ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-203/19 от 20.05.2019 Киреевского районного суда (Тульская область)

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Киреевский районный суд Тульской области в составе

председательствующего Коноваловой Е.В.,

при секретаре Ширяевой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-203/19 по иску Российской Федерации в лице межрегионального территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях к ФИО1 о взыскании платежей по договору аренды, процентов за пользование чужими денежными средствами, встречному иску ФИО1 о Российской Федерации в лице межрегионального территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях о признании недействительным расчета арендной платы,

установил:

Российская Федерация в лице межрегионального территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях обратилась в суд с иском к ФИО1 о взыскании задолженности по арендной плате по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 37488 руб. 49 коп., пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 19527 руб. 03 коп., задолженность на арендной плате по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 207562 руб. 36 коп, пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 25262 руб. 02 коп, задолженности по арендной плате за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 180000 руб. 00 коп., пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 3576 руб. 33 коп. В обоснование заявленных требований ссылаясь на то, что между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области (далее -Территориальное управление) и <данные изъяты> (далее - Арендатор) ДД.ММ.ГГГГ заключен договор аренды на часть земельного участка, являющегося федеральной собственностью Российской Федерации, из земель поселений с кадастровым номером: , расположенную по адресу: <адрес>, площадью 1 200 кв.м. в границах земельного участка.

ДД.ММ.ГГГГ между <данные изъяты> и ФИО1 заключено соглашением об уступке прав и обязанностей по Договору аренды. В Едином государственном реестре недвижимости сделана запись о регистрации Соглашения об уступке прав и обязанностей по Договору от ДД.ММ.ГГГГ.

Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ к Договору (далее - Соглашение ) внесены изменения в п.1 Договора, согласно которым Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает в аренду земельный участок, являющийся собственностью Российской Федерации, площадью 1200 кв.м., с кадастровым номером , из земель населенных пунктов, местоположение: <адрес>, в границах, указанных в кадастровом паспорте, являющемся неотъемлемой частью Соглашения (далее - Участок 1).

Расчет арендной платы за Участок 1 произведен независимой оценочной фирмой ООО «НОКИ», составляет 26000 рублей в год или 2 210,5 руб. в месяц. Соглашение зарегистрировано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области ДД.ММ.ГГГГ.

В рамках уведомления об изменении арендной платы на имущество, находящиеся в федеральной собственности от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с пунктом 8 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных | участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также на основании отчета об оценке от 09.12.2015, выполненного независимым оценщиком ООО «Корпорация Право», за пользование Участком по Договору с ДД.ММ.ГГГГ установлена годовая арендная плата в сумме (без НДС) 218810 руб., сумма ежемесячной арендной платы (без НДС) составляет 18234 руб. 17 коп. в месяц. В 2016 году ответчиком оплата по Договору вносилась частично. Уведомлением об изменении арендной платы на 2017 год от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Федеральным Законом от 19.12.2016 № 415-ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов», МТУ Росимущества в Тульской, Рязанской и Орловской областях уведомило Арендаторов об увеличении с ДД.ММ.ГГГГ на уровень инфляции - 1,04 арендной платы за пользование федеральными земельными участками.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ МТУ Росимущества в Тульской, Рязанской и Орловской областях в адрес Ответчика направлен расчет арендной платы на 2018 год по Договору.

В соответствии с Федеральным законом от 05.12.2017 № 362-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» увеличились ставки арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в федеральной собственности с 01.01.2018 на уровень инфляции - 4%.

МТУ Росимущества в Тульской, Рязанской и Орловской областях ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика направлена Претензия , информирующая о сформировавшейся задолженности перед федеральным бюджетом по Договору за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, составляющая 200 000 руб. 00 коп., а также пени согласно пункта 6.2, в размере 6 171 руб. 23 коп.

Кроме того, задолженность, выявленная по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в сумме 245 050 руб. 89 коп. так же, не была погашена.

С учетом изложенного, истец просит суд взыскать с ответчика задолженность по арендной плате по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ по договору от ДД.ММ.ГГГГ в размере 37 488 руб. 49 коп., пени за каждый календарный день просрочки за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 19 527 руб.03 коп., задолженность по арендной плате по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 207 562 руб. 36 коп., пени за каждый календарный день просрочки за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 25 262 руб. 02 коп., задолженность по арендной плате в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 180 000 руб. 00 коп., пени за каждый календарный день просрочки за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 3 576 руб. 33 коп.

