. 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Пункт 9 Правил содержит перечень периодов работы, которые не включаются в специальный стаж. Периоды нахождения на курсах повышения в этот перечень не входят. Поскольку период нахождения на курсах повышения квалификации приравнивается к работе, во время исполнения которой работник направлялся на упомянутые курсы, то исчисление стажа в данный период времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность.
В периоды работы, включенные в специальный стаж пенсионным органом, истец ФИО1 по приказам работодателя находилась на курсах повышения квалификации. В течение всего этого времени за ней сохранялись рабочее место и должность, выплачивалась заработная плата, с которой производились отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Принимая во внимание, что спорные периоды имели место, когда истец ФИО1 работала на должностях и в учреждениях, предусмотренных Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", данные обстоятельства не оспариваются ответчиком, суд приходит к выводу, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации подлежат включению в подсчет специального стажа истца.
Доводы стороны ответчика о том, что включение в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от профессиональной деятельности, не предусмотрено п. 5 Правил исчисления периодов работы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 516, в указанные периоды истец педагогическую деятельность не осуществлял, являются несостоятельными, основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Таким образом, иск ФИО1 подлежит удовлетворению. К установленному пенсионным органом специальному стажу продолжительностью 24 года 10 месяцев 04 дня подлежат присоединению периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации: с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> (0 лет 1 месяц 26 дней), с учетом которых специальный стаж ФИО1 на момент обращения к ответчику с заявлением, т.е. по состоянию на <дата>, составляет 25 лет.
В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 22 Закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за пенсией, но не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию. При этом днем обращения за пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
Имея требуемый 25-летний стаж работы, связанный с педагогической деятельности, ФИО1 приобрела право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с момента обращения, то есть с 20 апреля 2018 года.
Таким образом, иск ФИО1 к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Козловском районе Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное), с учетом уточнения в суде, подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск ФИО1 удовлетворить.
Возложить на государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Козловском районе Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) обязанность включить в стаж, дающий ФИО1 право на получение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст.30 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды нахождения на курсах повышения квалификации с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>.
Признать за ФИО1 право и обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Козловском районе Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) назначить ей досрочную страховую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с момента обращения, т.е. с 20 апреля 2018 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня составления в пятидневный срок мотивированного решения путем подачи жалобы через Козловский районный суд Чувашской Республики.
Судья О.А. Потемкин
Мотивированное решение составлено 23 июля 2018 года