ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-203/20 от 14.01.2021 Кайбицкого районного суда (Республика Татарстан)

Дело № 2-7/2021

УИД 16RS0015-01-2020-000688-08

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

Кайбицкий районный суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Багавиева И.А.,

при секретаре Насрутдиновой Э.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к публичному акционерному обществу «Сбербанк России» о признании приостановки обслуживания банковской карты незаконным и об обязании снять ограничения, восстановить облуживание,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с иском к публичному акционерному обществу «Сбербанк России» о признании приостановления обслуживания банковской карты VISA CLASSIC на счет незаконным, обязании снять ограничения и восстановить обслуживание в связи с тем, что ДД.ММ.ГГГГ публичным акционерным обществом «Сбербанк России» на его имя была выпущена вышеуказанная банковская карта на расчетный счет . ДД.ММ.ГГГГ обслуживание карты банком неправомерно было приостановлено со ссылкой на положения Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Истец ФИО1 в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме на основании указанных в иске доводов.

Ответчик – публичное акционерное общество «Сбербанк России», будучи надлежащим образом извещенным, в судебное заседание представителя не направил, в отзыве на исковое заявление просил рассмотреть данное дело в отсутствие своего представителя, отказав в удовлетворении иска, указав, что Банк в одностороннем порядке в соответствии с требованиями Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в целях недопущения вовлечения Банка в проведение операций, направленных на легализацию (отмывание) денежных средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма были приостановлены операции истца ФИО1 с использованием карты или ее реквизитов для проверки их правомерности, поскольку Банк пришел к выводу, что операции клиента носят сомнительный характер, направлены на обналичивание по корпоративной карте и транзит денежных средств на собственные счета физического лица, представленными документами не подтверждается перемещение товара, исполнение взятых на себя обязательств. Ограничив доступ к онлайн сервисам, банк тем самым не ограничил истца в использовании денежных средств, находящихся на счетах данных карт. Истец вправе обратиться в банк за получением денежных средств, предоставив при этом документы, подтверждающие правомерность банковских операций в соответствии с действующим законодательством. В рассматриваемой ситуации имел место отказ в совершении банковских операций, который регламентируется законом. При отказе в выполнении банковских операций вынесение уполномоченным органом постановления либо иного разрешающего документа не требуется.

Суд в соответствии с положениями части 3 статьи 167 ГПК РФ определил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

Выслушав истца и исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В силу статьи 845 ГК РФ, по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету. Банк может использовать имеющиеся на счете денежные средства, гарантируя право клиента беспрепятственно распоряжаться этими средствами. Банк не вправе определять и контролировать направления использования денежных средств клиента и устанавливать другие, не предусмотренные законом или договором банковского счета, ограничения права клиента распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению.

В соответствии со статьей 848 ГК РФ банк обязан совершать для клиента операции, предусмотренные для счетов данного вида законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями, если договором банковского счета не предусмотрено иное.

Согласно статье 849 ГК РФ, банк обязан по распоряжению клиента выдавать или списывать со счета денежные средства клиента не позднее дня, следующего за днем поступления в банк соответствующего платежного документа, если иные сроки не предусмотрены законом, изданными в соответствии с ним банковскими правилами или договором банковского счета. Банк обязан по распоряжению клиента выдавать или списывать со счета денежные средства клиента не позднее дня, следующего за днем поступления в банк соответствующего платежного документа, если иные сроки не предусмотрены законом, изданными в соответствии с ним банковскими правилами или договором банковского счета.

В силу статьи 858 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, ограничение распоряжения денежными средствами, находящимися на счете, не допускается, за исключением наложения ареста на денежные средства, находящиеся на счете, или приостановления операций по счету, в том числе блокирования (замораживания) денежных средств в случаях, предусмотренных законом.

Из приведенных норм в их совокупности следует, что операции, которые банк обязан совершать для клиента по счету данного вида, контроль и ограничение банком распоряжения клиентом денежными средствами по счету, сроки выполнения банком операций по счету могут устанавливаться законом.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что на имя ФИО1 в публичном акционерном обществе «Сбербанк России» ДД.ММ.ГГГГ открыт счет и оформлена дебетовая карта VISA CLASSIC .

Как следует из выписок по операциям по счету за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 неоднократно получены денежные средства от третьих лиц. В течение короткого промежутка времени истец полученные денежные средства переводил на иные счета. В связи с подозрением на совершение сомнительных операций ДД.ММ.ГГГГ у ФИО2 затребованы документы об источнике образования (поступления) денежных средств по операциям, экономическом смысле проводимых операций, а также документы (их копии), подтверждающие источники поступления (происхождения) указанных выше денежных средств, источники происхождения денежных средств на счетах, перечисленных путем безналичных зачислений.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 в публичное акционерное общество «Сбербанк России» представлены документы: пояснения, договора аренды нежилого помещения, договора поставки, платежные поручения по оплате налогов, выписки по расчетным счетам, книги учета доходов и расходов хозяйственных операций, книга покупок и продаж, счета по оплате с контрагентами.

По результатам проведенного анализа операций и представленных документов публичным акционерным обществом «Сбербанк России» установлено:

- денежные средства зачисляются на расчетный счет от контрагентов сторонних банков с назначениями платежа: оплата по договору за товар, за материалы, за товарно-материальные ценности;

- ? от оборота обналичены с помощью корпоративной карты, а также через собственный счет банковской карты;

- хозяйственная деятельность не подтверждена соответствующими первичными и сопутствующими документами, установленными действующим законодательством, не предоставлены документы, подтверждающие наличие материально-технической базы и документы по исполнению обязательств по договорам с контрагентами;

- трудоустроенных сотрудников в штате нет, наличие наемных сотрудников не подтверждено;

- в собственности/аренде транспортных средств, складских помещений нет;

- по договорам поставки транспортировка материалов документально не подтверждено.