ФИО1 обратился в суд со встречным иском к Российской Федерации в лице МТУ Росимущества в Тульской, Рязанской и Орловской областях о признании недействительным расчёт МТУ Росимущества в Тульской, Рязанской и Орловской областях арендной платы по договору аренды земельного участка от 06.07.2006г. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, выполненный на основании Отчёта «Об определении рыночной стоимости права пользования объектом недвижимости с установлением годовой арендной платы» независимым оценщиком ООО «Корпорация Право» в 2015 году по заказу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области от 09.10.2015 , сославшись на то, что Территориальным управлением Росимущества при определении размера арендной платы не приняты к руководству постановление Администрации города Тулы от 22.04.2015 № 2149 «Об утверждении градостроительного плана земельного участка, местоположение: <адрес>», постановление Администрации города Тулы от 22.04.2015 № 2186 «Об утверждении изменения вида разрешенного использования земельного участка, местоположение: <адрес>», не учтено разрешение на строительство, ввод в эксплуатацию, кадастровый паспорт и регистрационное удостоверение возведённого на этом участке индивидуального жилого дома с кадастровым . ООО «Корпорация Право» в своём Отчёте «Об определении рыночной стоимости права пользования объектом недвижимости с установлением годовой арендной платы земельного участка с кадастровым » на стр.32-33 в отделе оценки указало, что арендная плата за земельный участок в случаях, не указанных в пунктах 3-5 «Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» (Утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.06.2009 №582), рассчитываются на основании рыночной стоимости земельного участка, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности», то есть на основании п.1 и пп.Г) п.2 Правил, что по мнению ФИО1 подтверждает, что расчёт арендной платы осуществлялся ООО «Корпорация Право» на основании не актуальных исходных данных. Наличие Постановлений Администрации города Тулы от 22.04.2015 №2186 и №2149 доказывает необходимость проведения расчёта арендной платы за земельный участок К на основании пп.В) п.З этих же Правил, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 16.06.2009 №582.

Истец (ответчик по встречному иску Российская Федерация в лице МТУ Росимущества в Тульской, Рязанской и Орловской областях, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, причину неявки суду не сообщило, в материалы дела представлены письменные объяснения.

Ответчик (истец по встречному иску ) ФИО1, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства в суд не явился, причину неявки суду не сообщил, в материалы дел представил письменные объяснения.

Третьи лица, привлеченные к участию в деле в порядке ст. 43 ГПК РФ, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области, ФГБУ «ФКП Росреестра по ТО», извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в суд не направили, причину неявки не сообщили.

Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, в порядке заочного судопроизводства.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 309 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Согласно ст.606 Гражданского кодекса РФ, по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Статьей 614 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.

В силу статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Как следует из материалов гражданского дела и установлено судом:

28 июля 2017 года в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о прекращении деятельности ТУ Росимущества в Тульской области путем реорганизации в форме присоединения к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях (далее - МТУ Росимущества в Тульской, Рязанской и Орловской областях).

В соответствии с пунктом 1 раздела 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти).

В силу п.4 Положения, Агентство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти •субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

МТУ Росимущества в Тульской, Рязанской и Орловской областях, являющееся территориальным органом Агентства, организует свою деятельность на основании Положения о Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях, утвержденного приказом Росимущества от 19.12.2016 № 469.

Между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области (далее -Территориальное управление) и <данные изъяты> (далее - Арендатор) ДД.ММ.ГГГГ заключен договор аренды на часть земельного участка, являющегося федеральной собственностью Российской Федерации, из земель поселений с кадастровым номером: 71:30:020302:0071/008, расположенную по адресу: <адрес>, площадью 1 200 кв.м в границах земельного участка (далее -Участок).

Согласно п. 1.1. Договора Территориальное управление предоставляет, а Арендатор принимает в аренду Участок.

Участок предоставляется для реконструкции и благоустройства территории ( п. 1.2. Договора).

Участок предоставляется в аренду сроком на 25 лет ( п. 2.1).

Пунктом 2.2. Договора предусмотрено, что изменение срока действия Договора регулируется п.7.1.

Согласно пункту 3.2. расчет арендной платы за Участок произведен независимой оценочной фирмой ООО «НОКИ» и составляет 8292 рубля в год или 691 рубль в месяц.

Пунктом 3.4. Договора указано, что размер, порядок и условия внесения арендной платы могут быть пересмотрены при изменении нормативных актов Российской Федерации, определяющих исчисление размера арендной платы, порядок и условия ее внесения.

Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ к Договору (далее - Соглашение ) п. 1.2. изложен в следующей редакции: Участок предоставляется для размещения здания административного назначения. Государственная регистрация Соглашения проведена Управлением Федеральной регистрационной службы по Тульской области ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ между Арендатором и ФИО1 (далее - Арендатор 1, Ответчик) заключено Соглашением об уступке прав и обязанностей по Договору (далее - Соглашение об уступке прав и обязанностей).

Пунктом 1 Соглашения об уступке прав и обязанностей предусмотрено, что Арендатор передает Арендатору 1 в полном объеме все права и обязанности, возложенные на него Договором.

Арендатор 1 в полном объеме принимает от Арендатора все права и обязанности по пользованию и владению федеральным недвижимым имуществом, являющимся предметом Договора (п.2 Соглашением об уступке прав и обязанностей по Договору).

В пункте 3 Соглашения об уступке прав и обязанностей по Договору указано, что на момент подписания Соглашения об уступке прав и обязанностей по Договору Арендатор не имеет задолженности перед Арендодателем, при этом после подписания Соглашения об уступке прав и обязанностей по Договору обязанность уплаты арендной платы возлагается на Арендатора 1.

В Едином государственном реестре недвижимости сделана запись о регистрации Соглашения об уступке прав и обязанностей. по. Договору от ДД.ММ.ГГГГ.

Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ к Договору (далее - Соглашение ) внесены изменения в п.1 Договора, согласно которым Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает в аренду земельный участок, являющийся собственностью Российской Федерации, площадью 1200 кв.м., с кадастровым номером , из земель населенных пунктов, местоположение: <адрес>, в границах, указанных в кадастровом паспорте, являющемся неотъемлемой частью Соглашения (далее - Участок 1).

Расчет арендной платы за Участок 1 произведен независимой оценочной фирмой ООО «НОКИ» и составляет 26526 рублей в год или 2210,50 рублей в месяц.

Соглашение зарегистрировано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области ДД.ММ.ГГГГ.

В Едином государственном реестре недвижимости сделана запись о регистрации права собственности Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ на Участок 1.

В реестре Федерального имущества Участок учтен под реестровым номером федерального имущества: .

В рамках уведомления об изменении арендной платы на имущество, находящиеся в федеральной собственности от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с пунктом 8 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также на основании Отчета об оценке от ДД.ММ.ГГГГ, выполненного независимым оценщиком ООО «Корпорация Право», за пользование Участком по Договору с ДД.ММ.ГГГГ установлена годовая арендная плата в сумме (без НДС) 218810 рублей, сумма ежемесячной арендной платы (без НДС) составляет 18234 рублей 17 коп. в месяц.

В соответствии с п. 12 ст. 22 ЗК РФ размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка.

Статье 39.7 ЗК РФ установлены общие правила определения размера арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности. В отношении указанных земельных участков устанавливаются основные принципы определения арендной платы.

В пунктах 16 и 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды» разъяснено, что при рассмотрении споров, связанных со взысканием арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, судам необходимо учитывать следующее.

В силу абзаца второго пункта 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом.

Если федеральный закон, предусматривающий необходимость такого регулирования (пункт 3 статьи 65 ЗК РФ), вступил в силу после заключения договора аренды, то согласно пункту 2 статьи 422 ГК РФ условия этого договора об арендной плате сохраняют силу, поскольку в законе не установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

К договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом (далее - регулируемая арендная плата), даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений.

Регулируемая арендная плата может применяться к договору, заключенному до вступления в силу этого федерального закона, только в том случае, если стороны такого договора связали изменение размера арендной платы с изменением нормативных актов, подлежащих применению к их отношениям. Равным образом к договору аренды, заключенному до вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования арендной платы, подлежит применению данное регулирование, если арендодателю договором предоставлено право на изменение размера арендной платы в одностороннем порядке и соответствующее волеизъявление о применении к договору регулируемой арендной платы было сделано арендодателем и получено арендатором.

На основании пункта 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды» арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.

По смыслу закона, стороны руководствуются установленным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы, поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами. Новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта.

Как видно из установленных обстоятельств, договор аренды земельного участка был заключен до 2015 года, впоследствии пролонгировался, однако его условия, в том числе, введенные дополнительными соглашениями, предоставляют арендодателю менять размер арендной платы, в том числе, при изменении нормативных актов, устанавливающих порядок определения арендной платы, размеры ставок арендной платы, используемых коэффициентов.

Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.

Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2009 г. № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации».

Указанным нормативным правовым актом предусмотрено, что размер арендной платы определяется, в том числе исходя из принципа экономической обоснованности, по которому арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в определении от 11 мая 2004 г. N 209-О, при отсутствии единых правил орган местного самоуправления обязан осуществлять дифференциацию ставок земельного налога, который имеет сходную с арендной платой правовую природу в силу положений статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, то есть основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих в том числе на уровень доходности земельного участка по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории. С учетом схожести правового регулирования данная позиция применяется и к вопросам установления базовых ставок арендной платы за землю, находящуюся в муниципальной, государственной собственности или в отношении которой государственная собственность не разграничена.

Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.

Таким образом, при определении размера арендной платы, компетентным государственным органом должен быть соблюден принцип экономической обоснованности, в том числе путем предоставления документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков, и документов, непосредственно подтверждающих проведение расчета величины базовой ставки.

Как усматривается из материалов дела на основании государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ на оказание услуг по определению рыночной стоимости права пользования объектами недвижимости, в том числе земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, с установлением годовой арендной платы, ООО «Корпорация право» оказаны услуги по определению рыночной стоимости права пользования с установлением годовой арендной платы земельного участка: земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 1200 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> - 218810 рублей, НДС не облагается, что подтверждается Отчетом об определении рыночной стоимости права пользования объектом недвижимости с установлением годовой арендной платы от ДД.ММ.ГГГГ.

Из указанного отчета, следует, что в разделе 1.2. Задание на оценку, указано, что результат оценки будет использован для последующего заключения договора аренды.

Согласно п.1.4, Отчет действителен только для вышеуказанной цели.

Вместе с тем, данные отчета были использованы истцом для реализации п. 3.4 договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ, с целью определения размера, порядка и условий внесения арендной платы в связи с изменением нормативных актов Российской Федерации, определяющих исчисление размера арендной платы, порядок и условия ее внесения.

При выполнении работ по оценке Оценщик использовал информацию, представленную Заказчиком, в связи с чем все выводы имеют силу только при условии достоверности этой информации.

В качестве правоустанавливающих документов, для проведения оценочных работ, Территориальное управление Росимущества представило следующие документы: Распоряжение территориального управления федерального агентства по управлению муниципальным имуществом от 27.04.2012 № 175-р; Постановление Главы администрации г.Тулы № 333 от 04.06.1992 г.; Постановление Главы администрации г.Тулы № 354 от 10.07.1992 г. (раздел 1.2. Отчета)

При общей характеристике земельного участка учтены сведения о разрешенном использовании: индивидуальные (одноквартирные) жилые дома и сведения о зонировании: Ж-4-зона застройки малоэтажными жилыми домами.

Вместе с тем, стороной по первоначальному иску не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что Оценщику были предоставлены, данные и документы, свидетельствующие о том, что на момент проведения оценки постановлением администрации города Тула от ДД.ММ.ГГГГ утвержден вид разрешенного использования земельного участка 188 площадью 1200 кв.м. (категория земель: земли населённых пунктов: территориальная зона: зона застройки индивидуальными жилыми домами Ж-5) с «административное здание» на «индивидуальные (одноквартирные) жилые дома», постановлением администрации города Тула от ДД.ММ.ГГГГ утвержден градостроительный план земельного участка, местоположение: <адрес> с присвоением номера

Кроме того, в соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" Минэкономразвития России поручено разработать и утвердить до 1 января 2018 г. методические рекомендации по применению утвержденных названным постановлением основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее - Основные принципы).

Во исполнение указанного поручения Минэкономразвития России приказом от 29 декабря 2017 г. № 710 утверждены Методические рекомендации.

Методические рекомендации, как следует из их пункта 1, направлены на оказание содействия и методическое обеспечение при применении органами государственной власти и органами местного самоуправления основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных Постановлением N 582, с целью создания благоприятных условий ведения экономической деятельности на территории Российской Федерации, а также защиты экономических интересов арендаторов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности

Согласно пункту 2 Методических рекомендаций в целях применения Принципа № 1 рекомендуется при установлении порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, в соответствии с пунктом 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - порядок определения размера арендной платы) предусматривать положения, направленные на достижение баланса интересов арендатора и арендодателя земельного участка, например, посредством установления экономически обоснованных ставок арендной платы или иных показателей, применяемых для определения арендной платы (далее - ставки арендной платы).

