ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-203/20 от 10.01.2019 Ростовского районного суда (Ярославская область)

76RS0010-01-2019-000007-40 Дело № 2-203/2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

3 февраля 2020 года Ростовский районный суд Ярославской области в составе председательствующего: Батыревой Е.И.

при секретаре Алеевой О.В.,

с участием истицы ФИО1,

представителя ответчика по доверенности ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в гор. Ростове

гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению ПФ РФ в г. Ростове Ярославской области (межрайонное) о признании незаконным решения о назначении досрочно страховой пенсии по старости, включении периодов в льготный стаж, назначении пенсии,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Ростове Ярославской области (межрайонному) о признании незаконным решения о назначении досрочно страховой пенсии по старости, включении периодов в льготный стаж, назначении пенсии.

В судебном заседании истица заявленные требования поддержала, пояснив, что 9 декабря 2019 года обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в г. Ростове Ярославской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочно страховой пенсии по старости, считая, что у нее имеется 25-ти летний стаж педагогической деятельности. Решением от 25 декабря 2019 года ей в этом было отказано ввиду недостаточности такого стажа. Комиссией не был зачтен в льготный стаж период работы с 01.09.1995 по 15.07.1999 в должности педагога-психолога в центре психологической помощи, так как такое учреждение не поименовано Списком должностей и учреждений, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781.

Всего льготный стаж был определен в 21 год 8 месяцев.

Не согласна с этим, считает неправильным исключение из подсчета специального стажа указанного периода, поскольку Центр психологической помощи с момента своего создания с 01.09.1995 являлся образовательным учреждением, его учредитель -Управление образования Ростовского муниципального района. Она работала в должности педагога – психолога, деятельность и функциональные обязанности были направлены на работу с детьми образовательного характера. Впоследствии наименование данного образовательного учреждения приводилось в соответствие со Списками, в связи с чем оно было переименовано. Цель и характер деятельности оставались теми же. Так, в Уставе Центра психологической помощи, Уставе Центра психолого-медико-социального сопровождения, Уставе Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи с 2015 года определены те же функции. Наименование учреждения (Центра психологической помощи) не соответствовало Списку, но фактически являлось Центром психолого-медико-социального сопровождения. Наименование вновь образованному в 1995 году учреждению было присвоено неверно, в 1999 году оно было приведено в соответствие, цели и задачи деятельности остались прежними, ее трудовые функции не изменились. Периоды ее работы в Центре психолого-медико-социального сопровождения, Центре психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи были зачтены в льготный стаж.

Считает, что у нее возникло право на досрочное назначение пенсии с 9 декабря 2019 года. Просит удовлетворить заявленные требования.

Представитель ответчика - Управления ПФ РФ в г. Ростове Ярославской области (межрайонное) по доверенности ФИО2 в судебном заседании заявленные требования не признала, поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве, заключающиеся в том, что из подсчета специального стажа исключен спорный период с 01.09.1995 по 15.07.1999 педагогом-психологом в учреждении, не поименованном Списком должностей и учреждений, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781. В части срока назначения страховой пенсии по старости ответчик указывает об изменениях с 01.01.2019 законодательства, в т.ч. и вопросов досрочного пенсионного обеспечения. В частности, исходя из положений Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты по вопросам назначения и выплаты пенсий», срок для назначения пенсии по старости в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ увеличен на 12 месяцев с даты наступления права на пенсию по старости. Вместе с тем, в ч.3 ст.10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ для граждан, которые приобрели требуемый для досрочного назначения стаж в 2019 году, предусмотрено снижение возраста выхода на пенсию на 6 месяцев.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования обоснованными, подлежащими удовлетворению.

В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого Закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста, с применением положений части 1.1 настоящей статьи.

Ч.1.1, введенной с 1 января 2019 года Федеральным законом от 03.10.2018 года № 350- ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», определено, что страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.

Приложением № 7 к Федеральному Закону «О страховых пенсиях» срок назначения страховой пенсии по старости при возникновении права на нее в 2019 году установлен не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права.

При этом ч.3 ст.10 ФЗ № 350 определено, что указанной категории граждан, которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее наступления сроков, предусмотренных Приложением № 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до наступления таких сроков.

Таким образом, право на обращение за назначением страховой пенсии по старости указанной категории граждан при наличии требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ является отложенным, и право на назначение пенсии может возникнуть не ранее, чем через 6 месяцев после возникновения права на такую пенсию.

Частями 2, 3 ст. 30 определено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Согласно ч. 5, в случае изменения организационно-правовой формы и (или) наименований учреждений (организаций), предусмотренных пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".

Подпунктом "м" пункта 1 названного постановления установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";

Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;

Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утв. постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного Постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно.

ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ года работала педагогом- психологом в Центре психологической помощи, ДД.ММ.ГГГГ года Центр психологической помощи переименован в Ростовский муниципальный Центр психолого-медико-социального сопровождения, в дальнейшем он был переименован в Центр психолого-медико-социального сопровождения детей, а с 2015 года – в Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

Пунктом 1.11 Списка 2002 года предусмотрена работа в должности педагога и педагога- психолога в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого- педагогической и медико- социальной помощи: центрах диагностики и консультирования; центрах психолого-медико- социального сопровождения; центрах психолого-педагогической реабилитации и коррекции; центрах социально-трудовой адаптации и профориентации; центрах лечебной педагогики и дифференцированного обучения.

Списком 1991 года была предусмотрена работа во внешкольных учреждениях, в том числе детско - юношеских спортивных школах, при этом должность педагог – психолог отсутствовала.

Из-за несовпадения наименования образовательного учреждения период работы с 1 сентября 1995 года по 15 июля 1999 года, а всего 3 года 10 месяцев 15 дней, не был зачтен в льготный стаж.

ФИО1 указывает, что фактически Центр являлся Центром психолого- медико-социального сопровождения, в 1999 году его наименование было приведено в соответствие с этим, цели и задачи остались прежними.

Согласно ч. 5 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» в случае изменения организационно-правовой формы и (или) наименований учреждений (организаций), предусмотренных пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2014 г. N 869 "Об установлении тождественности профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования учреждений (организаций), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, в целях досрочного пенсионного обеспечения по старости" на Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации возложена обязанность устанавливать по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения.

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации №661 н от 24.09.2015 года была установлена тождественность профессиональной деятельности, выполняемой в образовательных организациях, созданных для оказания помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации осуществления индивидуально ориентированной педагогической, психологической, социальной, медицинской и юридической помощи; помощи обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации; помощи организациям, осуществляющим образовательную деятельность, по вопросам реализации основных общеобразовательных программ, обучения и воспитания обучающихся, профессиональной деятельности, выполнявшейся в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (центр диагностики и консультирования; центр психолого-медико-социального сопровождения; центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции; центр социально-трудовой адаптации и профориентации; центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения), предусмотренных пунктом 1.11 раздела "Наименование учреждений" Списка.

Согласно Уставу Центра психологической помощи г. Ростова и Ростовского района, созданного с 1 сентября 1995 года, назначением Центра является осуществление гуманной поддержки образовательных программ и общая оптимизация учебно- воспитательного процесса в школах, детских дошкольных учреждениях г Ростова и Ростовского района. Целью деятельности является, в том числе: помощь ребенку найти свое место в общем образовательном процессе, создать максимально благоприятную ситуацию для раскрытия потенциальных возможностей личного и интеллектуального развития, а также профилактика и коррекция фактов, ведущих к школьной/социальной дезадаптации, помощь учителю выработать оптимальный стиль профессиональной деятельности, а также оказание психологической помощи, разработка развивающих программ с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Таким образом, Центр был создан для оказания помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развития и социальной адаптации, а также организациям, осуществляющим образовательную деятельность, по вопросам реализации основных общеобразовательных программ, обучения и воспитания обучающихся.

Поскольку деятельность Центра психологической помощи тождественна деятельности Центра психо-медико-социального сопровождения и Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, периоды работы в нем засчитываются в льготный стаж для досрочного назначения пенсии по старости.

Управление Пенсионного фонда имело возможность оценить трудовые права истицы. Суд находит неправильным исключение периода с 1 сентября 1995 года по 15 июля 1999 года из подсчета льготного стажа. Они подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости ФИО1.

На момент обращения истицы за назначением пенсии ее льготный стаж составлял 25 лет 6 месяцев 15 дней, и право на досрочное назначение страховой пенсии по старости у нее возникло 24 мая 2019 года.

Поскольку назначение пенсии ФИО1 возможно через 6 месяцев после возникновения права на пенсию, т.е. с 24 ноября 2019 года, и она обратилась за ее назначением 9 декабря 2019 года, у нее на основании ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» с этой даты возникло право на назначение пенсии.

Исковые требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 22, 30 ФЗ РФ «О страховых пенсиях», ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Удовлетворить заявленные требования:

Признать незаконным отказ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ростове от 25 декабря 2019 года в назначении ФИО1 страховой пенсии по старости.

Включить в ее льготный стаж период работы с 1 сентября 1995 года по 15 июля 1999 года педагогом-психологом в Центре психологической помощи.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ростове Ярославской области (межрайонное) назначить ФИО1 с 9 декабря 2019 года страховую пенсию по старости на основании п. 19 ч.1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях».

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Ростовский районный суд в месячный срок со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий

:

.