Судом установлено, что публичное акционерное общество «Сбербанк России» установив, что операции клиента обладают признаками сомнительности, приостановил обслуживание банковской карты.

При этом, как следует из отзыва представителя публичного акционерного общества «Сбербанк России», ограничив доступ к онлайн сервисам банка, банк тем самым не ограничил истца в использовании денежных средств, находящихся на счетах карт, истец вправе обратиться в банк за получением денежных средств, предоставив при этом документы, подтверждающие правомерность банковских операций.

В соответствии с пунктами 2.9, 2.10.2 Условий использования банковских карт акционерного общества "Сбербанк России" банк имеет право приостанавливать проведение операций с использованием карты или ее реквизитов для проверки их правомерности. Банк имеет право полностью или частично приостановить операции по счету карты, а также отказать в совершении операций, за исключением операций по зачислению денежных средств, в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, в том числе, если у банка возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Согласно пункту 2.10.1 Условий, при возникновении ситуации, которая может повлечь за собой ущерб для банка или клиента либо нарушение действующего законодательства банк вправе приостановить либо прекратить действие карт(ы), а также принимать для этого все необходимые меры вплоть до изъятия карт(ы).

Основания и порядок приостановления операций с денежными средствами, отказа в выполнении расчетных операций предусмотрены Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Данный Федеральный закон направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (статья 1 Федерального закона N 115-ФЗ).

Пунктом 2 статьи 7 названного Закона предусмотрено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, а также лица, указанные в статье 7.1 настоящего Федерального закона, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения разрабатывать правила внутреннего контроля, а в случаях, установленных пунктом 2.1 настоящей статьи, также целевые правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля и целевых правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях. Организация, осуществляющая операции с денежными средствами или иным имуществом, которая является участником банковской группы или банковского холдинга и реализует целевые правила внутреннего контроля, может назначать одно специальное должностное лицо, ответственное как за реализацию правил внутреннего контроля, так и за реализацию целевых правил внутреннего контроля.

Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с правилами внутреннего контроля, обязаны документально фиксировать информацию, полученную в результате реализации указанных правил, и сохранять ее конфиденциальный характер.

Основаниями документального фиксирования информации являются: запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели; несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации; выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных настоящим Федеральным законом; совершение операции, сделки клиентом, в отношении которого уполномоченным органом в организацию направлен либо ранее направлялся запрос, предусмотренный подпунктом 5 пункта 1 настоящей статьи; отказ клиента от совершения разовой операции, в отношении которой у работников организации возникают подозрения, что указанная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма; иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом требований, утверждаемых Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг (за исключением профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих деятельность исключительно по инвестиционному консультированию), операторов инвестиционных платформ, страховых организаций (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования), страховых брокеров, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, кредитных потребительских кооперативов, в том числе сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, микрофинансовых организаций, обществ взаимного страхования, негосударственных пенсионных фондов, ломбардов, операторов финансовых платформ - Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом, и утверждаются руководителем организации.

Согласно пункту 14 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ клиенты обязаны предоставлять организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, информацию, необходимую для исполнения указанными организациями требований настоящего Федерального закона, включая информацию о своих выгодоприобретателях, учредителях (участниках) и бенефициарных владельцах.

Согласно пункту 11 статьи 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, вправе отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, иностранной структуры без образования юридического лица, по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования информации в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также в случае, если в результате реализации правил внутреннего контроля у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Согласно пункту 12 статьи 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" приостановление операций в соответствии с пунктом 10 настоящей статьи и отказ от выполнения операций в соответствии с пунктом 11 настоящей статьи не являются основанием для возникновения гражданско-правовой ответственности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, за нарушение условий соответствующих договоров.

По смыслу изложенных правовых норм, банку предоставлено право самостоятельно с соблюдением требований внутренних нормативных актов относить сделки клиентов банка к сомнительным, влекущим применение внутренних организационных мер, позволяющих банку защищать свои интересы в части соблюдения законности деятельности данной организации, действующей на основании лицензии.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что имевшиеся в распоряжении банка сведения о финансовых операциях, проводимых по счетам истца, свидетельствовали о подозрительном характере операций и являлись достаточным основанием для осуществления банком документального фиксирования этих операций. Документов, раскрывающих сути совершенных операций, устраняющих неясность в их экономическом смысле и в вопросе о законности целей при совершении этих операций, материалы дела не содержат.

Суду не представлены документы, раскрывающие сути совершенных операций, устраняющих неясность в их экономическом смысле и в вопросе о законности целей при совершении этих операций.

Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства дела и нормы права, и учитывая, что в ходе рассмотрения дела не нашли своего подтверждения факты нарушения прав истца как потребителя, суд считает необходимым отказать ФИО1 в удовлетворении исковых требований.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении искового заявления ФИО1 к публичному акционерному обществу «Сбербанк России» о признании приостановки обслуживания банковской карты незаконным и об обязании снять ограничения, восстановить облуживание отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме через Кайбицкий районный суд Республики Татарстан.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья подпись И.А. Багавиев