В целях соблюдения интересов арендатора земельного участка при установлении ставок арендной платы целесообразно исходить из возможности арендатора земельного участка с учетом установленной на основании таких ставок арендной платы при существующем уровне налогообложения, государственном регулировании тарифов на соответствующие товары (работы, услуги) и производственных затратах получать сложившуюся норму прибыли для отрасли, в которой арендатор осуществляет свою деятельность (п.3).

Согласно п. 4 при установлении ставки арендной платы рекомендуется в том числе учитывать:

положения документов, определяющих целевое назначение земельного участка;

наличие или отсутствие ограничений прав, установленных в отношении земельного участка (например, запреты и ограничения, связанные с установлением охранных и защитных зон);

возможность создания арендатором неотделимых улучшений земельного участка;

необходимость и объем затрат на подготовку или восстановление хозяйственной деятельности на земельном участке;

наличие права арендатора на передачу своих прав и обязанностей по договору аренды земельного участка третьим лицам (например, право на предоставление земельного участка в субаренду, передачу его в залог влияет на увеличение размера арендной платы);

субсидии, предоставляемые арендатору за счет бюджета в целях поддержки деятельности, осуществляемой им на данном земельном участке;

обстоятельства, имеющие значение для развития субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

В порядок определения размера арендной платы, согласно п. 6 Методических рекомендаций, рекомендуется включать положения, направленные на реализацию требований об ограничении размера арендной платы, установленных нормами законодательства Российской Федерации (например, в случаях, предусмотренных пунктами 4 и 5 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, на истце по первоначальному иску лежала обязанность доказать соблюдение основных принципов определения арендной платы при аренде земельного участка, находящегося в государственной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582

Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Российская Федерация как правовое государство обязана обеспечивать эффективную систему гарантирования защиты прав и свобод человека и гражданина посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости.

Правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон (ч. 1 ст. 12 ГПК РФ).

Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел (ч. 2 ст. 12 ГПК РФ).

Согласно положениям ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом ( ч. 1).

В силу ч. 2 ст. 56 ГПРК РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

Истец по первоначальному иску, не обеспечив участие своего представителя в суде, лишил суд возможности, выносить обстоятельства, имеющие значение для дела, на обсуждение сторон, задавать вопросы относительно предмета спора.

В связи с чем, суд приходит к выводу, что истец по первоначальному иску, в нарушение ст. 56 ГПК РФ, не представил суду доказательства, подтверждающие обоснованность размера арендной платы, и не опровергнул доводы ответчика ФИО1, изложенные во встречном иске, о недействительности произведенного расчета арендной платы по заключенному с ним договору.

Оценив совокупность представленных доказательств, суд приходит к выводу об отказе истцу по первоначальному иску о взыскании с ФИО2 задолженности задолженность по арендной плате по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ по договору от ДД.ММ.ГГГГ в размере 37 488 руб. 49 коп., пени за каждый календарный день просрочки за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 19527руб. 03 коп., задолженность по арендной плате по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 207 562 руб. 36 коп., пени за каждый календарный день просрочки за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 25 262 руб. 02 коп., задолженность по арендной плате в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 180 000 руб. 00 коп., пени за каждый календарный день просрочки за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 3 576 руб. 33 коп., и удовлетворении встречных требования ФИО1 к Российской Федерации в лице МТУ Росимущества в Тульской Рязанской и Орловской областях о признании недействительным расчета арендной платы по договору аренды земельного участка от 06.07.2006г. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, выполненный на основании Отчёта «Об определении рыночной стоимости права пользования объектом недвижимости с установлением годовой арендной платы» независимым оценщиком ООО «Корпорация Право» в 2015 году по заказу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

в удовлетворении исковых требований Российской Федерации в лице МТУ Росимущества в Тульской Рязанской и Орловской областях к ФИО1 о взыскании платежей по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, отказать.

Встречные исковые требования ФИО1 удовлетворить, признать недействительным расчет арендной платы по договору аренды земельного участка от 06.07.2006г. произведенный Российской Федерации в лице МТУ Росимущества в Тульской Рязанской и Орловской областях за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, выполненный на основании Отчёта «Об определении рыночной стоимости права пользования объектом недвижимости с установлением годовой арендной платы» независимым оценщиком ООО «Корпорация Право» в 2015 году по заказу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течение 7 дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий